Рабочая программа по информатике 10 кл
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Горно-Алтайска»
«Рассмотрено» ___________________________Протокол № ___ | «Согласовано» | «Утверждаю» _____________Шнайдер И.Д. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике___________________
(указать предмет, курс, модуль)
_____________________10 класс________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 35 часов Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Шалтагачева Аяна Георгиевна
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованной Минобрнауки РФ (составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2014 — 2015
учебный год
г. Горно-Алтайск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 35 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Нормативные документы, на основе которых разработана Рабочая программа:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
Цель и задачи учебного предмета:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача:
Базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Используемый учебно-методический комплект
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Курс ориентирован на учебный план, объемом 35 учебных часов.
График контрольных и практических работ
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Тема (раздел учебника) | Контрольные работы | Практические работы |
10 класс |
|
|
Информация и информационные процессы | 1 | 5 |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 1 | 5 |
Информационное модели | 1 | 3 |
Информационные системы | 1 | 5 |
Итого: | 4 | 18 |
Минимум содержания образования
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 8 |
2 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 6 |
3 | Информационные модели | 13 |
4 | Информационные системы | 6 |
5 | Повторение. | 1 |
| Итого: | 34 |
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (8 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы
1. Измерение информации.
2. Информационные процессы
3. Кодирование информации
4. Поиск информации
5. Защита информации
Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов (6 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы:
- Виртуальные компьютерные музеи
- Сведения об архитектуре компьютера
- Сведения о логических разделах дисков. Значки и ярлыки на Рабочем столе
- Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
- Защита от компьютерных вирусов, сетевых червей, троянских программ.
Информационные модели (13 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практическая работа
1.Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме к-схемы.
2.Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
3.Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в
реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью
Информационные системы (6 часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы:
- Создание табличной базы данных
- Создание формы в табличной базе данных
- Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
- Сортировка записей в табличной базе данных
- Создание отчёта в табличной базе данных
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 10 класса
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- Назначение и функции операционных систем;
уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Календарно-тематический план 10 кл
№ | Тема, практическое занятие | Глава, §, стр. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дата проведения урока |
«Информация и информационные процессы» (8) | |||||
Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики. |
| Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Элементы окружающего мира. Действия с ними. Отличия вещества и энергии от информации. Роль информации в современном мире. | Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_10_po_semakinu_2014-2015.docx | 85.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Горно-Алтайска»
«Рассмотрено» ___________________________Протокол № ___ | «Согласовано» | «Утверждаю» _____________Шнайдер И.Д. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике___________________
(указать предмет, курс, модуль)
_____________________10 класс________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 35 часов Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Шалтагачева Аяна Георгиевна
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованной Минобрнауки РФ (составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2014 — 2015
учебный год
г. Горно-Алтайск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 35 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Нормативные документы, на основе которых разработана Рабочая программа:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
Цель и задачи учебного предмета:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача:
Базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Используемый учебно-методический комплект
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Курс ориентирован на учебный план, объемом 35 учебных часов.
График контрольных и практических работ
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Тема (раздел учебника) | Контрольные работы | Практические работы |
10 класс | ||
Информация и информационные процессы | 1 | 5 |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 1 | 5 |
Информационное модели | 1 | 3 |
Информационные системы | 1 | 5 |
Итого: | 4 | 18 |
Минимум содержания образования
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 8 |
2 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 6 |
3 | Информационные модели | 13 |
4 | Информационные системы | 6 |
5 | Повторение. | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (8 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы
1. Измерение информации.
2. Информационные процессы
3. Кодирование информации
4. Поиск информации
5. Защита информации
Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов (6 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы:
- Виртуальные компьютерные музеи
- Сведения об архитектуре компьютера
- Сведения о логических разделах дисков. Значки и ярлыки на Рабочем столе
- Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
- Защита от компьютерных вирусов, сетевых червей, троянских программ.
Информационные модели (13 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практическая работа
1.Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме к-схемы.
2.Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
3.Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в
реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью
Информационные системы (6 часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы:
- Создание табличной базы данных
- Создание формы в табличной базе данных
- Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
- Сортировка записей в табличной базе данных
- Создание отчёта в табличной базе данных
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 10 класса
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- Назначение и функции операционных систем;
уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Календарно-тематический план 10 кл
№ | Тема, практическое занятие | Глава, §, стр. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока |
«Информация и информационные процессы» (8) | |||||
Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики. | Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Элементы окружающего мира. Действия с ними. Отличия вещества и энергии от информации. Роль информации в современном мире. | Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики. | |||
Информация и информационные процессы. Информационное взаимодействие | стр.7-8 | Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Информационные процессы. | Знать основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации. Уметь определять дискретные и непрерывные сигналы. | ||
Носители информации | |||||
Виды и свойства информации | |||||
Количественная характеристика информации | стр.9-11 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. | Знать понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации. Уметь определять количество информации. | ||
Алфавитный подход к измерению информации | стр.9-11 | Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах. | Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах. | ||
Решение задач на нахождение количества информации | 1.1.1 стр. 15 | Кодовые таблицы. Форматы файлов. ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду» Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Количество текстовой информации» | Уметь определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. | ||
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы». | |||||
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов(6) | |||||
Аппаратное и программное обеспечение компьютера | |||||
Знакомство с операционными системами | |||||
Типология информационных объектов | |||||
Личное информационное пространство | |||||
Защита информации | |||||
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | |||||
Информационные модели(13) | |||||
Информационное моделирование | |||||
Основные параметры информационной модели | |||||
Формы представления моделей | |||||
Основные этапы построения моделей | |||||
Виды компьютерного моделирования | |||||
Структурирование данных | |||||
Алгоритм как модель деятельности | |||||
Гипертекст как модель организации поисковых систем | |||||
Моделирование различных объектов | |||||
Модель процесса управления | |||||
Различные модели управления | |||||
Самоорганизующиеся системы | |||||
Контрольная работа №3 по теме «Информационные модели» | |||||
Информационные системы (6) | |||||
Типы информационных систем и баз данных | |||||
Геоинформационные системы | ГИС. Интерактивные карты в Интернете. Спутниковая навигация. | Уметь находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором. | |||
Реляционные базы данных | |||||
Проектирование баз данных | |||||
Разработка многотабличных баз данных | |||||
Манипулирование данными | |||||
Контрольная работа №4 по теме «Информационные системы» | |||||
Резерв |
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».
Вопрос 1. В технике под информацией понимают:
Ответ 1. воспринимаемые человеком или специальными устройствами сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах
Ответ 2. часть знаний, использующихся для ориентирования, активного действия, управления
Ответ 3. сообщения, передающиеся в форме знаков или сигналов
Ответ 4. сведения, обладающие новизной
Ответ 5. все то, что фиксируется в виде документов
Вопрос 2. Информация в теории информации — это:
Ответ 1. то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания
Ответ 2. сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность
Ответ 3. неотъемлемый атрибут материи
Ответ 4. отраженное разнообразие
Ответ 5. сведения, обладающие новизной
Вопрос 3. Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения, называют:
Ответ 1. достоверной
Ответ 2. актуальной
Ответ 3. объективной
Ответ 4. полезной
Ответ 5. понятной
Вопрос 4. Наибольший объем информации человек получает при помощи:
Ответ 1. осязания
Ответ 2. слуха
Ответ 3. обоняния
Ответ 4. зрения
Ответ 5. вкусовых рецепторов
Вопрос 5. Укажите «лишний» объект:
Ответ 1. фотография
Ответ 2. телеграмма
Ответ 3. картина
Ответ 4. чертеж
Ответ 5. учебник по биологии
Вопрос 6. Информацию, отражающую истинное положение дел, называют:
Ответ 1. полезной
Ответ 2. полной
Ответ 3. объективной
Ответ 4. достоверной
Ответ 5. понятной
Вопрос 7. Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:
Ответ 1. текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную
Ответ 2. обыденную, общественно-политическую, эстетическую
Ответ 3. визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую
Ответ 4. научную, производственную, техническую, управленческую
Ответ 5. социальную, техническую, биологическую, генетическую
Вопрос 8. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:
Ответ 1. графическую, текстовую и числовую
Ответ 2. графическую, звуковую и числовую
Ответ 3. графическую, текстовую и звуковую
Ответ 4. только текстовую информацию
Ответ 5. исключительно числовую информацию
Вопрос 9. Информация в кибернетике — это:
Ответ 1. сообщения в форме знаков или сигналов
Ответ 2. сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах
Ответ 3. та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы
Ответ 4. все, фиксируемое в виде документов
Ответ 5. сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность
Вопрос 10. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
Ответ 1. достоверной
Ответ 2. актуальной
Ответ 3. объективной
Ответ 4. полезной
Ответ 5. понятной
Вопрос 11. Информация по форме представления подразделяется на:
Ответ 1. обыденную, эстетическую, общественно-политическую
Ответ 2. социальную, техническую, биологическую, генетическую
Ответ 3. визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую
Ответ 4. научную, производственную, техническую, управленческую
Ответ 5. текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную
Вопрос 12. Какое сообщение может рассматриваться как информация для пассажира, следующего по маршруту «Москва-Санкт-Петербург», с билетом, в котором указаны номер поезда, вагон, дата и время отправления, начальный и конечный пункты маршрута:
Ответ 1. поезд «Москва-Санкт-Петербург» № 2 отправляется с третьего пути
Ответ 2. поезд №2 следует по маршруту «Москва-Санкт-Петербург»
Ответ 3. поезд № 2 отправляется из Москвы в 20 часов 30 мин.
Ответ 4. поезд № 2 отправляется по маршруту «Москва-Санкт-Петербург» в 20 часов 30 мин.
Ответ 5. поезд № 2 отправляется в 20 часов 30 мин
Вопрос 13. Информацию, с помощью которой можно решить те или иные задачи, называют:
Ответ 1. достоверной
Ответ 2. актуальной
Ответ 3. объективной
Ответ 4. полезной
Ответ 5. понятной
Вопрос 14. Примером числовой информации может служить:
Ответ 1. разговор по телефону
Ответ 2. иллюстрация в книге
Ответ 3. таблица значений тригонометрических функций
Ответ 4. симфония
Ответ 5. поздравительная открытка
Вопрос 15. Информацию, существенную и важную в настоящий момент времени, называют:
Ответ 1. достоверной
Ответ 2. актуальной
Ответ 3. полной
Ответ 4. полезной
Ответ 5. понятной
Вопрос 16. Какой предмет не может рассматриваться как носитель текстовой информации:
Ответ 1. учебник по истории
Ответ 2. вывеска с названием магазина
Ответ 3. журнал
Ответ 4. кассета с классической музыкой
Ответ 5. газета
Вопрос 17. Для хранения графической информации, как правило, не используют:
Ответ 1. дискету
Ответ 2. бумагу
Ответ 3. грампластинку
Ответ 4. холст
Ответ 5. видеопленку
Вопрос 18. Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
Ответ 1. процессом передачи информации
Ответ 2. процессом обработки информации
Ответ 3. процессом хранения информации
Ответ 4. процессом поиска информации
Ответ 5. процессом получения информации
Вопрос 19. Особенность, характеризующая информационную культуру
Ответ 1. высокие профессиональные навыки
Ответ 2. уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития
Ответ 3. владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией
Ответ 4. освоение и накапливание информации
Ответ 5. умение читать
Вопрос 20. Измерение температуры представляет собой
Ответ 1. процесс хранения
Ответ 2. процесс передачи
Ответ 3. процесс получения
Ответ 4. процесс защиты
Ответ 5. процесс использования
Вопрос 21. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный!"
Ответ 1. 304 бит
Ответ 2. 504 бит
Ответ 3. 304 байт
Ответ 4. 504 байт
Вопрос 22. Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем следующего предложения: Один пуд - около 16 кг.
Ответ 1. 32 Кбайта
Ответ 2. 368 бит
Ответ 3. 64 бита
Ответ 4. 23 байта
Вопрос 23. В двоичной системе счисления можно кодировать различные символы, комбинируя нули и единицы. Сколько различных символов можно закодировать, используя двоичный код длиной не менее пяти и не более шести сигналов (нули и единицы)?
Ответ 1. 80
Ответ 2. 120
Ответ 3. 112
Ответ 4. 96
Вопрос 24. Какое наименьшее количество нулей и единиц нужно для того, чтобы передать 50 различных сигналов?
Ответ 1. 5 Ответ 2. 6 Ответ 3. 25 Ответ 4. 5
Вопрос 25. Специальные датчики отслеживают качество продукции. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Было сделано 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.
Ответ 1. 80 бит Ответ 2. 70 байт Ответ 3. 80 байт Ответ 4. 560 байт
Вопрос 26. Сколько существует различных последовательностей из символов "ноль" и "единица", длиной ровно в пять символов?
Ответ 1. 64 Ответ 2. 50 Ответ 3. 32 Ответ 4. 20
Вопрос 27. Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов на 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?
Ответ 1. 4 Ответ 2. 5 Ответ 3. 6 Ответ 4. 7
Вопрос 28. Обычный дорожный светофор подает шесть видов сигналов (непрерывные красный, желтый и зеленый, мигающие желтый и зеленый, красный и желтый одновременно). Электронное устройство управления светофором последовательно воспроизводит записанные сигналы. Подряд записано 100 сигналов светофора. В байтах данный информационный объем составляет:
Ответ 1. 37 Ответ 2. 38 Ответ 3. 50 Ответ 4. 100
Вопрос 29. Получено сообщение, информационный объем которого равен 64 битам. Чему равен этот объем в байтах
Ответ 1. 5 Ответ 2. 2 Ответ 3. 3 Ответ 4. 8
Вопрос 30. Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 2^23 бит?
Ответ 1. 1 Ответ 2. 8 Ответ 3. 3 Ответ 4. 32
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
- Заполните таблицу
Внутренние устройства | Основные характеристики внутреннего устройства | Внешние устройства | |
Устройства ввода информации | Устройства вывода информации | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Подчеркните в каждом списке 1 устройство, не относящееся ко всем остальным устройствам компьютера
|
|
|
|
|
|
3.
Как Вы понимаете запись из прайс-листа:
INTEL Pentium III – 800 МГц,
INTEL Celeron – 500 МГц,
АМD Athlon – 900 МГц.
Продолжите записи:
- INTEL – это …
- Pentium III – это …
- 800 МГц, 500 МГц, 900 МГц – это …
- Celeron – это …
- АМD – это …
- Athlon – это …
4. Разгадайте кроссворд
По вертикали: 1. Устройство для чтения записи дискет. 2. Это внутреннее устройство производит обработку информации, состоит из транзисторов. 3. Устройство для постоянного хранения информации. 4.Устройство для ввода информации, работа без этого устройства возможна даже при графическом интерфейсе. 5. Внешнее устройство для вывода звуковой информации. 6.Устройство для ввода информации, работа без которого невозможна. 7. Единица измерения информации, которая равна 8 бит.
По горизонтали: 1. Это внутренне устройство работает с графикой. 2. Память компьютера, необходимая для временного хранения информации. 3. Внешнее устройство вывода информации, без которого невозможна работа человека с компьютером. 4. Переносное устройство для хранения не очень большого объема информации. 5. Самая маленькая единица измерения информации. 6.Внешнее устройство ввода информации (с бумаги на компьютер). 7. Внешнее устройство вывода информации (на бумагу, ткань, пленку).
5. Запишите определение операционной системы и примеры различных ОС.
- Запишите в виде схемы состав ОС.
- Заполните таблицу
Виды ОС и примеры:
по типу интерфейса | |
|
|
|
|
по числу задач | |
|
|
|
|
по числу пользователей | |
|
|
|
|
8. Найдите определение, соответствующее термину:
№ термина | Термин | № определения | Определение | |
1 | Файл | 1 | Единица измерения информации. | |
2 | Текстовый редактор | 2 | Программа, без которой невозможна работа на компьютере. | |
3 | Байт | 3 | Некоторая совокупность информации | |
4 | Имя | 4 | Эта часть имени файла, которая определяет его тип. | |
5 | Копирование | 5 | Изменение местоположения файла. | |
6 | Адрес (путь) | 6 | Особая структура, которая объединяет в себе папки или файлы. | |
7 | Операционная система | 7 | Программа для создания текстов. | |
8 | Расширение | 8 | Часть имени файла, которая задается произвольно пользователем. | |
9 | Перемещение | 9 | Создание копии файла, на новом месте, без удаления исходного. | |
10 | Папка | 10 | Расположение на жестком диске файлов или папок. | |
Контрольная работа №3 по теме «Информационные модели»
Вариант 1
- Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
a := 3 + 8*4;
b := (a div 10) + 14;
a := (b mod 10) + 2; - Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
A | B | C | D | E | F | |
A | 2 | 4 | 3 | 7 | ||
B | 5 | 3 | ||||
C | 2 | 2 | ||||
D | 4 | |||||
E | 3 | 5 | ||||
F | 7 | 3 | 2 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами B и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 8 2) 9 3) 10 4) 11
- Между четырьмя местными аэропортами: ПОЛЕВОЕ, СОКОЛИНОЕ, ГРИГОРЬЕВО и ЛИПКИ, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:
Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета
ГРИГОРЬЕВО ПОЛЕВОЕ 09:30 10:15
ПОЛЕВОЕ СОКОЛИНОЕ 10:30 11:20
ЛИПКИ ГРИГОРЬЕВО 10:45 11:25
ПОЛЕВОЕ ГРИГОРЬЕВО 11:00 11:45
СОКОЛИНОЕ ПОЛЕВОЕ 11:15 12:05
ПОЛЕВОЕ ЛИПКИ 11:55 13:40
ЛИПКИ СОКОЛИНОЕ 12:00 12:55
СОКОЛИНОЕ ЛИПКИ 12:10 13:55
ЛИПКИ ПОЛЕВОЕ 12:15 14:00
ГРИГОРЬЕВО ЛИПКИ 12:55 13:35
Путешественник оказался в аэропорту ПОЛЕВОЕ в полночь. Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт ЛИПКИ. Считается, что путешественник успевает совершить пересадку в аэропорту, если между временем прилета в этот аэропорт и временем вылета проходит не менее часа.
1) 12:55 2) 13:35 3) 13:40 4) 14:00
- Таблица стоимости перевозок устроена следующим образом: числа, стоящие на пересечениях строк и столбцов таблиц, означают стоимость проезда между соответствующими соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними. Укажите таблицу, для которой выполняется условие: «Минимальная стоимость проезда из А в B не больше 6». Стоимость проезда по маршруту складывается из стоимостей проезда между соответствующими соседними станциями.
1) | 2) | 3) | 4) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- С клавиатуры водится число. Написать программу, которая вычитает из него 10, если оно отрицательно, в противном случае прибавляет к нему 10 и выводит на экран.
Вариант 2
- Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
a := 1819;
b := (a div 100)*10+9;
a := (10*b–a) mod 100; - Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
A | B | C | D | E | F | |
A | 4 | 10 | 13 | |||
B | 4 | 7 | 5 | |||
C | 10 | 7 | 1 | 4 | ||
D | 5 | 1 | 1 | |||
E | 1 | 5 | ||||
F | 13 | 4 | 5 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 12 2) 11 3) 14 4) 13
- Между четырьмя местными аэропортами: ГЕОРГИЕВО, ГОЛУБЕВО, ЗАХАРОВО и ГРУШЕВО, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:
Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета
ГРУШЕВО ГЕОРГИЕВО 6:00 7:45
ГЕОРГИЕВО ГОЛУБЕВО 6:35 7:20
ГОЛУБЕВО ГЕОРГИЕВО 7:00 7:55
ГРУШЕВО ЗАХАРОВО 7:15 8:20
ГЕОРГИЕВО ЗАХАРОВО 7:30 8:35
ЗАХАРОВО ГЕОРГИЕВО 7:35 8:15
ГЕОРГИЕВО ГРУШЕВО 8:15 9:50
ГРУШЕВО ГОЛУБЕВО 8:20 9:35
ГОЛУБЕВО ГРУШЕВО 8:30 9:20
ЗАХАРОВО ГРУШЕВО 9:15 9:45
Путешественник оказался в аэропорту ГЕОРГИЕВО в полночь. Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт ГРУШЕВО. Считается, что путешественник успевает совершить пересадку в аэропорту, если между временем прилета в этот аэропорт и временем вылета проходит не менее часа.
- В таблицах приведена протяженность автомагистралей между соседними населенными пунктами. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие населенные пункты не соединены автомагистралями. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Максимальная протяженность маршрута от пункта А до пункта С не больше 5». Протяженность маршрута складывается из протяженности автомагистралей между соответствующими соседними населенными пунктами. При этом любой населенный пункт должен встречаться на маршруте не более одного раза.
1) | 2) | 3) | 4) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
- С клавиатуры вводят два числа. Написать программу, которая будет выполнять следующие действия: если их произведение отрицательно, умножить его на -2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в три раза и вывести на экран.
Контрольная работа №4 по теме «Информационные системы»
- Что такое База данных?
- Что такое СУБД? Какие функции выполняет СУБД?
- Что такое поле БД и для чего оно предназначено?
- Какой тип могут иметь поля в БД?
- Что такое запись БД и для чего она предназначена?
- Сколько записей может хранить БД?
- Какие операции можно производить с записями?
- Без каких объектов не может существовать база данных?
- Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет ни одной записи?
- Что такое иерархическая база данных?
- Что такое сетевая база данных?
- Что такое табличная база данных?
- Что такое реляционная база данных?
- Достоинства и недостатки реляционных баз данных.
- Для чего устанавливаются связи между таблицами в реляционной БД?
- Что такое нормализация БД?
- Что такое информационная система?
- Перечислите типы информационных систем?
- Для чего предназначены таблицы в базах?
- Для чего предназначены запросы?
- Для чего предназначены формы в БД?
- Для чего предназначены отчеты в БД?
- Что такое фильтрация в БД?
- Что такое ключ поиска в системах управления базами данных (СУБД)?
- В чем состоит особенность поля "счетчик"?
- В каких элементах таблицы хранятся данные базы?
- Какие БД являются наиболее распространенными?
- Перечислить объекты СУБД Open Office Org Base.
- Какое поле БД можно считать уникальным?
- Что такое линейный и двоичный поиск в БД?
- Для чего нужна индексация БД?
- СУБД имеет два режима работы. Какие?
Информационно-методическое обеспечение курса
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
- Интернет.
- ОС Windows или Linux.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...