Рабочая программа по информатике 8-9 кл
рабочая программа по информатике и икт (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 8-9 кл к учебнику Семакина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf_8-9.zip | 150.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ступинская средняя общеобразовательная школа №14»
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол № ____ от «_____» __________ 2015 г Согласована с зам. директора по УВР ______________СизинцеваТ.А. «____»_______________2015 г | Принята на педагогическом совете Протокол № ____ от «_____» __________ 2015 г УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «СОШ № 14» _________________ И.Н. Прохорцова «____» ___________________ 2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _информатике и информационным технологиям_
для основного общего образования
общеобразовательный уровень
Учитель ___Сахно Л.Н._______
Квалификационная категория ___1___
Ступино
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для основного общего образования (8-9 классов) составлена на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям для основного общего образования, федерального компонента Государственного стандарта по информатике, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. № 1089 и программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы Семакина И.Г. и др. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. Семакин И.Г и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2005.)
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Особенности методики преподавания предмета. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Внесенные изменения в примерную программу. Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки. Некоторые структурные отличия сделаны по рекомендациям к программе Семакина И.Г. и др. Так, в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов. Представление различных типов данных раскрываются в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются.
Количество часов. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, в IX классе-70 часов, 2 часа в неделю. В рабочей программе для IX класса предусмотрено 68 учебных часа (2 часа в неделю) согласно учебного плана школы.
Методы и формы обучения. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основные понятия образовательной области информатики учащиеся осваивают на теоретических занятиях и закрепляют полученные знания при изучении последующих тем как в компьютерном классе, так и в обычной аудитории. Методы обучения в основном активные. Формы обучения: урок, практическая работа, тренинг (при отработке навыков набора текста).
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Количество часов | В том числе практические работы |
8 класс | |||
1 | Информация и информационные процессы | 4 | 1 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 6 | 3 |
3 | Обработка текстовой информации | 12 | 10 |
4 | Обработка графической информации | 6 | 4 |
5 | Мультимедийные технологии | 7 | 5 |
Всего | 35 | 23 | |
9 класс | |||
1 | Обработка числовой информации | 11 | 5 |
2 | Коммуникационные технологии | 12 | 7 |
3 | Формализация и моделирование | 7 | 4 |
4 | Хранение и обработка информации в базах данных | 13 | 6 |
5 | Управление и алгоритмы | 7 | 3 |
6 | Введение в программирование | 14 | 8 |
7 | Информационные технологии в обществе | 4 | 1 |
Всего | 68 | 34 |
Основное содержание
8 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
- Информация и информационные процессы (4ч)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Понятие количества информации: различные подходы. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения количества информации.
Практическая работа
№1 «Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи».
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6ч)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Файлы и файловая система.
Практические работы
№2 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера».
№3 «Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)».
№4 «Работа с файловой структурой операционной системы. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях».
- Обработка текстовой информации (12ч)
Компьютерное представление текстовой информации. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Запись и выделение изменений. Проверка правописания. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать текста (документа). Дополнительные возможности текстового процессора. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Распознавание текста.
Практические работы
№5(28)*«Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе».
№6(5)«Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения».
№7(6) «Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов».
№8(7)«Работа со шрифтами. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)».
№9(8) «Вставка в документ формул».
№10(9) «Создание и форматирование списков».
№11(10) «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
№12(11) «Создание гипертекстового документа».
№13(12) « Перевод текста с использованием системы машинного перевода».
№14(13) «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. Запись текстов ( в том числе с использованием сканера и программ распознавания , расшифровки устной речи».
Практикум: работа I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
- Обработка графической информации(6ч)
Компьютерная графика и области её применения. Интерфейс графических редакторов. Понятие растровой и векторной графики. Технические средства компьютерной графики. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Графические редакторы растрового типа. Векторная графика.
Практические работы
№15(16-17)«Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений».
№16(29) «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе».
№17(14)«Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования».
№18 (15)«Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования».
Практикум: работа II. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.
*Цифры в скобках обозначают номер практической работы в Примерной программе.
- Мультимедийные технологии (7ч)
Понятие мультимедиа. Звуки и видеоизображения. Представление звука в памяти компьютера. Кодирование звуковой информации. Технические средства мультимедиа: записи звуковой и видео информации.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование простых анимационных графических объектов. Композиция и монтаж.
Практические работы:
№19 (30)«Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).»
№20(18) «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда».
№21(19) «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора».
№22(20-21) «Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры)».
№23(22) «Обработка материала, монтаж информационного объекта».
Практикум: работа III.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Практикум: работа IV. Запись и обработка видеофильма.
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.
9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
- Обработка числовой информации (11ч)
История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Представление чисел в памяти компьютера. Представление числовой информации в различных системах счисления.
Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки) . Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила заполнения таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели.
Практические работы:
№1(27) «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора».
№2(23-24) «Работа с готовой электронной таблицей: ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Создание и обработка таблиц».
№3(25) «Использование встроенных математических и статистических функций. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.Сортировка таблицы».
№4(26) «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации».
№5(42) «Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе».
Практикум: работа V Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
- Коммуникационные технологии (12ч)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Интернет Служба World Wide Web. Поиск информации. Способы поиска информации в Интернете. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
№6(45) «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание, отправка и получение сообщения».
№7(49) «Загрузка файла из файлового архива».
№8(47) «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат».
№9(46) «Путешествие по Всемирной паутине. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске».
№10(48) «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
№11(50,51) Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
№12(52) «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов».
Практикум: работа IX Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
- Формализация и моделирование (7ч)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Информационное моделирование на компьютере.
Практические работы:
№13(37) «Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории».
№14(39) «Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования».
№15(38) «Построение генеалогического дерева семьи».
№16(41) «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц».
Практикум: работа VII Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
- Хранение и обработка информации в базах данных (13ч)
Понятие базы данных и информационной системы. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Реляционные базы данных. Назначение СУБД. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Создание (ввод и редактирование) записей. Основы логики: логические значения и формулы. Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. Условия выбора и сложные логические выражения. Сортировка, поиск, удаление и добавление данных, простые и составные ключи сортировки.
Практические работы:
№17 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы».
№18 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».
№19(43) «Поиск записей в готовой базе данных».
№20 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
№21(44) «Сортировка записей в готовой базе данных.Создание запросов на удаление и изменение».
№22 «Итоговая работа по базам данных».
Практикум: работа VIII Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.
- Управление и алгоритмы (7ч)
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Управление, обратная связь. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Ветвления. Использование двухшаговой детализации.
Практические работы:
№23(31)«Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения».
№24(34) «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму».
№25(32)«Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления».
- Введение в программирование (14ч)
Что такое программирование. Языки программирования, их классификация. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, присваивание, ввод и вывод данных. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Линейные вычислительные алгоритмы .
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Правила записи программы. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Правила записи основных операторов: ветвления. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Логические операции на Паскале. Правила записи основных операторов: цикла. Циклы на языке Паскаль. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Одномерные массивы в Паскале. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива.
Практические работы:
№26 «Построение блок-схем».
№27«Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов».
№28 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
№29(32,36) «Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования оператора ветвления и логических операций».
№30 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».
№31(35) «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива».
№32«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».
№33(40) «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования».
Практикум: работа VI Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
- Информационные технологии в обществе (4ч)
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. Основные этапы развития средств информационных технологий. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Информационные этика и право. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Практические работы:
№34(53-55) «Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы».
Практикум: работа X Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Практикум
- Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
- Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
- Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел : информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
- Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
- Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
- Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Предмет | Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | |||||
Информатика | 8 | 1 | Рабочая программа составлена на основе: 1)Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2)Федеральный компонент государственного стандарта. Информатика (утвержден приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089 3) Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы Семакина И.Г. и др. Рассмотрена и согласована методическим объединением. Протокол №__ от _______________ Принята на педсовете. Протокол №__ от ________________________ Утверждена приказом директора школы № от ____________ | Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 | Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1,2 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 | ||
9 | 2 | Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Литература и средства обучения
Для учащихся:
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Для учителя:
Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс. /Под редакцией Н.В.Макаровой. -СПб.: Питер,2010
Информатика. Задачник по моделированию. 7—9 класс. /Под редакцией Н.В.Макаровой — СП6.: Питер, 2009.
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое и программное обеспечение информационных процессов. /Под редакцией Н.В.Макаровой. -СПб.: Питер,2010
Дубина, А. Г., Орлова, С. С., Шубина, И. Ю., Хромов, А. В. Ехсеl для экономистов и менеджеров. — СП6.: Питер, 2004.
Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочно деятельности /
Т. Новикова I Народное образование. — 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисееева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. —
М., 2003.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс для 7—9 классов, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Перечень используемых интернет ресурсов:
Региональные образовательные сайты
- Официальный сайт Министерства образования Тульской области: http://education.tularegion.ru/
Федеральные образовательные порталы
- Федеральное агентство по образованию (Рособразование): http://www.ed.gov.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): http://www.obrnadzor.gov.ru
- Официальный сайт Министерства образования РФ http://mon.gov.ru/
- Cайт Информика: www.informika.ru
- Российское образование. Федеральный портал: http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал: http://school.edu.ru/
- Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена: http://ege.edu.ru/
- Федеральный правовой портал "Юридическая Россия": http://www.law.edu.ru/
- Социально-гуманитарное и политологическое образование: http://www.humanities.edu.ru/
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании: http://www.ict.edu.ru/
- Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru/
- Электронная библиотека учебников и методических материалов: http://window.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...