ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ПРЕДМЕТУ "ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ"
материал по информатике и икт на тему

Лепешкина Ольга Владимировна

В данном практикуме представлены задания с подробным описание выполнения работы для ознакомления с основными программами по освоению дисциплины "Программное обеспечение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratorno.docx410.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторно-практическое занятие №1.
Установка ПО

.

Рассмотрим один из самых трудоемких и долговременных процессов - процесс установки операционной системы Windows XP.

Сначала необходимо убедиться, что компьютер соответствует минимальным системным требованиям Windows XP - Pentium-совместимый-233, 64 Mb RAM, 1,5 Gb на HDD, CD-ROM.

Существует два основных способа запуска установки ОС Windows:

  1. непосредственно из установленной ОС 
  2. при загрузке компьютера, когда не установлены ОС Windows.
  1. если имеется загрузочный компакт-диск Windows, то чтобы загрузиться с него надо в BIOS-e параметр "Boot sequence" установить равным CD-ROM, вставить CD и перезагрузиться. После старта компьютера запустится программа установки.
  2. Если же такого CD нет, тогда необходимо загрузиться с системного диска или системной дискеты, выставив "Boot sequence" соответственно CD-ROM или Floppy. После этого запустить файл, выполняющий установку.

После этих приготовлений необходимо запустить файл winnt32.exe и отвечать на вопросы запустившегося мастера установки. Основные этапы установки можно посмотреть в лекциях.

После завершения основной процедуры установки необходимо произвести настройку системы:

  • Установить последние обновления системы, выпускаемые фирмой-производителем Microsoft
  • Если Windows не смогла определить и настроить правильно устройства компьютера, необходимо установить драйвера этих устройств.
  • Произвести настройку основных параметров передачи изображения и других параметров в Панели управления, а также прописать необходимые для вашей работы параметры в системных файлах.

Имеется еще один способ быстрой переустановки Windows. Для этого необходимо сделать образ диска или раздела, на котором установлена операционная система. Образ делается с помощью специального программного обеспечения резервного копирования информации(Symantec Norton Ghost, Acronis TrueImage). Образ помещается в один или несколько специальных файлов на какой-то другой диск или раздел. Затем, когда система стала работать нестабильно или слишком медленно необходимо загрузить компьютер с помощью данной программы или обычной системной дискеты и извлечь данный образ на системный диск компьютера. Образы можно переносить с компьютера на компьютер при условии, что аппаратное обеспечение компьютеров практически одинаково.

Задания:

  1. Прозведите установку ОС Windows с компакт-диска.
  2. Произведите установку программ Total Commander, WinRAR, AVP, Microsoft Office, MathCad в Windows.

Лабораторно-практическое занятие №2.
Загрузка ПК

Настройка базовой системы ввода-вывода(BIOS)

Задания: 

  1. С помощью утилиты BIOS Setup ознакомиться с конфигурацией вашего компьютера и выписать основные параметры(процессор, память, накопители, контроллеры).
  2. С помощью соответсвующих опций утилиты BIOS Setup произвести конфигурацию жестких дисков, выставить системное время, включить обнаружение вирусов, выставить пароль на BIOS Setup, осуществить загрузку с системной дискеты.

Загрузка ОС

Задания: 

  1. Рассмотреть загрузочное меню Windows. Загрузиться в безопасном режиме и выявить его основные особенности.
  2. Прописать в автозапускаемые программы антивирусное средство, убрать из автозагрузки Microsoft Offise. Для этого используйте программу msconfig. Рассмотрите остальные возможности программы.
  3. Прописать путь к Pascal для запуска программы из любого каталога.

Настройка системных параметров. Системный реестр.

Задания: 

  1. Найдите файлы реестра на диске C: в папке Windows и сделайте резервную копию в свою папку. Затем с помощью утилиты regedit просмотрите структуру системного реестра. Сохраните резервную копию реестра в своей папке. Рассмотрите получившийся файл.
  2. С помощью ветви реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows \CurrentVersion\Run рассмотреть список автозапускаемых приложений и сравнить его со списком в msconfig.
  3. С помощью поиска утилиты regedit найдите и отключите автозапуск компакт-дисков в Windows.(пункт Cdrom параметр Autorun должен быть равен 0).

Замечание: Без уверенности в своих действиях и без сохранения резервной копии реестра править там какие-либо параметры нерекомендуется, так как это может привести к сбоям и к полной неработоспособности ОС Windows. Поэтому лучше воспользоваться специальными программами-твикерами, которые помогают настроить многие параметры в удобной форме.(X-Setup, Tweak UI, WinBoost)

Лабораторно-практическое занятие №3.
Настройка ОС

  1. Установка стандартных программ. Сначала проверим, что из комплекта Windows установлено на вашем компьютере. Нажмите кнопку "Пуск", и войдите в меню "Настройка" - "Панель Управления", кликните там на иконке "Установка и удаление программ" и откройте вкладку "Установка Windows". На этой вкладке можно удалить неиспользуемые компоненты операционной системы и выбрать необходимые, если вы не сделали это при установке Windows.

Задания:

  1. Подробнее рассмотрим состав раздела "Стандартные". Нажмите кнопку "Состав", и вы увидите список утилит, которые Windows предлагает установить на компьютер. Снимите галочку и тем самым удалите приложения "Портфель", "Шаблоны документов", "Темы для Рабочего Стола". Для установки стандартных программ Windows вы должны указать путь к дистрибутиву ОС.
  1. Очистка диска. Одной из проблем, с которой сталкиваются все обладатели Windows, стало постоянное разрастание системной папки Windows, приводящее к бесполезной трате дискового пространства и замедляющее работу компьютера. Помимо мегабайтов ненужных файлов, записываемых на диск при инсталляции системы, огромное количество мусора остается после установки-удаления разных программ. Помимо стандартного средства Windows - утилиты "Очистка диска", имеется еще масса программ, предназначенных для этих целей. Эти программы обычно сканируют диск, после чего, выдают список "ненужных", по их мнению, файлов, рассортированных по типам, причем возле каждого файла будет небольшой значок, характеризующий вероятность неприятных последствий удаления этого файла. Но, несмотря на все удобства таких программ, они больше подходят для быстрого контроля за засоренностью дисков. Рекомендуется же простой просмотр содержания всех папок в каком-нибудь файловом менеджере.

Задания:

  1. С помощью утилиты "Очистка диска" удалите мусорные файлы с диска C:
  2. Вручную удалите временные файлы(это файлы с расширениями old, bak, tmp, chk).
  1. Оптимизация Windows. Достаточно часто после установки Windows или после некоторого срока работы ОС начинает "тормозить". Для повышения производительности системы можно сделать следующие шаги.

Задания:

  1. Включение режима DMA для накопителей. Зайдите в Панель управления - Система - Устройства - Дисковые накопители, выбираем там свойства винчестера и ставим флажок напротив DMA. Так же включите режим DMA и для CD-ROM. Этими действиями вы ускорите работу винчестера и CD-ROM.
  2. Настройка виртуальной памяти. Виртуальная память - это часть оперативной памяти, хранящейся на винчестере и использующаяся в случае нехватки ОЗУ. Для изменения файла подкачки виртуальной памати зайдите в Панель управления - Система- Быстродействие, там нажимаете на кнопку Виртуальная память, и выбираем параметры виртуальной памяти вручную (ставьте максимальное и минимальное значение одинаковыми, равными, примерно 250 мб). Установка фиксированного размера виртуальной памяти приводит к некоторому снижению свободной памяти.
  3. Дефрагментация дисков. После того как вы поставили фиксированный размер виртуальной памяти необходимо провести дефрагментацию дисков. Потому что при многократной записи на винчестер информации и стирании её файлы перемешиваются и получается что один файл программы находится вначале диска, второй в середине, а третий в конце. Это существенно замедляет обращение к ним и следовательно замедляет работу компьютера. Дефрагментацию желательно проводить 1 раз в месяц а то и чаще. С этой задачей легко справится программа Defrag.exe(Дефрагментация), поставляемая вместе с Windows. Для её запуска зайдите в пуск - Программы - Стандартные - Служебные - Дефрагментация диска. А ещё лучше, для дефрагментации воспользоваться программой из пакета Norton Utilities Speed Disk.
  4. Удаление ненужных программ из автозагрузки.
  1. Тестирование работоспособности Windows.

Производительность компьютера зависит от технических характеристик, составляющих его устройств. В случаях возникновения сбоев в работе операционной системы или перед модернизацией компьютера полезно осуществить тестирование различных устройств компьютера (материнской платы, процессора, оперативной памяти, жестких дисков и др.).

Для тестирования компьютеров используются специальные программы. Одной из наиболее удобных и мощных программ данного класса является программа SiSoft Sandra(System ANalyser, Diagnostic and Reporting Assistant), которая позволяет осуществить всестороннее тестирование компьютера непосредственно из операционной системы Windows. SANDRA не только расскажет о том, какие функции поддерживает ваша аппаратура, но и о том, какие распространенные и не очень свойства ей пока еще недоступны. Для каждого компонента ПК программа выдает ряд советов по улучшению его работы или сообщает о насущности его апгрейда. А постоянно пополняемых при обновлении программы через Интернет информационных модулей, каждый из которых соответствует какой-то определенной категории «внутренностей» компьютера или операционной системы в коммерческой версии программы на сегодня более 30, к которым относятся System Summary – общая информация о компьютере и подключенных устройствах, Windows information – сведения об операционной системе, ее настройке и зарегистрированных пользователях, CPU and BIOS information – процессор, сопроцессор, кэш, BIOS, APM and ACPI information – все, что касается энергосбережения и управления питанием, Drives information – флопповоды, винчестеры, приводы компакт-дисков, Sound Card information – возможности звуковой карты, Video System information – монитор и видеоадаптер, поддерживаемые ими функции и видеорежимы и т.д.

Задания:

  1. Рассмотреть основные опции программы "Система в целом" и "Система Windows" и выписать основные параметры компьютера и ОС, а также высказаные замечания.
  2. Протестируйте устройства компьютера с помощью опций "Тест процессора", "Тест дисков", "Тест CD-ROM", "Тест системной памяти" и проанализируйте ссответствующие результаты

Если возникает необходимость получить исчерпывающие сведения только о каком-то одном компоненте системы, то вполне можно использовать небольшие утилиты, специально для этого предназначенные. Здесь можно порекомендовать такие программы:

  • CD-Check для проверки качества купленных компакт-дисков и скорости, на которой CD-ROM привод способен их читать,
  • Только что записанную «болванку» CD-R проверит на наличие ошибок программа CD-R Diagnostic,
  • Получить информацию о возможностях видеосистемы и откалибровать монитор поможет Nokia Monitor Test,
  • Узнать всю “начинку” процессора можно за доли секунды, запустив утилиту WCPUID,
  • Протестировать оперативную память можно с помощью утилиты Testmem.

Лабораторно-практическое занятие №4.
Текстовый редактор Word

Задания:

  1. Форматирование текстового документа.
    Открыть текстовый файл
    text.doc и отформатировать его в соответствии с указаниями, содержащимися в тексте файла.
  2. Графические возможности.
    Разукрасить в разные цвета
    автофигуру.
    Поменять текст, стиль
    "Объекта WordArt", его форму и цвет.
  3. Макросы.
    Если какая-либо задача часто выполняется в программах Microsoft Office, ее выполнение можно автоматизировать с помощью макроса.
    Макрос — это набор команд и инструкций, выполняемых как одна команда.
    Макросы часто используются для следующих целей:
  • Для ускорения часто выполняемых операций редактирования или форматирования;
  • Для объединения нескольких команд, например, для вставки таблицы с указанными размерами и границами и определенным числом строк и столбцов;
  • Для упрощения доступа к параметрам в диалоговых окнах;
  • Для автоматизации обработки сложных последовательных действий в задачах;

Для создания макроса в Microsoft Word существует два метода: использование средства для записи макросов и прямое программирование в редакторе Visual Basic(смотрите команду Сервис->Макрос). Для быстрого запуска макроса можно назначить ему кнопку панели инструментов, команду меню или сочетание клавиш.

Создать макрос, объединяющий все три ранее используемых документа в один и показывающий его на экране.

Лабораторно-практическое занятие №5.
Электронные таблицы Excel

Задания:

  1. Запустить файл Excel.xls и выполнить указанные задания.
  2. Построить график функции y=x3-x2+0,5.
  3. Пусть интервал движения автобуса составляет 10 мин. Среднее время ожидания автобуса можно оценить проведя N опытов, разугрывая случайное число в интервале [0,10]. Найдите среднее значение для серии из 10,50,100 опытов. В случае двух маршрутов найдите среднее значение ожидание, когда интервал движения первого автобуса составляет 10 минут, а второго 60 минут. Постройте вычислительную таблицу для трех маршрутов

Лабораторно-практическое занятие №6.
Создание презентаций в PowerPoint

.

Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации, т.е. презентация является интерактивным документом.

Презентация является мультимедийным документом, т.к. каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, анимацию и др.).

Презентации обычно используют в процессе выступлений на конференциях, для рекламы товаров на выставках, при объяснении нового материала на уроке и т.д.

Рассмотрим основные приемы работы с презентациями в PowerPoint:

  • Способы создания презентаций.
  1. Мастер автосодержания – простейший и самый быстрый способ создания презентаций. Мастер автосодержания быстро подготовит для вас слайды, после того как вы выберите тему и ответите на ряд вопросов, касающихся оформления.
  2. Шаблон презентации – также быстрый способ создания, где вы можете выбрать как саму презентацию, так и отдельные слайды и способы их оформления.
  3. Пустая презентация – создание новой презентации, где предлагается выбрать макет слайда или просто чистый лист.

Сохранение презентации происходит стандартными средствами в файле с расширением ppt.

  • Добавление нового слайда в презентацию – простейший способ щелкнуть на кнопке Создать слайд на панели инструментов Стандартная или Вставка->Новый слайд.
  • Удаление слайдов – Удаление происходит в режимах Обычный, Сортировщик слайдов. Необходимо выберать слайд и нажать или перейти к слайду и нажать Правка->Удалить слайд.
  • Работа с образцом слайдов – здесь устанавливается формат заголовков слайдов и списков, а также цветовая гамма слайдов. Если в одном из слайдов меняется какой либо элемент оформления, то и в остальных происходит такое же изменение. Включит режим Образец слайдов можно с помощью команды Вид->Образец, где можно также выбрать образцы отдельных элементов слайда.
  • Добавление текста в слайд – после того как вы выбрали или создали текстовые поля с помощью команды Вставка->Надпись для ввода теста необходимо в обычном режиме просто щелкнуть левой клавишей мыши на поле и можно вводить текст.
  • Добавление в слайд номеров страниц, даты и времени – слайды PowerPoint могут иметь верхний и нижний колонтитулы. Обычно под колонтитулами здесь понимают просто данные о номерах страниц, дате и времени, которые можно добавить с помощью команды Вид->Колонтитулы.
  • Изменение цветовых схем слайдов – изменение происходит с помощью команд Формат->Фон и Оформление слайдов, где в поле со списком можно выбрать нужный цвет.
  • Добавление графических клипов в слайд – с помощью меню Вставка->Рисунок, где можно использовать существующие клипы или свои графические файлы.
  • Добавление графиков и диаграмм – Создание происходит с помощью меню Вставка->Диаграмма и при этом запускается встроенная в PowerPoint программа
  • Microsoft Graph, которая загружает свое меню и панели инструментов, похожие на Excel. Создание таблиц – Таблицы создаются с помощью меню Вставка->Таблица или с помощью панели Стандартная. Технология работы с таблицами похожа на работу в Word.
  • Добавление звука и видео в презентацию – для этого необходимо выбрать слайд и открыть меню Вставка->Кино и Звук., где можно вставить как свои звуковые и видео файлы, так и встроенные в Office клипы. После этого необходимо настроить воспроизведение звукового или видео файла с помощью команды Показ слайдов->Настройка анимации.
  • Добавление анимации в слайды. Анимация в PowerPoint – это введение специальных визуальных или звуковых эффектов в графический объект или текст. Анимация является одним из самых выразительных средств PowerPoint. Установка параметров анимации позволяет контролировать способы появления объектов и текста на слайде во время презентации. Чтобы добавить анимацию в какой-либо объект необходимо его выделить, а затем выбрать пункт Показ слайдов->Настройка анимации, где необходимо выбрать и вставить нужный эффект и настроить его воспроизведение.
  • Добавление гиперссылок. Необходимо выелить текст или изображение, которое нужно связать с другим объектом и выбрать пункт Вставка->Гиперссылка.
  • Подготовка презентации к показу. Здесь необходимо настроить порядок показа слайдов с помощью команды Показ слайдов->Произвольный показ и формат вывода с помощью команды Показ слайдов->Настройка презентации.

Задание:

Создать презентацию по теме "Виды программного обеспечения"

Лабораторно-практическое занятие №7.
СУБД Access

Microsoft Access является СУБД реляционного типа, в которой разумно сбалансированы все средства и возможности, типичных для современных СУБД. Реляционная база упрощает поиск, анализ, поддержку и защиту данных, поскольку они сохраняются в одном месте. Access в переводе с английского означает «доступ». MS Access — это функционально полная реляционная СУБД. Кроме того, MS Access одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД. В ней можно создавать большинство приложений, не написав ни единой строки программы, но если нужно создать нечто очень сложное, то на этот случай MS Access предоставляет мощный язык программирования — Visual Basic Application.

Популярность СУБД Microsoft Access обусловлена следующими причинами:

  • доступность в изучении и понятность позволяют Access являться одной из лучших систем быстрого создания приложений управления базами данных;
  • возможность использования OLE технологии;
  • интегрированность с пакетом Microsoft Office;
  • полная поддержка Web-технологий;
  • визуальная технология позволяет постоянно видеть результаты своих действий и корректировать их;
  • наличие большого набора «мастеров» по разработке объектов

Основными видами объектов, с которыми работает программа, являются:

  • Таблица - это объект, который используется для хранения данных. Каждая таблица включает информацию об объекте определенного типа. Таблица содержит поля(столбцы), в которых хранятся различного рода данные, и записи(которые называются также строками). Для каждой таблицы должен быть определен первичный ключ(одно поле, имеющее для каждой записи уникальное значение или несколько полей, совокупное значение которых для каждой записи уникально). Т.е. первичный ключ - это однозначный идентификатор каждой записи таблицы.
    Для увеличения скорости доступа к данным отдельные поля таблицы (или их совокупность) могут быть объявлены индексами. Индекс – средство, ускоряющее поиск и сортировку в таблице за счет использования ключевых значений, которое позволяет обеспечить уникальность строк таблицы. Первичный ключ таблицы индексируется автоматически. Не допускается создание индексов для полей с некоторыми типами данных.
  • Запрос - это объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. С помощью запросов можно также создавать новые таблицы, используя данные одной или нескольких таблиц, которые уже существуют. Наиболее распространенный тип запросов — запрос на выборку. Запрос на выборку отбирает данные из одной или более таблиц по заданным условиям, а затем отображает их в нужном порядке.
  • Форма - это объект, предназначенный в основном для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения.
  • Отчет - объект, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан или включен в документ другого приложения.
  • Страница - используется для доступа к данным текущей базы данных Access.
  • Макрос - объект, представляющий собой структурированное описание одного или нескольких действий, которые должен выполнить Access в ответ на определенное событие.
  • Модуль - объект, содержащий программы на Microsoft Visual Basic, которые позволяют разбить процесс на более мелкие действия и обнаружить те ошибки, которые нельзя было бы найти с использованием макросов.

Задания:

  1. Создать базу данных. Ввести и отформатировать данные.
  • Загрузите СУБД ACCESS. Сначала нужно создать новую базу данных. Для этого в меню Файл выберем команду Создать и зададим имя файла базы данных.
  • После этого создайте таблицу, выполнив команду Таблицы/Создание таблицы в режиме конструктора. Этот режим предполагает введение данных о именах полей и их типах. Заполните такую таблицу:

Поле

Тип данных

Описание

Счетчик

 

Фамилия

Текстовый

 

Имя

Текстовый

 

Дата

Дата

Дата рождения

Пол (м)

Логический

Пол мужской?

Улица

Текстовый

 

Дом

Числовой

 

Квартира

Числовой

 

Класс

Числовой

 

Группа

Текстовый

Группа здоровья по физкультуре

Хобби

Текстовый

 

Глаза

Текстовый

Цвет глаз

  • Созданную таблицу надо сохранить под именем "Класс"
  • Откройте созданную таблицу и введите следующие данные:

Фамилия

Имя

Дата

пол

Улица

Дом

Квартира

Класс

Группа

Хобби

Глаза

1

Суханов

Сергей

16.02.81

Да

Чердынская

23

74

10

основная

тяжелая атлетика

зеленые

2

Пирогов

Юрий

5.12.83

Да

Куйбышева

6

31

8

основная

футбол

голубые

3

Лебедева

Света

16.06.85

Нет

Пушкина

37

65

6

специальная

вязание

карие

4

Голдобин

Сергей

23.05.88

Да

Леонова

12

10

3

основная

лыжи

голубые

5

Ельшина

Наташа

24.05.82

Нет

Чердынская

37

48

9

специальная

чтение

серые

6

Суханова

Наташа

20.12.86

Нет

Ленина

12

22

5

подготовительная

шитье

зеленые

7

Петрова

Света

18.04.82

Нет

Пушкина

37

3

9

основная

лыжи

серые

8

Горина

Оля

20.12.84

Нет

Свиязева

66

99

7

подготовительная

аэробика

карие

9

Попов

Михаил

7.07.87

Да

Леонова

72

6

4

подготовительная

 

голубые

10

Сергеев

Саша

30.11.89

Да

Куйбышева

3

31

2

основная

каратэ

зеленые

11

Павлова

Елена

13.12.85

Нет

Пушкина

5

6

6

основная

аэробика

карие

12

Емельянова

Наташа

25.05.81

Нет

Попова

40

47

10

основная

шитье

зеленые

13

Евдокимов

Михаил

18.08.80

Да

Чердынская

3

40

7

основная

футбол

зеленые

14

Евсеева

Елена

14.10.84

Нет

Ленина

14

82

9

основная

лыжи

серые

15

Суханова

Света

29.07.80

Нет

Куйбышева

37

32

11

основная

аэробика

карие

  • Во всей таблице замените слог но на слог ни.
  1. Ответьте на приведенные ниже вопросы
  • Кто учится в 8 классе?
  • Кто родился в 1984 году?
  • Кто живет на улице Пушкина?
  • У кого номе дома меньше 50?
  • У кого мужские имена?
  • Кто родился весной?
  • У кого фамилия начинается на букву С?
  • У кого номер класса кратен 3, и он живет на улице Пушкина или Ленина? Кто с серыми глазами учится в классе с нечетным номером, или число в дате его рождения больше 15?
  • У кого номер класса простое число, или специальная группа, и его имя начинается на Н? Кто из основной группы не живет на улице Пушкина или Ленина?

Для поиска необходимых данных нужно создать запрос с помощью конструктора.

  1. Создать базу данных, состоящую из связанных таблиц.
    Создадим базу данных, которая будет хранить результаты экзаменов студентов одной группы за один семестр. Можно обойтись и одной таблицей, в которую включить поля «Фамилия», «Имя», «Дисциплина», «Преподаватель», «Оценка». Но тогда очень много данных будет повторяться, т.к. каждый студент сдает несколько экзаменов, и каждый экзамен сдают многие студенты. Поэтому создадим три таблицы — «Студенты», «Предметы», «Оценки» — и заполним их. В первых двух таблицах первое поле имеет тип счетчик, а остальные — текстовый тип. В третьей таблице первое поле имеет тип счетчик, а остальные — числовой тип.

Таблица «Предметы»

Код предмета

Название

Преподаватель

1

Программирование

Половина

2

Психология

Сивак

3

Статистика

Полыгалова

4

Информационные системы

Клигман

Таблица «Студенты»

Код студента

Фамилия

Имя

1

Антонова

Марина

2

Бирих

Яков

3

Волков

Константин

4

Волошина

Светлана

5

Кашина

Наталья

6

Ленц

Алексей

7

Матвеев

Роман

8

Наумова

Татьяна

9

Юдинцева

Оксана

Таблица «Оценки»

Код оценки

Код студента

Код предмета

Оценка

1

1

1

5

Щелкните на пиктограмму «Схема данных». Вы увидите созданные нами таблицы и связи. Access автоматически связал поля с одинаковыми именами и совместимыми типами. В других случаях это можно сделать вручную, с помощью мыши — достаточно перетащить одно поле на другое и получить между ними связь.

Выберите в таблице «Оценки» поле «Код предмета» и укажите тип «мастер подстановок». В качестве таблицы источника данных выберите «Предметы» и поля «Код» и «Название». Теперь в режиме таблицы можно выбирать названия из списка.

Сделайте то же самое для студентов. А теперь сделаем так, чтобы подстановка выполнялась из двух полей, то есть выводила фамилию и имя. Для этого выберите поле «Код студента», щелкните на вкладке «Подстановка», выберите «Источник строк» и щелкните кнопку с многоточием справа. Откроется построитель запросов, работа с которым не отличается от работы с обычным запросом. Вместо поля «Фамилия» введите строку [Фамилия]&” ”&[Имя]. Теперь при подстановке видна и фамилия студента, и его имя.

Добавьте еще двух-трех студентов в таблицу «Студенты». Перейдите в таблицу «Оценки». Обратите внимание, что добавленные студенты оказались в конце списка. Чтобы упорядочить список по алфавиту, вызовите построитель запросов для поля «Код студента» и установите сортировку по возрастанию. Сделайте то же самое для поля «Код предмета».

Обратите внимание, что Access позволяет хранить несколько записей о сдаче одним и тем же студентом одного и того же предмета. Сделаем так, чтобы набор студент-предмет стал уникальным. Для этого в режиме конструктора установим для этих полей опцию «ключевое поле». Это можно сделать через пункт меню Правка или через панель инструментов.

Поле «Код оценки» скроем в таблице с помощью установления нулевой ширины столбца. Изменим подписи к полям «Код студента» и «Код предмета». Для этого выберите строку «Подпись» на вкладке «Общие». При этом таблица «Оценки» должна выглядеть так:

Студент

Предмет

Оценка

Антонова Марина

Информационные системы

5

Бирих Яков

Информационные системы

4

Волков Константин

Информационные системы

5

Волошина Светлана

Информационные системы

5

Антонова Марина

Психология

5

Бирих Яков

Психология

5

Волков Константин

Психология

4

Волошина Светлана

Психология

5

  1. Измените ввод в поле Оценка, чтобы вместо цифр выставлялось «отлично», «хорошо» и т. д. Для этого создайте отдельную таблицу и используйте мастер подстановок. С помощью Схемы данных установите связь.
    Заполните таблицу «Оценки».
    Рассчитайте средний балл каждого студента. Для этого найдите на панели инструментов кнопку «Групповые операции» и нажмите ее. Примените групповую операцию «среднее» — Avg.
    Выведите список студентов, сдавших экзамены на оценки "хорошо" и "отлично".
  2. Создать форму для ввода информации базы данных на экран.
    Для этого вызовите мастер форм и задайте следующие поля:
  • из таблицы «Оценки» — Предмет, Оценка;
  • из таблицы «Студенты» — Фамилия, Имя;
  • из таблицы «Предметы» — Преподаватель.

Выберите представление данных по студентам, с использованием подчиненной формы. Откройте подчиненную форму и примените сортировку по возрастанию для предметов.
bd1
Откройте форму студенты в режиме конструктора. Выделите и удалите метку «оценки» (сверху от места внедрения подчиненной формы). Подгоните «вручную» размеры формы. Обратите внимание на две навигационные панели внизу формы, — одна из них позволяет просмотреть информацию по студентам, вторая по предметам. Создайте свою навигационную панель. Для этого перейдите в режим конструктора, вызовите панель элементов (воспользуйтесь панелью инструментов или пунктом меню «Вид»). Убедитесь, что включен режим мастеров (кнопка с изображением волшебной палочки вдавлена). Выберите элемент «Кнопка» и поместите его внутрь формы, установите действие «Первая запись», подберите картинку.
Сделайте еще 4 кнопки — «Предыдущая запись», «Следующая запись», «Последняя запись», «Добавить запись».
Выделите все 5 кнопок. Установите выравнивание по нижнему краю, сделайте равным интервал между кнопками, а затем уменьшите его до нуля (пункт меню Формат). Щелкните правой кнопкой мыши на квадрат в левом верхнем углу формы. Выберите свойства и установите «поле номера записи» в значение Нет.
bd2
Сделайте то же самое для подчиненной формы. Откройте готовую форму «Студенты».
Создайте макрос, который открывает форму. Сохраните базу, закройте и заново откройте ее. Написанный макрос выполняется автоматически.

Лабораторно-практическое занятие №7.
Растровый редактор Adobe Photoshop

Adobe Photoshop создана для работы со всеми видами растровой графики, сфера применения которой достаточно широка и охватывает все от полиграфии до интернета. Photoshop корректно и быстро конвертирует любые изображения во все известные форматы растровой графики без потери качества, замечательно работает как приложение для сканирования фотографий и совместим со всем видами сканеров. Это очень удобно, т.к. полученное изображение вы можете тут же и отредактировать, не перетаскивая его в другие программы. Также здесь можно ретушировать любые изображения, например, старые фотографии. В последних версиях в связке с Photoshop идет программа Adobe ImageReady, которая открывает много возможностей для оптимизации размера файла, что актуально для Web-графики. Также она позволяет значительно облегчить подготовку анимированных изображений, используя все возможности Photoshop. Программа позволяет делать даже странички для Интернет, насыщенные графикой, с дальнейшей их оптимизацией. Photoshop может понимать и векторную графику! Правда, это не является его визитной карточкой, но создать любой сложный и точный векторный контур или путь он может, что бывает очень удобно для создания коллажей и анимации.

Основные элементы интерфейса программы

  • Строка меню 

photoshop1

  1. File (Файл) - создание и открытие, сохранение объекта, импорт, экспорт, настройки программы, список из нескольких последних файлов, редактировавшихся в программе.
  2. Edit (Правка) - Отмена, повторение действий, копирование и вставка объекта в файл, заливка, обводка по контуру, трансформация объекта.
  3. Image (Изображение) - настройка режима палитры (RGB, CMYK, Grayscale), яркости и контраста, микширование цветов, а так же изменение размера изображения и его вращение.
  4. Layer (Слой) - работа со слоями, эффекты.
  5. Select (Выделение) - различные виды выделений и их трансформация.
  6. Filters (Фильтры) - набор фильтров и плаг-инов, которые позволят добиться интересных эффектов в работе. Вы можете использовать как встроенные фильтры, так и поставить дополнительные.
  7. View (Вид) - работа с размером изображения, предпросмотр, выравнивающие линейки, разграфление поля файла.
  8. Window (Окно) - отображение окон свойств инструментов, внешний вид рабочего стола Photoshop, быстрый переход к свернутому файлу.
  9. Help (Помощь) - помощь по работе с программой, информация о фильтрах, настройка гаммы.
  • Панель инструментов.

Панель поделена на несколько групп инструментов. photoshop2

  1. К первым четырем группам относятся отдельные инструменты. На кнопках некоторых из них в нижнем правом углу есть небольшой черный треугольник. Он указывает на наличие подменю с различными вариантами этого инструмента. Можно легко убедиться, что количество предоставляемых инструментов велико и разнообразно настолько, что поможет воплотить любые фантазии дизайнера. На освоение этого набора уйдет немного времени. Достаточно просто поэкспериментировать.
  2. Ниже на панели размещена палитра цветов. Достаточно щелкнуть по цветовому квадрату и перед вами откроется вся палитра цветов: обычная, для web и пантоны. Тут же можно узнать числовые коды цветов по шкале RGB или CMYK. Настроить палитру под web очень просто. Нужно просто поставить галочку внизу окна, рядом с надписью: "Only Web Colors". И палитра отобразит цвета, которые будут корректно отображаться любым браузером (без искажений). Здесь же можно посмотреть код, соответствующий этому цвету. Также существует палитра выбранных цветов. Она находится в одном из окон свойств, расположенных по умолчанию справа от рабочего стола программы.
  3. Под палитрой цветов мы видим две кнопки - Правка в стандартном режиме и Правка в режиме быстрой маски. Быстрая маска включает режим быстрого маскирования, в котором возможно редактирование границ выделения с помощью инструментов рисования.
  4. Ещё ниже находятся три кнопки, влияющие на размер окна изображения. Стандартное окно, Полный экран с меню и Полный экран.
  5. Самая последняя кнопка на панели быстро перенесет вас в Adobe ImageReady. Это удобно, когда вы занимаетесь анимацией в Photoshop и вам надо быстро перейти в этот чудесный редактор, где вы сможете сделать легко и просто анимацию изображения и после оптимизировать его вес для web.
  • Строка состояния 

photoshop3

Здесь содержится основная информация о файле, с которым вы работаете и информация о компьютере, которая имеет отношение к работе с Photoshop. Рассмотрим некоторые элементы этой строки:

  1. Масштаб. Здесь отображается текущий масштаб в процентах. По умолчанию - 100%. Один пиксель экрана монитора соответствует одному пикселю изображения.
  2. Информационное поле. Слева от масштаба. Тут содержится информация о графическом файле, над которым вы работаете или информация о компьютере, которая относится к работе программы.
  3. Меню информационного поля (Черный треугольник). В него входят - Размеры документов, Эффективность, Хронометраж и размеры рабочих дисков.

Задание:

  1. Создать кнопку для Web-страницы.

1) Сначала необходимо создать новый файл нужного размера.

knopka1

2) Создаем фон, схожий с цветом фона Web-страницы.

knopka2

3) Создаем новый слой (Layer(Слой) -> New(Новый)). В этом слое и будет находиться наша кнопка. Создаем форму будущей кнопки. Для этого выделяем с помощью инструмента Rectangular Marquee Tool (Инструмент выделения прямоугольник). Затем сделаем так, чтобы края кнопки были закругленными. Для этого к уже готовому выделению применяем Select -> Modify -> Smooth (Выделение -> Модификация -> Сглаживание). В появившемся окошке выставляем значение от 1 до 16 единиц. Это размер сглаживания угла. После этого заливаем кнопку необходимым цветом(Инструмент заливка) и снимаем выделение (Select(Выделение) -> Deselect(Снять Выделение)).

knopka3

4) Придадим нашей кнопке красивый внешний вид, используя для этого эффекты слоев. Сначала сделаем кнопку объемной с помощью эффекта Emboss (Рельеф).

knopka4

5) Теперь добавим к изображению тень (Drop Shadow - эффект Падающей Тени).

knopka5

6) После этого напишем на кнопке текст. К тексту можно применить те же эффекты, что и ко всей кнопке целиком.

knopka6

7) Теперь нужно сохранить получившееся изображение так, чтобы оно было небольшим по объему и при этом не сильно потеряло в качестве. Сохряняем в формате JPG. Идем в меню File > Save As (Файл > Сохранить как). После нажатия на кнопку Save (Сохранить) появляется окошко, в котором Photoshop предлагает произвести сжатие файла.("0" - низкое качество, "12" - высокое.)

knopka7

  1. Создать надпись с эффектом горящих букв

1) Сначала необходимо создать новый файл. В нем напишем любое слово, которое в последствии и будет горящей надписью.

text1

2) Далее необходимо склеить слои(Layer(Слой) -> Flatten Image(Склеить слои) ) и повернуть изображение на 90° (Image(Изображение) -> Rotate Canvas(Повернуть холст) -> 90° CW).

text2

3)Инвертируем картинку (Image(Изображение) -> Adjust(Регулировки) -> Invert(Инвертирование)). Теперь в меню Filter(Фильтр)-> Stylize(Стилизация) -> Wind(Ветер) выбираем направление ветра вправо (From the Right).

text3

4)Теперь поворачиваем картинку обратно (меню Image -> Rotate Canvas -> 90° CCW). Буквы сейчас очень ровные, поэтому подкорректируем их с помощью фильтра из группы Distort (Деформация) - Glass (Стекло) или может подойти Ocean Ripple (Океанские волны). Теперь буквы выглядят, так как надо, но они белые.

text4

5)Переведем изображение в Черно-белый режим (Image -> Mode(Режим) -> Grayscale(Черно-белый)). А потом обратно в полноцветный формат (Image > Mode > RGB). Теперь подгоним цвет так, чтобы картинка стала похожа на огонь. Сделать это проще всего с помощью команды Variations (Вариации) (Image -> Adjust -> Variations).

text5

  1. Создать надпись с эффектом обледенелых букв

Наверх

Лабораторно-практическое занятие №10.
Векторный редактор Corel Draw

Графический редактор CorelDRAW предназначен для работы с векторной графикой и является несомненным лидером среди аналогичных программ. Популярность CorelDRAW объясняется большим набором средств создания и редактирования графических образов, удобным интерфейсом и высоким качеством получаемых изображений. Особенно удобен CorelDRAW при создании иллюстраций, состоящих их множества рисунков, фотографий и надписей. Расположить в нужных местах компоненты изображения с помощью CorelDRAW чрезвычайно просто. В пакет программ CorelDRAW кроме собственно редактора векторной графики входит редактор растровой графики Corel Photo-Paint. Интерфейс обеих программ очень похож, а по возможностям они дополняют друг друга. Используя две эти программы, вы сможете выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Недавно появившаяся программа, входящая в состав пакета CorelDRAW, называемая Corel R.A.V.E., предназначена для создания анимации. Теперь вы можете создавать мультфильмы на основе векторной графики. Программа Corel R.A.V.E. позволяет экспортировать результат в разнообразные популярные форматы, в том числе в формат Macromedia Flash. Также в стандартную поставку CorelDRAW входит множество готовых картинок, которые вы можете использовать при создании собственных иллюстраций.

Основные элементы интерфейса программы

  Строка меню. Кратко рассмотрим команды меню редактора:

  • Файл (Команды, связанные с открытием\сохранением\... файлов)
  • Редактирование (Команды редактирования объектов)
  • Вид (Выбор режима отображения документов, некот. вспомогательные команды)
  • Размещение (Выбор параметров страницы)
  • Монтаж (Команды для преобразования объектов)
  • Эффекты (Выбор различных эффектов)
  • Растровые рисунки (Команды работы с поточечными рисунками)
  • Текст (Команды создания\редактирования\... текста)
  • Инструменты(дополнительные возможности)
  • Окно(Опции управления окном программы)
  • Помощь

  Панель атрибутов (Property Bar) - это уникальное нововведение, оно отличает Corel DRAW от всех остальных программ подобного рода. Состав и назначение кнопок панели атрибутов меняется в зависимости от того, какой инструмент или объект является выбранным в данный момент. Это чрезвычайно удобно - панель атрибутов в 70% случаев помогает, не залезая в дебри меню и окошек, сразу выбрать нужное изменение, нужный параметр. Панель атрибутов, показанная ниже, обычно располагается сразу же под стандартной панелью инструментов.

corel1

  Панель графики содержит большое количество инструментов для создания объектов, воплощающих Ваш замысел. На панели также имеются дополнительные инструменты, предназначенные для изменения основных форм, а также цвета заливки и обводки объектов.

corel2

  В центре окна программы расположен рисунок листа бумаги, называемый рабочей областью. Вы можете рисовать как внутри рабочей области, так и вне ее, но при выводе на печать будет напечатано только то, что находится внутри рабочей области. Измерительные линейки позволяют точно позиционировать элементы рисунка и измерять их размеры. Для работы с цветом в правой части окна расположена палитра цветов.

Задание:

  1. Создать прямоугольник со скругленными углами и повернуть его на 90 градусов.
    Для рисования выберите инструмент Rectangle (Прямоугольник), нажав на соответствующей кнопке панели графики. Для скругления необходимо в панели атрибутов изменить процент закругления, который по умолчанию равен 0. Повернуть фигуру можно также с помощью панели атрибутов. Также изменить все параметры объекта можно с помощью опции Window->Dockers->Transformation.
  2. В созданном прямоугольнике написать фигурный текст.
    Для создания текста необходимо выбрать инструмент Text Tool на панели графики. Шрифт, размер кегля, наклон, подчеркивание, выравнивание и многое другое можно изменить с помощью панели атрибутов. Побробуйте добиться следующего написания текста в прямоугольнике:

coreltext


Для разбиения строки символов на слова или даже на отдельные буквы используйте команду меню Arrange(Компоновать)->Break Apart(Разбиение). Для соединения воедино разрозненных букв или слов существует другая команда: Arrange->Combine(Объединение).

  1. Нарисовать мраморный шар с тенью.
  • Для выполнения задачи нам необходимо создать новый документ. Затем создадим круг при помощи инструмента Ellipse Tool (эллипс). Сделаем копию круга.
  • Дальше выделим один круг и зальем его черным цветом. Затем выделяем незакрашенный круг и делаем заливку текстурой.
  • Совместим два круга так, чтобы черный находился под кругом с текстурой. С помощью меню это можно сделать так: меню Arrange(Компоновать)/Выровнять и выпустить/Align and Distributive (Выравнивание и распределение), где нужно выровнять по центру. Теперь круги будут располагаться друг над другом. Для того чтобы определить, какой из из них верхний, можно воспользоваться опцией Компоновать-> Порядок(Arrange/Order/). Для дальнейшей работы нам нужно, чтобы верхним был круг с текстурой.
  • Теперь выбираем инструмент Заливка->Градиентная заливка. Выберите тип радиальной заливки и перетащите центр радиальной заливки в верхнюю левую часть круга, перенесите при помощи мыши цвета (из палитры в правой части окна). Откорректируйте размеры радиуса круга градиентной заливки, перетаскивая квадратик на конце линии градиента, пока не будете удовлетворены внешним видом шара.
  • Далее необходимо нарисовать тень для шара. Для начала нарисуем в свободной части листа два горизонтально вытянутых эллипса - один больше, другой чуть меньше. Совместим их таким образом, чтобы маленький эллипс был "внутри" большого, соприкасаясь с ним слева.

shar1

  • Создание эффекта тени. Пользуясь палитрой, покрасим большой эллипс в белый цвет, а маленький - в черный. Теперь воспользуемся инструментом Interactive Blend (Интерактивная настройка перетекания), немного передвинув нашу "тень" (эллипс поменьше) вправо, чтобы черный круг перетекал в белый. Получив таким образом из комбинации двух эллипсов эффект затенения, перетащим "тень" под шар. Чтобы избавиться от неприятного эффекта окантовки шара, надо щелкнуть правой кнопкой мыши на верхний квадратик на панели цветовой палитры.

shar2

  • Последним шагом является сохранение получившегося изображения при помощи опций Save или Export из меню File. Программа позволяет экспортировать изображения практически во все растровые и векторные форматы. При экспортировании в формат JPEG можно заранее определить размер не только самого изображения, но и размер создаваемого файла, а при экспортировании в формат GIF есть возможность задать прозрачную область для любого цвета, используемого в изображении, что обеспечивает дополнительную гибкость в графике. Для графики, предназначенной для экранного просмотра (например, на Web-страницах), рекомендуется использовать разрешение изображения 72—75 dpi (точек на дюйм), т. к. при этом не происходит потери качества. В случае, если вы экспортируете в формат GIF рисунок, предназначенный для отображения на белом фоне, полезно использовать эффект сглаживания (Anti-aliasing), предусмотренный в диалоге Export

shar3

Наверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "

В практикуме представленны лабораторные работы составленные  с использованием материалов форума Demiart....

Лабораторный практикум "Текстовый редактор"

Лабораторные работы в Текстовом редакторе Word....

Вводный лабораторный практикум в 7 классе.

Не помню кто сказал: "Знания только тогда становятся заниями, когда применены на практике" - поддерживаю неизветного мне автора. Начиная изучать курс физики в 7 классе важно смотивировать учеников на ...

Мастер класс Лабораторный практикум по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении" "4 часть

Мастер класс Лабораторный практикум  по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении"  "4 часть  выполнила Щеколдина Маргарита Анатольевна  учитель биологии МКОУ СОШ №251...

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...

Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)

 В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...