Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_2014-2015_fgos.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора по УВР

Директор

МБОУ «СОШ им.

МБОУ «СОШ им.

МБОУ «СОШ им.

М.М.Рудченко с. Перелюб»

М.М.Рудченко с. Перелюб»

М.М.Рудченко с. Перелюб»

_________ Завгороднева Е.В.

_________О.В.Мотина

_________Р.Е.Хабибулина

Протокол №

Приказ № 153

«5» мая 2012 года

«07» мая 2012 года

«10» мая 2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

УМК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

7 КЛАСС

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол №  5 от

«10» апреля 2012 года

Перелюб 2012

Пояснительная записка.

Рабочая  программа   учебного предмета «Информатика» для 7 класса разработана   на  основе:

∙  Федерального  компонента   государственного  стандарта  общего  образования       (приказ  МО   РФ  от  05.03.2004 г. № 1089);

∙  Программа для  основной школы 5-6 класс, 7 – 9 класс Л. Л.Босова , А.Ю. Босова . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 

∙ Санитарно  -  эпидемиологические  правил  и  нормативов  СанПиН 2.4.2.2821 – 10.  «Санитарно  -  эпидемиологические   требования  к  условиям   и   организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»;

∙ Материалов  УМК   для  7  класса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования.

Особенности программы

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем  с учетом логики учебного процесса, возрастных  особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.                    

Программа отражает современные тенденции и требования к изучению информатики  и практическому владению компьютером и  направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся,   совершенствование коммуникативных умений и навыков и  составлена с учетом основных положений образовательной программы школы.

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Специфика ОУ, контингента обучающихся: МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» является самым многочисленным средним общеобразовательным учебным заведением в Перелюбском районе.

Население села Перелюб, где находится образовательное учреждение, разнообразно. Большую часть его составляют работники сельского хозяйства и государственные служащие. В школе обучаются дети разных национальностей, среди которых: русские, казахи, башкиры, азербайджанцы, курды и др.

В школе обучается около 600 учащихся. Из них многодетных семей - 40, детей из многодетных семей обучалось в школе - 78. Малообеспеченных семей - 342, из них обучались в школе 441 учащихся. Детей, оставшихся без попечения родителей - 15, из них 4 сироты. Неблагополучных семей - 14 (в них детей - 17), стоят на учете в ПДН - 2, что соответствует уровню прошлого учебного года, на внутришкольном учете - 2.

Состав УМК.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник Л.Л. Босова, А.Ю.Босова Информатика 7 класс;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование мета- предметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика представлена как расширенный курс в 7 классе (по одному часу в неделю);

Программа используется для реализации базового курса.

Содержание учебного предмета

Информация и информационные процессы.

(Информация. Информационный процесс. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.)

Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы, самостоятельные работы.                                                              

9

Информация и её свойства. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Информационные процессы.

1

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

Представление информации.

1

Дискретная форма представления информации.

1

Алфавитный подход к измерению информации.

1

Информационный объём сообщения.

1

Единицы измерения информации. Решение задач.

1

Обобщение по теме «Информация и информационные процессы».

1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

(Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.)

Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы, тестирование.                                                              

7

Основные компоненты компьютера и их функции.

1

Персональный компьютер.

1

Программное обеспечение компьютера. Системное ПО.

1

Системы программирования и прикладное ПО.

1

Файлы и файловые структуры.

1

Пользовательский интерфейс.

1

Обобщение по теме  «Компьютер».

1

Обработка графической информации.

(Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.)

Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы, тестирование.

4

Формирование изображения на экране компьютера.

1

Компьютерная графика.

1

Создание графических изображений.

1

Обобщение по теме «Обработка графической информации».

1

Обработка текстовой информации.

(Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Кодовые таблицы.)

Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические и контрольные  работы.                                            

8

Текстовые документы и технологии их создания.

1

Создание текстовых документов на компьютере.

1

Прямое и стилевое форматирование.

1

Визуализация информации в текстовых документах.

1

Оценка количественных параметров текстовых документов.

1

Информационный объём фрагмента текста.

1

Обработка текстовой информации. Решение задач.

1

Контрольная работа  «Обработка текстовой информации».

1

Мультимедиа.

(Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных)

Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы.

4

Технология мультимедиа.

1

Компьютерные презентации.

1

Создание мультимедийной презентации.

1

Обобщение по теме «Мультимедиа». 

1

Итоговое повторение

3

Информация и информационные процессы.

1

Обработка графической и текстовой информации.

1

Резерв.

1

Планируемые  результаты освоения содержания программы по информатике для основной средней школы

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Основная литература:

  1. Л. Л. Босова Информатика: учебник для 7 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:    БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Журнал «Информатика и образование», 2010-2013гг.
  3. Стандарт основного (общего) и среднего (полного) образования.
  4. Информатика: Программа для  основной школы 5-6 класс, 7 – 9 класс Л. Л.Босова , А.Ю. Босова . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Дополнительная литература:

1.  Семенов А. Л. и др. Апгоритмика. 5—7 кл. — М.: Дрофа 2009.

2. Первин Ю. А. Информационная культура. Компьютерная смекалка. Класс 7. Учеб. пособие.— М.: Дрофа, 2008, 2009.

3.  Гейн А. Г. и др. Информатика. 7—9 кл. — М.: Дрофа, 2009.

4.  Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии.» 7-9 классы. Бином.  

   2009.

5.    Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Справочная литература:

  1. Приложение к « Первому сентября.» - Информатика № 1- № 25, 2004.
  2. Программирование в среде TURBO PASKAL  7.0. А. М. Епанешников, В. А. Епанешников./ М.: «ДИАЛОГ – МИФИ», 1998.
  3. Компьютер в вашей школе. Учебное пособие. С. В.  Симонович./М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком -  Пресс, 2001.
  4. Информатика: Учебно-практический курс./А. П. Максимова. Мн., 2004.
  5. Азбука программирования. А. Б. Горстко, С. В. Кочковская./М.: Знание, 1988.
  6. Справочное пособие по основам информатики.Э.В. Седова и др. /Волгоград.: «Учитель».1999.
  7. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию 7 – 11 классы. Д. М. Златопольский. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Материально-техническое обеспечение:

№ п/п

Название

Количество

Компьютер

12

Мультимедийный проектор

1

Столы компьютерные

12

Колонки

1

Интерактивная доска

1

Стол учительский

1

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев

6

Перечень программного обеспечения:

  1. Операционная система Windows
  2. Пакет офисных приложений Office, OpenOffice.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...