Рабочая программа по информатике 8-9 кл
рабочая программа по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

Сахно Людмила Николаевна

Рабочая программа по информатике 8-9 кл к учебнику Семакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon inf_8-9.zip150.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ступинская средняя общеобразовательная школа №14»

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол № ____

от «_____» __________ 2015 г

        Согласована с зам. директора по УВР

                    ______________СизинцеваТ.А.  

                    «____»_______________2015 г  

Принята на педагогическом совете

Протокол № ____

от «_____» __________ 2015 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «СОШ № 14»

_________________ И.Н. Прохорцова

«____» ___________________ 2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _информатике и информационным технологиям_

для основного общего образования

общеобразовательный  уровень

Учитель ___Сахно Л.Н._______

Квалификационная категория ___1___

Ступино

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для основного общего образования (8-9 классов) составлена на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям для основного общего образования, федерального компонента Государственного стандарта по информатике, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. № 1089 и программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы Семакина И.Г.  и др. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. Семакин И.Г и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2005.) 

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Особенности методики преподавания предмета. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Внесенные изменения в примерную программу. Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки. Некоторые структурные отличия сделаны по рекомендациям к программе Семакина И.Г. и др. Так, в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов. Представление различных типов данных раскрываются в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются.

Количество часов. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в  VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, в IX классе-70 часов, 2 часа в неделю. В рабочей программе для IX класса предусмотрено 68 учебных часа (2 часа в неделю) согласно учебного плана школы.

Методы и формы обучения. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основные понятия образовательной области информатики учащиеся осваивают на теоретических занятиях и закрепляют полученные знания при изучении последующих тем как в компьютерном классе, так и в обычной аудитории. Методы обучения в основном активные. Формы обучения: урок, практическая работа, тренинг (при отработке навыков набора текста).

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

практические работы

8 класс

1

Информация и информационные процессы

4

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

6

3

3

Обработка текстовой информации

12

10

4

Обработка графической информации

6

4

5

Мультимедийные технологии

7

5

Всего

35

23

9 класс

1

Обработка числовой информации

11

5

2

Коммуникационные технологии

12

7

3

Формализация и моделирование

7

4

4

Хранение и обработка информации в базах данных

13

6

5

Управление и алгоритмы

7

3

6

Введение в программирование

14

8

7

Информационные технологии в обществе

4

1

Всего

68

34

Основное содержание

8 класс

(1 час в неделю, всего 35 часов)

  1. Информация и информационные процессы (4ч)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

 Понятие количества информации: различные подходы. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения количества информации.

Практическая работа

№1 «Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи».

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6ч)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Файлы и файловая система. 

Практические работы

№2 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера».

 №3  «Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)».

№4 «Работа с файловой структурой операционной системы. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях».

  1. Обработка текстовой информации (12ч)

Компьютерное представление текстовой информации.  Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Запись и выделение изменений. Проверка правописания. Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать текста (документа).  Дополнительные возможности текстового процессора. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Компьютерные словари и системы перевода текстов.  Распознавание текста.  

Практические работы

№5(28)*«Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе».

№6(5)«Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения».

№7(6) «Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов».

 №8(7)«Работа со шрифтами. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)».

 №9(8) «Вставка в документ формул».

№10(9) «Создание и форматирование списков».

№11(10) «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». 

№12(11) «Создание гипертекстового документа». 

№13(12) « Перевод текста с использованием системы машинного перевода». 

№14(13) «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. Запись текстов ( в том числе с использованием сканера и программ распознавания , расшифровки устной речи».

Практикум: работа I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

  1. Обработка графической информации(6ч)

Компьютерная графика и области её применения. Интерфейс графических редакторов. Понятие растровой и векторной графики. Технические средства компьютерной графики.  Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

 Графические редакторы растрового типа. Векторная графика. 

 Практические работы

 №15(16-17)«Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений». 

 №16(29) «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе». 

 №17(14)«Создание изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования».

№18 (15)«Создание  изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования».

Практикум: работа II. Создание графического объекта

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.

*Цифры в скобках обозначают  номер практической работы в Примерной программе.

  1. Мультимедийные технологии (7ч)

Понятие мультимедиа. Звуки и видеоизображения. Представление звука в памяти компьютера. Кодирование звуковой информации.  Технические средства мультимедиа: записи звуковой и видео информации.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Использование простых анимационных графических объектов. Композиция и монтаж.

Практические работы:

№19 (30)«Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).»

20(18) «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда».

№21(19) «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора».

22(20-21) «Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры)».

№23(22) «Обработка материала, монтаж информационного объекта».

Практикум: работа III.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Практикум: работа IV. Запись и обработка видеофильма.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).  Обработка материала, монтаж информационного объекта.

9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

  1. Обработка числовой информации (11ч)

История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Представление чисел в памяти компьютера. Представление числовой информации в различных системах счисления.

Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки) . Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст.  Правила заполнения таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели.

Практические работы:

№1(27) «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора».

№2(23-24) «Работа с готовой электронной таблицей: ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Создание и обработка таблиц».

№3(25) «Использование встроенных математических и статистических функций.  Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.Сортировка таблицы».

№4(26) «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации».

№5(42)  «Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе».

Практикум: работа V Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

  1. Коммуникационные технологии (12ч)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Локальные и глобальные компьютерные сети.  Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Интернет  Служба World Wide Web. Поиск информации.  Способы поиска информации в Интернете. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Архивирование и разархивирование.

        Практические работы:

№6(45) «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание, отправка и получение сообщения».

№7(49) «Загрузка файла из файлового архива».

№8(47) «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат». 

№9(46)  «Путешествие по Всемирной паутине. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске».

№10(48) «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

№11(50,51)  Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

№12(52) «Создание  и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-странички,  включающей графические объекты с использованием шаблонов».

Практикум: работа IX Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).

  1. Формализация и моделирование (7ч)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.  Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Информационное моделирование на компьютере.

Практические работы:

№13(37) «Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории».

№14(39) «Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования».

№15(38) «Построение генеалогического дерева семьи».

№16(41) «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц».

Практикум: работа VII Работа с моделями

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных (13ч)

Понятие базы данных и информационной системы. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Реляционные базы данных. Назначение СУБД. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Создание (ввод и редактирование) записей. Основы логики: логические значения и формулы. Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. Условия выбора и сложные логические выражения. Сортировка, поиск, удаление и добавление  данных, простые и составные ключи сортировки.

Практические работы:

№17 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы».

№18 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».

№19(43) «Поиск записей в готовой базе данных».

№20 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».

№21(44) «Сортировка записей в готовой базе данных.Создание запросов на удаление и изменение».

№22 «Итоговая работа по базам данных».

Практикум: работа VIII Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.  Ввод информации. Обработка запросов.

  1. Управление и алгоритмы (7ч)

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).  Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Управление, обратная связь. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

Практические работы:

№23(31)«Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения».

№24(34) «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму».

№25(32)«Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления».

  1. Введение в программирование (14ч)

Что такое программирование. Языки программирования, их классификация. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, присваивание, ввод и вывод данных. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Линейные вычислительные алгоритмы .

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Правила записи программы. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Правила записи основных операторов: ветвления. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Логические операции на Паскале. Правила записи основных операторов: цикла. Циклы на языке Паскаль. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Одномерные массивы в Паскале. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива.

Практические работы:

№26 «Построение блок-схем».

№27«Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов».

№28 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».

№29(32,36) «Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования оператора ветвления и логических операций».

№30 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».

№31(35) «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива».

№32«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».

№33(40) «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования».

Практикум: работа VI Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

  1. Информационные технологии в обществе (4ч)

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. Основные этапы развития средств информационных технологий. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.  Информационные этика и право. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Практические работы:

№34(53-55) «Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы».

Практикум: работа X Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.  Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ  

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;  

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Практикум

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Создание графического объекта

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Запись и обработка видеофильма

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).  Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии,  искусство, филология, обществознание.

  1. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

  1. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

        Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел : информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

  1. Работа с моделями

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение,  технология, естествознание.

  1. Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.  Ввод информации. Обработка запросов.

         Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.  Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Предмет

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Информатика

8

1

Рабочая программа составлена на основе:

  1)Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям

2)Федеральный компонент государственного стандарта. Информатика (утвержден приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089

3) Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы Семакина И.Г.  и др.

Рассмотрена и согласована методическим объединением. Протокол №__    от _______________

Принята на педсовете. Протокол №__ от ________________________

Утверждена приказом директора школы

 №    от ____________

 Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

 Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие
Авторы: Составитель М. Н. Бородин
Год издания: 2012

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1,2 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

9

2

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Литература и средства обучения

Для учащихся:

Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Для учителя:

     Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс. /Под редакцией Н.В.Макаровой. -СПб.: Питер,2010

  Информатика. Задачник по моделированию. 7—9 класс. /Под редакцией Н.В.Макаровой СП6.: Питер, 2009.

Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое и программное обеспечение информационных процессов. /Под редакцией Н.В.Макаровой. -СПб.: Питер,2010

    Дубина, А. Г., Орлова, С. С., Шубина, И. Ю., Хромов, А. В. Ехсеl для экономистов и менеджеров. — СП6.: Питер, 2004.

   Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочно деятельности /

Т. Новикова I Народное образование. — 2000.


 
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /

Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисееева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат.

М., 2003.

  Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

   Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс для 7—9 классов, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. 

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

Перечень используемых интернет ресурсов:

Региональные образовательные сайты

Федеральные образовательные порталы

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование): http://www.ed.gov.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): http://www.obrnadzor.gov.ru
  • Официальный сайт Министерства образования РФ  http://mon.gov.ru/
  • Cайт Информика: www.informika.ru
  • Российское образование. Федеральный портал: http://www.edu.ru/
  • Российский общеобразовательный портал: http://school.edu.ru/
  • Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена: http://ege.edu.ru/
  • Федеральный правовой портал "Юридическая Россия": http://www.law.edu.ru/
  • Социально-гуманитарное и политологическое образование: http://www.humanities.edu.ru/
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании: http://www.ict.edu.ru/
  • Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru/
  • Электронная библиотека учебников и методических материалов: http://window.edu.ru/ 
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...