Рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Вус Юлия Викторовна

Рабочая программа по информатике 5 класс (ФГОС), учебник Босова Л.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_5_kl.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, авторской программы, разработанной Босовой Л. Л.  

Программа предназначена для обучающихся 5 класса, которые высоко мотивированны на изучение данного предмета.

Цели и задачи изучения информатики в 5 классе.

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
  • овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  •  создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью

средств ИКТ;

Образовательные технологии, используемые на уроках:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Технологии личностно-ориентированного обучения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
  • Технология проблемного обучения

Формы организации учебного процесса:

- интегрированный урок

- урок- аукцион

- урок – соревнование

- практикумы

- защиты проектов

- беседа

Изменения в авторскую программу не внесены.

Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

V класс в рамках ФГОС

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тематического блока)

Кол-во

часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Информация вокруг нас

13

6

«От глиняной дощечки до лазерного диска»

«Ищем источники и приемники информации в сказках А.С.Пушкина»

2

Информационные технологии

13

11

«Волшебные клавиши» «Веселый калькулятор»

«Где прячутся значки и ярлычки» «Поиск закономерностей образования чисел»

3

Информационные модели

3

2

 «Создаем пригласительный билет»

«Готовимся к Новому году»

«Морские жители»

«Как эффективно работать с фрагментами текста»

«Ставим эксперименты в Paint»

4

Алгоритмика

4

1

3

Резерв

2

4

Всего:

35

20

11

7


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

(Общее число часов – 35).

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Используемые формы учебных занятий

Уроки контроля

Творческие работы

Практические работы

Проверочные работы

1

Информация вокруг нас

13ч

- практикум

-урок с использованием ИКТ  

- беседа

Тест «Устройства компьютера и

основы пользовательского интерфейса» Тест «Информация и информационные процессы»

Проект «Волшебные клавиши»

Исследование «Где прячутся значки и ярлычки»

Проект «От глиняной дощечки до лазерного диска»

Исследование «Ищем источники и приемники информации в сказках А.С.Пушкина»

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Практическая   работа   №2 «Вспоминаем   приемы управления компьютером»

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Практическая работа №14 «Создаём списки»

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

  • Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса
  • Обработка графической информации
  • Информационные процессы и формы представления информации
  •   Обработка информации

3

Информационные технологии

13 ч

-беседа;

-работа в парах;

-тестовая работа;

-практикум.

Тест «Обработка информации

средствами текстового и графического редакторов»

Тест «Информационные процессы и

информационные технологии»

Проект «Создаем пригласительный билет»

Проект «Готовимся к Новому году»

Проект «Морские жители»

Исследование «Как эффективно работать с фрагментами текста»

Исследование «Ставим эксперименты в Paint»

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Практическая    работа    №9 «Создаём    простые таблицы» (задания 1 и 2)

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Практическая      работа      №12 «Работаем      с графическими фрагментами»

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

1.Текстовый процессор

2.Компьюторная графика

4

Информационные модели

3

-беседа;

-работа в парах;

-тестовая работа;

-практикум.

Проект «Кто выше»

Практическая    работа    №9 «Создаём    простые таблицы» (задания 3 и 4)

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

  1. Создание таблиц
  2. Структурирование и визуализация информации

5

Элементы алгоритмизации

6

-беседа;

-работа в парах;

-тестовая работа;

-практикум.

Тест «Планирование

последовательности действий. Создание анимации»

Итоговое тестирование

Проект «Веселый калькулятор»

Исследование

«Поиск закономерностей образования чисел»

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Итого:

35

6

12

20

8


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Наименование тем уроков

Кол-во часов

Количество часов

Дата проведения

Основные понятия и термины

теоретические

практические

По плану

По факту

I четверть

  1. 1.

Цели изучения курса информатики.  Информация вокруг нас.  Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1

0

Информация – данные – информатика.

Виды информации по форме представления.

Компьютер – универсальная машина для работы с

информацией

1

1

0

Системный блок;

Процессор;

Память компьютера;

Жёсткие диски;

Клавиатура;

Монитор;

Дополнительные устройства;

Аппаратное обеспечение

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

0,5

0,5

Клавиатура

Управление компьютером.

Практическая   работа   №2 «Вспоминаем   приёмы управления компьютером»

1

0,5

0,5

Устройство клавиатуры

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

1

0,5

0,5

Программное обеспечение;

Операционная система;

Прикладные программы

Передача информации.

1

1

0

Источник информации;

Приемник информации;

Информационный канал

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

1

0,5

0,5

Электронное письмо, входящая и исходящая информация

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

1

0

Код;

Кодирование;

Метод координат.

1

1

0

Способы кодирования информации

Текст    как    форма   представления    информации.

Компьютер   –   основной   инструмент   подготовки текстов

1

1

0

Текст;

Текстовая информация

Основные   объекты   текстового   документа.   Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

1

0.5

0.5

Текстовые редакторы;

Редактирование текста

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

1

0,5

0,5

Текстовые редакторы;

Редактирование текста

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

1

0,5

0,5

Текстовые редакторы;

Редактирование текста

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

0,5

0,5

Форматирование текста

Представление    информации    в    форме    таблиц.

Структура таблицы.

Практическая    работа    №9 «Создаём    простые таблицы» (задания 1 и 2)

1

0,5

0,5

Таблица;

Основные части таблицы

Табличное решение логических задач.

Практическая    работа    №9 «Создаём    простые таблицы» (задания 3 и 4)

1

0,5

0,5

Таблица;

Основные части таблицы

Разнообразие    наглядных    форм    представления

информации

1

1

0

Наглядные формы представления информации

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

1

0,5

0,5

Диаграмма

Компьютерная   графика.   Графический   редактор

Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

0,5

0,5

Компьютерная графика;

Графический редактор

Преобразование графических изображений

Практическая      работа      №12      «Работаем      с графическими фрагментами»

1

0,5

0,5

Графический редактор

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

1

0,5

0,5

Графический редактор

Разнообразие     задач     обработки     информации.

Систематизация информации

1

1

0

Систематизация информации

Обработка информации

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

1

0,5

0,5

Список

Маркированный и нумерованный список

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

1

0,5

0,5

Интернет

Кодирование как изменение формы представления

информации

1

1

0

Кодирование

код

Преобразование      информации      по      заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

0,5

0,5

Получение новой информации;

Преобразование информации путём рассуждений

1

1

0

Рассуждения

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

1

0

План действий

Табличная форма записи плана действий. Задачи о

переливаниях

1

1

0

Таблица

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

1

0.5

0.5

Графический редактор

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

1

0.5

0.5

Графический редактор

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

1

0.5

0.5

Анимация

Итоговое тестирование

1

0.5

0.5

Повторение пройденного

Резерв учебного времени

1

0.5

0.5

Повторение пройденного

1

0.5

0.5

Повторение пройденного

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ; учебник для 5 класса  - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2014. 
  2. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Литература для учителя:

  1. Журнал «Информатика и образование».
  2. Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  7. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса : методическое пособие/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  8. Информатика и ИКТ. 5–7 классы : комплект плакатов и методическое пособие/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Литература для ученика:

  1. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/Под ред.Д.А.Поспелова.М.:Педагогика-Пресс, 1994
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Адрес электронных ресурсов:

  1. Ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru/)

  1. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...