Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Мы с ПОСОПА»
методическая разработка на тему
Цель программы: воспитание у обучающихся любви к малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kudryavtseva.docx | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
городского округа Саранск
Республика Мордовия
Дополнительная
общеразвивающая
программа
внеурочной деятельности
«Мы с ПОСОПА»
Кудрявцева Светлана Юрьевна-
учитель истории и обществознания
Саранск 2016
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая Программа «Мы с ПОСОПА» призвана способствовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию в рамках внеурочной деятельности на основе работы школьного историко-краеведческого музея.
Сохранение исторической памяти имеет огромное воспитательное значение для подрастающего поколения – во все времена и в любом государстве, особенно в переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется наиболее ярко в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, сохранения исторической памяти вышли на первый план.
Программа «Мы с ПОСОПА» разработана в соответствии с ФГОС второго поколения и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и отвечает запросам времени, направлена на системное, комплексное формирование основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического развития личности в рамках внеурочной деятельности.
Реализуя Программу «Мы с ПОСОПА» образовательная организация взаимодействует с социумом, развивая сетевое взаимодействие:
- Детская библиотека им. А. Гайдара
- Республиканский Мемориальный музей боевого и трудового подвига 1941-1945 гг.
- Республиканский краеведческий музей им. Д.Воронина
- Республиканский Музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи
- МУДО «Центр детского творчества №1» г.о. Саранск
- ГБУК «Мордовская республиканская юношеская библиотека»
- ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М.Е.Евсевьева»
- НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»
- Государственный архив РМ
- Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание у обучающихся любви к малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству.
Задачи:
- Формировать и развивать личностные характеристики обучающихся, направленные на любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных ценностей.
- Учить школьников соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
- Развивать базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, семья и др.
- Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовных нравственных ценностей родного края, школы, семьи.
- Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность, поисково-исследовательскую, проектную деятельность.
- Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Родине, традициям, обычаям своего народа.
- Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны, своей малой родины.
- Оптимизировать работу с родителями в сфере нравственного и патриотического воспитания.
- Этапы реализации Программы «Мы с ПОСОПА»
Программа «Мы с ПОСОПА» рассчитана на 5 лет.
1 этап: организационный
Цель этапа: анализ и диагностика ситуации, подготовка условий для реализации Программы «Мы с ПОСОПА».
Задачи:
-изучить нормативно-правовую базу;
-проанализировать ресурсное обеспечение программы;
-систематизировать диагностические методики по основным направлениям реализации программы;
-провести мониторинг уровня воспитанности, мотивации обучающихся школы на старте реализации программы;
-разработать План мероприятий Программы.
2 этап: практический
Цель этапа: реализация Программы «Мы с ПОСОПА»
Задачи:
- реализовать план мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
- проводить промежуточный мониторинг результативности работы;
- принимать участие в конкурсах, конференциях по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
3 этап: аналитический
Цели этапа: анализ итогов реализации Программы «Мы с ПОСОПА»
Задачи:
-проанализировать результаты контроля, данные мониторинга;
-обобщить результаты работы школьного за 5 лет;
-выявить причины затруднений в реализации программы.
Программа является открытой для внесения изменений по ходу ее реализации.
- Ресурсное обеспечение программы
- Нормативно-правовая база:
1.Федеральный закон от 29.12. 2012 г. ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 04.04. 2015 г.;
-Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы»;
-Подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на 2016-2018гг.» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма на 2014-2018гг.»
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010
4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. – http//www.standart.edu.ru
2. Кадровые условия:
- Администрация школы;
- Педагогический коллектив;
- Педагог-психолог.
3.Материально-технические условия:
- Школьный музей;
- Кабинет информатики;
- Кабинет истории.
- Реализация программы
Программа «Мы с ПОСОПА» составлена на основе принципов:
- Открытость
- Научность
- Системность
- Преемственность
- Доступность
Структура и организация Программы «Мы с ПОСОПА» строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их степени подготовленности к жизни и деятельности в коллективе или самостоятельно.
Формы реализации программы
Программа «Мы с ПОСОПА» является основой работы школьного историко-краеведческого музея по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся школы в рамках внеурочной деятельности сроком на 5 лет. Эта работа осуществляется в следующих формах:
- Кружковая работа;
- Выставочно-экспозиционная работа;
- Военно-патриотические праздники, смотры;
- Уроки мужества;
- Встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных войн;
- Беседы, информационные минутки, устные журналы и т.д.;
- Викторины, игры, конкурсы;
- Творческая деятельность (написание стихов, сочинений, выполнение рисунков и т.п.);
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Организация экскурсий;
- Участие в конкурсах, конференциях;
- Работа элективного курса «Музейное дело».
Педагогические технологии
Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация цели и задач Программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании таких педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, как:
- метод проектов,
- ученическое исследование;
- игровые технологии,
- образовательные путешествия,
- технология коллективных творческих дел (КТД),
- технология проблемного обучения.
- ИКТ
Основные виды деятельности школьного музея:
- Поисково-исследовательская деятельность.
- Экскурсионно – просветительская деятельность.
- Оформительская деятельность.
- Методическая работа.
- Урочная деятельность.
- Работа элективного курса «Музейное дело».
Данная Программа отражает поисково-исследовательскую, оформительскую и экскурсионно-просветительскую деятельность школьного музея.
Реализация этих направлений позволит воспитать у обучающихся такие качества, как:
П – патриотизм
О – ответственность
С – справедливость
О – отвага
П – порядочность
Содержание программы «Мы с ПОСОПА»
Программа «Мы с ПОСОПА» предполагает обучение и воспитание обучающихся образовательных учреждений в процессе обеспечения деятельности школьного музея по направлениям:
- «Крепость на сторожевой черте» (история создания городов - крепостей в мордовском крае);
- «Моя малая родина» (то место, где человек родился, земляки, история, памятники, достопримечательности);
- «Мы нашей школой дорожим» (история школы, знаменитые выпускники);
- «Их подвиг нам забыть нельзя…» (о героях Великой Отечественной войны и локальных войн).
Организация поисково-исследовательской деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Написание ученических исследовательских работ и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, республики.
Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, уроков мужества, устных журналов, информационных минуток и т.д.;
- проведение экскурсий в школьном музее;
- участие в республиканских, городских, районных конференциях, конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории родного края музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Тематический план к программе «Мы с ПОСОПА»
№ п/п. | Содержание программы | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего |
1 | Крепость на сторожевой черте | 2 | 4 | 6 |
2 | Моя малая родина | 3 | 5 | 8 |
3 | Мы нашей школой дорожим | 3 | 3 | 6 |
4 | Их подвиг нам забыть нельзя | 10 | 4 | 14 |
Тема 1. Крепость на сторожевой черте (6 часов)
Родной край в истории государства Российского. Мордовский край и засечные черты на охране границ Российского государства. Возникновение городов-крепостей. Первые упоминания о местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства.
Экскурсия по достопримечательным объектам истории и культуры родного края, города.
Тема 2. Моя малая родина (8 часов)
Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
История места рождения. История моей улицы. Достопримечательности малой родины. Экскурсии на местности.
Тема 3. Мы нашей школой дорожим (6 часов)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, республиканских архивах.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 4. Их подвиг нам забыть нельзя… (14 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Дни воинской славы и памятные даты России.
- Перечень мероприятий по реализации программы
«Мы с ПОСОПА»
Направление «Крепость на сторожевой черте»
№ п/п | Мероприятие | Классы | Ответственный |
1 | Экскурсия на местности: «Здесь начинался наш город…» | 5-8 | Руководитель музея |
2 | Конкурс на лучший отзыв об экскурсии «Исторические места города» | 5-8 | Руководитель музея |
3 | Подготовка исследовательских работ учащихся для участия в конференциях: Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»; Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»; Школьная конференция «Я познаю мир» и др. | 7-11 | Учитель истории |
Направление «Моя малая родина»
№ п/п | Мероприятие | Участники | Ответственный |
1 | Организация фотовыставки: «Моя малая Родина» | 5-9 | Классные руководители |
2 | Выставка рисунков, плакатов, работ декоративно-прикладного искусства «Любимый уголок моей малой родины» | 1-7 | Классные руководители |
3 | Составление генеалогического древа своей семьи «Откуда начинается мой род» | 3-6 | Учитель истории |
4 | Выставка творческих работ «Мои бабушка и дедушка живут на селе и в городе» | 2-7 | Классные руководители |
5 | Конференция «История семьи – история страны» | 9-11 | Учитель истории |
6 | Презентация творческих проектов «Я родился на …» | 7-9 | Руководитель музея |
7 | Экскурсия на местности «Биография моей улицы» | 8-9 | Руководитель музея |
8 | Защита исследовательских проектов «Почему так названа моя улица?» | 5-9 | Руководитель музея |
9 | Экскурсия на местности «Местные достопримечательности» | 7-11 | Руководитель музея |
10 | Подготовка исследовательских работ учащихся об истории малой родины для участия в конференциях: Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»; Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»; Школьная конференция «Я познаю мир» и др. | 3-11 | Учитель истории |
Направление «Мы нашей школой дорожим»
№ п/п | Мероприятие | Участники | Ответственный |
1 | Конкурс сочинений, рисунков, проектов, поделок «Дом, который построим мы» (Школа будущего) | 1-11 | Классные руководители |
2 | Защита проектов «Символика класса» | 5-9 | Классные руководители |
3 | Акция «Мои родные – выпускники моей школы» | 1-11 | Учитель истории |
4 | Защита проектов «История школы в лицах» | 7-9 | Учитель истории |
5 | Подготовка исследовательских работ по истории школы для участия в конференциях: Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»; Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»; Школьная конференция «Я познаю мир» и др. | 3-11 | Учитель истории |
Направление «Их подвиг нам забыть нельзя…»
№ п/п | Мероприятие | Участники | Ответственный |
1 | Участие в акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» | 1-11 | Классные руководители |
2 | Торжественный митинг, посвященный Дню Победы, памяти выпускников школы – героев Великой Отечественной войны | 1-11 | Руководитель музея |
3 | Торжественные линейки, посвященные Дням воинской славы и памятным датам России | 1-11 | Руководитель музея |
4 | Уроки Мужества, посвященные подвигам Героев Советского Союза, Героев России – уроженцев Мордовии | 1-11 | Руководитель музея |
5 | Читательская конференция по книге М. Девятаева «Побег из ада» | 6-9 | Руководитель музея |
6 | Читательская конференция по книгам Ильиной «Четвертая высота», В.Катаева «Сын полка» и др. | 4-6 | Руководитель музея |
7 | Встречи с ветеранами, интересными людьми, участниками спасательных операций и тружениками тыла и т.п. | 1-11 | Классные руководители |
8 | Выставка творческих работ «Этих дней не смолкнет слава», посвященная Дню Победы, подготовка поздравительных открыток для ветеранов ко Дню Победы | 1-7 | Классные руководители |
9 | Написание сочинений –исследований «Великая Отечественная война в моей семье» | 2-11 | Учитель истории, классные руководители |
10 | Фотовыставка, мини-исследования «Награды моей семьи» | 1-11 | Классные руководители |
11 | Фотовыставка «Мой прадед – герой войны» | 1-11 | Руководитель музея |
12 | Встречи «Мои родные защитники Родины» | 1-11 | Классные руководители |
13 | Подготовка исследовательских работ учащихся о членах своей семьи – участниках и героях войны для участия в конференциях: Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»; Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»; Школьная конференция «Я познаю мир» и др. | 3-11 | Учитель истории |
- Результаты реализации программы и оценка ее эффективности
В результате реализации Программы «Мы с ПОСОПА» ожидается создание системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы на основе деятельности школьного историко-краеведческого музея, обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, включение в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания всех участников образовательного процесса.
В ходе реализации Программы выпускник будет развивать творческие способности, осознавать ценности общества, ответственность за судьбу своего родного края, своей Родины.
Ожидаемые результаты:
- формирование и развитие личностных характеристик обучающихся, направленных на любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных ценностей;
- умение учащимися соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- развитие базовых национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, семья и др.
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовных нравственных ценностей родного края, школы, семьи.
- Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность, поисково-исследовательскую, проектную деятельность
- воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Родине, традициям, обычаям своего народа.
- воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны, своей малой родины.
- оптимизация и активизация работы с родителями в сфере нравственного и патриотического воспитания.
Оценка результативности реализации Программы «Мы с ПОСОПА» осуществляется с помощью анкетирования, социологического опроса, наблюдения, собеседования, организации внутришкольного контроля, изучения уровня воспитанности, межличностных отношений обучающихся. Оценка результатов и достижений учащихся осуществляется через категорию личностного роста и портфолио.
Таким образом, Дополнительная общеразвивающая Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Мы с ПОСОПА» на основе внеурочной деятельности школьного историко-краеведческого музея рассчитана на обучающихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы.
Список литературы и источников:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 04.04. 2015 г.;
3. Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы»;
4.Подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на 2016-2018гг.» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма на 2014-2018гг.»;
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010;
6.Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. – http//www.standart.edu.ru;
7.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
8.Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма// Воспитание школьников. - 2007 -№7.
9.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус, 2007;
10.Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000;
11.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006;
12. Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...