Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Чернова Антонина Ильинична

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса

учебник: Л.Л.Босова, 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_informatika.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.

Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - 2013г.  Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 6 класса» Л.Л. Босовой, 2010г.

Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Цели обучения информатике и информационным технологиям в 6 классах определяются следующим образом:

Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В основу представляемого вводного курса информатики для 6 классов положены следующие принципы:

  • Целостность и непрерывность;
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;
  • Практико – ориентированность;
  • Принцип дидактической спирали;
  • Принцип развивающего обучения.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала:  компьютер и информация  – человек и информация – алгоритмы и исполнители.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6 классов реализуются базовый уровень.

Компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.

Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

 При выполнении творческих работ  формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).  Оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Общее число часов – 35 ч.

1. Компьютер и информация (10 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

  • Единицы измерения информации.
  • Компьютерный практикум.
  • Клавиатурный тренажер.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».
  • Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
  • Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
  • Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
  • Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (13 ч).

  • Информация и знания.
  • Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
  • Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
  • Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
  • Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
  • Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
  • Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

3. Элементы алгоритмизации (9 ч).

  • Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
  • Исполнители вокруг нас.
  • Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
  • Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
  • Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
  • Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
  • Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
  • Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
  • Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
  • Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
  • Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
  • Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

Материально-техническое обеспечение урока

Элементы      содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности.

 

 

 

1

Плакаты: «Техника      безопасности», «Компьютер и информация»; презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

Информатика, информация,  виды информации, техника безопасности и организация рабочего места (повторение).

Компьютер, его назначение и устройство.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Учащиеся должны знать: требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях  назначение компьютера и его применение для обработки. (продуктивный), основные и дополнительные устройства, виды памяти (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека (продуктивный)

2

Файлы и папки.

 

1

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки»

Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами.

Учащиеся должны знать: основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению (продуктивный)

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления

1

Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc

Представление информации в памяти

Компьютера, бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления

Знакомство с текстовым процессором WORD

Учащиеся должны знать: форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры различных систем счисления,  запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD(продуктивный)

4

Двоичная система счисления.

 

1

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

Понятие системы счисления, знакомство с двоичной системой счисления Форматирование в текстовом процессоре WORD

Учащиеся должны знать: виды систем счисления

Учащиеся должны уметь: приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD (продуктивный)

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

 

1

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные»  (часть 1)

Правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькулятора

Учащиеся должны знать: алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, копировать и форматировать текст и его фрагменты (продуктивный)

6

Тексты в памяти компьютера.

 

1

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

Кодирование текстовой информации. Таблицы кодирования. Байт, объем текстового документа

Учащиеся должны знать: основные операции в текстовом процессоре  (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: редактировать и форматировать текст, создавать надписи (продуктивный)

7

Кодирование текстовой информации.

1

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные»  (часть 2); файл Заготовка.doc

8

Создание документов в текстовом процессоре WORD.

 

1

Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

Практическая контрольная работа «Формы представления информации, способы кодирования»

См. уроки  3-7

9

Растровое кодирование  графической информации.

 

1

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец. bmp

Растровое кодирование  графической информации, графический объект, пиксель,

Учащиеся должны  иметь представление о способах кодирования изображения

 

10

Векторное кодирование  графической информации.

 

1

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»  (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

Векторное кодирование  графической информации.

Сравнение различных способов кодирования изображений (проблемная ситуация)

Учащиеся должны  иметь представление о способах кодирования изображения (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: объяснять принципы двоичного кодирования графической информации (продуктивный)

 

11

Единицы измерения информации.

 

1

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

Носители информации, байт, современные носители информации

Учащиеся должны знать: способы кодирования информации (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь:

Кодировать и декодировать простейшее сообщение (творческий)

12

Контрольный урок.

 

1

 

Кодирование текстовой и графической информации

См. уроки  9-11

13

Информация и знания.

 

1

Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc

Понятие информации как знания, правила, факты.

Формы получения знаний

Учащиеся должны знать: текстовую форму представления информации (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текста (продуктивный)

14

Чувственное познание мира.

 

1

Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

Чувственная форма получения знаний  - ощущения, восприятия и представления. Освоение WORD (таблица)

Учащиеся должны знать: как человек познает мир через органы чувств (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе (творческий)

15

Понятие как форма мышления.

 

1

Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc

Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие.

Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Диаграммы: линейная, столбчатая

Учащиеся должны иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации (творческий)

16

Как образуются понятия.

 

1

Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Обработка графической информации.

Учащиеся должны знать: как образуются понятия (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD (продуктивный) 

17

Структурирование и визуализация информации.

 

1

Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление. Текст, графика в WORD

Учащиеся должны знать:  отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа  c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов (продуктивный) 

18

Содержание и объем понятия.

 

 

1

Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

Объем и содержание понятия.

Единичные и общие понятия

Учащиеся должны уметь различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи (продуктивный)

19

Отношение тождества, пересечения и подчинения.

 

 

1

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка .bmp

Отношение тождества, пересечения и подчинения. Диаграммы Венна

 

Учащиеся должны знать: возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему(продуктивный)

20

 Отношение соподчинения, противоречия  и противоположности.

 

1

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны .bmp, Флаги .bmp, Лепестки .bmp

Отношение соподчинения, противоречия  и противоположности

Учащиеся должны уметь: приводить примеры данных логических отношений (продуктивный)

21

Определение понятия.

 

 

1

Презентация «Понятие»

Определение понятия через ближайший род и видовое отличие

 

Учащиеся должны иметь представление как определяется понятие знать: способы (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: составлять план преобразования информации различными способами (творческий)

22

Классификация.

 

 

 

1

 

Понятие о классификации.

Минипроект «Зачем нужна классификация?»

Учащиеся должны знать: понятие классификации, признака классификации(репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры классификаций по определенному признаку(продуктивный)

23

Суждения как форма мышления.

 

1

Презентация «Суждение»; файл Домик.doc

Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки

Учащиеся должны знать:  понятие суждений и их виды (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры различные виды суждений (продуктивный)

24

Умозаключения как форма мышления.

 

1

Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc

Умозаключения - форма мышления

 

Учащиеся должны знать: понятие умозаключения и правила их получения(репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры умозаключений

25

Контрольная работа. Понятие алгоритма.

 

1

Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

Понятие алгоритма, его свойства, примеры алгоритмов, постановка задачи, исходные данные, результат

Учащиеся должны знать: определение алгоритма, его свойства(репродуктивный)

Учащиеся должны умет: приводить примеры алгоритмов(продуктивный)

26

Исполнители вокруг нас.

.

 

1

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя

Учащиеся должны знать: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма; уметь исполнять алгоритм (репродуктивный)

Учащиеся должны иметь: представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя (репродуктивный)

27

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

 

 

1

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2);

файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма

Понятие блок-схемы, примеры

Учащиеся должны знать: способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков, (репродуктивный уметь составлять алгоритм известными способами (продуктивный)

28

Линейный алгоритм.

 

 

 

1

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

Понятие линейного  алгоритма. Примеры

Учащиеся должны знать: правила записи линейного  алгоритма. Обозначения блоков; (репродуктивный

уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами (продуктивный).

 

29-30

Алгоритмы с ветвлением.

 

2

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

Тип алгоритма, ветвление, условие. Графическое изображение разветвленного алгоритма

Учащиеся должны знать: правила записи  разветвленного алгоритма. Обозначения блоков;

уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами

(продуктивный)

31-32

Циклические алгоритмы.

 

2

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды  цикла.

Учащиеся должны знать: понятие цикла, его разновидности (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: составлять циклические алгоритмы (продуктивный).

33

Систематизация информации.

.

 

1

Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

Презентация знаний, полученных в 6 классе

Учащиеся должны уметь:  работать в программе PowerPoint (творческий)

34-35

Резерв.

2

 

 

 

Планируемые результаты.

Учащиеся 6 класса должны:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования  текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
  • научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

Литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2010г.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  7. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  8. Тематическое планирование (6 класс)
  9. Методические разработки автора программы с сайта lbz@aha.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...