Обучение программированию в рамках школьной программы
учебно-методическое пособие по информатике и икт (9, 10, 11 класс) на тему

Саркисян Игорь Валерьевич

Мой опыт преподавания программирования в рамках школьной программы: на что следует обратить внимание. Разбираем ключевые моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_programmirovaniyu_v_ramkah_shkolnoy_programmy.docx13.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программирование в современном мире имеет важное  значение. Ни одна современная отрасль не обходится без программного обеспечения. Ни одна современная область науки не развивается так быстро и динамично, как в программирование. Как только компьютеры стали общедоступными, возникла потребность в различных программных продуктах. Программирование стало не просто уделом военных или учёных, оно вошло в жизни людей по всему миру и стало что-то вроде субкультуры. В свою очередь, как я уже писал выше, IT-технологии развиваются очень быстро, появляются новые платформы, языки программирования, технологии. Современному программисту приходится постоянно «держать руку на пульсе». Именно поэтому  программу обучения школьников программированию нужно тщательно продумывать со взглядом в будущее. Подход к программированию в частности   и информационным технологиям в общем постоянно изменяется, но что-то остаются неизменным. Эту базу необходимо передавать учащимся, поэтому я делаю упор на то, чтобы обучающиеся в первую очередь учились самостоятельно искать нужный материал и изучать его. Необходимо объяснить, что, работая в этой сфере, им, вероятно, придётся буквально за вечер изучить новый язык или framework (библиотека готовых функций), и поэтому требуется научиться самостоятельно и быстро осваивать информацию. Но давайте остановимся более подробно на том, с какими проблемами сталкиваются современные школьники и студенты начальных курсов.

В программировании есть несколько парадигм, подходов к созданию программ: модульная парадигма, процедурные парадигма, объектно-ориентированная парадигма. В школах обычно преподают процедурный подход  к программированию, в то время как ООП (объектно-ориентированное программирование) -  очень редко или никогда. Проблема заключается в том, что все современные языки объектно-ориентированные. А так как ООП -  это основы всех современных языков программирования, то его необходимо начинать изучать ещё в школе, чтобы учащиеся, придя в высшие учебные заведения, уже имели правильное представление о программировании. Уже много раз замечал, как студентам сложно разобраться в ООП, так как там немного друга парадигма, немного другой подход к созданию программ. В ООП появляются объекты, классы и методы, такие понятия как инкапсуляция, наследование и т.д.
Поэтому я считаю, что чтобы повысить уровень освоения предмета, необходимо готовить учащихся к реалиям современного мира уже со школьной парты.
ООП появилось в начале 70-х годов, появлению ООП способствовал кризис, наступивший в программировании в те годы.
Программные продукты становились все объемнее и  разрабатывались  огромными коллективами в течение нескольких лет. Неудивительно, что в  конечном продукте находили  тысячи ошибок, исправление которых требовало огромных ресурсов. На помощь пришел модульных подход к созданию программ, который основывался на «разделении труда»:  каждый программист отвечал за свой модуль и по завершению тестирования передавал его  дальше; другие программисты работали с этим модулем только через его интерфейс. В дальнейшем этот метод перерос в ООП и широко используется повсеместно.  Я стремлюсь, чтобы мои учащиеся умели разрабатывать программы, используя современные и релевантные подходы и технологии,  а не пользовались наработками 80-х годов.

Я разбиваю курс программирования на несколько основных блоков, которые зависят от возрастной группы учащихся. В 7 и 8 классах изучается базовое программирование: основные операторы, типы данных, условия; учимся понимать, что такое блочная структура. На этом этапе необходимо заложить правильное понимание программирования,  понимание переменных и типов данных, условий. Как результат учащиеся на этом этапе должны уверенно разрабатывать собственные программы.

Учащиеся 9-х классов учатся использовать циклы и одномерные массивы, более подробно работают со строчными данными. На этом этапе необходимо научить работать с циклами и массивами, а также понять важность правильности написания кода.
Учащиеся знакомятся с понятием «валидация кода», осваивают международные стандарты оформления кода.

Учащиеся 10 классов, как правило, уже имеют уверенное представление о базовых знаниях, таких как переменные, условия, циклы, массивы. На том этапе мы изучаем процедурную парадигму программирования. Я подробно объясняю, что такое процедуры  и  актуальность их применения. Учащиеся создают собственные функции и используют их на практике, изучают матрицы, двухмерные массивы. Далее мы знакомимся  с понятием «структуры», разрабатываем собственные типы и  классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству

Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского....

Программа «За рамками школьного учебника обществознания» для 9-х классов, реализуемого в рамках ПДОУ

Данный курс веду в рамках платных услуг. Разбираются темы, которые необходимы для успешной сдачи ГИА в новой форме....

Выступление по теме "Читательский конкурс"Самый активный читающий класс" в рамках школьной программы "Одарённые дети"

Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, школа пытается найти новые, наиболее оптимальные пути приобщения ребёнк...

Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании

В статье описаны этапы обучения программированию детей младшего школьного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД. 06 Физическая культура по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование в рамках ТОП 50

Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины рекомендованной Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) в системе СПО по укрупненным группам п...

Основные различия между британским и австралийским вариантами английского языка в рамках школьной программы 10 класса средней общеобразовательной школы

Данная статья представляет собой краткое описание наиболее интересных и заслуживающих внимания различий между британским и австралийским вариантами английского языка. Данная статья станет интересным д...

Опыт зарубежных стран в реализации программы обучения плаванию в рамках школьной программы.

В статье отражены сравнительный анализ и отличительные особенности программ по обучению плаванию в разных странах....