Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Рабочая программа по информатике разработана  в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_7.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике разработана  в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,  прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Изучение информатики и ИКТ в  7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения,  соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения инфороматики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

На изучение технологии (ИКТ) в 7 «А» в школе отведено 34 часа в год, что соответствует 1 часу в неделю. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ гимназии №61 на 2015 -2016 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). При разработке программы учитывалось, что в классе 30 учащихся и для проведения урока технологии (ИКТ) класс делится на 2 подгруппы, а так же то, что контингент детей 7 «А» достаточно способный и хорошо успевающий по всем предметам. Поэтому в этом классе больший упор делается на понятие информационных процессов, усвоение которых требует хорошего развития абстрактного  мышления и логического мышления, принимать правильные обоснованные решения.

Содержание курса информатики

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуковая и видео информация.

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Информация и информационные процессы. Технологии обработки, хранения, передачи и представления информации

9

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

Технологии обработки графической информации

4

Технологии обработки текстовой информации

9

Технология мультимедиа

4

Резерв

1

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

прохождения программного материала

№ урока

Раздел программы (общее количество часов раздела)

Тема урока  в разделе.

Дата

проведения урока по плану

Дата проведе-

ния урока по факту

Применение ТСО, ИКТ, наглядность

Базовое домашнее

задание

За счёт чего сделано уплотне-

ние (если необходи-

мо)

I четверть

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

05.09

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

Информация и информационные процессы. Технологии обработки, хранения, передачи и представления информации (8 часов)

Информация и её свойства

12.09

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§1.1.

Информационные процессы. Технология обработка информации

19.09

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§1.2.

Информационные процессы. Технологии хранения и передачи информации

26.09

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§1.2.

Всемирная паутина как информационное хранилище

03.10

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§1.3.

Технологии представление информации

10.10

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§1.4

Дискретная форма представления информации

17.10

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§1.5.

Единицы измерения информации

24.10

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§1.6.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа

31.10

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

II четверть

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

 (7 часов)

Основные компоненты компьютера и их функции

14.11

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§2.1

Персональный компьютер.

21.11

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§2.2

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

28.11

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§2.3.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

05.12

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§2.3

Файлы и файловые структуры

12.12

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§2.4.

Пользовательский интерфейс

19.12

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§2.5

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

26.12

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

III четверть

Технологии обработки графической информации (4 часа)

Формирование изображения на экране компьютера

09.01

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§3.1

Компьютерная графика

16.01

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§3.2

Создание графических изображений

23.01

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§3.3

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

30.01

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

Технологии обработки текстовой информации (9 часов)

Текстовые документы и технологии их создания

06.02

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§4.1

Создание текстовых документов на компьютере

13.02

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§4.2

Прямое форматирование

20.02

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§4.3

Стилевое форматирование

27.02

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§4.3

Визуализация информации в текстовых документах

06.03

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§4.4

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

13.03

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§4.5

IV четверть

Оценка количественных параметров текстовых документов

20.03

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§4.6

Оформление реферата История вычислительной техники

03.04

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.

10.04

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

Технология мультимедиа (4 часа)

Технология мультимедиа.

17.04

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§5.1

Компьютерные презентации

24.04

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§5.2

Создание мультимедийной презентации

08.05

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

§5.2

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа

15.05

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

Резерв

22.05

Компьютерный класс, мультимедийный комплекс

ВСЕГО

34 часа

Учебно-методические средства обучения

Список литературы

Учебники

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Пособия для учителя

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 7 класс»
  • Занимательные задачи по информатике
    Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Год издания: 2010
  • Коллекция ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru/
  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Пособия для учащихся

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Коллекция ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru/
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 7 класс»

Диагностический материал

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII    классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007

Дидактический материал

Коллекция ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru/

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  1. Компьютерный класс (12 рабочих мест учеников и место учителя)
  2. Мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, доска маркерная)
  3. Принтер (черно/белой печати, формата А4);
  4. Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...