Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Название предмета, курса | Информатика |
Класс | 9а,б |
Учебно-методический комплекс | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2010г. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012. |
Место учебного предмета в учебном плане | 70ч. в год (2 час в неделю) |
Составители | Пайвина Н.С., учитель информатики |
Цель предмета, курса | -освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; -овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; -воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; -выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. |
Содержание учебного предмета, курса | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации Кодирование и обработка текстовой информации Кодирование и обработка числовой информации Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования Моделирование и формализация Информатизация общества |
Результаты освоения учебного предмета | Обучающиеся должны знать/уметь: -запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории); -запись изображений и звука с использованием различных устройств; -текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); -музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); -пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); -следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; -Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. -создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; -осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; -Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. -осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; -следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.doc | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО ________ Л.Н.Шатлова Протокол от 28.08.2015г. № 1 | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ Т.Ю.Каминская 31.08.2015г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №6» ____________ Т.А.Курушина Приказ от 31.08.2015г. № _____- о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету информатика и ИКТ
для 9а класса
Составитель: Пайвина Наталья Сергеевна,
учитель информатики
I квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета I час в неделю и в IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю).
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8 и 9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Учебно – тематический план
Содержание тем учебного курса
- Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и НSВ. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 4 «Анимация».
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации». Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».
- Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
- Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные, параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов». Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
- Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 21 «Проект «Переменные»».
Практическая работа № 22 «Проект «Калькулятор»».
Практическая работа № 23 «Проект «Строковый калькулятор»».
Практическая работа № 24 «Проект «Даты и время»».
Практическая работа № 25 «Проект «Сравнение кодов символов»».
Практическая работа № 26 «Проект «Отметка»».
Практическая работа № 27 «Проект «Коды символов»».
Практическая работа № 28 «Проект «Слово-перевертыш»».
Практическая работа № 29 «Проект «Графический редактор»».
Практическая работа № 30 «Проект «Системы координат»».
Практическая работа № 31 «Проект «Анимация»».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
- Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 32 «Проект «Бросание мячика в площадку»». Практическая работа № 33 «Проект « Графическое решение уравнения»». Практическая работа № 34 «Проект « Распознавание удобрений»». Практическая работа № 35 «Проект «Модели систем управления»».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 5 по теме «Моделирование и формализация».
- Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 6 (итоговая).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практические (лабораторные) работы | Формы контроля | Элементы дополнитель-ного содержания | Домашнее задание | |
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | Изучение нового материала | Пространственная дискретизация, палит-ры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB | - знать способы кодирования графической информации - уметь приводить примеры преобразования аналоговых изображений в дискретные | Фронтальный опрос Решение задач | Дискретизация | § 1.1.1 | |||
Растровые изображе-ния на экране монито-ра. Палитры цветов в системах цветопере-дачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа №1 Кодирова-ние графической информации. | 1 | Комбинированный | Палитры цветов в системах цветопере-дачи RGB, CMYK и HSB. | - знать особенности систем цветопередачи RGB, CMYK и HSB. - уметь выполнять кодирование графической информации | Кодирование графической информации | Компьютерный практикум | § 1.1.2-1.1.3 | |||
Растровая и векторная графика | 1 | Комбинированный | Растровая и векторная графика | - знать особенности и отличия растровой и векторной графики | опрос | Фрактальная, трехмерная графика | § 1.2.1-1.2.2 | |||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инстру-менты рисования растровых графичес-ких редакторов. | 1 | Изучение нового материала | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков | Знать способы создания векторных изображений, форматы графических файлов | Выборочный опрос тестирование | § 1.3.1-1.3.2 | ||||
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №2 Создание рисунков в векторном графическом редакторе | 1 | практикум | Графические примитивы | - знать основные примитивы для работы с векторными графическими объектами; - знать правила конструи-рования графических объектов: выделение, объединение; - уметь создавать изобра-жения с помощью инструментов векторного графического редактора | Создание рисунков в векторном графическом редакторе | Компьютерный практикум | § 1.2.1 | |||
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. | 1 | лекция | Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять. | - знать основные правила для работы с растровыми графическими объектами; | Выборочный опрос | § 1.3.4 | ||||
Практическая работа №3 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | 1 | практикум | Интерфейс растровых графических редакторов. | - уметь создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осущест-влять простейшую обработку цифровых изображений | Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | Компьютерный практикум | §1.3.4 | |||
Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 Анимация | 1 | практикум | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации | Знать принцип создания иллюзии движения; осознавать возможность создания анимации при помощи компьютера | Анимация | Компьютерный практикум | §1.4 | |||
Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации | 1 | практикум | Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирова-ния звука. Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука | Знать принципы кодирования звуковой информации, уметь вычислять глубину кодирования звука и информационный объем звукового файла | Кодирование и обработка звуковой информации | Компьютерный практикум | §1.5 | |||
Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | 1 | практикум | Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду | Уметь определять информационный объем цифрового фото и видео, Знать характеристики цифрового фото и цифровых видео файлов | Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | Выборочный опрос тестирование | §1.6 | |||
Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | 1 | практикум | Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду | Уметь осуществлять захват фото и видео изображений. Уметь редактировать фотоизображения в программе MS Picture Manager | Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | Компьютерный практикум | §1.6 | |||
Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | Контроль знаний | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Уметь применять полученные знания по данной теме при решении задач и выполнении практических заданий | Контрольная работа | |||||
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 Кодирование текстовой информации. | 1 | комбинированный | Кодирование текстовой информации | Знать кодировки текста. Уметь кодировать текстовую информацию | Кодирование текстовой информации. | Компьютерный практикум | § 2.1 | |||
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа | 1 | Изучение нового материала | Ввод и редактирование документа | Знать приемы создания и редактирования документов в текстовых редакторах. | Компьютерный практикум | § 2.2, 2.3 | ||||
Сохранение и печать документов. Практическая работа №9 Вставка в документ формул. | 1 | комбинированный | Сохранение и печать документов. | Уметь сохранять, печатать документы, вставлять формулы в документ | Вставка в документ формул. | Тестирование | §2.4 | |||
Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 Форматирование символов и абзацев. | 1 | комбинированный | Форматирование документа, символов, абзацев | Уметь форматировать символы и абзацы | Форматирование символов и абзацев | Компьютерный практикум | § 2.4 | |||
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 Создание и форматирование списков | 1 | практикум | Нумерованные и маркированные списки. | Уметь создавать и редактировать нумерованные и маркированные списки | Создание и форматирование списков | практическая работа | § 2.5 | |||
Таблицы. Практическая работа №12 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | 1 | комбинированный | Таблицы | Уметь работать с таблицами в текстовых редакторах | Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | практическая работа | § 2.6 | |||
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 Перевод текста с помощью компьютерного словаря | 1 | комбинированный | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | Знать основные функции компьютерных словарей и систем машинного перевода. Уметь пользоваться компьютером с целью перевода слов | Перевод текста с помощью компьютерного словаря | § 2.7 | ||||
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 Сканирова-ние и распознавание «бумажного» текстового документа. | 1 | комбинированный | Системы оптического распознавания документа | Знать основные системы оптического распознавания текста. Уметь сканировать и распознавать «бумажный» текстовый документ | Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | практическая работа | § 2.8 | |||
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | Контроль знаний | Кодирование и обработка текстовой информации | Уметь применять полученные знания по данной теме | Контрольная работа | |||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | 1 | комбинированный | Системы счисления. | Знать позиционные и непозиционные системы счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | Компьютерный практикум | § 3.1.1 | |||
Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | Изучение нового материала | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | Знать правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления. Уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления | Выборочный опрос | § 3.1.2 | ||||
Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | комбинированный | Двоичное кодирование | Знать принципы двоичного кодирование чисел в компьютере | § 3.1.3 | |||||
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 | комбинированный | Электронные таблицы, их параметры | Знать основные элементы электронных таблиц, их основные параметры | беседа | § 3.2.1-3.2.2 | ||||
Основные типы и форматы данных. | 1 | лекция | Типы и форматы данных в электронных таблицах | Знать основные типы и форматы данных в электронных таблицах | § 3.2.2 | |||||
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 16 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | 1 | практикум | Виды ссылок в электронных таблицах | Знать особенности относительных, абсолютных и смешанных ссылок. Уметь создавать относительные, абсолютные и смешанные ссылки | Относительныеабсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | Компьютерный практикум | §3.2.3 | |||
Встроенные функции. Практическая работа № 17 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | 1 | практикум | Функции в электронных таблицах | Знать основные функции в электронных таблицах. Уметь создавать таблицы значений функций в электронных таблицах | Создание таблиц значений функций в электронных таблицах | Компьютерный практикум | § 3.2.4 | |||
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа № 18 Построение диаграмм различных типов | 1 | практикум | Диаграммы и графики | Уметь строить диаграммы и графики различных типов | Построение диаграмм различных типов | Компьютерный практикум | § 3.3 | |||
Базы данных в электронных таблицах. | 1 | Изучение нового материала | Иерархическая, сетевая и реляционные модели данных; назначение БД, структурирование данных. Реляционная модель данных: поле, запись, понятие ключа | Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД, Уметь представлять базу данных в виде таблицы, Знать типы данных, используемых в базах данных. | Тестирование | § 3.4.1 | ||||
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 19 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | 1 | комбинированный | База данных, поле, тип поля, сортировка (по возрастанию, по убыванию) | Знать порядок расположения записей при сортировке в зависимости от типа поля. Уметь выполнять сортировку в БД, созданных в среде Excel | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | Компьютерный практикум | § 3.4.2 | |||
Контрольная работа №3. «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | Контроль знаний | Кодирование и обработка числовой информации | Контрольная работа | ||||||
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители | 1 | Изучение нового материала | Понятие алгоритма, свойства алгоритма | Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов | беседа | § 4.1.1 | ||||
Блок – схемы алгоритмов. | 1 | комбинированный | Основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл | Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем | Выборочный опрос | § 4.1.2. | ||||
Выполнение алгоритмов компьютером | 1 | комбинированный | Выполнение алгоритмов | Знать особенности выполнения алгоритмов компьютером | Выборочный опрос | § 4.2.3, 4.2.4 | ||||
Линейный алгоритм. | 1 | комбинированный | Структура следование на языке программирования. Базовая алгоритми-ческая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. Словесный алгоритм, блок–схема, программа | Уметь записывать простые алгоритмы на языке программирования . | Выборочный опрос | § 4.8 | ||||
Алгоритмические структуры «выбор», «цикл» | 1 | комбинированный | Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. Словесный алгоритм, блок–схема, программа. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком | Уметь изображать конструкцию «ветвление», «цикл». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением, циклом. Уметь записывать условный оператор и оператор цикла на языке программирования | Компьютерный практикум | § 4.9 | ||||
Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа №21 Проект «Переменные». | 1 | проект | Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания | Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения | Проект «Переменные» | Компьютерный практикум | § 4.3 | |||
Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | Изучения нового материала | Арифметические выражения, правила записи арифметических выражений на языке программирования | Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций | § 4.4 | |||||
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | Комбинированный | Функции в языках программирования. | Знать основные функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Выборочный опрос | § 4.5 | ||||
Практическая работа №22 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 1 | практикум | Системы объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Знать особенности интерфейса и основных возможностей системам объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Знакомство с системами объектно-ориентирован-ного и алго-ритмического программиро-вания | Компьютерный практикум | § 4.5 с.233 | |||
Практическая работа №23 Проект «Калькулятор». | 1 | проект | Вычисление с использованием четырех арифметических действий и математических функций | Уметь разрабатывать проект , позволяющий производить четыре арифметических действия над числами, находить синус и квадратный корень | Проект «Калькулятор» | Компьютерный практикум | § 4.5 с.242 | |||
Практическая работа №24 Проект «Строковый калькулятор». | 1 | проект | Строковые функции | Уметь применять строковые функции в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Строковый калькулятор» | Компьютерный практикум | § 4.5 с.246 | |||
Практическая работа №25 Проект «Даты и время». | 1 | проект | Оператор цикла с предусловием | Уметь применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Даты и время» | Компьютерный практикум | § 4.5 с.249 | |||
Практическая работа №26 Проект «Сравнение кодов символов». | 1 | проект | Оператор ветвления | Уметь применять оператор ветвления в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Сравнение кодов символов». | Компьютерный практикум | § 4.5 с.252 | |||
Практическая работа №27 Проект «Отметка». | 1 | проект | Оператор выбора | Уметь применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Отметка» | Компьютерный практикум | § 4.5 с.255 | |||
Практическая работа №28 Проект «Коды символов». | 1 | проект | Оператор цикла со счетчиком | Уметь применять цикл со счетчиком в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Коды символов» | § 4.5 с.258 | ||||
Практическая работа №29 Проект «Слово-перевертыш». | 1 | проект | Оператор цикла с предусловием | Уметь применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Слово-перевертыш» | тест | § 4.5 с.261 | |||
Практическая работа №30 Проект «Графический редактор». | 1 | проект | Графические методы | Уметь применять графические методы в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Графический редактор» | опрос | § 4.5 с.263 | |||
Практическая работа №31 Проект «Системы координат». | 1 | проект | Системы координат | Уметь создавать различные системы координат в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Проект «Системы координат» | § 4.5 с.267 | ||||
Практическая работа №31 Проект «Анимация». | 1 | проект | Анимация | Уметь создавать анимацию в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | § 4.5 с.270 | |||||
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | Контроль знаний | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | § 5.6 | |||||
Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | Изучение нового материала | Объекты окружающего мира | Знать основы иерархической системы окружающего мира | беседа | § 5.1 | ||||
Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания | 1 | комбинированный | Моделирование как метод познания. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования. | § 5.2.1 | |||||
Материальные и информационные модели. | 1 | комбинированный | Материальные и информационные модели. | Знать понятия: материальные и информационные модели. Приводить примеры моделей | § 5.2.2 | |||||
Формализация и визуализация информационных моделей | 1 | комбинированный | Формальное исполнение алгоритма | Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма | § 5.2.3 | |||||
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | Изучение нового материала | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей | тест | § 5.3 | ||||
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа № 32 Проект «Бросание мячика в площадку» | 1 | комбинированный | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов | Проект «Бросание мячика в площадку» | практикум | § 5.4 | |||
Приближенное решение уравнений. Практическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений» | 1 | комбинированный | Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом и проведения компьютерного эксперимента | Проект «Графическое решение уравнений» | Тест | § 5.5 | |||
Экспертные системы распознавания химических веществ. | 1 | Изучение нового материала | Экспертные системы | Иметь представление об экспертных системах распознавания химических веществ. | тест | § 5.6 | ||||
Практическая работа №34. Проект «Распознавание удобрений» | 1 | проект | Компьютерные модели экспертных систем | Уметь создавать компьютерные модели экспертных систем | Проект «Распознавание удобрений» | беседа | с.157 | |||
Информационные модели управления объектами. | 1 | Изучение нового материала | Информационные модели управления объектами. | Знать основные информационные модели управления объектами. | § 5.7 | |||||
Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления» | 1 | проект | Компьютерные модели систем управления без обратной связи, с обратной связью и автоматической обратной связью | Уметь создавать компьютерные модели систем управления без обратной связи, с обратной связью и автоматической обратной связью | Проект «Модели систем управления» | § 5.7 | ||||
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | 1 | Контроль знаний | Модели материаль-ные и модели информационные. Формальное испол-нение алгоритма. Основные этапы разработки и исследования моделей. Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов. Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов. | тест | |||||
Информационное общество. | Изучение нового материала | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы | Знать понятия: информационное общество, информационные ресурсы Знать этапы развития информационных технологий, критерии информационного общества, | беседа | § 6.1 | |||||
Информационная культура. | 1 | комбинированный | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы | Знать понятия: информационные ресурсы, информационная культура. Знать компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку | опрос | § 6.2 | ||||
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | 1 | комбинированный | Этика и право при создании и использовании информации, лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы | Иметь понятие о информационной этике и праве; информационной безопасности; о правонарушениях в информационной сфере и мерах их предотвращения | тест | § 6.3 | ||||
Повторение материала за курс 9 класса | 1 | Систематизации знаний | беседа | повторение | ||||||
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | 1 | Контроль знаний | материал курса информатики за 9 класс | |||||||
Обобщающий урок | 1 | Обобщение знаний |
Приложение к рабочей программе по информатике и ИКТ для 9а класса Пайвиной Н.С.
|
Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ
9а класс
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в год – 70
№ | Тема урока | 1 группа | 2 группа | ||||||
Заплани-ровано | Фактически проведено | Заплани- ровано | Фактически проведено | ||||||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | ||||||||
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1 Кодирование графической информации. | 1 | ||||||||
Растровая и векторная графика | 1 | ||||||||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | 1 | ||||||||
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №2 Создание рисунков в векторном графическом редакторе | 1 | ||||||||
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. | 1 | ||||||||
Практическая работа № 3 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | 1 | ||||||||
Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 Анимация | 1 | ||||||||
Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации | 1 | ||||||||
Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | 1 | ||||||||
Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | 1 | ||||||||
Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | ||||||||
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 Кодирование текстовой информации. | 1 | ||||||||
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа | 1 | ||||||||
Сохранение и печать документов. Практическая работа №9 Вставка в документ формул. | 1 | ||||||||
Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 Форматирование символов и абзацев. | 1 | ||||||||
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 Создание и форматирование списков | 1 | ||||||||
Таблицы. Практическая работа №12 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | 1 | ||||||||
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 Перевод текста с помощью компьютерного словаря | 1 | ||||||||
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | 1 | ||||||||
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | ||||||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | 1 | ||||||||
Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | ||||||||
Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | ||||||||
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 | ||||||||
Основные типы и форматы данных. | 1 | ||||||||
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.. Практическая работа № 16 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | 1 | ||||||||
Встроенные функции. Практическая работа № 17 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | 1 | ||||||||
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа № 18 Построение диаграмм различных типов | 1 | ||||||||
Базы данных в электронных таблицах. | 1 | ||||||||
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 19 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | 1 | ||||||||
Контрольная работа №3. «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | ||||||||
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители | 1 | ||||||||
Блок – схемы алгоритмов. | 1 | ||||||||
Выполнение алгоритмов компьютером | 1 | ||||||||
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | ||||||||
Алгоритмические структуры «выбор», «цикл» | 1 | ||||||||
Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа №21 «Проект «Переменные». | 1 | ||||||||
Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | ||||||||
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | ||||||||
Практическая работа № 22 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 1 | ||||||||
Практическая работа №23 Проект «Калькулятор». | 1 | ||||||||
Практическая работа №24 Проект «Строковый калькулятор». | 1 | ||||||||
Практическая работа №25 Проект «Даты и время». | 1 | ||||||||
Практическая работа №26 Проект «Сравнение кодов символов». | 1 | ||||||||
Практическая работа №27 Проект «Отметка». | 1 | ||||||||
Практическая работа №28 Проект «Коды символов». | 1 | ||||||||
Практическая работа №29 Проект «Слово-перевертыш». | 1 | ||||||||
Практическая работа №30 Проект «Графический редактор». | 1 | ||||||||
Практическая работа №31 Проект «Системы координат». | 1 | ||||||||
Практическая работа №31 Проект «Анимация». | 1 | ||||||||
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | ||||||||
Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | ||||||||
Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания | 1 | ||||||||
Материальные и информационные модели. | 1 | ||||||||
Формализация и визуализация информационных моделей | 1 | ||||||||
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | ||||||||
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа № 32 Проект «Бросание мячика в площадку» | 1 | ||||||||
Приближенное решение уравнений. Практическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений» | 1 | ||||||||
Экспертные системы распознавания химических веществ. | 1 | ||||||||
Практическая работа № 34 Проект «Распознавание удобрений» | 1 | ||||||||
Информационные модели управления объектами. | 1 | ||||||||
Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления» | 1 | ||||||||
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | 1 | ||||||||
Информационное общество. | 1 | ||||||||
Информационная культура. | 1 | ||||||||
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | 1 | ||||||||
Повторение материала за курс 9 класса | 1 | ||||||||
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | 1 | ||||||||
Обобщающий урок | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории) - запись изображений и звука с использованием различных устройств;
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Уметь:
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Уметь:
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Уметь
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
- Тексты.
- Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Уметь:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- проводить проверку правописания;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Уметь:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
- создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
- переходить от одного представления данных к другому;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
Уметь:
- создавать записи в базе данных;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
- Знать/понимать:
- программный принцип работы компьютера;
Уметь:
- пользоваться персональным компьютером
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
- Представление информации. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
- Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
- Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
Список литературы:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Практикум. 2 – е издание – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 -11 классы. Методическое пособие – Москва. БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...