Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа для учебника Информатика и ИКТ (ФГОС) Босова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа"
"Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждено"
Руководитель МО Заместитель Директор МКОУ
___/__________/ директора по УВР "Среднеапоченская
ФИО МКОУ СОШ"
Протокол №__ от "Среднеапоченская ____/____________/
"__"______20_г. СОШ" ФИО
____/____________/ Приказ № _____ от
ФИО "___"_______20_г.
"___"_______20_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Гладковой Анастасии Сергеевны
по нформатике и ИКТ, 6 класс
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника - обеспечить новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 6 классе в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю, как и рекомендовано по программе Л.Л. Босовой.
Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;
- формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), составляющих основу умения учиться;
- обеспечение доступности качественного образования.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В ходе преподавания информатики в школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В процессе обучения информатики и ИКТ в 6 классе предлагается использование следующих форм организации образовательного процесса:
- урок - практическая работа;
- урок – лекция;
- компьютерные уроки;
- интегрированные уроки.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
•Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе объяснительно иллюстрирующего способа обучения. В основе- информирование, просвещение обучающихся и организации их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
•Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
•Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
•Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на
самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание учениками заданного предметного материала.
•Информационно - коммуникационные технологии.
Виды и формы контроля
Формы контроля
- Индивидуальный
- Групповой
- Фронтальный
Виды контроля
- Предварительный
- Текущий
- Тематический
- Итоговый
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы и тема | Количество часов |
1 | Компьютер и информация | 10 |
2 | Моделирование | 7 |
3 | Графики и диаграммы | 5 |
4 | Алгоритм | 13 |
Всего |
|
Содержание тем учебного курса
- Компьютер и информация (10 ч)
Объекты окружающего мира.
Отношения объектов и их множеств.
Разновидности объектов и их классификация.
Системы объектов.
Персональный компьютер как система.
Как мы познаем окружающий мир.
Понятие как форма мышления.
2. Моделирование (7 ч)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
3. Графики и диаграммы(5 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
4. Алгоритм(13 ч)
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать и понимать:
- требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- требования к организации компьютерного рабочего места;
- виды прикладных программ, основные операции с файлами;
- виды систем счисления;
- виды объектов текстовой информации;
- алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;
- связь между единицами измерения информации;
- достоинства и недостатки представления информации в виде текста;
- способы познания человеком мира через органы чувств;
- логическиеприемы оперирования с понятием;
- отличия текстового редактора и процессора;
- основныеэтапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;
- возможностиграфического редактора Paint;
- виды определений, требования кпостроению родовидового определения;
- требования кклассификации, признаки классификации;
- виды суждений;
- правила получения умозаключений;
- пошаговоеисполнение алгоритма;
- способы описания алгоритмов;
- понятие блок-схемы, обозначения блоков;
- правила записилинейного алгоритма; обозначения блоков;
- правила записиразветвленного алгоритма;
- понятие цикла, его разновидности.
Уметь:
- различать виды информации по способам ее восприятия;
- приводитьпримеры обработки информации на компьютере;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
- запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
- сохранять документы;
- приводитьпримеры позиционных и непозиционныхсистем счисления;
- выполнять базовыеоперации форматирования абзаца ишрифта в текстовомпроцессоре Word;
- переводитьцелые числа из десятичной системысчисления в двоичную и, наоборот, сиспользованиемкалькулятора;
- редактировать и форматироватьтекст, используяформат абзац итекст; создавать надписи;
- создавать документ в текстовомпроцессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;
- создавать нумерованные списки;
- переводить из больших единиц измерения информации в меньшие;
- создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;
- создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;
- получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;
- создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
- различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы;
- устанавливать логические отношения;
- делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;
- классифицировать понятия по определенному признаку;
- создавать рисунки, используявозможности встроенного в текстовыйпроцессор графического редактора;
- встраивать втекст графическиеобъекты из коллекции;
- записывать алгоритм известными способами;
- составлять линейные алгоритмы;
- записывать алгоритмы различными способами;
- разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
- использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;
- составлять алгоритмы с разветвлениями и записыватьих различными способами;
- создавать презентации, используяразветвленные алгоритмы;
- составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы;
- выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность;
- конкретного субъекта к его восприятию;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Учебно-методическое обеспечение:
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Список литературы (для учителя и учащихся)
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Календарно-тематическое планирование
по Информатике и ИКТ
Класс 6
Учитель Гладкова Анастасия Сергеевна
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Компьютер и информация | 10 | ||||
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | ||||
2. | Компьютерные объекты. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками». | ||||
3. | Отношения объектов и их множеств. | ||||
4. | Разновидности объектов и их классификация. | ||||
5. | Контрольная работа №1 «Компьютер и информация». | ||||
6-7. | Системы объектов. | ||||
8. | Персональный компьютер как система. | ||||
9. | Как мы познаем окружающий мир. | ||||
10. | Понятие как форма мышления. | ||||
Моделирование | 7 | ||||
11. | Информационное моделирование. | ||||
12. | Практическая работа №2 «Создаем компьютерные документы». | ||||
13. | Знаковые информационные модели. | ||||
14-16. | Табличные информационные модели. | ||||
17. | Контрольная работа №2 «Моделирование». | ||||
Графики и диаграммы | 5 | ||||
18-19. | Графики и диаграммы. | ||||
20-21. | Схемы. | ||||
22. | Практическая работа №3«Создаем графические модели». | ||||
23. | Практическая работа №4 «Создаем многоуровневые списки». | ||||
Алгоритм | 13 | ||||
24-25. | Что такое алгоритм | ||||
26. | Исполнители вокруг нас. | ||||
27-28. | Формы записи алгоритмов. | ||||
29-30. | Типы алгоритмов. | ||||
31. | Самостоятельная работа «Алгоритм». | ||||
32-33. | Управление исполнителем Чертежник. | ||||
34. | Итоговая контрольная работа. | ||||
35. | Итоговый урок. | ||||
Всего | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...