Конспект урока "Решение задач с использованием электронных таблиц Excel"
план-конспект урока по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
- Объявление краткого плана работы на уроке.
- Разминка.
- «Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».
- Тестирование.
- Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.
- Заполнение опорного конспекта.
- Физкультминутка.
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.
5. Практическая самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение задач с использованием электронных таблиц Excel. | 509 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: информатика
Тема:
«Решение задач с использованием электронных таблиц Excel»
(11 класс)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Выполнила:
Смирнова Светлана Викторовна
г. Дзержинск
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
- Объявление краткого плана работы на уроке.
- Разминка.
- «Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».
- Тестирование.
- Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.
- Заполнение опорного конспекта.
- Физкультминутка.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Практическая самостоятельная работа.
Цели урока:
образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации»
Задачи:
- закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
- практическое применение изученного материала, приобретение навыков в составлении таблиц разного типа;
- развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу;
- формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.
развивающие — продолжить развитие логического мышления, глубины и гибкости ума.
Задачи:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие способности логически рассуждать;
- формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
- развитие умения применять полученные знания для решения задач различных предметных областей.
воспитательные — продолжать воспитывать информационную культуру, общечеловеческие качества личности школьника
Задачи:
- воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
- воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
- продолжить воспитывать культуру общения;
- продолжить формировать чувство долга, настойчивости, дисциплинированность; продолжить формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;
- продолжить воспитывать эстетический вкус.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемый результат |
(Цель: настроить учащихся на работу на уроке) | ||
(1 мин.) Оргмомент. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Обработка числовой информации». На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной таблицы, типы и форматы данных, используемых в Excel, основные функций, используемых при записи формул, общие правила подготовки электронной таблицы, а так же графические возможности табличного процессора, учились решать задачи с использованием ЭТ. Сегодня цель нашего урока: закрепить и обобщить знания, полученные по этой теме, развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при необходимости друг другу, и самостоятельно. Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится. | Учащиеся приветствуют учителя. | Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы, доброжелательно настроены по отношению друг к другу. |
II. Актуализация, обобщение и систематизация знаний. (Цель: повторение, систематизация и проверка знаний) | ||
1. Объявление краткого плана работы. (2 мин.) Работу на уроке мы построим следующим образом: сначала мы повторим все полученные ранее знания; и одновременно систематизируем знания по этой теме при заполнении опорного конспекта, который находится у вас на столе. Затем мы разберём задачи, которые вы готовили дома по группам, проведём небольшой тест по основным понятиям «Электронной таблицы», а в конце урока – практическая самостоятельная работа на компьютере. Пройденная нами тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после темы: «Текстовый редактор Word и его возможности». Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании на самых различных уровнях: от домашнего до государственного. Освоенный табличный процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера и окажет незаменимую помощь в освоении темы «Базы данных». Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel? Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS Excel? Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. 2. Разминка. (4 мин.) Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера. Давайте для начала вспомним основные понятия ЭТ. Старайтесь отвечать на вопросы чётко и кратко. Вопросы разминки:
3. «Мозаика этапы решения задачи в Excel» (4 мин.) Давайте вспомним процесс решения задачи в среде MS Excel? Из представленных модулей соберите алгоритм решения задач в электронных таблицах (на доске 3-е учащихся моделируют общий алгоритм решения задачи по 3 блокам). Остальные учащиеся на месте заполняют пропуски в своих опорных конспектах «Этапы решения задач в MS Excel» Проверьте правильность. У кого есть уточнения, дополнения? 4. Тестирование по теме "Электронные таблицы" (7 мин.) Учащимся предлагается электронный тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение – 5 минут. Дома вы повторяли тему «Обработка числовой информации». Мы проверим ваши знания с помощью небольшого теста. Критерии, по которым будет оцениваться ваша работа на экране, при этом учтите, что некоторые задания оцениваются одним, а некоторые двумя баллами. Напечатайте свою фамилию и имя, класс 11 А и приступайте к работе. На выполнение теста – 5 минут. Итак, давайте узнаем ваши результаты. Поднимите руки, кто получил оценку пять? Кто четыре? Кто три? (Кто не справился?) (Те, кто допустили более 50% ошибок должны ещё раз повторить тему «Электронные таблицы»). 5. Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы. (9 мин. + 4 мин. на заполнение конспекта) Дома вы решали задачи по группам. Давайте разберём эти задачи. Я прошу выбрать по одному представителю от группы, который будет представлять решение вашей задачи. Требуется кратко объяснить условие задачи и способ её решения. По ходу разбора задач вы должны заполнить опорный конспект, который поможет вам систематизировать знания по теме и лучше подготовиться к контрольной работе. Задания:
Дополнительные вопросы:
Оценка работ каждой группы. Представление индивидуального задания, подготовленного одним из учеников. 6. Физкультминутка (2 мин.) Давайте немного отдохнём: физкультминутка.
Этот комплекс в основном воздействует на мышцы и сосуды, обслуживающие глаза. | Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, решали различные задачи различного содержания, составляли много различных таблиц и строили диаграммы. Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) Организация табличных вычислений на компьютере. 2) Ячейка. 3) Число, текст, формула. 4) Имя ячейки. 5) Текст, формула, текст, число. 6) Диапазон ячеек в электронной таблице – это совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы. 7) число время дата число 8) Относительная, абсолютная, смешанная. 9) Для указания фиксированного адреса ячейки. На доске трое учащихся моделируют общий алгоритм решения задачи по 3 блокам. Учащиеся отвечают на вопросы теста. Учащиеся по одному представителю от группы объясняют решение задачи и заполняют опорные конспекты. Можно не использовать функцию автосумма СУММ, но тогда будет больше условий для функции И. Для этого используем команду Вставка→Примечание и печатаем текст примечания. Функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ относятся к категории статистические. Учащийся демонстрирует своё задание и объясняет, что в его тесте есть подсчёт общего количества верно выполненных заданий, выставление оценки от «2» до «5», возможность проверить свои ответы с верными (за счёт скрытых столбцов). Учащиеся заполняют опорные конспекты. Выполняют упражнения физкультминутки. | Учащиеся вспоминают полученные ранее знания по теме: «Обработка числовой информации». Проверяются знания и устанавливаются пробелы. Воспитывается самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения делать выводы, воспитание умения слушать собеседника. Учащиеся вспоминают полученные ранее знания об этапах решения задачи в ЭТ и заполняют опорные конспекты. Учащиеся концентрируют свою память и внимание, вспоминают полученные ранее знания по теме «ЭТ Excel» Ученики продемонстрировали полноту выполнения домашнего задания. Устранены пробелы в знаниях. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала. Сняли напряжение глаз, мышц рук. |
III. Подведение итогов работы. (Цель: подвести итоги проделанной работы) | ||
(1 мин.) Прежде чем перейти к практической самостоятельной работе на компьютере, давайте подведём итог нашего урока. Целью нашего урока было: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Обработка числовой информации». Что мы повторили на уроке и чего добились? Итак, сегодня мы с вами повторили и систематизировали в виде опорного конспекта основные этапы решения задач по теме «Электронные таблицы», разобрали решение несколько задач. Я уверена, это поможет вам сейчас при выполнении самостоятельной работы на компьютере, а также позволит лучше подготовиться к контрольной работе. На следующем уроке мы повторим построение диаграмм, сортировку и поиск данных в ЭТ Excel. | Мы повторили и систематизировали в виде опорного конспекта знания по теме «Обработка числовой информации», разобрали решение нескольких задач практического содержания. | Подведены итоги, и можно сделать вывод, что учащиеся хорошо усвоили тему «Обработка числовой информации». |
IV. Определение домашнего задания. (Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашней работы) | ||
(1 мин.) Как мы уже выяснили ранее, многие задачи в ЭТ имеют прикладной характер. Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам решить задачу практического содержания, которую необходимо выполнить на компьютере. Условие на карточке. Вы можете самостоятельно выбрать уровень сложности и решить любую задачу по силам. Две задачи аналогичны задачам, разобранным на уроке, а третья и четвёртая усложненные. Запишите в дневник домашнее задание. (Д/з: практическая задача – карточка). | Ученики слушают учителя, получают дифференцированные индивидуальные задания (записывают домашнее задание в дневник). | Учащиеся поняли, как выполнять домашнее задание, а также осознали необходимость его выполнения. |
V. Оперирование знаниям. (Практическая самостоятельная работа). (Цель: проверить умение применения знаний при решении практической задачи) | ||
(10 мин.) В оставшееся время мы выполним практическую самостоятельную работу – решим задачу прикладного характера. Решение этой задачи покажет: насколько вы усвоили материал. Условие задачи – в папке «Практическое задание Excel» на рабочем столе компьютера. Вы можете сами выбрать себе задание по силам: количество восклицательных знаков определит степень сложности задачи. Сохраните свои работы в личных папках, не меняя имя файла. При проверке я буду учитывать:
Урок окончен. Всем спасибо за работу. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, сохраняют её в личной папке на компьютере. | Осмысление, обобщение, систематизация учебного материала. Урок завершен. |
Этапы решения задачи в Excel. | ||
I блок Формирование таблицы значений | II блок Построение диаграммы | III блок Оформление интерфейса |
Определение параметров таблицы. | Мастер диаграмм. | Размещение начальных данных и таблицы результатов на отдельном листе Книги MS Excel. |
Определение структуры таблицы. | Определить тип диаграммы. | Размещение диаграммы или графика на следующем листе Книги MS Excel. |
Определение количества записей. | Выделить и сгруппировать данные. | Размещение начальных данных, таблицы результатов и диаграммы или графика на одном листе Книги MS Excel. |
Заполнение таблицы необходимыми значениями и расчетными формулами. | Построить диаграмму. |
|
Приложения:
Тест.
1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это: 1) ячейка; 2)Строка; 3)столбец; 4)формула. | 10.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака: 1)$; 2)f; 3)*; 4)=. |
2. В электронной таблице ячейкой называют: 1)горизонтальную строку; 2)вертикальный столбец; 3)пересечение строки и столбца; 4)курсор – рамку на экране. | 11. Как обычно (то есть по умолчанию) выравнивается текст в ячейках электронной таблицы: 1)по центру; 2)по центру выделения; 3) по правому краю; 4)по левому краю. |
3. В электронной таблице невозможно удалить: 1) строку; 2)столбец; 3) содержимое ячейки; 4) имя ячейки. | 12. как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы? 1) по центру; 2)по центру выделения; 3) по правому краю; 4) по левому краю. |
4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице: 1) 18D; 2)К13; 3)34; 4)АВ. | 13. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается: 1)в поле имени; 2)в строке состояния; 3) В строке формул; 4) в пункте “Вид” текстового меню. |
5.Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице: 1)DF; 2)F12; 3)АБ; 4)113. | 14. Адрес текущей (выделенной) ячейки отображается: 1) в поле имени; 2) в строке формул; 3) в пункте “Формат” текстового меню; 4) в строке состояния. |
6.Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице: 1)11D; 2)F12; 3)АБ3; 4)В1А. | 15. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что: 1) формула записана с ошибкой; 2) в формуле есть ссылка на пустую клетку; 3) в формуле есть циклическая ссылка; 4) столбец недостаточно широк. |
7.Строка формул используется в табличном процессе для отображения: 1)заголовка документа; 2)адреса текущей строки; 3)адреса текущей ячейки; 4)содержимого текущей ячейки. | 16. в каком из указанных диапазонов содержится ровно 20 клеток электронной таблицы? 1) E12:F12; 2)C2:D11; 3)C3:F8; 4)A10:D15; |
8.Какую команду из текстового меню нужно выбрать, при необходимости включить или выключить режим отображения формул на листе электронной таблицы: 1)Файл / Свойства; 2)Сервис/ Настройка; 3)Сервис/ Параметры; 4)Вставка/ Функция. | 17. в электронной таблице выделена группа из 12 ячеек. Она может быть описана диапазоном адресов: 1)А1:В3; 2)А1: В 4; 3) А1:С3; 4) А1: С4. |
9. В ячейке электронной таблицы не может находиться: 1)число; 2)текст; 3)лист; 4)формула. | 18. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице: 1)4; 2) 8; 3)9; 4)10. |
Задачи для разбора.
Задание «Тест»
Составить собственный тест, подобный тому, какой приведён на рисунке.
В ячейку, в которой должен будет выводиться результат, ввести формулу его вычисления с использованием логических функций.
Задание «Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях»
Создайте ЭТ по образцу (знак «+» соответствует участию, а «-» означает, что учащийся не принимал участия в чём-либо).
Представьте в графическом виде информацию о процентном соотношении участников (тех, кто принимал участие хотя бы в одном из мероприятий) от каждой параллели по образцу:
Задание «Абитуриенты»
В одном из ВУЗов прошли вступительные экзамены. Помогите приемной комиссии подвести итоги.
A | B | C | D | E | F | G | ||
1 | Ведомость поступления в ВУЗ | |||||||
2 | Проходной бал | = | 13 | |||||
3 | № | Фамилия | Русский язык | Химия | Физика | Сумма баллов | Прием | |
4 | 1 | Аникин Сергей | 5 | 4 | 4 | |||
5 | 2 | Баранова Инна | 4 | 2 | 4 | |||
6 | 3 | Болотов Даниил | 4 | 4 | 5 | |||
7 | 4 | Волков Александр | 3 | 5 | 3 | |||
8 | 5 | Галкин Дмитрий | 4 | 5 | 5 | |||
9 | 6 | Ершов Максим | 5 | 3 | 4 | |||
10 | 7 | Коротков Иван | 5 | 3 | 3 | |||
11 | 8 | Морская Марина | 5 | 2 | 3 | |||
12 | 9 | Петров Андрей | 4 | 3 | 3 | |||
13 | 10 | Солнцева Лика | 4 | 4 | 3 | |||
14 | Средний балл | Принято | ||||||
15 | ||||||||
16 | Количество | «5» | «4» | «3» | «2» |
- Подсчитайте сумму баллов для каждого абитуриента и средний балл по каждому предмету.
- Используйте логическую функцию ЕСЛИ, чтобы автоматически выяснить, кто поступил в ВУЗ, а кто – нет.
- Подсчитайте количество принятых в ВУЗ в ячейке G16, используя функцию СЧЕТЕСЛИ.
- Подсчитайте количество «5», «4», «3», «2» по всем предметам в ячейках C 17, D17, E17, F17 соответственно.
- Создайте примечание: выделите ячейку, которую необходимо снабдить примечанием;
- выполните команду Вставка → Примечание.
Опорный конспект.
В каждом из предложенных заданий запишите основные формулы для вычислений.
Задание «Тест»
Е15=…
Задание «Абитуриенты»
F4=…
G4=…
С17=…
G16=…
Задание «Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях»
G2=…
H2=…
A16=…
Домашнее задание:
(дифференцированное по уровню сложности)
Вариант 1
10 учеников проходили тестирование по 5 темам какого-либо предмета. Вычислить суммарный (по всем темам) средний балл, полученный учениками. Сколько учеников имеют суммарный балл ниже среднего?
Вариант 2
10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме не менее к очков (значение к занесено в отдельную ячейку). Сколько спортсменов получило звание мастера?
Вариант 3
Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика (заполните таблицу для 10 учащихся). Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см, при этом возраст не должен превышать 13 лет?
Вариант 4
В ячейках столбца с заголовком «Температура» наберите некоторые значения температуры (не менее 10 значений). Используя соответствующую формулу, создайте столбец с заголовком «Результат» по следующему правилу:
Температура < 5° С — холодно;
5° С Температура < 15° С — прохладно;
15° С Температура < 25° С — тепло;
Температура 25° С — жарко.
Практическая самостоятельная работа.
Вариант 1. !
В представленной ниже таблице имеются данные о большом количестве подержанных автомобилей. Клиент имеет некоторую сумму денег (красная ячейка D9). На какой из автомобилей ему хватит денег? Напротив каждого автомобиля (ячейки столбца "Н") требуется получить пометку Хватит/Не хватит.
Введите в ячейку D9 значение 3000 и подсчитайте общее количество автомобилей, на которые клиенту хватит и не хватит денег (информацию расположите под таблицей).
Вариант 2. !!
Представленная ниже таблица должна помочь администрации института определить количество студентов заслуживших получать стипендию по результатам сессии. Используйте следующие критерии: менее 18-ти баллов - стипендию не получает; от 23,5 баллов включительно - повышенная стипендия (предварительно вычислите общий балл каждого студента). Определите общее количество студентов, получающих, не получающих и получающих повышенную стипендию (информацию внесите в соответствующие ячейки).
Microsoft Excel: Интересные факты
Знаете ли Вы, что...
Слово "excel" в переводе с английского означает "превосходить, выделяться".
Бухгалтерские таблицы существовали веками. Но электронные таблицы Дена Бриклина, которые он создал в 1978 году не только произвели революцию в бухучёте, но и захватили рынок прикладных программ для персональных компьютеров.
Программа Бриклина позволяла вводить данные и управлять ими в таблице из 5 столбцов и 20 строк, а уже в 1989 году компанией Microsoft была создана ОС Windows и Excel - стал одной из самых главных программ компании. Excel самая распространенная электронная таблица в мире на сегодняшний день.
Пакет Microsoft Excel насчитывает около 300 встроенных функций: математических, статистических, логических, финансовых, для работы с текстом и базами данных.
Microsoft Exсel 2007 поддерживает таблицы с количеством столбцов до 16 млн. и с количеством строк до 1 млн. Другими словами, программа может вместить до 16 млрд. отдельных записей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронных таблиц Excel с целью оптимизации экономических расчетов творческого проекта.
Это методические рекомендации по использованию электронных таблиц Excel для выполнения экономических расчетов творческого проекта....
Решение задач по химии с помощью электронных таблиц Excel
Предлагается один из вариантов решения задач по химии в рамках интегрированного обучения: химия - информатика...
Использование электронной таблицы Excel для анализа степени обученности учащихся
Можно использовать для проведения урока информатики, материал может быть интересен школьной администрации....
Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)
Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)Цели урока:образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации»Задачи:1....
Использование электронных таблиц Excel для определения даты православной Пасхи
Описание нестандартного урока информатики, на котором вычисляется дата православной Пасхи для любого года с помощью электронных таблиц (использования функций ДАТА, ОСТАТ, ЕСЛИ, СЦЕПИТЬ в электрон...
Решение оптимизационных задач в среде электронных таблиц Excel
Цели урока:Образовательные: изучение возможностей MS Excel по решению оптимизационных задач и практическое освоение соответствующих навыков и умений. Развивающие: ознакомление учащихся с применен...
Интегрированный урок по математике и информатике "Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным, с использованием электронных таблиц Ms Excel."
Урок комплексного применения знаний и умений...