Конспект урока информатики "Прикладное программное обеспечение"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Структура урока полностью соответсвует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._prikladnoe_po_1.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Клара Амиряновна
Учитель информатики
МБОУ СОШ№5 г. Дюртюли Республика Башкортостан
Класс: 8
Конспект урока по теме «Прикладное программное обеспечение».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель:
- образовательная формировать понятие прикладное программное обеспечение; познакомить с назначением и классификацией программ прикладного обеспечения
- воспитательная: формирование навыков работы в коллективе, толерантности, содействовать воспитанию интереса и любви к родному краю
- развивающая: упражнять в применении нового знания на практике, логически последовательно выстраивать рассуждения, переходя от частного к общему, оценивать собственную деятельность и деятельность других учащихся на урок
Методы и формы работы: фронтальная беседа, создание проблемных ситуаций, работа в парах и в группе, практическая работа в парах.
Базовый учебник: Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование универсально-учебных действий
Познавательные: классифицировать программы прикладного обеспечения; извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные: выслушивать мнение других, высказывать и обосновывать свое мнение, формировать умение работать в группах
Метапредметные
Регулятивные : определять цель и задачи урока; осуществлять решение учебной задачи в сотрудничестве учителя; контролировать свои действия в процессе выполнения заданий; находить и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы ; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Предметные: формировать понятие прикладное программное обеспечение; научить классифицировать программы прикладного обеспечения, применять новое знание на практике
Оборудование: учебник, учебная презентация, лист самооценки, карточки с заданиями.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | Слайды | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (возможные ответы учащихся) | ||
1.Организационный момент (1-2 мин) | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Давайте ребята повернемся к друг другу передадим добрую информацию взглядом и пожелаем удачи. Удачи! Сегодня у нас урок необычный. Давайте ребята настроим себя на хорошую работу, повторяйте за мной: Я- способный! Я со всем справляюсь! Мне нравится учиться! Я- хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать! Ну что, тогда приступим к работе! . | Включаются в деловой ритм урока. Проговаривание | 1 слайд |
2. Актуализация знаний(проверка опорных знаний) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (2 мин) | Для начала вспомним материал прошлого урока. Ответьте на вопросы: Что обеспечивает операционная система? Перечислите самые известные операционные системы Ребята, вы видите на экране слова Windows, Linux, Mac OS, Unix, Android, Word Какое слово лишнее? ( Word) Почему?( это программа, а здесь даны названия операционных систем ) | Отвечают на вопросы, сопоставляют, анализируют, делают выводы | 2 слайд |
3.Целеполагание и мотивация (3-4 мин) | Для чего используются программа Word? Вы можете сказать названия других программ на экране? (Paint, Power Point, Opera) Что их объединяет? (Решение повседневных задач прикладного использования) Как назвать их одним общим словом? (Прикладные программы). Вы все знаете о прикладном программном обеспечении? Тогда какую цель урока мы выберем? (Узнать о прикладном программном обеспечении) Ребята как вы думаете много программ прикладного программного обеспечения?(Много) Делятся ли они на классы?(Да) Вы знаете их?(Нет) Какую цель урока ещё мы выберем? ( научиться делить прикладные программы на классы). А тема урока ребята созвучна цели урока. Назовите тему урока(Прикладное программное обеспечение) Запишите тему урока. |
Отвечают на вопросы Озвучивают цели урока. Записывают тему урока | 3-4 слайд |
4. Усвоение новых знаний (8-9) | Работа по учебнику(страница 60). Найдите, пожалуйста ответ на вопрос: Как по-другому называют прикладные программы (Приложения). Далее, ребята найдите ответ на вопрос. Что такое приложения? (Приложения – это программы, с помощью которых пользователь решает свои прикладные задачи). Какое знаменательное событие будем отмечать в этом году? (70-летие победы в ВОВ). Ребята, наш урок посвятим этому знаменательному событию. Посмотрите небольшое видео о Победе (Видеофрагмент о войне). Сегодня мы с вами на уроке поиграем в игру «Победа». Нужно подниматься по ступенькам лестницы, выполняя задания, которые приведут нас к Победе. Мы находимся на 1 ступеньке лестницы, чтобы подняться дальше мы должны выполнить Задание 1. Оно состоит из двух частей: 1)Индивидуальное задание для 1-2 учеников (задание для сильных учеников) 2)Работа по карточке – таблице( групповая работа, для этого класс делится на группы по 4 ученика). Ответы найдите по учебнику с.61(Приложение 1) Давайте проверим ребята задание. Выполнив это задание, что вы узнали?(Классификацию приложений общего назначения) Как вы оцениваете работу группы? Каждый оцените свою работу на листочках самооценивания. Ребята, (Ф.И ученика) выполнил индивидуальное задание, послушайте задание и ответы. Итак, какое дополнительное сообщение передал нам (Ф.И.ученика)? (Прикладное программное обеспечение делится на приложения специального назначения, обучающие программы, системы программирования). Для наглядного представления прикладного программного обеспечения нужно получить схему из слов (Прикладное ПО, Приложения общего назначения , Приложения специального назначения), нарисуйте её в тетрадь Ребята мы выполнили задание 1. | Ответы детей, анализирование, выводы Записывают и проговаривают определение.
Работают в группе, координируют свои действия с группой Применяют новые знания в более сложном варианте Слушают Рисуют схему в тетрадях | 5слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд |
5.Первичное закрепление (8-9 мин) | Задание 2 ступеньки. Ответьте на вопросы викторины, а вопросы посвящены к 70-летию победы в ВОВ.(Работа в группах) 1) К 70-летию победы в школе организуется конкурс плакатов. Какой класс программ вы будете использовать? 2)По телевизору показали видео о Герое советского союза из Дюртюлинского района о В.Н .Горшкове. Какой класс программ был использован? 3) К 70-летию победы в школе организуется конкурс сочинений и стихотворений по теме ВОВ. Какой класс программ вы будете использовать при участии на конкурсе? 4) К 70-летию победы усилиями работников музея создаётся сайт со списками участников ВОВ из Дюртюлинского района. Какой класс программ будете использовать? Молодцы ребята, ответив на вопрос викторины, какие умения закрепили.(умение классифицировать прикладные программы общего назначения) Все вопросы викторины касаются реальных дел проводимых районом и школой. Надеюсь, ребята вы также будете участвовать на этих конкурсах и мероприятиях. Оцените ребята свою работу . Мы выполнили задание 2 ступеньки, можем подняться на следующую. |
Применяют новые знания в более сложном варианте Работают в группе, координируют свои действия с группой Самооценивание | 9-12 слайды |
6. Организация первичного контроля (7мин) | Задание 3 ступеньки Тестовая работа по карточкам(индивидуальное задание). Ребята обменяйтесь работами и проверьте друг друга (на слайде 15 ответы). Итак, мы выполнили и задание 3 ступеньки. Задание 4 ступеньки -это практическая работа за компьютером. Ребята, посмотрите на экран и вспомните правила работы за компьютером (слайд 16). Ребята, 2015- год объявлен годом литературы. Сегодня мы выполним практическую работу «Мы с литературой» . К стихотворению Дины Михайловой «Я рисую слово Мир» нужно нарисовать иллюстрацию(1 ученик читают стихотворение ). В какой программе будете работать?(В программе Paint) Ученики выполняют работу за ПК.(Звучит песня Солнечный круг) Физкультминутка.(Слайд 18) Ребята, давайте посмотрим работы друг друга. Чья работа больше всех вам понравилась? (Почему?) Итак, какой класс приложений общего назначения была использована? Ребята оцените свою работу Мы свами поднялись к ступеньке Победа. Победили. Ваша победа - это ваши знания. | Самостоятельное выполнение тестовой работы. Взаимопроверка по эталону. Работают за компьютером Самооценивание | 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18-19 слайд |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия (2мин) | Подведем итог, ответив на вопросы. Сегодня на уроке я узнал…. Мне было интересно….. Я сегодня понял, что….. Мне было трудно….. Урок мне… 2. Работа на листах самооценки . | Отвечают на вопросы Заполняют карточки самооценивания | 20 слайд |
8. Информация о домашнем задании (1 мин) | 1. § 2.4.2 2.Упр. 2 8. Стр.63 | Записывают домашнее задание | 21 слайд |
9. Оценивание (1 мин) | Оценивание по итогам урока с комментарием | Самооценивание собственного участия на уроке. | 22 слайд |
Список использованных печатных источников
1. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Лист самооценки ученика (цы) _________________________________
Номер | Вид работы | оценка |
Работа по таблице | ||
Викторина и индивидуальное задание | ||
Тестовая работа | ||
Практическая работа |
Оценка за урок_______________________________________________
Индивидуальное задание(работа по учебнику)
Задание. 1)Какие приложения используются в профессиональной деятельности
2)Какие программы относятся к приложениям специального назначения.
Приложения общего назначения
Класс программ | Область применения | Примеры программ |
Работа с числовой информацией | Калькулятор(Стандартные программы), Microsoft Excel, Multiplan, Quatto Pro, SuperCalc | |
Работа с текстом | WordPad, NotePad, Atlantis, EditPad, AditorPro, Microsoft Words, Лексикон, Microsoft Word, StarOffice Writer | |
Растровая графика | Adobe Photoshop, Corel PhotoPaint, Paint, Painter | |
Векторная графика | CorelDraw, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, StarOffice Draw | |
Фрактальная графика | Среды программирования, Bryce – генератор фрактальных ландшафтов | |
Звуковые редакторы | Работа со звуковой информацией | Звукозапись,KISS Wave Editor, Magix Sequoia, Nero Wave Editor |
Воспроизведение звука, анимация. видео | Winamp, Windows Media Player, iTunes, RealPlayer, Amorok | |
Демонстрация слайдов | Microsoft Power Point, StarOffice Impress | |
Хранение и обработка больших объемов данных | Access, dBase, FoxPro, Paradox | |
Разработка публикаций | Демонстрация электронных документов | Microsoft Publisher |
Путешествие в Интернете, электронная почта, интерактивное общение | Internet Explorer, Mozilla, Outlook Express |
Тест по теме: «Системное и прикладное программное обеспечение»
Вариант 1
- Программное обеспечение (ПО) – это:
- совокупность программ, позволяющих организовать решение задач на компьютере;
- возможность обновления программ за счет бюджетных средств;
- список имеющихся в кабинете программ, заверен администрацией школы;
- программы по настройке ПК.
- Прикладное программное обеспечение:
- программы для обеспечения работы других программ;
- программы для решения конкретных задач обработки информации;
- программы, обеспечивающие качество работы печатающих устройств;
- программы для загрузки компьютера.
- Операционные системы:
- DOS, Windows, Unix;
- Word, Excel, Power Point;
- Basic, Access, Pascal;
- Winrar, Norton Commander, command.com.
- Каково назначение программы Текстовый редактор?
- создание компьютерных программ;
- создание и редактирование текстовых документов;
- создание и редактирование графических изображений;
- создание компьютерных вирусов.
- Каково назначение Систем управления базами данных
- выполнение расчётов;
- создание и обработка базы данных;
- создание текстовых документов;
- поиск компьютерных вирусов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока информатики по теме: Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения", 9 класс
Данный план-конспект урока составлян с ипользованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)....
Конспект урока "Базовое программное обеспечение с мультимедийным сопровождением
Конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информатика и ИКТ». В него входят темы, содержащиеся в календарно-тематическом плане.Данный план конспект разработан ...
Конспект учебного занятия "Программное обеспечение"
Вопрос включения студентов в познавательную деятельность на учебном занятии является актуальным для большинства преподавателей. В данной разработке показана групповая форма организац...
Открытый урок по теме "Программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение".
Урок создан для изучения по теме "Программное обеспечение" в 7 классе с углубленным изучением информатики. Может пригодится в 8 и 9 классах, при изучении данной темы....
Конспект урока с презентацией "Обеспечение радиационной безопасности населения".
Цели урока:· Познакомить учащихся с понятием «радиационная безопасность», основными источниками радиации, с нормами радиационной безопасности.·...
Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"
Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"...
Технологическая карта урока информатики «Программное обеспечение компьютера»
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ "ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА"...