Рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 5 класс (ФГОС), учебник Босова Л.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_5_kl.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, авторской программы, разработанной Босовой Л. Л.
Программа предназначена для обучающихся 5 класса, которые высоко мотивированны на изучение данного предмета.
Цели и задачи изучения информатики в 5 классе.
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
- овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
- умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ;
Образовательные технологии, используемые на уроках:
- Здоровьесберегающая технология
- Технологии личностно-ориентированного обучения
- Технологии развивающего обучения
- Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
- Технология проблемного обучения
Формы организации учебного процесса: - интегрированный урок - урок- аукцион - урок – соревнование - практикумы - защиты проектов - беседа |
Изменения в авторскую программу не внесены.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
V класс в рамках ФГОС
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тематического блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Информация вокруг нас | 13 | 6 | «От глиняной дощечки до лазерного диска» | «Ищем источники и приемники информации в сказках А.С.Пушкина» |
2 | Информационные технологии | 13 | 11 | «Волшебные клавиши» «Веселый калькулятор» | «Где прячутся значки и ярлычки» «Поиск закономерностей образования чисел» |
3 | Информационные модели | 3 | 2 | «Создаем пригласительный билет» «Готовимся к Новому году» «Морские жители» | «Как эффективно работать с фрагментами текста» «Ставим эксперименты в Paint» |
4 | Алгоритмика | 4 | 1 | ||
3 | Резерв | 2 | |||
4 | Всего: | 35 | 20 | 11 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
(Общее число часов – 35).
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Используемые формы учебных занятий | Уроки контроля | Творческие работы | Практические работы | Проверочные работы |
1 | Информация вокруг нас | 13ч | - практикум -урок с использованием ИКТ - беседа | Тест «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» Тест «Информация и информационные процессы» | Проект «Волшебные клавиши» Исследование «Где прячутся значки и ярлычки» Проект «От глиняной дощечки до лазерного диска» Исследование «Ищем источники и приемники информации в сказках А.С.Пушкина» | Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» Практическая работа №14 «Создаём списки» Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
|
3 | Информационные технологии | 13 ч | -беседа; -работа в парах; -тестовая работа; -практикум. | Тест «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» Тест «Информационные процессы и информационные технологии» | Проект «Создаем пригласительный билет» Проект «Готовимся к Новому году» Проект «Морские жители» Исследование «Как эффективно работать с фрагментами текста» Исследование «Ставим эксперименты в Paint» | Практическая работа №5 «Вводим текст» Практическая работа №6 «Редактируем текст» Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» Практическая работа №8 «Форматируем текст» Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 1.Текстовый процессор 2.Компьюторная графика |
4 | Информационные модели | 3 | -беседа; -работа в парах; -тестовая работа; -практикум. | Проект «Кто выше» | Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) Практическая работа №10 «Строим диаграммы» |
| |
5 | Элементы алгоритмизации | 6 | -беседа; -работа в парах; -тестовая работа; -практикум. | Тест «Планирование последовательности действий. Создание анимации» Итоговое тестирование | Проект «Веселый калькулятор» Исследование «Поиск закономерностей образования чисел» | Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | |
Итого: | 35 | 6 | 12 | 20 | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Количество часов | Дата проведения | Основные понятия и термины | |||
теоретические | практические | По плану | По факту | |||||
I четверть | ||||||||
| Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1 | 0 | Информация – данные – информатика. Виды информации по форме представления. | |||
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | 1 | 0 | Системный блок; Процессор; Память компьютера; Жёсткие диски; Клавиатура; Монитор; Дополнительные устройства; Аппаратное обеспечение | ||||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 | 0,5 | 0,5 | Клавиатура | ||||
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | 1 | 0,5 | 0,5 | Устройство клавиатуры | ||||
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Программное обеспечение; Операционная система; Прикладные программы | ||||
Передача информации. | 1 | 1 | 0 | Источник информации; Приемник информации; Информационный канал | ||||
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | 1 | 0,5 | 0,5 | Электронное письмо, входящая и исходящая информация | ||||
В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | 1 | 0 | Код; Кодирование; | ||||
Метод координат. | 1 | 1 | 0 | Способы кодирования информации | ||||
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | 1 | 0 | Текст; Текстовая информация | ||||
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | 1 | 0.5 | 0.5 | Текстовые редакторы; Редактирование текста | ||||
Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» | 1 | 0,5 | 0,5 | Текстовые редакторы; Редактирование текста | ||||
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | 1 | 0,5 | 0,5 | Текстовые редакторы; Редактирование текста | ||||
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | 1 | 0,5 | 0,5 | Форматирование текста | ||||
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) | 1 | 0,5 | 0,5 | Таблица; Основные части таблицы | ||||
Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) | 1 | 0,5 | 0,5 | Таблица; Основные части таблицы | ||||
Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 | 1 | 0 | Наглядные формы представления информации | ||||
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Диаграмма | ||||
Компьютерная графика. Графический редактор Paint Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1 | 0,5 | 0,5 | Компьютерная графика; Графический редактор | ||||
Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 | 0,5 | 0,5 | Графический редактор | ||||
Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 | 0,5 | 0,5 | Графический редактор | ||||
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 | 1 | 0 | Систематизация информации Обработка информации | ||||
Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Список Маркированный и нумерованный список | ||||
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 1 | 0,5 | 0,5 | Интернет | ||||
Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | 1 | 0 | Кодирование код | ||||
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1 | 0,5 | 0,5 | Получение новой информации; | ||||
Преобразование информации путём рассуждений | 1 | 1 | 0 | Рассуждения | ||||
Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 1 | 1 | 0 | План действий | ||||
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 | 1 | 0 | Таблица | ||||
Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | 1 | 0.5 | 0.5 | Графический редактор | ||||
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | 1 | 0.5 | 0.5 | Графический редактор | ||||
Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 1 | 0.5 | 0.5 | Анимация | ||||
Итоговое тестирование | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторение пройденного | ||||
Резерв учебного времени | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторение пройденного | ||||
1 | 0.5 | 0.5 | Повторение пройденного |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект:
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ; учебник для 5 класса - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2014.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Литература для учителя:
- Журнал «Информатика и образование».
- Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
- Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса : методическое пособие/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Информатика и ИКТ. 5–7 классы : комплект плакатов и методическое пособие/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Литература для ученика:
- Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/Под ред.Д.А.Поспелова.М.:Педагогика-Пресс, 1994
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Адрес электронных ресурсов:
- Ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...