Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
Первое занятие в рамках темы "Системы счисления. Алгоритмы перевода". Занятие рассчитано на студентов 1 курса на базе 9 классов. Время - 90 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайловский филиал ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена
на заседании УМО дисциплин
ОП, ОГСЭ и ЕН цикла
протокол № _____ от ________
Председатель УМО
_______________Е.С. Чепалова
Методическая разработка комбинированного занятия
Тема: Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Курс 1. Группа М-911
Специальность: Сестринское дело
Количество часов: 2 часа.
Разработчик: Стороженко Т.И., преподаватель информатики и ИКТ, информационных технологий в профессиональной деятельности
Михайловка, 2014
Мотивация изучения темы: Изучение дисциплины Информатика и ИКТ, темы «Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую» является важным звеном общего образования среднего звена. В ходе изучения темы, студенты приобретают знания о появлении и использовании различных систем счисления людьми и ЭВМ, навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую, необходимых для понимания представления информации в ЭВМ и функционирования ЭВМ.
Цели занятия:
а) Учебная:
- познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления;
- указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления;
- сформировать у учащихся понятие «позиционные системы счисления» и указать их основные достоинства;
- научить переводить из одной системы счисления в другую.
б) Развивающая:
- развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устного счета;
- развивать познавательную активность, самоконтроль;
- расширять кругозор студентов.
в) Воспитательная:
- развивать интерес к совместной работе над единой целью;
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать чувство долга, ответственности.
Интеграционные связи:
Межпредметные связи:
Математика: Раздел «Основы дискретной математики, теория вероятности, математическая статистика, их роль в медицине и здравоохранении»
История: Разделы «Древнейшая стадия истории человечества», «Цивилизации древнего мира».
Внутрипредметные связи: Темы: «Арифметико-логическое устройство компьютера», «Кодирование и представление (числовой) информации в ЭВМ»
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
Оснащение (средства обучения):
- мультимедийный проектор,
- презентация «История развития систем счисления»
- видеоролики «Перевод из двоичной системы в десятичную» и «Перевод из десятичной системы счисления в десятичную»;
- карточки с заданиями по теме «Системы счисления»;
- доска;
- мел.
Основные этапы занятия:
1. Организационный момент – 4 мин.
2. Проверка знаний и умений – 5 – 8 мин.
3. Изучение нового материала – 50 - 53 мин.
4. Закрепление нового материала – 15-17 мин.
5. Подведение итогов занятия – 5-6 мин.
6. Задание на дом – 2 мин.
Использованная литература:
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: Учебник / Е.В.Михеева, О.И.Титова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).
- Хлебников А.А. Информатика: учебник / А.А.Хлебников. – Ростов-н/Д Феникс, 2007. – 571 с: ил. – (Среднее профессиональное образование).
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д.Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
- http://goldlara.narod.ru/numbers/numbers.htm
- http://festival.1september.ru/articles/644820/
- http://informatika.edusite.ru/lezione10_17i.html
Ход занятия
№ п/п | Название этапа | Описание этапа | Педагогическая цель | Время этапа |
1. | Орг. момент. | - приветствие студентов; - проверка готовности к занятию и внешнего вида; - беседа с дежурным; - сообщение темы и цели занятия; - мотивация на изучение темы. Сегодня мы поговорим о том, как люди научились считать, узнаем о различных системах счисления, используемых человеком и ЭВМ и алгоритмах перевода из одной системы счисления в другую и потренируемся в этом. Ваша активная работа в конце занятия будет оценена комплексной оценкой. | Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса к учебной деятельности по данной теме, дисциплинирование учащихся, мотивация студентов. | 4 мин. |
2. | Проверка знаний и умений | Проверка уровня усвоения понятий по дисциплине. Игра «Что это такое?» Преподаватель вносит поправки в ответы, отмечает лучших. | Определение уровня усвоения изучаемого материала, выявление слабых мест | 5-8 мин. |
3. | Объяснение нового материала. | Сообщение учащимся новых знаний. Запись в тетради темы занятия. Просмотр и комментирование презентации «История развития систем счисления». Запись основных понятий, достоинств и недостатков различных систем счисления в тетрадь, запись одного и того числа в различных системах счисления по мере просмотра презентации. Заполнение таблицы «Позиционные системы счисления». Изложение преподавателем алгоритмов перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно. Решение несколькими студентами примеров у доски. | Формирование познавательного интереса к данной теме, побуждение учащихся к осознанию предстоящей самостоятельной работы, помощь в осмыслении действий. | 50 – 53 мин. |
4. | Закрепление.
| Организация самоконтроля и взаимоконтроля при закреплении пройденного материала. Самостоятельная работа с карточками (Приложение 1), в ходе которой на экране показывается видео алгоритмов перевода из одной системы счисления в другую. Взаимопроверка. | Определение уровня усвоения изучаемого материала, выявление слабых мест. Формирование практических умений, нужных для овладения последующими учебными дисциплинами. Выработка умений самостоятельной работы по данной теме. Приобретение практического опыта. Формирование ОК. | 15 – 17 мин. |
5. | Подведение итогов занятия. | - проверка карточек по эталону ответов (на экране). - анализ работы группы и отдельных студентов; - выставление и комментирование оценок; - выводы о проделанной работе. | Побуждение студентов к рефлексии, стимулирование интереса к учебе и ее результатам, создание ситуации успеха. | 5–6 мин |
6. | Задание на дом. | - выучить определения из лекции - записать дату своего рождения используя 3 различных системы счисления, - перевести числа 20710 и 5670310 в двоичную систему счисления, а числа 100112 и 11101012 в десятичную. | 2 мин. |
Приложение 1
Вариант 1. Задание 1. Переведите числа: 6710 = _______________2 1101012= ____________10 Задание 2. Ответьте на вопросы «да» или нет»:
|
Вариант 2. Задание 1. Переведите числа: 5910 = _______________2 01100112= ____________10 Задание 2. Ответьте на вопросы «да» или нет»:
|
Вариант 3. Задание 1. Переведите числа: 4910 = _______________2 101101012= ____________10 Задание 2. Ответьте на вопросы «да» или нет»:
|
Эталон ответов
Вариант | Примеры | Номера вопросов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | 6710=1000112; 1101012=5310 | - | - | + | - | + |
2 | 5910=11100112; 01100112=5110 | + | - | + | + | - |
3 | 4910=1100012; 101101012=18110 | - | - | - | + | - |
Критерии оценки самостоятельной работы
7 правильных ответов – оценка «5»
5 – 6 правильных ответов – оценка «4»
3 – 4 правильных ответов – оценка «3»
0 – 2 правильных ответов – оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую".
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:приобрести практические навыки для перевода чисел из одной системы счисления в другую. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:...
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Конспект урока с презентацией по информатике для 8 класса по теме: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"...
Урок информатики по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Конспек урока с презентацией по теме "Перевод чисел из одной системы в другую" по учебнику Информатика 10 класс профильный уровень Семакина....
Опорная схема по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Схема может использоваться при изучении темы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" в 9 классе и в старшей школе для подготовки к ЕГЭ. Очень помогает детям в коррекционных классах для усв...
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...
«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»
Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...
Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...