Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Пайвина Наталья Сергеевна

Название предмета, курса

Информатика

Класс

9а,б

Учебно-методический комплекс

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2010г.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9.  Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2012.

Место учебного предмета в учебном плане

70ч. в год (2 час в неделю)

Составители

Пайвина Н.С., учитель информатики

Цель предмета, курса

-освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

-овладение умениями    работать    с     различными      видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

-воспитание   ответственного отношения     к    информации с учетом правовых и этических аспектов    ее распространения;    избирательного отношения к полученной информации;

-выработка навыков    применения    средств    ИКТ в    повседневной жизни, при выполнении    индивидуальных    и    коллективных    проектов,    в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Содержание учебного предмета, курса

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование и обработка числовой информации

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Моделирование и формализация

Информатизация общества

Результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся должны знать/уметь:

-запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории);

 -запись изображений и звука с использованием различных устройств;

-текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

-музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

-пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

-следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  создания информационных объектов,  в том числе для оформления результатов учебной работы;

-Рисунки и фотографии.  Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

-создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;

-осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

-Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

-осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

-следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

________ Л.Н.Шатлова

Протокол  от 28.08.2015г.

№ 1

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ Т.Ю.Каминская

31.08.2015г.

Утверждаю

Директор  МБОУ «СОШ №6»

____________ Т.А.Курушина

Приказ от 31.08.2015г.

№ _____- о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету информатика и ИКТ

для 9а класса

 Составитель: Пайвина Наталья Сергеевна,

учитель информатики

I квалификационной категории

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Информатика –  это  наука  о закономерностях протекания информационных процессов в  системах  различной  природы,  о  методах,  средствах  и  технологиях  автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными  объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают     информационные    процессы и информационные технологии. Теоретическая часть     курса строится     на     основе      раскрытия    содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Настоящая    программа    составлена     на      основе «Примерной    программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета I час в неделю и в IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю).

Преподавание    курса     «Информатика   и ИКТ»      в 8 и 9 классе       ориентировано       на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

Курс    нацелен    на    формирование умений, с использованием современных цифровых технологий   и без     них, самостоятельно     или      в      совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 - овладение умениями    работать    с     различными      видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание   ответственного отношения     к    информации с учетом правовых и этических аспектов    ее распространения;    избирательного отношения к полученной информации;

-  выработка навыков    применения    средств    ИКТ в    повседневной жизни, при выполнении    индивидуальных    и    коллективных    проектов,    в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов в рабочей программе

Теоретические занятия

Практические (лабораторные) занятия

Контрольные работы (зачеты, тесты)

Всего

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

4

7

1

12

Кодирование и обработка текстовой информации

1

7

1

9

Кодирование и обработка числовой информации

5

5

1

11

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

7

12

1

20

Моделирование и формализация

7

4

1

12

Информатизация общества

5

0

1

6

Итого

29

35

6

70

Содержание тем учебного курса

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и НSВ. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 4 «Анимация».

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации». Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа № 7  «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».

  1. Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

  1. Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные, параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов». Практическая работа №  19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 21 «Проект «Переменные»».

Практическая работа № 22 «Проект «Калькулятор»».

Практическая работа № 23 «Проект «Строковый калькулятор»».

Практическая работа № 24 «Проект «Даты и время»».

Практическая работа № 25 «Проект «Сравнение кодов символов»».

Практическая работа № 26 «Проект «Отметка»».

Практическая работа № 27 «Проект «Коды символов»».

Практическая работа № 28 «Проект «Слово-перевертыш»».

Практическая работа № 29 «Проект «Графический редактор»».

Практическая работа № 30 «Проект «Системы координат»».

Практическая работа № 31 «Проект «Анимация»».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

  1. Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 32 «Проект «Бросание мячика в площадку»». Практическая работа № 33 «Проект « Графическое решение уравнения»». Практическая работа № 34 «Проект « Распознавание удобрений»». Практическая работа № 35 «Проект «Модели систем управления»».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 5 по теме «Моделирование и формализация».

  1. Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 6 (итоговая).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические (лабораторные) работы

Формы контроля

Элементы дополнитель-ного содержания

Домашнее задание

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

Изучение нового материала

Пространственная дискретизация, палит-ры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB

- знать способы кодирования графической информации

- уметь приводить примеры преобразования аналоговых изображений в дискретные

Фронтальный опрос

Решение задач

Дискретизация

§ 1.1.1

Растровые изображе-ния на экране монито-ра. Палитры цветов в системах цветопере-дачи RGB, CMYK и  HSB. Практическая работа №1 Кодирова-ние графической информации.

1

Комбинированный

Палитры цветов в системах цветопере-дачи RGB, CMYK и  HSB.

- знать особенности систем цветопередачи  RGB, CMYK и  HSB.

- уметь выполнять кодирование графической информации

Кодирование графической информации

Компьютерный практикум

§ 1.1.2-1.1.3

Растровая и векторная графика

1

Комбинированный

Растровая и векторная графика

- знать особенности и отличия растровой и векторной графики

опрос

Фрактальная, трехмерная графика

§ 1.2.1-1.2.2

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инстру-менты рисования растровых графичес-ких редакторов.

1

Изучение нового материала

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков

Знать способы создания векторных  изображений, форматы графических файлов

Выборочный опрос

тестирование

§ 1.3.1-1.3.2

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №2 Создание рисунков в векторном графическом редакторе

1

практикум

Графические примитивы

- знать основные примитивы для работы с векторными графическими объектами;

- знать правила конструи-рования графических объектов: выделение, объединение;

- уметь создавать изобра-жения с помощью инструментов векторного графического редактора

Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Компьютерный практикум

§ 1.2.1

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

1

лекция

Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять.

- знать основные правила для работы с растровыми графическими объектами;

Выборочный опрос

§ 1.3.4

Практическая работа №3 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

1

практикум

Интерфейс растровых графических редакторов.

- уметь создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осущест-влять простейшую обработку цифровых изображений

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

Компьютерный практикум

§1.3.4

Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 Анимация

1

практикум

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации 

Знать принцип создания иллюзии движения; осознавать возможность создания анимации при помощи компьютера

Анимация

Компьютерный практикум

§1.4

Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации

1

практикум

Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирова-ния звука. 

Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука 

Знать принципы кодирования звуковой информации, уметь вычислять глубину кодирования звука и информационный объем звукового  файла

Кодирование и обработка звуковой информации

Компьютерный практикум

§1.5

Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

1

практикум

Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду

Уметь определять информационный объем цифрового фото и видео, Знать характеристики цифрового фото и цифровых видео файлов

Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

Выборочный опрос

тестирование

§1.6

Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

1

практикум

Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду

Уметь осуществлять захват фото и видео изображений. Уметь редактировать фотоизображения в программе MS Picture Manager

Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

Компьютерный практикум

§1.6

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1

Контроль знаний

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Уметь применять полученные знания по данной теме при решении задач и выполнении практических заданий

Контрольная работа

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 Кодирование текстовой информации.

1

комбинированный

Кодирование текстовой информации

Знать кодировки текста.

Уметь кодировать текстовую информацию

Кодирование текстовой информации.

Компьютерный практикум

§ 2.1

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа

1

Изучение нового материала

Ввод и редактирование документа

Знать  приемы создания и редактирования документов в текстовых редакторах.

Компьютерный практикум

§ 2.2, 2.3

Сохранение и печать документов. Практическая работа №9 Вставка в документ формул.

1

комбинированный

Сохранение и печать документов.

Уметь сохранять, печатать документы, вставлять формулы в документ

Вставка в документ формул.

Тестирование

§2.4

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 Форматирование символов и абзацев.

1

комбинированный

Форматирование документа, символов, абзацев

Уметь форматировать символы и абзацы

Форматирование символов и абзацев

Компьютерный практикум

§ 2.4

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 Создание и форматирование списков

1

практикум

Нумерованные и маркированные списки.

Уметь создавать и редактировать нумерованные и  маркированные списки

Создание и форматирование списков

практическая работа

§ 2.5

Таблицы. Практическая работа №12 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

1

комбинированный

Таблицы

Уметь работать с таблицами в текстовых редакторах

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

практическая работа

§ 2.6

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 Перевод текста с помощью компьютерного словаря

1

комбинированный

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Знать основные функции компьютерных словарей и систем машинного перевода.

Уметь пользоваться компьютером с целью перевода слов

Перевод текста с помощью компьютерного словаря

§ 2.7

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 Сканирова-ние и распознавание «бумажного» текстового документа.

1

комбинированный

Системы оптического распознавания документа

Знать основные системы оптического распознавания текста.

Уметь сканировать и распознавать «бумажный» текстовый документ

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

практическая работа

§ 2.8

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и  обработка текстовой информации»

1

Контроль знаний

Кодирование и  обработка текстовой информации

Уметь применять полученные знания по данной теме

Контрольная работа

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1

комбинированный

Системы счисления.

Знать позиционные и непозиционные системы счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Компьютерный практикум

§ 3.1.1

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

Изучение нового материала

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Знать правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.

Уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления

Выборочный опрос

§ 3.1.2

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

комбинированный

Двоичное кодирование

Знать принципы двоичного кодирование чисел в компьютере

§ 3.1.3

 Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

комбинированный

Электронные таблицы, их параметры

Знать основные элементы электронных таблиц, их основные параметры

беседа

§ 3.2.1-3.2.2

Основные типы и форматы данных.

1

лекция

Типы и форматы данных в электронных таблицах

Знать основные типы и форматы данных в электронных таблицах

§ 3.2.2

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа № 16 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1

практикум

Виды ссылок в электронных таблицах

Знать особенности относительных, абсолютных и смешанных ссылок.

Уметь создавать относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Относительныеабсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Компьютерный практикум

§3.2.3

Встроенные функции.

Практическая работа № 17 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

1

практикум

Функции в электронных таблицах

Знать основные функции в электронных таблицах.

Уметь создавать таблицы значений функций в электронных таблицах

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Компьютерный практикум

§ 3.2.4

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Практическая работа № 18 Построение диаграмм различных типов

1

практикум

Диаграммы и графики

Уметь строить диаграммы и графики различных типов

Построение диаграмм различных типов

Компьютерный практикум

§ 3.3

Базы данных в электронных таблицах.

1

Изучение нового материала

Иерархическая, сетевая и реляционные модели данных; назначение БД, структурирование данных. Реляционная модель данных: поле, запись, понятие ключа

Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД,  Уметь представлять базу данных в виде таблицы,  Знать типы данных, используемых в базах данных.

Тестирование

§ 3.4.1

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практическая работа № 19  Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1

комбинированный

База данных, поле, тип поля, сортировка (по возрастанию, по убыванию)

Знать порядок расположения записей при сортировке в зависимости от типа поля. Уметь выполнять сортировку в БД, созданных в среде Excel

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Компьютерный практикум

§ 3.4.2

Контрольная работа №3. «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Контроль знаний

Кодирование и обработка числовой информации

Контрольная работа

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители

1

Изучение нового материала

Понятие алгоритма, свойства алгоритма

Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры  алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов

беседа

§ 4.1.1

Блок – схемы алгоритмов.

1

комбинированный

Основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл

Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем

Выборочный опрос

§ 4.1.2.

Выполнение алгоритмов компьютером

1

комбинированный

Выполнение алгоритмов

Знать особенности выполнения алгоритмов компьютером

Выборочный опрос

§ 4.2.3, 4.2.4

Линейный алгоритм.

1

комбинированный

Структура следование на языке  программирования.

Базовая алгоритми-ческая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. Словесный алгоритм, блок–схема, программа

Уметь записывать простые алгоритмы  на языке программирования .

Выборочный опрос

§ 4.8

Алгоритмические структуры «выбор», «цикл»

1

комбинированный

Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. Словесный алгоритм, блок–схема, программа. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком

Уметь изображать конструкцию «ветвление», «цикл». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением, циклом. Уметь записывать условный оператор и оператор цикла на языке программирования

Компьютерный практикум

§ 4.9

Переменные: тип, имя, значение.      

Практическая работа №21 Проект «Переменные».

1

проект

Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания

Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения

Проект «Переменные»

Компьютерный практикум

§ 4.3

Арифметические, строковые и логические выражения.

1

Изучения нового материала

Арифметические выражения, правила записи арифметических выражений на языке  программирования

Знать правила  построения арифметических выражений, приоритет операций

§ 4.4

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

Комбинированный

Функции в языках программирования.

Знать основные функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Выборочный опрос

§ 4.5

Практическая работа №22 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1

практикум

Системы  объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Знать особенности интерфейса и основных возможностей системам объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Знакомство с системами объектно-ориентирован-ного и алго-ритмического программиро-вания

Компьютерный практикум

§ 4.5

с.233

Практическая работа №23 Проект «Калькулятор».

1

проект

Вычисление с использованием четырех арифметических действий и математических функций

Уметь разрабатывать проект , позволяющий производить четыре арифметических действия над числами, находить синус и квадратный корень

 Проект «Калькулятор»

Компьютерный практикум

§ 4.5

с.242

Практическая работа №24 Проект «Строковый калькулятор».

1

проект

Строковые функции

Уметь применять строковые функции в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Строковый калькулятор»

Компьютерный практикум

§ 4.5

с.246

Практическая работа №25 Проект «Даты и время».

1

проект

Оператор цикла с предусловием

Уметь применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Даты и время»

Компьютерный практикум

§ 4.5

с.249

Практическая работа №26 Проект «Сравнение кодов символов».

1

проект

Оператор ветвления

Уметь применять оператор ветвления в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Сравнение кодов символов».

Компьютерный практикум

§ 4.5

с.252

Практическая работа №27 Проект «Отметка».

1

проект

Оператор выбора

Уметь применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Отметка»

Компьютерный практикум

§ 4.5

с.255

Практическая работа №28 Проект «Коды символов».

1

проект

Оператор цикла со счетчиком

Уметь применять цикл со счетчиком  в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Коды символов»

§ 4.5

с.258

Практическая работа №29 Проект «Слово-перевертыш».

1

проект

Оператор цикла с предусловием

Уметь применять оператор цикла с предусловием  в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Слово-перевертыш»

тест

§ 4.5

с.261

Практическая работа №30 Проект «Графический редактор».

1

проект

Графические методы

Уметь применять графические методы  в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Графический редактор»

опрос

§ 4.5

с.263

Практическая работа №31 Проект «Системы координат».

1

проект

Системы координат

Уметь создавать различные системы координат  в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Системы координат»

§ 4.5

с.267

Практическая работа №31 Проект «Анимация».

1

проект

Анимация

Уметь создавать анимацию  в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

§ 4.5

с.270

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

Контроль знаний

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл.

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

§ 5.6

Окружающий мир как иерархическая система.

1

Изучение нового материала

Объекты окружающего мира

Знать основы иерархической системы окружающего мира

беседа

§ 5.1

Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания

1

комбинированный

Моделирование как метод познания.

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования.  Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования.

§ 5.2.1

Материальные и информационные модели.

1

комбинированный

Материальные и информационные модели.

Знать понятия: материальные и информационные модели. Приводить примеры моделей

§ 5.2.2

Формализация и визуализация информационных моделей

1

комбинированный

Формальное исполнение алгоритма

Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма

§ 5.2.3

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

Изучение нового материала

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 

Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей 

тест

§ 5.3

Построение и исследование физических моделей. Практическая работа № 32 Проект «Бросание мячика в площадку»

1

комбинированный

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента.

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов

Проект «Бросание мячика в площадку»

практикум

§ 5.4

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений»

1

комбинированный

Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели

Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом  и проведения компьютерного эксперимента

Проект «Графическое решение уравнений»

Тест

§ 5.5

Экспертные системы распознавания химических веществ. 

1

Изучение нового материала

Экспертные системы

Иметь представление об экспертных системах распознавания химических веществ. 

тест

§ 5.6

Практическая работа №34. Проект «Распознавание удобрений»

1

проект

Компьютерные модели экспертных систем

Уметь создавать компьютерные модели экспертных систем

Проект «Распознавание удобрений»

беседа

с.157

Информационные модели управления объектами.

1

Изучение нового материала

Информационные модели управления объектами.

Знать основные информационные модели управления объектами.

§ 5.7

Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления»

1

проект

Компьютерные модели систем управления без обратной связи, с обратной связью и автоматической обратной связью

Уметь создавать компьютерные модели систем управления без обратной связи, с обратной связью и автоматической обратной связью

Проект «Модели систем управления»

§ 5.7

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

1

Контроль знаний

Модели материаль-ные и модели информационные. Формальное испол-нение алгоритма.  Основные этапы разработки и исследования моделей.  Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов.

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования.   Создавать простейшие модели объектов.  Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов.

тест

Информационное общество.

Изучение нового материала

Информационные ресурсы    общества, образовательные информационные ресурсы 

Знать понятия: информационное общество, информационные ресурсы Знать этапы развития информационных технологий, критерии информационного общества,

беседа

§ 6.1

Информационная культура.

1

комбинированный

Информационные ресурсы    общества, образовательные информационные ресурсы 

Знать понятия: информационные ресурсы, информационная культура. Знать компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку 

опрос

§ 6.2

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

1

комбинированный

Этика и право при создании и использовании информации, лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы

Иметь понятие о информационной этике и праве; информационной безопасности; о правонарушениях в информационной сфере и мерах их предотвращения 

тест

§ 6.3

Повторение материала за курс 9 класса

1

Систематизации знаний

беседа

повторение

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

Контроль знаний

материал курса информатики за 9 класс

Обобщающий урок

1

Обобщение знаний


Приложение

к рабочей программе

по информатике и ИКТ

для 9а класса   

Пайвиной Н.С.

   

        Календарно-тематическое планирование

по информатике и ИКТ

9а класс

Количество часов в неделю - 2

Количество часов в год – 70

Тема урока

1 группа

2 группа

Заплани-ровано

Фактически проведено

Заплани-

ровано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата

проведения

Кол-во часов

Дата

проведения

Кол-во часов

Дата

проведения

Кол-во часов

Дата

проведения

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB. Практическая работа № 1 Кодирование графической информации.

1

Растровая и векторная графика

1

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №2 Создание рисунков в векторном графическом редакторе

1

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

1

Практическая работа № 3 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

1

Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 Анимация

1

Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации

1

Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

1

Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

1

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 Кодирование текстовой информации.

1

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа

1

Сохранение и печать документов. Практическая работа №9 Вставка в документ формул.

1

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 Форматирование символов и абзацев.

1

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 Создание и форматирование списков

1

Таблицы. Практическая работа №12 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

1

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 Перевод текста с помощью компьютерного словаря

1

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

1

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и  обработка текстовой информации»

1

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

Основные типы и форматы данных.

1

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.. Практическая работа № 16 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1

Встроенные функции.

Практическая работа № 17 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

1

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Практическая работа № 18 Построение диаграмм различных типов

1

Базы данных в электронных таблицах.

1

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практическая работа № 19  Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1

Контрольная работа №3. «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители

1

Блок – схемы алгоритмов.

1

Выполнение алгоритмов компьютером

1

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление»

1

Алгоритмические структуры «выбор», «цикл»

1

Переменные: тип, имя, значение.      

Практическая работа №21 «Проект «Переменные».

1

Арифметические, строковые и логические выражения.

1

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

Практическая работа № 22 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1

Практическая работа №23 Проект «Калькулятор».

1

Практическая работа №24 Проект «Строковый калькулятор».

1

Практическая работа №25 Проект «Даты и время».

1

Практическая работа №26 Проект «Сравнение кодов символов».

1

Практическая работа №27 Проект «Отметка».

1

Практическая работа №28 Проект «Коды символов».

1

Практическая работа №29 Проект «Слово-перевертыш».

1

Практическая работа №30 Проект «Графический редактор».

1

Практическая работа №31 Проект «Системы координат».

1

Практическая работа №31 Проект «Анимация».

1

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

Окружающий мир как иерархическая система.

1

Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания

1

Материальные и информационные модели.

1

Формализация и визуализация информационных моделей

1

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

Построение и исследование физических моделей. Практическая работа № 32 Проект «Бросание мячика в площадку»

1

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений»

1

Экспертные системы распознавания химических веществ. 

1

Практическая работа № 34 Проект «Распознавание удобрений»

1

Информационные модели управления объектами.

1

Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления»

1

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

1

Информационное общество.

1

Информационная культура.

1

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

1

Повторение материала за курс 9 класса

1

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

Обобщающий урок

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории) - запись изображений и звука с использованием различных устройств;

- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

Уметь:

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  создания информационных объектов,  в том числе для оформления результатов учебной работы;

  1. Рисунки и фотографии.  Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Уметь:

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  1. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Уметь

  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

            использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

            создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  1. Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Уметь:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
  1. Тексты.
  • Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.  Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Уметь:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  • проводить проверку правописания;
  • использовать в тексте таблицы, изображения;
  1. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

       Уметь:

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
  • создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
  •  переходить от одного представления данных к другому;

                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  1. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных

     Уметь:

  • создавать записи в базе данных;

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

     создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  1. Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
  • Знать/понимать:
  • программный принцип работы компьютера;

Уметь:

  • пользоваться персональным компьютером
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
  • Представление информации. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.
  1. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
  • Уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

Список литературы:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9.  Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2012.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Практикум. 2 – е издание – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011
  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 -11 классы. Методическое пособие – Москва. БИНОМ Лаборатория  знаний, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...