Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР | Директор |
МБОУ «СОШ им. | МБОУ «СОШ им. | МБОУ «СОШ им. |
М.М.Рудченко с. Перелюб» | М.М.Рудченко с. Перелюб» | М.М.Рудченко с. Перелюб» |
_________ Завгороднева Е.В. | _________О.В.Мотина | _________Р.Е.Хабибулина |
Протокол № | Приказ № 153 | |
«5» мая 2012 года | «07» мая 2012 года | «10» мая 2012 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
УМК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
7 КЛАСС
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете
Протокол № 5 от
«10» апреля 2012 года
Перелюб 2012
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 7 класса разработана на основе:
∙ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
∙ Программа для основной школы 5-6 класс, 7 – 9 класс Л. Л.Босова , А.Ю. Босова . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
∙ Санитарно - эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
∙ Материалов УМК для 7 класса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования.
Особенности программы
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа отражает современные тенденции и требования к изучению информатики и практическому владению компьютером и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков и составлена с учетом основных положений образовательной программы школы.
Цели программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Специфика ОУ, контингента обучающихся: МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» является самым многочисленным средним общеобразовательным учебным заведением в Перелюбском районе.
Население села Перелюб, где находится образовательное учреждение, разнообразно. Большую часть его составляют работники сельского хозяйства и государственные служащие. В школе обучаются дети разных национальностей, среди которых: русские, казахи, башкиры, азербайджанцы, курды и др.
В школе обучается около 600 учащихся. Из них многодетных семей - 40, детей из многодетных семей обучалось в школе - 78. Малообеспеченных семей - 342, из них обучались в школе 441 учащихся. Детей, оставшихся без попечения родителей - 15, из них 4 сироты. Неблагополучных семей - 14 (в них детей - 17), стоят на учете в ПДН - 2, что соответствует уровню прошлого учебного года, на внутришкольном учете - 2.
Состав УМК.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник Л.Л. Босова, А.Ю.Босова Информатика 7 класс;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование мета- предметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика представлена как расширенный курс в 7 классе (по одному часу в неделю);
Программа используется для реализации базового курса.
Содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы. (Информация. Информационный процесс. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.) Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы, самостоятельные работы. | 9 |
Информация и её свойства. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 |
Информационные процессы. | 1 |
Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 |
Представление информации. | 1 |
Дискретная форма представления информации. | 1 |
Алфавитный подход к измерению информации. | 1 |
Информационный объём сообщения. | 1 |
Единицы измерения информации. Решение задач. | 1 |
Обобщение по теме «Информация и информационные процессы». | 1 |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. (Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.) Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы, тестирование. | 7 |
Основные компоненты компьютера и их функции. | 1 |
Персональный компьютер. | 1 |
Программное обеспечение компьютера. Системное ПО. | 1 |
Системы программирования и прикладное ПО. | 1 |
Файлы и файловые структуры. | 1 |
Пользовательский интерфейс. | 1 |
Обобщение по теме «Компьютер». | 1 |
Обработка графической информации. (Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.) Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы, тестирование. | 4 |
Формирование изображения на экране компьютера. | 1 |
Компьютерная графика. | 1 |
Создание графических изображений. | 1 |
Обобщение по теме «Обработка графической информации». | 1 |
Обработка текстовой информации. (Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Кодовые таблицы.) Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические и контрольные работы. | 8 |
Текстовые документы и технологии их создания. | 1 |
Создание текстовых документов на компьютере. | 1 |
Прямое и стилевое форматирование. | 1 |
Визуализация информации в текстовых документах. | 1 |
Оценка количественных параметров текстовых документов. | 1 |
Информационный объём фрагмента текста. | 1 |
Обработка текстовой информации. Решение задач. | 1 |
Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | 1 |
Мультимедиа. (Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных) Формы занятий и контроля, используемые при обучении: практические работы. | 4 |
Технология мультимедиа. | 1 |
Компьютерные презентации. | 1 |
Создание мультимедийной презентации. | 1 |
Обобщение по теме «Мультимедиа». | 1 |
Итоговое повторение | 3 |
Информация и информационные процессы. | 1 |
Обработка графической и текстовой информации. | 1 |
Резерв. | 1 |
Планируемые результаты освоения содержания программы по информатике для основной средней школы
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основная литература:
- Л. Л. Босова Информатика: учебник для 7 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Журнал «Информатика и образование», 2010-2013гг.
- Стандарт основного (общего) и среднего (полного) образования.
- Информатика: Программа для основной школы 5-6 класс, 7 – 9 класс Л. Л.Босова , А.Ю. Босова . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Дополнительная литература:
1. Семенов А. Л. и др. Апгоритмика. 5—7 кл. — М.: Дрофа 2009.
2. Первин Ю. А. Информационная культура. Компьютерная смекалка. Класс 7. Учеб. пособие.— М.: Дрофа, 2008, 2009.
3. Гейн А. Г. и др. Информатика. 7—9 кл. — М.: Дрофа, 2009.
4. Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии.» 7-9 классы. Бином.
2009.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Справочная литература:
- Приложение к « Первому сентября.» - Информатика № 1- № 25, 2004.
- Программирование в среде TURBO PASKAL 7.0. А. М. Епанешников, В. А. Епанешников./ М.: «ДИАЛОГ – МИФИ», 1998.
- Компьютер в вашей школе. Учебное пособие. С. В. Симонович./М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком - Пресс, 2001.
- Информатика: Учебно-практический курс./А. П. Максимова. Мн., 2004.
- Азбука программирования. А. Б. Горстко, С. В. Кочковская./М.: Знание, 1988.
- Справочное пособие по основам информатики.Э.В. Седова и др. /Волгоград.: «Учитель».1999.
- Я иду на урок информатики: Задачи по программированию 7 – 11 классы. Д. М. Златопольский. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Материально-техническое обеспечение:
№ п/п | Название | Количество |
Компьютер | 12 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Столы компьютерные | 12 | |
Колонки | 1 | |
Интерактивная доска | 1 | |
Стол учительский | 1 | |
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев | 6 |
Перечень программного обеспечения:
- Операционная система Windows
- Пакет офисных приложений Office, OpenOffice.
Цифровые образовательные ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...