Конспект урока по информатике на тему «Двоичная арифметика» 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала. Работа по презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 427 КБ |
Презетация | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8
Тема урока: «Двоичная арифметика»
Дидактическая цель: Сформировать навыки выполнения арифметических действий с двоичными числами.
Образовательные задачи:
Понимать: правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.
Знать: знать правила двоичной арифметики.
Уметь: выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.
Задачи воспитания: воспитание чувства ответственности, самостоятельности и уметь слушать друг друга.
Задачи развития: развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи, активизировать познавательную деятельность учащихся;
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: источник получения информации: словесные, наглядные; характер познавательной деятельности: репродуктивный;
Формы обучения: фронтальная, парная.
Средства обучения: словесные средства (слово учителя, запись на доске), техническое обеспечение (компьютер, проектор, смарт - доска)
Этапы урока.
- Организационный момент (2 мин.)
- Активизации познавательной деятельности (7 мин.)
- Усвоение новых знаний и умений (15 мин.)
- Закрепление знаний и умений (8 мин.)
- Самостоятельная работа (8 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
- Итоги (2 мин.)
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Ребята, проходите, пожалуйста, в кабинет и готовьтесь к уроку: доставайте ручки, тетради, портфели повесьте на крючки столов. (пауза и проверка готовности к уроку) Здравствуйте! Прошу садиться. (немного подождать, что - бы наступила тишина.) Скажите, пожалуйста, кого нет. Хорошо. Начнем наш урок. | Учащиеся заходят в класс и готовятся к уроку, достают ручки, тетрадки, вешают портфели. Учащиеся стоя приветствую учителя. Садятся. Говорят кого нет. |
| Давайте вспомним некоторые моменты про систему счисления. Кто даст определение системы счисления, чтобы мы понимали, о чем пойдет речь на уроке. Хорошо, и тогда какими же цифрами вы пользуетесь на уроках математики для записи чисел? И поэтому СС которой мы сейчас пользуемся, называется…? Так шло развитие математики, что именно этот набор стал главным, но десятичная система счисления не единственная. Какие еще мы с вами знаем? Вот сколько различных СС используются они в разных областях там, где они наиболее удобны и просты для использования. А сейчас у нас урок информатики и мы работаем с каким электронным устройством, которое помогает нам автоматизировать информационные процессы? Так же компьютер не случайно называют вычислительной техникой. Даже современные компьютеры, которые на первый взгляд редко выполняют действия с числами, а используются для работы с текстом, звуком, видео- или фотоизображениями, на самом деле обрабатывают числа. Картинка на слайде. Вот, например, мы видим изображение, которое отсканировали и компьютер преобразовывает его через центральный процессор в виде 0 и 1 так же в виде 1 и 0 передает на память видеоплаты и от туда она уже выводится на экран как цельная картинка. Поэтому мы можем сказать компьютер не только выполняет операции с числами, но и приводят информацию любого вида к числовой информации. И поэтому эффективно использует двоичную систему счисления, в которой используются лишь две цифры. Какие? Это значит, что каждый элемент хранимой информации может иметь только два состояния. И эти состояния обозначаются как «включен» и «выключен», «истина» или «ложь», или «1» и «0». Приведите примеры действия или предмета которое имеет только два состояния. Хорошо. Тогда мы можем сказать что, компьютер переводит информацию (числовую, текстовую, графическую, звуковую, комбинированную) в последовательность нулей и единиц. | СС – способ записи чисел с помощью цифр и правил действий со значениями этих цифр. Десятичными, 0-9 Десятичной СС. Троичная, пятеричная, шестнадцатеричная, двоичная. Компьютер. 0 и 1. Лампочка горит не горит, компьютер включен или выключен. |
| И сегодня на уроке мы узнаем, как выполнять арифметические действия с двоичными числами на примере операции сложения. Но для начала вспомним, как же перевести числа из десятичной СС в другие системы счисления. Давайте рассмотрим пример, 39 надо перевести в двоичную систему счисления. Пример на слайде. Делим 39 до тех пор, пока частное не будет меньше делителя, то есть меньше 2. А дальше чтобы получиться ответ, что мы делаем? А теперь вспомним правило перевода целых чисел из различных СС в десятичную СС. Да, все верно. Нумеруем разряды числа справа налево начиная с нуля, потом записываем число в развернутой форме, далее заменяем все цифры и основания десятичными числами и выполнив арифметические действия с ними получаем ответ. Рассмотрим пример. Надо 100112 перевести в десятичную. (пример на слайде) Что мы делаем сначала? Дальше? . Правильно и сложив десятичные числа получаем ответ. Мы вспомнили правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот. Что бы вы не путались в этих правилах запомните что если ИЗ 10 – деление, а если В 10 – степень. Важно понимать, что все эти действия не влияют на значение числа, а лишь позволяют записать число разными способами и принципиально ничем не отличаются друг от друга. Например, значение числа 15, которое обозначает количество школьников в классе, не изменится в случае его записи в двоичной, троичной или восьмеричной системе счисления. В этом случае оно записывается с помощью других символов – цифр, но по-прежнему означает то же самое количество школьников. Получается, что если мы можем выполнять арифметические операции с десятичными числами значит, можем и с любыми тоже? Давайте посмотрим отличия сложения десятичной СС и восьмеричной СС. В десятичной СС 9 – максимальный, в восьмеричной – 7максимальный элемент, а в пятеричной? А в двоичной тогда какой максимальный элемент будет? Как мы уже сказали, что выполнение арифметических действий с двоичными числами можно рассмотреть на примере операции сложения. Такой выбор обусловлен тем, что компьютер, работая с двоичными числами, заменяет все арифметические операции операцией сложения. Так, например, операция вычитания заменяется операцией сложения с отрицательным числом. Написать на доске: А – В= А + (- В). Операция умножения заменяется последовательным сложением, а операция деления выполняется через последовательное умножение и вычитание. Для выполнения операции сложения двоичных чисел необходимо знать правила сложения двоичных чисел. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Двоичная арифметика». Запишем эти правила в тетрадь. Мы видим, что при сложении нулей будет ноль, при сложении нуля и единицы будет ноль, а вот при сложении единицы с единицей будет один ноль. То есть, если сумма при сложении окажется больше 1, то необходимо перенести единицу в соседний старший разряд и остается ноль. Двоичные числа так же, как и десятичные многоразрядные числа можно складывать столбиком, записав разряды одного числа под соответствующими разрядами другого числа. Сейчас давайте разберем пример сложения многозначных двоичных чисел. Записываем. Пример. Найти сумму двоичных чисел 1012 + 112 Решаю пример на доске и комментирую. Запишем разряды одного числа под соответствующими разрядами другого числа. 101 + 11
Согласно таблице сложения двоичных чисел 1+ 1 = ? Как мы будем дальше действовать? (ноль пишем в младшем разряде, а единица переходит в соседний старший разряд.) Эту единицу отмечаем точкой под чертой в соответствующем разряде. 101 + 11 . 0
Но не забываем, что у нас есть еще единица из предыдущего разряда: 1 + 1 = ? Ноль пишем в этом разряде, а единица переходит в следующий разряд. Эту единицу отмечаем так же точкой под чертой в соответствующем разряде. 101 + 11 . 00
Ноль пишем в этом разряде, а единица переходит в следующий разряд, которую записываем под чертой.
101 + 11 1000 Вот и получили Ответ: 10002 Сделаем проверку чтобы убедиться, что мы все правильно посчитали. Переведем двоичные числа в десятичные, а потом десятичные сложим и посмотрим правильно ли мы сложили. Вызываю ученика к доске. Какие числа нам необходимо перевести в десятичную чтобы выполнить проверку? Хорошо, переводим. Проверяю правильность выполнения перевода и комментирую. Ну вот, проверка подтвердила правильность полученного результата. | Алгоритм перевода: 1. Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньшее основания. 2. Записать полученные остатки в обратной последовательности. 3910=?2 Ответ записываем в обратном порядке 3910=1001112 Алгоритм перевода: 1) пронумеровать разряды целого числа справа налево по возрастанию, начиная с нуля. 2) записать число в развернутой форме, заменив все цифры и основания системы счисления десятичными числами. 3) определить значения полученного выражения, выполним арифметические действия в десятичной системе счисления. На слайде общая формула. 100112= ?10 Пронумеруем разряды числа. Каждую цифру из этого числа умножаем на основание 2 в степени номера разряда и складываем со следующим. 4 3 2 1 0 100112= 1*24+0*23+0*22+1*21+1*20= 16+2+1=1910 100112= 1910 Да. Пример на слайде. 4 1 Тема урока на слайде, число на доске. Правила сложения на слайде. Записывают к себе в тетрадь. 0 + 0 = 0 1 + 1 = 10 Пример на слайде. Записывают пример. 10 Запишем ноль, а единица перейдет в следующий разряд. 10 10 10 1012, 112, 10002 Проверка. 2 1 0 1012 = 1*22+0*21+1*20=4+0+1=510 1 0 112=1*21+1*20=2+1=310 3 2 1 0 10002=1*23+0*22+021+0*20=8+0+0+0=810 510 + 310 = 810 |
| Давайте решим еще один пример у доски. (пример на слайде и ответ) 100112 + 10012 Вызываю ученика к доске. С чего начнем решение? Хорошо, выполняем проверку. Смотрим ответ, да все верно. Садись. Есть вопросы по сложению двоичных чисел? | Решает и комментирует решение. Запишем разряды одного числа под соответствующими разрядами другого числа и будем складывать согласно правилам сложения. 10011 + 1001 11100 4 3 2 1 0 100112=1*24+0*23+0*22+1*21+1*20=16+2+1=1910 3 2 1 0 10012 = 1*23+0*22+0*21+1*20= 8+1= 910 4 3 2 1 0 111002=1*24+1*23+1*22+0*21+0*20=16+8+4=2810 1910 + 910 = 2810 Нет. (да - разобрать) |
( 10 мин.) | Хорошо, а сейчас каждый на листочках самостоятельно решает задание которое на слайде, а потом сделаем взаимопроверку. Раздаю листочки. Задание.
(сначала сложить, а потом сделать проверку) Все решили? А теперь обменяйтесь листочками и проверьте с ответами на слайде. За правильный и не правильный ответ ставьте плюс или минус соответственно. Хорошо, все проверили? Теперь сдайте мне. Смотрю как справились с работой. | Приступают к выполнению задания. Ответы: 1) 4 единицы (10001101) 2) 101001 + 1101 110110 5 4 3 2 1 0 1010012 = 1*25+0*24+1*23+0*22+0*21+1*20= 32+8+1=4110 3 2 1 0 11012 =1*23+1*22+0*21+1*20=8+4+1=1310 5 4 3 2 1 0 1101102=1*25+1*24+0*23+1*22+1*21+0*20= 32+16+4+2=5410 4110 + 1310 = 5410 Да. Проверяют работу соседа. Сдают листочки. |
| Домашнее задание я выложу в электронном дневнике. Комментарий к ДЗ. | Слушают учителя |
| Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что числа в двоичной системе счисления так же можно складывать и это так же просто, как и десятичной системе счисления. И с самостоятельной работой вы все хорошо справились, молодцы. Всем спасибо за урок, все свободны. | Слушают учителя. До свидания. |
Система задач.
- 3910=?2
39/2=19(1)
19/2=9(1)
9/2=4(1)
4/2=2(0)
2/2=1
Ответ записываем в обратном порядке
3910=101112
- 100112= ?10
4 3 2 1 0
100112= 1*24+0*23+0*22+1*21+1*20= 16+2+1=1910
100112= 1910
- 101
+ 11
1000
Проверка.
2 1 0
1012 = 1*22+0*21+1*20=4+0+1=510
1 0
112=1*21+1*20=2+1=310
3 2 1 0
10002=1*23+0*22+021+0*20=8+0+0+0=810
510 + 310 = 810
4)10010011
+ 111001
11001100
Проверка:
7 6 5 4 3 2 1 0
100100112=1*27+0*26+0*25+1*24+0*23+0*22+1*21+1*20=128+16+2+1=14710
5 4 3 2 1 0
111001=1*25+1*24+1*23+0*22+0*21+1*20=32+16+8+1=5710
7 6 5 4 3 2 1 0
11001100=1*27+1*26+0*25+0*24+1*23+1*22+0*21+0*20=128+64+8+4=20410
5) Самостоятельная работа.
- Сколько единиц в двоичной записи числа 14110?
- В корзине было 1010012 красных яблок и 11012 зеленых яблок. Сколько всего яблок было в корзине?
Ответы: 1) 4 единицы (10001101)
2) 101001
+ 1101
110110
5 4 3 2 1 0
1010012 = 1*25+0*24+1*23+0*22+0*21+1*20= 32+8+1=4110
3 2 1 0
11012 =1*23+1*22+0*21+1*20=8+4+1=1310
5 4 3 2 1 0
1101102=1*25+1*24+0*23+1*22+1*21+0*20= 32+16+4+2=5410
4110 + 1310 = 5410
Домашнее задание.
- Магический квадрат
100 | 1001 | 10 |
11 | 101 | 111 |
1000 | 1 | 110 |
Каким свойством обладает магический квадрат?
Ответ: сумма граней и диагоналей равна 15
4 | 9 | 2 |
3 | 5 | 7 |
8 | 1 | 6 |
- Выполнить сложение:
А) 1010002 + 10112
Б) 10111012 + 1110111012
В) 100001002 + 101012 + 110012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
39 10 =? 2 Ответ : 39 10 =100111 2 4 2 2 2 2 38 19 18 9 8 2 39 4 2 2 1 1 1 1 0 0
Аq= а n * q n +…+ а 1 * q 1 + а 0 * q 0 , где А – само число, q – основание системы счисления, а i – цифры данной системы счисления, n – число разрядов целой части числа.
10011 2 = 4 3 2 1 0 Ответ: 10011 2 = 19 10 10011 2 = ? 10 1*2 4 + 0*2 3 + 0*2 2 + 1*2 1 + 1*2 0 = = 16 + 2 + 1 = 19 10
Десятичная СС 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 2 + 2 = 4 Восьмеричная СС 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 2 + 2 = 4 5 + 4 = 9 5 + 6 = 11 = 5 + 1 + 1+ 1+1 = 11 7 5 + 4 =
Правила сложения двоичных чисел 0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10
101 2 + 11 2 101 + 11 1000
2 1 0 101 2 = 1 0 11 2 = 3 2 1 0 1000 2 = 1*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 = 4 + 0 + 1 = 5 10 1*2 1 + 1*2 0 = 2 + 1 = 3 10 1*2 3 + 0*2 2 + 0*2 1 + 0*2 0 = 8 + 0 + 0 + 0 = 8 10 5 10 + 3 10 = 8 10
101 + 11 1000 5 + 3 8
10011 + 1001 10011 2 + 1001 2 11100
4 3 2 1 0 10011 2 = 3 2 1 0 1001 2 = 4 3 2 1 0 11100 2 = 1*2 4 +0*2 3 +0*2 2 +1*2 1 +1*2 0 =16+2+1=19 10 1*2 3 +0*2 2 +0*2 1 +1*2 0 = 8+1 = 9 10 1*2 4 +1*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =16+8+4=28 10 19 10 + 9 10 = 28 10
19 + 9 28 10011 + 1001 11100
Сколько единиц в двоичной записи числа 141 10 ? В корзине было 101001 2 красных яблок и 1101 2 зеленых яблок. Сколько всего яблок было в корзине? ( сначала сложить, а потом сделать проверку)
1) 4 единицы (10001101) 2) 101001 + 1101 110110 Проверка: 5 4 3 2 1 0 101001 2 = 1*25+0*24+1*23+0*22+0*21+1*20 = 32+8+1 = 41 10 3 2 1 0 1101 2 = 1*23+1*22+0*21+1*20 = 8+4+1 = 13 10 5 4 3 2 1 0 110110 2 = 1*25+1*24+0*23+1*22+1*21+0*20 = 32+16+4+2=54 10 41 10 + 13 10 = 54 10 Ответ: 54 яблока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по информатике "Табличные информационные модели" 7 класс
Конспект урока по информатике "Табличные информационные модели" 7 класс учебник Боссова...
конспект урока по информатике "РАБОТА С БРАУЗЕРОМ" 11 класс
конспект урока по информатике 11 класс...
Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе на тему: Кодирование текстовой информации
закрепить знания обучающихся об информационных процессах; обратить внимание обучающихся на многообразии кодов в нашей жизни; сформировать общие представления о роли кодирования информации; закрепить п...
Конспект урока по информатике и ИКТ в 8 классе «Системы перевода и распознавания текста"
Тема урока: «Системы перевода и распознавания текста. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Образовательные области приоритетного освоения: информатика и ИКТ, общество...
Самостоятельная работа по информатике на тему :"Двоичная арифметика_логика 8 класс "
Самостоятельная работа по информатике для 8 класс ,на закрепление темы : Двоичная арифметика ....
Презентация по информатике на тему "Двоичная арифметика" для 8 класса.
Презентация по информатике на тему "Двоичная арифметика" для 8 класса.Сложение, вычитание и умножение чисел в двоичной системе счисления....