«Прикладная среда табличного процессора EXCEL»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Линник Татьяна Николаевна

Урок информатики и ИКТ в 9 классе

Вид урока: урок практикум.

Цель дидактическая: Создать на уроке условия для применения полученных знаний по теме электрoнная таблица Excel в новых услoвиях, то есть при решении нестандартных задач.

Задачи урока:

Образовательная. Закрепить и развить oснoвные навыки рабoты с электрoнными таблицами.

Развивающая. Развитие логического мышления, расширение кругoзoра, формирование операционного мышления.

Воспитательная. Развитие пoзнавательного интереса, вoспитание информационной культуры, ответственности, oсуществление кoнтроля за выполнением заданий. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«Знание – самое прекрасное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» 

Тема урока: «Прикладная среда табличного процессора EXCEL»

Вид урока: урок практикум.

Цель дидактическая: Создать на уроке условия для применения полученных знаний по теме электрoнная таблица Excel в новых услoвиях, то есть при решении нестандартных задач.

Задачи урока:

Образовательная. Закрепить и развить oснoвные навыки рабoты с электрoнными таблицами.

Развивающая. Развитие логического мышления, расширение кругoзoра, формирование операционного мышления.

Воспитательная. Развитие пoзнавательного интереса, вoспитание информационной культуры, ответственности, oсуществление кoнтроля за выполнением заданий.

Оборудование:

  • oценoчный лист,
  • индивидуальные тесты карточки,
  • доска,
  • контрольный лист с инструкцией выполнения практическoгo задания,
  • презентация,
  • компьютеры,

План урока:

  1. Oрганизационный момент.
  2. Инструктаж по технике безопасности.
  3. Целеполагание.
  4. Актуализация знаний (индивидуальные практические работы, фронтальный опрос, мини-тестирование).
  5. Комплексное применение ЗУН.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог. Рефлексия. Оценки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня  21 апреля, на улице весна. Мне нравится, что сегодня вы все в классе и все хорошо выглядите. Я желаю вам успеха при выполнении работы на уроке.

Итак, начнем урок. Соберемся с силами. На три  приема глубоко вдохнем через нос, на четвертом приеме с силой выдохнем, задувая воображаемую свечку. Повторим это упражнение 3 раза.

Тема сегодняшнего урока “Прикладная среда табличного процессора EXCEL” (1 слайд презентации).

Наш урок пройдет в необычной форме, в форме деловой игры. Ребята, пройдет немного времени, и вы обязательно окажетесь в такой ситуации, когда вам придется устраиваться на работу. Поэтому на уроке я предлагаю вам почувствовать, что испытывает человек, когда устраивается на престижную работу, на которую очень большой конкурс, и надо показать себя компетентным, чтобы тебя заметили и обязательно приняли на работу.

Представьте, что я - представитель экологической фирмы, которая занимается мониторингом окружающей среды, и выявляет экологические проблемы региона.

Нашей фирме требуются экологи по обработке данных. Вы будете играть роль тех, кто желает устроиться на работу в нашу фирму. Ваша цель поступить на работу в нашу фирму. Поэтому вы должны быть активными, целеустремленными, сосредоточенными на решении задач.

Мы находимся в кабинете информатике и каждому из вас, предстоит работа на компьютерах, давайте сейчас вспомним правила поведения и гигиенические нормативы при работе в компьютерном классе.

Требования безопасности во время работы:

  • быть предельно осторожными при работе с техникой;
  • не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру;
  • соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;
  • при появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;
  • контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;
  • не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается:

  • пользоваться неисправной техникой;
  • при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;
  • касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;
  • самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;
  • передвигать системный блок и дисплей;
  • работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;
  • работать за дисплеем дольше положенного времени.

2. Целеполагание. Актуализация знаний.

На прошлых уроках вы приобрели знания по темам: “Структура электронных таблиц”, “Оформление электронных таблиц”, “Обработка числовой информации с помощью электронных таблиц”.

А сегодня на уроке мы постараемся использовать полученные знания для решения заданий различного уровня сложности.

Ребята, а теперь первое испытание. Ответьте на мои вопросы и за каждый правильный ответ вы получите бал. Который, выставите себе в оценочный лист. Посмотрите какие условия я предлагаю для нашей деловой игры. (учитель демонстрирует оценочный лист и объясняет правила его заполнения)

Сейчас несколько ребят будут выполнять индивидуальные задания на компьютерах а с остальными я буду проводить наше собеседование по пройденному ранее материалу.(учитель дает задания и объясняет детям их задания)

- Какие возможности заложены в электронной таблице? (Возможностей у электронной таблицы много. Перечислим некоторые из них: вычисление данных с помощью арифметических выражений, сравнение числовых и символьных данных, наглядное представление данных с помощью диаграмм, автоматический расчет данных по предварительно подготовленной форме и т.д.)

- Чем отличается электронная таблица от текстового редактора? (Электронная таблица предназначена для работы с числовыми данными, связанными с процедурой вычисления)

- Перечислите основные элементы электронной таблицы. (Электронная таблица состоит из текстового меню; графического меню (панель инструментов); рабочего поля, представленного в виде таблицы; области задач; строки формул, использующейся для ввода и/или изменения значений, или формул в ячейках.)

- Назовите объекты управления электронной таблицы. (Объектами управления в электронной таблице являются: текст, число и формулы. То есть информационные объекты, которыми манипулирует таблица.)

- Какие действия можно осуществлять над данными объектами? (Числовые данные используются в качестве аргументов, либо параметров математических формул. Текст используется для оформления таблицы, заголовков, а также в качестве символьных переменных рассматриваемых в качестве параметров в логических выражениях.)

- Назовите способ наглядного представления числовых данных. (Для наглядного представления данных используется диаграмма, как способ условного изображения числовых величин с использованием геометрических средств.)

- Чем график отличается от диаграммы? (График тоже вид диаграммы, только отражает функциональную зависимость переменных в виде кривой или ломанной линии.)

Теперь давай внимательно посмотрим на доску, согласны ли вы, что…(работа с таблицей)

Молодцы. А теперь подсчитайте балы и выставьте их в оценочные листы.

3. Комплексное применение ЗУН.

А теперь ребята, для выполнения второго испытания возьмите индивидуальные мини-тесты карточки и выберите правильный вариант ответа на вопросы. Для выполнения задания отводится 8 минут.

Обменяйтесь тестами и, используя ключ на доске (слайд №  ), осуществите взаимопроверку, выставьте баллы в оценочные листы и назовите их вслух.

Молодцы.

Прежде чем переходить к следующему испытанию, немного отдохнем.

- Сидя на стуле – расслабьтесь, примите позу пиджака, висящего на вешалке.

- “Постреляйте” глазами в соседей.

- Заведите локти за спину как можно сильнее, затем с силой обнимите себя.

- Попробуйте надуть воображаемый шарик.

Осталось последнее испытание, вам предстоит проявить свои коммуникативные качества и, работая на компьютере и  решить задачу с использованием электронных таблиц. Вам предлагается карточка с набором задач (слайд №   ), вы можете из трех задач выбрать любую и выполнить ее, учитывая, что выполнение 1 задачи оценивается отметкой 3-мя балами, 2 задача –4 и третья задача оценивается 5-тью балами. Ваша задача – выполнить задание и оформить его решение по существующим требованиям. Будьте внимательны при выполнении задач.

Заработанные балы выставьте в оценочный лист, подсчитайте баллы за все выполненные задания. Те, кто набрал 16 и более баллов, то есть успешно справился со всеми заданиями, тот принимается на работу в нашу фирму. Кто, получил 9-15 баллов, то есть в целом выполнил задания верно, с некоторыми недочетами будут приняты на работу с испытательным сроком. Кто же получит 5-8 баллов и меньше, тот не может быть принят, но прошу вас не расстраиваться. Готовьтесь, совершенствуйте свои знания и приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть новых сотрудников.

4. Домашнее задание. Приготовьте дневники и запишите домашнее задание – составить кроссворд   по теме Электронная таблица Excel.

5. Итог. Рефлексия. Оценки.

Ребята чего вы достигли на уроке. Как вы думаете, в какой профессии вам пригодятся знания по этой теме.

Я очень рада, что многие из вас имеют хорошие знания по теме, имеют навыки работы с ПК, что вы успешно справились с заданиями, сами себя оценивали. Спасибо за работу. Оценки. (Итак, те, кто набрал 5-8 баллов, получают оценку “3”, 9-15 баллов – оценку “4”, 16 и более – оценку “5”.)

Урок окончен. До свидания.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Распределение загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %

Год

1991

1994

1997

2000

2003

2006

Углеводороды

86,9

72,5

30,1

28,6

25,3

23,3

СО, СО2, NОх

12,6

22,0

48,6

53,1

56,7

57,7

Соединение  серы

-

1,9

10,0

8,6

8,5

8,3

Свинец

-

1,1

2,8

2,6

2,2

2,2

Ртуть

0,4

0,8

2,4

1,5

1,2

1,0

Хлорированные   органические соединения

-

0,2

1,0

1,2

1,6

2,1

Фреоны

0,1

1,5

5,1

4,4

4,5

5,4

3 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 1991 год.

4 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 1991 год, найти среднее арифметическое.

5 баллов. Оформить таблицу, построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 1991 год, найти минимальное и максимальное значение, среднее арифметическое.

Вариант 2

Распределение загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %

Год

1991

1994

1997

2000

2003

2006

Углеводороды

86,9

72,5

30,1

28,6

25,3

23,3

СО, СО2, NОх

12,6

22,0

48,6

53,1

56,7

57,7

Соединение  серы

-

1,9

10,0

8,6

8,5

8,3

Свинец

-

1,1

2,8

2,6

2,2

2,2

Ртуть

0,4

0,8

2,4

1,5

1,2

1,0

Хлорированные   органические соединения

-

0,2

1,0

1,2

1,6

2,1

Фреоны

0,1

1,5

5,1

4,4

4,5

5,4

3 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 1997 год.

4 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 1997 год, найти среднее арифметическое.

5 баллов. Оформить таблицу, построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 1997 год, найти минимальное и максимальное значение, среднее арифметическое.


Вариант 3

Распределение загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %

Год

1991

1994

1997

2000

2003

2006

Углеводороды

86,9

72,5

30,1

28,6

25,3

23,3

СО, СО2, NОх

12,6

22,0

48,6

53,1

56,7

57,7

Соединение  серы

-

1,9

10,0

8,6

8,5

8,3

Свинец

-

1,1

2,8

2,6

2,2

2,2

Ртуть

0,4

0,8

2,4

1,5

1,2

1,0

Хлорированные   органические соединения

-

0,2

1,0

1,2

1,6

2,1

Фреоны

0,1

1,5

5,1

4,4

4,5

5,4

3 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2000 год.

4 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2000 год, найти среднее арифметическое.

5 баллов. Оформить таблицу, построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2000 год, найти минимальное и максимальное значение, среднее арифметическое.

Вариант 4

Распределение загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %

Год

1991

1994

1997

2000

2003

2006

Углеводороды

86,9

72,5

30,1

28,6

25,3

23,3

СО, СО2, NОх

12,6

22,0

48,6

53,1

56,7

57,7

Соединение  серы

-

1,9

10,0

8,6

8,5

8,3

Свинец

-

1,1

2,8

2,6

2,2

2,2

Ртуть

0,4

0,8

2,4

1,5

1,2

1,0

Хлорированные   органические соединения

-

0,2

1,0

1,2

1,6

2,1

Фреоны

0,1

1,5

5,1

4,4

4,5

5,4

3 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2003 год.

4 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2003 год, найти среднее арифметическое.

5 баллов. Оформить таблицу, построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2003 год, найти минимальное и максимальное значение, среднее арифметическое.


Вариант 5

Распределение загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %

Год

1991

1994

1997

2000

2003

2006

Углеводороды

86,9

72,5

30,1

28,6

25,3

23,3

СО, СО2, NОх

12,6

22,0

48,6

53,1

56,7

57,7

Соединение  серы

-

1,9

10,0

8,6

8,5

8,3

Свинец

-

1,1

2,8

2,6

2,2

2,2

Ртуть

0,4

0,8

2,4

1,5

1,2

1,0

Хлорированные   органические соединения

-

0,2

1,0

1,2

1,6

2,1

Фреоны

0,1

1,5

5,1

4,4

4,5

5,4

3 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2006 год.

4 балла. Оформить таблицу и построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2006 год, найти среднее арифметическое.

5 баллов. Оформить таблицу, построить диаграмму распределения загрязнителей атмосферы Шебекинского района, в %, на 2006 год, найти минимальное и максимальное значение, среднее арифметическое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по изучению табличного процессора Excel

В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в редакторе Excel 2003, к каждому уроку составлены диференцированные практические задания. Объем методички 75 листов....

Решение уравнений в среде табличного процессора Excel.

Материалы к уроку по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Решение уравнений в среде табличного процессора MS Excel. " включают в себя разработку урока, дидактические материалы, а также презе...

«Прикладная среда табличного процессора MS Excel».

                                        ...

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

Практическая работа «Работа в среде табличного процессора MS Excel»

Тип урока: формирование навыков и умений. После этого урока ученики смогут: развивать навыки работы с ЭТ, создавать кроссворды в ЭТ....

ПРАКТИКУМ «ОСВОЕНИЕ СРЕДЫ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL»

Практикум «Освоение среды табличного процессора MS Excel» представляет собой набор практических заданий по содержанию соответствующий  темам  «Электронные таблицы» дл...

мастер - класс Тема «Построение диаграмм в среде табличного процессора Excel»

l  Цель: познакомить с графическими возможностями табличного процессора MS Excel. l  Задачи:    1. Научить строить диаграммы.    2. Уметь применять диаграммы в ...