Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Данное тематическое планирование составлено с учетом того, что учащиеся в 8-9 классах обучались по УМК Л.Л. Босовой. Предусматривается наличие у учащихся знаний и умений, приобретенных в ходе изучения базового курса «Информатики и ИКТ». Предлагаемое планирование расширяет и систематизирует представление учащихся о предмете, в частности на углубленном уровне (по сравнению с базовым курсом) изучаются разделы: «Информация и информационные процессы», «Элементы теории алгоритмов», «Базы данных», в планировании предусмотрены часы на повторение и актуализацию ранее полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_10.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа полного общего образования по предмету
«Информатика» (базовый уровень)
Пояснительная записка
Данное тематическое планирование составлено с учетом того, что учащиеся в 8-9 классах обучались по УМК Л.Л. Босовой. Предусматривается наличие у учащихся знаний и умений, приобретенных в ходе изучения базового курса «Информатики и ИКТ». Предлагаемое планирование расширяет и систематизирует представление учащихся о предмете, в частности на углубленном уровне (по сравнению с базовым курсом) изучаются разделы: «Информация и информационные процессы», «Элементы теории алгоритмов», «Базы данных», в планировании предусмотрены часы на повторение и актуализацию ранее полученных знаний.
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
- «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень» К.Ю. Поляков, А.А. Еремин
- «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень» К.Ю. Поляков, А.А. Еремин
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
- авторская программа по информатике К. Полякова
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
- электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
- материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в объеме 68 часов (базовый уровень).
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики на базовом уровне. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
- Основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме не менее 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
- Основы информатики
- Техника безопасности. Организация рабочего места
- Информация и информационные процессы
- Кодирование информации
- Логические основы компьютеров
- Компьютерная арифметика
- Устройство компьютера
- Программное обеспечение
- Компьютерные сети
- Информационная безопасность
- Алгоритмы и программирование
- Алгоритмизация и программирование
- Решение вычислительных задач
- Информационно-коммуникационные технологии
- Моделирование
- Базы данных
- Создание веб-сайтов
- Графика и анимация
- 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня
- изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
- раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;
- сокращен объем изучения остальных разделов.
Отметим, что при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.
Тематическое планирование учебного материала с указанием его объема и распределения по годам изучения представлено в таблице 1. Поурочное планирование для 10 и 11 классов приводится в таблицах 2 и 3.
.
Тематическое планирование к учебнику информатики
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
Базовый уровень, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах
(всего 68 часов)
№ | Тема | Количество часов / класс | ||
Всего | 10 кл. | 11 кл. | ||
Основы информатики | ||||
Техника безопасности. Организация рабочего места | 2 | 1 | 1 | |
Информация и информационные процессы | 7 | 2 | 5 | |
Кодирование информации | 6 | 6 | ||
Логические основы компьютеров | 2 | 2 | ||
Компьютерная арифметика | 0 | 0 | ||
Устройство компьютера | 2 | 2 | ||
Программное обеспечение | 2 | 2 | ||
Компьютерные сети | 3 | 3 | ||
Информационная безопасность | 1 | 1 | ||
Итого: | 25 | 19 | 6 | |
Алгоритмы и программирование | ||||
Алгоритмизация и программирование | 10 | 10 | ||
Решение вычислительных задач | 3 | 3 | ||
Элементы теории алгоритмов | 0 | |||
Объектно-ориентированное программирование | 0 | |||
Итого: | 13 | 13 | 0 | |
Информационно-коммуникационные технологии | ||||
Моделирование | 6 | 6 | ||
Базы данных | 9 | 9 | ||
Создание веб-сайтов | 10 | 10 | ||
Графика и анимация | 0 | |||
3D-моделирование и анимация | 0 | |||
Итого: | 25 | 0 | 25 | |
Резерв | 5 | 2 | 3 | |
Итого по всем разделам: | 68 | 34 | 34 |
Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
Базовый уровень, по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
№ урока | Тема урока | Дата планируемого проведения урока | Дата фактического проведения урока | Домашнее задание | Практические работы (номер, название) |
1 | Техника безопасности. Организация рабочего места. Информатика и информация | 03.09 | § 1 | ||
2 | Информационные процессы. Измерение информации. | 10.09 | § 2, § 3 | ||
3 | Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы. | 17.09 | § 4. | Тестирование. Задачи на измерение количества информации. | |
4 | Кодирование и декодирование. | 24.09 | § 5, § 6 | ||
5 | Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. | 07.10 | § 7, § 8 | Тестирование. Двоичное кодирование. Алфавитный подход к оценке количества информации. | |
6 | Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. | 14.10 | § 9, § 10, § 11 | . | |
7 | Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. | 21.10 | § 12, § 13 | ||
8 | Кодирование символов. | 28.10 | § 15 | Тестирование. Позиционные системы счисления | |
9 | Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | 28.10 | § 16, § 17 | ||
10 | Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. | 11.11 | § 18, § 19, § 20 | Тестирование. Кодирование информации. | |
11 | Упрощение логических выражений. | 18.11 | § 21 | ||
12 | Принципы устройства компьютеров. | 25.11 | § 32, § 33 | Тестирование. Упрощение логических выражений. | |
13 | Процессор. Память. Устройства ввода и вывода. | 02.12 | § 34, § 35, § 36 | ||
14 | Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных. | 09.12 | § 38, § 39, § 43 | Тестирование. Устройство компьютера | |
15 | Системное программное обеспечение. Системы программирования. | 16.12 | § 40, § 41 | Тестирование. Системное программное обеспечение. | |
16 | Компьютерные сети. Основные понятия | 23.12 | § 44, § 45, § 46 | ||
17 | Сеть Интернет. Адреса в Интернете. | 13.01 | § 47, § 48 | ||
18 | Службы Интернета. | 20.01 | § 49-§ 53 | Тестирование. Компьютерные сети. Адреса в Интернете. Представление докладов. | |
19 | Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции. | 27.01 | § 54-§ 56 | ||
20 | Условный оператор. Сложные условия. | 03.02 | § 57 | ||
21 | Цикл с условием. | 10.02 | § 58 | Тестирование. Ветвление. | |
22 | Цикл с переменной. | 17.02 | § 58 | ||
23 | Процедуры и функции. | 24.02 | § 59, § 60 | Тестирование. Циклы | |
24 | Массивы. Перебор элементов массива. | 02.03 | § 62 | Массивы. | |
25 | Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию. | 09.03 | § 63 | ||
26 | Сортировка массивов. | 16.03 | § 64 | Тестирование. Массивы | |
27 | Символьные строки. | 30.03 | § 66 | ||
28 | Функции для работы с символьными строками. | 06.04 | § 66 | ||
29 | Решение уравнений в табличных процессорах. | 13.04 | § 70 | Тестирование. Обработка символьных строк. | |
30 | Статистические расчеты. | 20.04 | § 73 | ||
31 | Условные вычисления. | 27.04 | § 73 | ||
32 | Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ. | 04.05 | § 75, § 76 | ||
33 | Итоговое повторение | 11.05 | Итоговый тест | ||
34 | Резерв | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...