Урок «Носители информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Урок информатики 5 класс из раздела "Информация и информацирнные процессы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nositeli_informatsii.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Носители информации

Место урока: Урок №3 в разделе «Информация вокруг нас».

Тип урока: комбинированный урок.

Метод обучения: Частично-поисковый, работа в парах.

Исходный уровень умений и навыков:

Учащиеся знают:

        Понятия: информация,  информационные процессы, ввод информации, хранение информации.

        Правила: ТБ, поведения в кабинете информатики,  работы с мышью и клавиатурой, ввода и редактирования текста в текстовом редакторе Блокнот.

        Назначение: клавиш на клавиатуре, значков и других объектов интерфейса, основных устройств компьютера.

Учащиеся умеют: вводить и редактировать текст в среде ТР Блокнот, работать с объектами интерфейса с помощью мыши.

Программное обеспечение: MS Power Point, ТР Блокнот.

Оборудование:  персональные компьютеры, мультимедиа проектор, экран, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки для анализа свойств носителей информации, носители информации (дискета, магнитные кассеты, флеш-память, компакт-диск, бумага, папирус), карточки с заданиями для работы в ТР.

Краткая психолого – педагогическая характеристика  5 Б класса (группа 1).

В  группе 12 учащихся: 7 девочек и    5 мальчиков.

Анализ социометрического обследования показал, что отношения в классе доброжелательные, конфликтные

ситуации возникают редко, ребята внимательны друг к другу.

«Лидерами» в группе являются: Редькина Виталина, Орешин Святослав, Петрова Владислава;

«Предпочитаемые»: Квасков Михаил, Шаповалова Анна,Шумаева Мария;

«Принятые»: Медведкина Наталья, Забродина Екатерина, Киреева Анна, Скворцов Александр, Казаков Владимир;

«Отвергаемые»: Якуничев Иван.

Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

  • Эмоциональный мотив                (92 %)      у 11   человек
  • Социальный мотив                (75 %)        у 9   человек
  • Познавательный мотив                  (83 %)       у 10   человек

•    Оценочный мотив                (83 %)      у 10    человек

В группе несколько лидеров, поэтому присутствует соревновательный мотив.

Такое сочетание учебных мотивов является благоприятным для формирования мотивации учебной деятельности. Большинство учащихся группы отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью самостоятельно управлять своими действиями. Вместе с тем, дети очень эмоциональны.

Результаты психодиагностики уровня тревожности учащихся показали, что у 100 % учеников общий уровень тревожности в школе в пределах нормы, при этом: у 25 % уч-ся - страх проверки знаний; у  17 % уч-ся - страх самовыражения; у  8 % уч-ся - страх не соответствовать ожиданиям окружающих.Психодиагностика общей самооценки уч-ся выявила, что у 75 % уч-ся адекватная самооценка, у 17 % ( 2 человека) - низкая самооценка, у 8% (1 человек) – завышенная самооценка.

Анализ особенностей работоспособности и типов внимания показал, что устойчивым, продуктивным, произвольным вниманием обладают 33 % уч-ся (4 человека). У этих ребят высокий уровень волевой саморегуляции, работоспособности, они хорошо усваивают учебный материал, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Их отличает самостоятельность и настойчивость. 42 %уч-ся (5 человек) имеют средний уровень работоспособности, внимание произвольное, устойчивость и продуктивность средняя (к концу работы проявляется утомление). У обучающихся этих двух условных групп достаточно развита способность распределять внимание, то есть одновременно вести наблюдения, делать записи и анализировать результаты, что важно для изучения данного предмета. Эта способность делает обучение данных групп уч-ся более продуктивным. У 25 % уч-ся (3 человека) отмечен низкий уровень работоспособности. Это дети с рассеянным вниманием, довольно часто пропускают уроки по различным причинам. Они не способны к длительной сосредоточенной работе, им трудно выдержать темп урока, в котором работает класс, поэтому этим ученикам требуется индивидуальный подход и консультации учителя.  Высокий уровень интереса к урокам информатики  проявляют 50 % учеников ( 6 человек). Они активно работают на уроке, выполняют дополнительные задания. Часть класса - 42 % - проявляют средний уровень интереса к предмету. Они хорошо работают на уроке, выполняют домашние задания, могут выполнить и дополнительное задание, но инициатива при этом исходит от

учителя. Низкий уровень интереса наблюдается у 1 ученика (8%).

Школьный тест умственного развития (ШТУР форма А), выявляющий общий объем знаний, имеющихся у обучающихся, а также позволяющий оценить степень развития мыслительных операций - классификации, обобщения, логики, показывает: - общий средний показатель по классу составляет 92 балла из 138 возможных;

  • отмечается средний уровень осведомленности, умения обобщать, находить логические связи между понятиями и явлениями;
  • вызывает затруднение умение абстрагироваться, отвлекаться от частных признаков, объединять   и классифицировать предметы по определенным признакам.

У учеников данной группы преобладает словесно - логический тип мышления (лёвополушарные).  Они с удовольствием принимают участие в беседе, обсуждениях, поисках решения поставленной проблемы.

Учащихся класса отличает эмоциональная устойчивость, они адекватно реагируют на дисциплинарные замечания и критику выполненной работы.

Преобладают зрительная и моторная виды памяти.

Исходный уровень сформированности знаний и умений для изучения данной темы весьма благоприятный.

В основном все хотят учиться хорошо.

Характеристика составлена при помощи школьного психолога Гусихиной О.Ю.

Цели урока:

  1. Образовательная: 
  1. дать учащимся представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации;
  2. научиться сравнивать различные носители информации по форме представления информации, по длительности хранения, по удобству и легкости в обращении.
  1. Развивающая: 
  1. развивать коммуникативные навыки, работая в парах;
  2. развивать умение обобщать и делать выводы.
  3. формировать интерес к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии.
  1. Воспитательная: 
  1. воспитывать познавательный интерес, открывая новые знания;
  2. Воспитывать чувство ответственности и толерантности;.

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Актуализация знаний и их коррекция (2 мин.)
  3. Контроль знаний: самостоятельная работа с взаимной проверкой в парах. (6 мин)
  4.  Тема урока. Экскурс в историю носителей информации. (3 мин)
  5. Постановка проблемы. (1 мин)
  6. Поиск решения. (5 мин.)
  7. Динамическая пауза (1 мин)
  8. Обобщение и систематизация полученных знаний. (9 мин)
  9. Практическая работа на ПК. (9 мин)
  10. Итог урока. Домашнее задание. (3 мин) 

Ход урока:

Ход урока сопровождается компьютерной презентацией.

Этапы, время

содержание

обоснование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.  (1 мин)

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Настраиваются на урок.

Настроить класс на рабочий ритм. Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс.

  1. Актуализация знаний и их коррекция.

(2 мин)

Спрашивает: «Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?»

«Давайте вспомним,

1)какие виды памяти использует человек для хранения информации?»

2) Чем отличается внутренняя память человека от внешней памяти?

3)Почему мы называем оперативной информацию, которую помним наизусть?»

Поднимают руки и отвечают: «О хранении информации.»

1)«Внутреннюю и внешнюю память».

2) Перечисляют особенности внутренней и внешней памяти.

3) Потому что она всегда доступна и мы можем ею быстро, оперативно воспользоваться.»

Повторение изученного материала. Определение уровня знаний и умений, их коррекция при необходимости.

  1. Контроль знаний: самостоятельная работа с взаимной проверкой в парах. (6 мин)

«Хорошо, вспомнили материал прошлого урока. Давайте теперь проверим себя и друг друга. Нужно ответить на вопросы, напечатанные на карточках, письменно. После этого вам нужно будет взять карточку соседа и проверить правильность его ответов. Критерии оценки на экране. Каждый из вас получит оценку за эту работу. Она будет складываться из правильности ваших ответов и правильности проверки. Результаты будут объявлены на следующем уроке».

Собирает работы, спрашивает класс: «Поднимите руки, кто поставил своему соседу «5», теперь – кто поставил «4».

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках (см. приложение 1), затем обмениваются карточкам и выполняют взаимопроверку, выставляют друг другу оценки.

Поднимают руки.

Рефлексия полученных знаний. Развитие коммуникативных навыков, толерантности. Устанавливается степень усвоения учащимися материала  по теме «хранение информации»,  умение находить свои и  чужие ошибки.

  1. Тема урока. Экскурс в историю носителей информации. (3 мин)

«Сейчас я расскажу вам древнюю притчу:

У одного восточного паши сломался механический соловей, которого он очень любил. И он приглашает мастера. Мастер походил, походил вокруг соловья, внимательно посмотрел, взял в руки молоток и ударил один раз. И вдруг соловей запел. Довольный паша говорит мастеру,- Сколько я должен тебе?  - Тысячу монет, - отвечает мастер. Паша возмутился: - Как! За один удар молотком тысячу монет? - Нет, говорит мастер. Удар молотком стоит 1 монету. Знание же, куда его нанести, стоит 999.

 В нашем мире очень важно обладать знаниями, то есть информацией. В современном обществе говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».  Но мы с вами должны понимать, что мало владеть информацией, ее нужно суметь сохранить, чтобы затем использовать. Тема нашего урока «Носители информации».

Начинает показ презентации о разнообразных носителях информации. «Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нем информации.»

Слушают.

Смотрят презентацию об истории носителей информации.

Происходит организация и направление к цели познавательной  деятельности учащихся.

Показываются  межпредметные  связи изучаемого материала (информатики и  истории Древнего мира).

Получение новых знаний.

  1. Постановка проблемы. (1 мин)

«Вы все сейчас парами, так как сидите, отправитесь в «исследовательские экспедиции». Каждая пара будет «исследовать» свои носители информации по определенному плану. Ваша задача: найти идеальный носитель информации,

т.е. самый лучший. Как вы думаете, какими свойствами он должен обладать? К сожалению, вы пока не умеете измерять количество информации, поэтому на вопрос о том, сколько информации может хранить тот или иной носитель, вы ответить в своих «исследованиях» не сможете. Когда вы вернетесь из экспедиции, мы все вместе обработаем собранную вами информацию и решим: какой же носитель самый лучший, надежный, удобный  и т.д. Итак, в путь.

Слушают, думают, предлагают варианты: надежный, легкий, может хранить очень  много информации, может хранить любую информацию…

Постановка проблемы, показ практической  значимости ее решения, настрой  на получение новых  знаний. Мотивация к  логическому мышлению, к активной работе в  парах.

  1. Поиск решения. (5 мин.)

Раздает парам бланки для сбора информации  (см. приложение 2) и  носители:  бумага, компакт-диск, дискета, флеш-память, папирус, видеокассета.

Координирует работу пар.

Выполняют задания, записывают результаты в бланки ответов.

Активная работа в парах. Уместен небольшой рабочий шум. Решается задача воспитания толерантности, развиваются коммуникативные навыки, умение логически мыслить, анализировать.  Воспитывается познавательный интерес.

  1. Динамическая пауза

(1 мин)

Ну что ж, вы очень упорно работали, пора и отдохнуть.

Упражнения выполняем сидя.

Исходное положение. Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным послоговым проговариванием скороговорки.

Мы то-па-ли, мы то-па-ли, 

До то-по-ля до-то-па-ли, 

До то-по-ля до-то-па-ли, 

Чуть но-ги не от-то-па-ли. 

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3–5 раз.

Кулачок – ладошка. 

Я иду, как кошка.

Выполняют несколько упражнений для глаз.

Профилактика  ослабления зрения, ухудшения осанки.  Развитие  мелкой моторики. Снятие  напряжения, отдых.

  1. Обобщение и систематизация полученных знаний. (9 мин)

«Ну что ж, наши «исследователи» завершили свои изыскания, пора обработать добытую ими информацию.  Представитель каждой пары рассказывает о результатах своих «исследований», а мы все вместе слушаем и обсуждаем его сообщение». Обобщенный материал высвечивается на экране (см. приложение 3).

Мы с вами очень хорошо потрудились сегодня и много всего узнали, а чтобы все совместно добытые знания не пропали даром, я каждому из вас даю листочек с основным материалом  сегодняшнего урока: вы приклейте его, пожалуйста, в свои тетради.»

Слушают, готовятся к ответам.

Представители пар по очереди отвечают, остальные обсуждают. Исправляются ошибки и неточности.

Рефлексия полученных знаний.  Развитие умения анализировать

 и делать выводы.

  1. Практическая работа на ПК ( 9 мин)

«Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к сегодняшней нашей теме в виде синквейна, который вам нужно будет составить и набрать в текстовом редакторе Блокнот. Напомню правила составления синквейна, они на экране.

Для тех, кто быстро и хорошо справится с заданием, я приготовила дополнительное задание». (см. приложение 4)

Следит за работой учащихся, помогает.

« Сохраните свои работы в своей папке. Я к следующему уроку их распечатаю, оценю и зачитаю лучшие. Ну что ж, закончили работу, вернулись на свои места.

Все молодцы, но на мой взгляд самый интересный синквейн получился у …» Зачитывает его.

Слушают.

Садятся за ПК, работают.

Возвращаются на свои места.

Слушают.

Развитие клавиатурных навыков, словесно-логического мышления, формирование  потребности в обучении и саморазвитии. Рефлексия полученных знаний.

  1. Итог урока. Домашнее задание. (3 мин)

«Вы все сегодня очень хорошо поработали, но ответа на главный вопрос мы с вами так и не получили:  какой носитель информации идеален?  Можем ли мы отказаться от других носителей и использовать только его?»

«Многие носители уже ушли или уходят в прошлое, им на смену приходят другие. Скажите, какой носитель информации сопровождает человечество с древних времен до наших дней, и мы не хотим и не можем с ним расстаться до сих пор?»

«Верно. Как вы думаете, чего еще не хватает современным носителям информации? Какие свойства они приобретут в будущем?

«Возможно». В связи с этим предлагаю вам творческое домашнее задание: нарисовать на альбомном листе информационный носитель будущего и описать его свойства.

И еще: параграф 1.4, желающим прочитать параграфы 3.1-3.3 об истории развития носителей информации, в рабочей тетради №3 стр.4.»

 «Понравился ли вам урок?  Оцените, пожалуйста, свои впечатления от урока цветом:  красный – все понравилось; желтый – понравилось, но не все;  зеленый   - не понравилось.   А теперь оцените свою работу на уроке. А вот как я оцениваю вашу работу в парах».  Объявляет оценки.

Всем спасибо, до свидания.

Говорят: «Нет такого носителя. Каждый хорош по-своему. Нельзя отказаться от других.»

Говорят: «Бумага».

Размышляют, предполагают: «Носители смогут хранить запахи, настроения, впечатления, чувства…»

Поднимают цветные квадратики.

Прощаются с учителем.

Рефлексия полученных знаний и  умений, коммуникативных навыков, умения работать  в парах. Анализ,  оценка успешности достижения  цели.

Приложение 1

Вариант1:

  1. Привести 2-3 примера оперативной информации:

1)

2)

3)

  1. Укажите «+» и « - » внешней памяти человека:

+ или -

Внутренняя память

1.объем хранимой информации

2.длительность хранения

3.скорость доступа

  1. Подчеркните, какие виды информации нельзя хранить на компьютере?

1) текст;

2) запахи;

3) рисунок;

4) впечатления;

5) музыка;

6) ощущения.

Вариант2.

  1. К какому виду памяти: внешнему или внутреннему относится записная книжка?

  1. Укажите «+» и « - » внутренней  памяти:

+ или -

Внутренняя память

1.объем хранимой информации

2.длительность хранения

3.скорость доступа

  1. Подчеркните, какие виды информации можно хранить на компьютере:

1) число;

2) текст;

3) запах;

4) звук;

5) рисунок;

6) ощущение.

Приложение 2

Рассмотрите носитель информации и впишите его название в таблицу:

Подчеркните все правильные на ваш взгляд утверждения:

Название носителя

Форма представления информации

Длительность хранения

Удобство и легкость в обращении

1.числовая информация

2.текстовая информация

3.графическая информация

4.звуковая информация

5.видео

 как долго можно хранить информацию?

- дни;

-  месяцы;

- годы;

-  века.

1.небольшой размер и вес

2.большой размер или вес

3.Необходимо специальное устройство для использования этого носителя

4.Носитель можно использовать без дополнительных устройств.

Приложение 3

Название носителя

Форма представления информации

Длительность хранения

Удобство и легкость в обращении

Бумага,папирус

1.числовая информация

2.текстовая информация

3..графическая информация

можно хранить информацию:

- века

1.небольшой размер и вес

2.Носитель можно использовать без дополнительных устройств.

Магнитная лента,

дискета

1.числовая информация

2.текстовая информация

3.графическая информация

4.звуковая информация

5.видео

можно хранить информацию:

- годы.

1.небольшой размер и вес

2.Необходимо специальное устройство для использования этого носителя

Компакт-диск

1. числовая информация

2.текстовая информация

3.графическая информация

4.звуковая информация

5.видео

можно хранить информацию:

-  месяцы;

- годы.

1.небольшой размер и вес

2.Необходимо специальное устройство для использования этого носителя

Флеш-память

1.числовая информация

2.текстовая информация

3.графическая информация

4.звуковая информация

5.видео

можно хранить информацию:

- годы.

1.небольшой размер и вес

2.Необходимо специальное устройство для использования этого носителя

Приложение 4

Напечатать  данные слова, составить из них  и напечатать слова, связанные с информатикой или компьютером. Буквы в словах могут переставляться,

например: Овод, диск  - дисковод.

  1. Детка, си  
  2. Сор, процесс
  3. Кол, кони
  4. Циния, форма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ» ( Информатика и ИКТ. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.)

Предмет    информатикаКласс   5Тема и номер урока в теме  Носители информации, 1-й урокБазовый учебник Информатика и ИКТ. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – ...

Методическая разработка урока: Носители информации

Носители информации.Цель урока:Закрепить и систематизировать знания учащихся о хранении информации;Сформируется понятие о носителях информации как материальном объекте;Познакомить учащихся с различным...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

2 Внеклассный урок Носители информации

2 внеклассный урок Носители иформации. Любой УМК. Любой класс...

Проект урока "Носители информации"

Проект урока информатики для 5 класса...

Урок «Носители информации"

Урок информатики в 5 классе...

Урок "Носители информации"

Комбинированный урок информатики в 5 классе. Использован частично-поисковый метод....