"ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ" (тезисы, представленные в рамках "ИТО-КФО-2015")
статья по информатике и икт на тему
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ в вопросе повышения качества обучения через формирование и развитие у учащихся навыков активного чтения в условиях перехода к ФГОС, формирования успешной личности учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Коваленко Елена Германовна (elena-kovalenko20@rambler.ru)
Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 (МБОУ СОШ №17) г. Белая Калитва
Аннотация
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ в вопросе повышения качества обучения через формирование и развитие у учащихся навыков активного чтения в условиях перехода к ФГОС, формирования успешной личности учащегося.
Условия информатизации общества требуют от современного человека владения методами и способами работы с информацией. Успешность личности сегодня напрямую зависит от сформированности у неё ИКТ-компетентности. В поставленных условиях на предмет информатика и ИКТ возлагается особая ответственность как за формирование этих знаний, умений и навыков работы с информацией, так и их непрерывную реализацию, причём не только в рамках предмета (программы), но и на уровне всего образовательного пространства (образовательной программы) ОУ.
Качественное выполнение основных информационных процессов с информацией (получение, сохранение, обработка, передача) не возможно без смыслового осознания учеником, как цели своей деятельности, так и собственно самой информации. А учитывая объём и количество информационных потоков сегодня, проблема сформированности и развития ИКТ-компетентности ученика вышла за рамки преподавания предмета информатика, что подтверждает ФГОС НОО и ООО.
Как же учителю информатики на своих уроках развивать информационную грамотность учеников, тем самым создавая благоприятную почву для его успешности в современном обществе? Первоочередным, по моему мнению, является формирование у учеников навыков активного чтения. Проблема преобладания у современных учеников пассивного чтения над активным является следствием того же самого процесса информатизации общества. Как правило, педагог информатики сталкивается с этой проблемой, когда у учащихся уже сформированы навыки чтения – это ученики основной школы (базовый курс информатики изучается, в основном, начиная с основной школы). И в этих условиях возникает необходимость проводить коррекционную работу. Рассмотрю ряд приёмов формирования навыков активного чтения, которые я применяю на своих уроках, учитывая условия непрерывности образования.
Приём первый я назвала «веер». Цель – формирование и повышение уровня владения понятийным аппаратом информатики. На первом же уроке он начинает работать. В предмете достаточно много сокращений и аббревиатур. На первом уроке появляются первые из них: ИИКТ – информатика и информационно-коммуникационные технологии (название школьного предмета), ТБ – техника безопасности, ПК – персональный компьютер и т.п. И здесь появляется словарь, которые учащиеся ведут с обратной стороны рабочей тетради. Они должны уметь, как раскрывать сокращённую запись понятия, так и наоборот («веер открывается и закрывается»). Знание содержания этого словаря позволяет ученику получить дополнительную оценку, успешно сдать контроль по понятиям (обычно, эта форма диктанта), разрешить спорность в оценке знаний учащегося. Кроме того, реализация своей успешности находит своё место и в том, что ученики также самостоятельно пополняют этот словарь (из различных источников) и, конечно же, получают за эту деятельность оценку. Главное условие здесь – соответствие изучаемой теме. Тем самым мы реализуем и метапредметность, и межпредметные связи информатики, и неразрывность образования.
Следующий приём, который находит место в моей методике преподавания, реализуется в определению формы домашней работы учащихся в работе с учебником. Простое чтение текста может выполнять только мотивированный к чтению ученик. И здесь мне на помощь приходит форма подготовки, которая заключается в составлении тестов самими учениками по материалам учебника. В результате, помимо основной (образовательной) цели, решаются сразу несколько вопросов: учащийся для грамотного составленного теста (корректного) должен применить именно активное чтение, формирование навыка которого позволяет и мне, и учащимся уже на уроке экономить ресурсы (временные, эргономические); формирует у учащихся технологию решения тестов (работа на перспективу ЕГЭ и ОГЭ). Включение этой формы работы со знаниями учащихся может находить отражение и в подготовке к тематическому контролю. А включение автора теста в роль учителя в этой форме позволяет ученику реализовывать и развивать собственные коммуникативные навыки. Создание ситуации здоровой образовательной конкуренции позволяет учителю, в том числе, стимулировать мотивацию учащихся.
Третий приём является развитием второго и заключается в разработке и создании учащимися кроссвордов по теме, что позволяет развивать уровень навыка структурировать информацию, а значит, и работать с подобной информацией в дальнейшем. Также находит своё место и на уроке подготовки к тематическому контролю. Имеется возможность перевести его на уровень конкурса, что позволит дополнительно стимулировать самоорганизацию учащихся, развивать у них ИКТ-компетентность.
Последние два приёма позволяют применять учащимся прикладной характер информатики как дисциплины, так и науки. Это находит своё отражение в подготовке электронных носителей информации с выполненным заданием (приложения в среде текстовых и табличных процессоров, редакторов презентаций), а также выбора канала связи для его передачи (устная, письменная форма, с помощью интернет-сервисов (мною, например, часто применяются ресурсы web-почты)).
Успех в достижении образовательной цели заключается в системности этой взаимодеятельности, наличие обратной связи, причём выражающейся не только в виде оценки, но и в представлении учителем рецензии на каждую работу каждого ученика (группы) (устной, письменной). Но если педагог понимает своё место в системе образования, ОУ, в жизни каждого своего ученика, это уже предопределяет системность его деятельности и, как результат, вложенные им в своих учеников методические инвестиции, обернуться для него прибылью в виде качественного освоения его учениками содержания предметной области информатики, формированию успешной личности в целом.
Список использованных источников
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Ключевые слова | информатика, ИКТ, информационная грамотность, ФГОС, система образования, тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50099.jpg)
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности
Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-28716-1421545918.jpg)
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
Использование современных технологий и методик в обучении математики как фактор повышения качества образовательного и воспитательного процессов.
В статье описание современных технологий и методик в обучении математики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/16/picture-446123-1400269896.jpg)
ИКТ – компетентность учителя информатики как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....
Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.
Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....
Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению
Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...