Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Данное тематическое планирование составлено с учетом того, что учащиеся в 8-9 классах обучались по УМК Л.Л. Босовой. Предусматривается наличие у учащихся знаний и умений, приобретенных в ходе изучения базового курса «Информатики и ИКТ». Предлагаемое планирование расширяет и систематизирует представление учащихся о предмете, в частности на углубленном уровне (по сравнению с базовым курсом) изучаются разделы: «Информация и информационные процессы», «Элементы теории алгоритмов», «Базы данных», в планировании предусмотрены часы на повторение и актуализацию ранее полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа полного общего образования по предмету
«Информатика» (базовый уровень)

Пояснительная записка

Данное тематическое планирование составлено с учетом того, что учащиеся в 8-9 классах обучались по УМК Л.Л. Босовой. Предусматривается наличие у учащихся знаний и умений, приобретенных в ходе изучения базового курса «Информатики и ИКТ». Предлагаемое планирование расширяет и систематизирует представление учащихся о предмете, в частности на углубленном уровне (по сравнению с базовым курсом) изучаются разделы: «Информация и информационные процессы», «Элементы теории алгоритмов», «Базы данных», в планировании предусмотрены часы на повторение и актуализацию ранее полученных знаний.

Данная программа учебного курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:

  • «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень» К.Ю. Поляков, А.А. Еремин
  • «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень» К.Ю. Поляков, А.А. Еремин

завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • авторская программа по информатике К. Полякова
  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm 
  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 
  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
  • методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/. 

Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в объеме 68 часов (базовый уровень).

Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Общая характеристика изучаемого предмета

Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики на базовом уровне. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики
  • Алгоритмы и программирование
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме не менее 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;        
  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

Содержание учебного предмета

В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:

  1. Основы информатики
  • Техника безопасности. Организация рабочего места
  • Информация и информационные процессы
  • Кодирование информации
  • Логические основы компьютеров
  • Компьютерная арифметика        
  • Устройство компьютера
  • Программное обеспечение        
  • Компьютерные сети        
  • Информационная безопасность
  1. Алгоритмы и программирование
  • Алгоритмизация и программирование
  • Решение вычислительных задач
  1. Информационно-коммуникационные технологии
  • Моделирование
  • Базы данных
  • Создание веб-сайтов
  • Графика и анимация        
  • 3D-моделирование и анимация

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.

В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.

В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня

  • изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
  • раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;
  • сокращен объем изучения остальных разделов.

Отметим, что при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.

В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.

Тематическое планирование учебного материала с указанием его объема и распределения по годам изучения представлено в таблице 1. Поурочное планирование для 10 и 11 классов приводится в таблицах 2 и 3.

.

Тематическое планирование к учебнику информатики
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина

Базовый уровень, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах
(всего 68 часов)

Тема

Количество часов / класс

Всего

10 кл.

11 кл.

Основы информатики

Техника безопасности. Организация рабочего места

2

1

1

Информация и информационные процессы

7

2

5

Кодирование информации

6

6

Логические основы компьютеров

2

2

Компьютерная арифметика

0

0

Устройство компьютера

2

2

Программное обеспечение

2

2

Компьютерные сети

3

3

Информационная безопасность

1

1

Итого:

25

19

6

Алгоритмы и программирование

Алгоритмизация и программирование

10

10

Решение вычислительных задач

3

3

Элементы теории алгоритмов

0

Объектно-ориентированное программирование

0

Итого:

13

13

0

Информационно-коммуникационные технологии

Моделирование

6

6

Базы данных

9

9

Создание веб-сайтов

10

10

Графика и анимация

0

3D-моделирование и анимация

0

Итого:

25

0

25

Резерв

                5

2

3

Итого по всем разделам:

68

34

34

Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина

Базовый уровень, по 1 часу в неделю, всего 34 часа.

№ урока

Тема урока

Дата планируемого проведения урока

Дата фактического проведения урока

Домашнее задание

Практические работы

 (номер, название)

1

Техника безопасности. Организация рабочего места. Информатика и информация

03.09

§ 1

2

 Информационные процессы. Измерение информации.

10.09

§ 2, § 3

3

Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.

17.09

§ 4.

Тестирование. Задачи на измерение количества информации.

4

Кодирование и декодирование.

24.09

§ 5, § 6

5

Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации.

07.10

§ 7, § 8

Тестирование. Двоичное кодирование. Алфавитный подход к оценке количества информации.

6

Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.

14.10

§ 9, § 10, § 11

.

7

Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.

21.10

§ 12, § 13

8

Кодирование символов.

28.10

§ 15

Тестирование. Позиционные системы счисления

9

Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.

28.10

§ 16, § 17

10

Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна.

11.11

§ 18, § 19,

§ 20

Тестирование. Кодирование информации.

11

Упрощение логических выражений.

18.11

§ 21

12

Принципы устройства компьютеров.

25.11

§ 32, § 33

Тестирование. Упрощение логических выражений.

13

Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.

02.12

§ 34, § 35, § 36

14

Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных.

09.12

§ 38, § 39,

§ 43

Тестирование. Устройство компьютера

15

Системное программное обеспечение. Системы программирования.

16.12

§ 40, § 41

Тестирование. Системное программное обеспечение.

16

Компьютерные сети. Основные понятия

23.12

§ 44, § 45, § 46

17

Сеть Интернет.

Адреса в Интернете.

13.01

§ 47, § 48

18

Службы Интернета.

20.01

§ 49-§ 53

Тестирование. Компьютерные сети. Адреса в Интернете.

Представление докладов.

19

Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции.

27.01

§ 54-§ 56

20

Условный оператор. Сложные условия.

03.02

§ 57

21

Цикл с условием.

10.02

§ 58

Тестирование. Ветвление.

22

Цикл с переменной.

17.02

§ 58

23

Процедуры и функции.

24.02

§ 59, § 60

Тестирование. Циклы

24

Массивы. Перебор элементов массива.

02.03

§ 62

Массивы.

25

Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию.

09.03

§ 63

26

Сортировка массивов.

16.03

§ 64

Тестирование. Массивы

27

Символьные строки.

30.03

§ 66

28

Функции для работы с символьными строками.

06.04

§ 66

29

Решение уравнений в табличных процессорах.

13.04

§ 70

Тестирование. Обработка символьных строк.

30

Статистические расчеты.

20.04

§ 73

31

Условные вычисления.

27.04

§ 73

32

Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ.

04.05

§ 75, § 76

33

Итоговое повторение

11.05

Итоговый тест

34

Резерв

18.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...