Интегрированный урок по информатике и математике в 5 классе
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Зубец Елена Сергеевна

Урок на тему Метод координат

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по информатике и математике в 5 классе.

Тема урока: «Метод координат».

Место в учебном плане: второй урок по теме: «Кодирование информации».

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные – представление о методе координат, координатах точки, координатных прямых.
  2. Метапредметные – понимание необходимости выбора той или иной формы преставления информации в зависимости от стоящей задачи и применение ее для решения задач разного типа, относящихся к разным предметным областям.
  3. Личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека, развитие логического мышления повышение интереса к предметным областям «Информатика» и «Математика»

Решаемые учебные задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Кодирование информации» и «Координатная прямая».
  2. Выработать алгоритм выбора той или иной формы представления информации в зависимости от поставленной цели.
  3. Ознакомиться с методом координат, как способом кодирования информации и способом решения задач.
  4. Применить знания по учебному курсу «Математика» для решения задач по информатике.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

- код;

- кодирование;

- графический способ кодирования;

- числовой способ кодирования;

- символьный способ кодирования;

- метод координат;

- декодирование;

- координатные оси ох и оу;

- координаты точки.

Используемые на уроке средства ИКТ:

- персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- рабочие места учащихся;

Тип урока: урок-игра (урок систематизации и обобщения знаний по теме «Кодирование»).

Структура урока

Этап урока

Время

Содержание взаимодействия с учащимися

1

Организационный момент

2 мин

Проверка готовности класса к уроку, мотивация учебной деятельности.

2

Обобщение пройденного материала, выявления связей с предметной областью «Математика»

12 мин

Игра «Умники и умницы» Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с кроссвордом.

3

Изучение нового материала

15 мин

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, решая задачу.

4

Физкультминутка

1 мин

Учащиеся выполняют упражнения для снятия  напряжения

5

Закрепление пройденного материала, проверка осознанности усвоения нового материала и умения применять его.

7 мин

Самостоятельная практическая работа за компьютером. Учащиеся стоят точки по заданным координатам. Получая определенные фигуры.

6

Обобщение

5 мин

Дифференцированная работа с учащимися. Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по данной теме, определяют лидера игры.

7

Подведение итогов. Рефлексивный. Информационный

3 мин

Рефлексия. Совместное обсуждение оценки работы каждого ученика. Самооценка своих знаний. Домашнее задание.

ИТОГО:

45 минут

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в   игре «Знатоки». Вашему вниманию будут представлены вопросы по пройденному материалу, ответив правильно на которые вы будете получать знак «Мудрая Сова». Победит тот, кто наберет наибольшее количество таких значков. Вы готовы? Тогда начинаем! Удачи вам! Слайд 1-2

  1. Обобщение пройденного материала.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что можно назвать кодом? Слайд 3.
  2. Что вы понимаете под кодированием информации? Слайд 4
  3. Что вы понимаете под декодированием информации? Слайд 5.
  4. Как кодируется числовая информация? Приведите примеры. Слайд 6
  5. Как кодируется текстовая информация? Приведите примеры. Слайд 7
  6. Что такое Азбука Брайля? Слайд 8
  7. Как кодируется музыка? Слайд 9
  8. Как кодируется информация для участников дорожного движения? Слайд 10.
  9. Что такое штрих-код? Слайд 11
  10. Что такое сигнальный код? Слайд 12
  11. Какие сигнальные коды вы знаете? Слайд 13.

Слайд с правильным ответом появляется сразу после ответа учащегося. Если ответ совпадает, он(а) получает значок.

Какие вы молодцы! Поздравляю. Ну тогда задание вам посложнее. Необходимо разгадать кроссворд, который позволит вам проверить ваши знания, полученные на прошлом уроке. На ваших рабочих местах на рабочем столе расположен Файл Кроссворд.doc. Откройте его, ответьте на все вопросы и сохраните в своей папочке для проверки. Тот, кто первым справится с заданием, получит значок «Мудрая Сова». (приложение 1). Слайд 14

  1. Изучение нового материала.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с разнообразием форм представления информации, и знаем, что смена форм представляет собой один из способов кодирования информации. Все их можно объединить в основные три группы:

- графические способы – с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков, диаграмм и т. д.

- числовые способы – с помощью чисел. Например, римских или арабских цифр.

- символьные способы – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст, но в разнообразных комбинациях и группировках. Слайд 15

От родителей, бабушек, дедушек, на уроках русского языка вы часто слышали пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Объясните, как вы ее понимаете.

На самом деле, информация, представленная в графической форме, более доступна для понимания, чем ее словесное описание. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня мы с вами познакомимся с таким способом представления или кодирования информации. Чтобы узнать название такого способа кодирования, я предлагаю вам отгадать следующую головоломку.

Головоломка. Каждой букве алфавита соответствует пара чисел, из которых первое – номер столбца, а второе – номер строки в следующей кодовой таблице:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте следующую надпись

(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)

(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2).

Полученный ответ  и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Ответ: метод координат. Слайд 16

Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока, это действительно метод координат. Сегодня мы с вами будем учиться представлять графическую информацию с помощью чисел.

Чтобы связать числа и точки используется метод координат. Самая простая связь между точкой и числом вам хорошо известна, это числовая ось, которую вы часто используете на уроках математики при решении задач. Мы с вами сегодня познакомимся с прямоугольной системой координат, которая основана на пересечении двух числовых осей – горизонтальной и вертикальной. Слайд 17

А вы знаете, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Нет? Тогда нам об этом расскажет…. (один из учеников выходит к доске и рассказывает про Рене Декарта). Слайд 18

http://festival.1september.ru/articles/537757/img1.JPG

Рисунок 1. Прямоугольная система координат Рене Декарта.

Каждая точка в прямоугольной системе координат имеет свой адрес, обозначаемый двумя цифрами. Первая их них – это расположение точки по оси Ох, вторая – по оси Оу. Эти числа называются координатами точки. В старших классах вы узнаете, что эти координаты имеют свое название.

Чтобы не путаться нам с вами в этой сложной системе, давайте найдем аналог адреса точки в системе координат. Это наш с вами адрес, ведь большинство из нас живет в многоквартирных домах. Номер подъезда мы будем считать координатой по оси Ох, а номер этажа  координатой по оси Оу. То есть, чтобы определить координаты точки, нам нужно определить подъезд и этаж, на котором она «проживает». Это значительно упростит нам задачу при дальнейшем решении задач на нахождение координат точки. Слайд 19

Рисунок 2. Способ запоминания координат.

В повседневной жизни мы с вами часто встречаемся с такой системой, например шахматная доска, зрительный зал, игра «Морской бой». Слайд 20

Схема зала театра Ленкома

Рисунок 3. Зрительный зал.

Доска шахматная 5, не складная. - Магазин шахмат в Москве, Купить шахматы с доставкой в Москве ,шахматы оптом купить, нарды опто

Рисунок 4. Шахматная доска.

МОРСКОЙ БОЙ. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Рисунок 5. Морской бой.

Давайте с вами поучимся строить точки на координатной плоскости. В этом нам с вами поможет электронный практикум «Координатная плоскость». (Каждый обучающийся выходит к доске и отмечает на координатной плоскости точку с соответствующими координатами, остальные обучающиеся отмечают точки в рабочих тетрадях и если нужно исправляют ошибки. Если каждый обучающийся правильно укажет точку на координатной плоскости, то в результате должен получиться рисунок (приложение 2).

  1. Физкультминутка.

Презентация. Слайд 21

  1. Закрепление изученного материала, проверка осознанности усвоения.

А теперь нас ждет следующий тур игры. Он заключается в самостоятельном выполнении индивидуального задания. Уровень сложности вы выбираете сами, согласно своим возможностям и уровню знаний:

1ровень  - варианты № 1,3,5,7, 9;

2 уровень – варианты № 2,4,6,8,10.

При правильном выполнении задания у вас должен получиться рисунок. (приложение № 3).

Давайте вспомним, как правильно вести себя за компьютером при выполнении практической работы. (фронтальный опрос учащихся).  Каждый из вас получит оценку за выполнение данной работы.

  1. Обобщение.

Давайте посмотрим, у кого больше всего значков «Мудрая Сова». Чтобы определить победителя проведем итоговый тур игры. Каждый получает индивидуальную карточку с заданием. Кто быстрее и правильнее выполнит это задание и будет победителем нашей с вами игры сегодня. (приложение № 4). Слайд 22

А пока мы с вами вспомним, о чем мы говорили на уроке сегодня. Ответьте, пожалуйста мне на следующие вопросы.

  1. Сколько чисел можно поставить в соответствие любой произвольной точке?
  2. Как называются эти числа?
  3. Как правильно записать координаты точки?
  4. Кто первым предложил использовать точки и их координаты?
  5. Можно ли с помощью чисел закодировать графическую информацию.

 Как дела у наших знатоков? Проверяем их задания Молодцы. Давайте поздравим нашего победителя.

  1. Рефлексия.  Слайд 23-24

Давайте закроем глазки, вспомним сегодняшний урок и определим свое настроение. Каждый из вас выходит к доске и кладет в корзинку смайлик, символизирующий ваше настроение после урока.

Слайд 25 Запишем домашнее задание: §7(3), рт. № 99. Для тех, кто хочет получить дополнительную оценку задание 101 в рабочей тетради.

Приложение № 1.

Составьте слово из данных картинок.

Д

1

О

4

А

10

Д

5

В

9

Р

7

О

8

И

6

И

12

Е

2

Н

11

К

3

Е

13

Приложение № 2.

Отметьте на координатной плоскости следующие точки и соедините их последовательно, чтобы получился рисунок.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

(-5,

7)

(-3,

6)

(1,

7)

(3,

5)

(-1,

2)

(1,

2)

(3,

0)

(6,

1)

(3,

-3)

(1,

-4)

(-4,

-4)

(-2,

3)

(-5,

-2)

(-5,

2)

(-3,

3)

(-6,

3)

(-3,

4)

C:\Documents and Settings\Administrator\Мои документы\0038-041-1-variant.jpg

Приложение № 3.

I вариант (1, 3, 5, 7, 9)

II вариант (2, 4, 6, 8, 10)

На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси OY.

Отметьте точки:

1

2

3

4

5

6

7

8

(1, 1)

(2, 1)

(2, 2)

(3, 2)

(3, 3)

(7, 3)

(7, 1)

(11, 1)

9

10

11

12

13

14

15

16

(11, 6)

(7, 6)

(7, 4)

(1, 4)

(8, 2)

(10, 2)

(10, 5)

(8, 5)

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.

13 – 14 – 15 – 16 – 13.

На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси OY.

Отметьте точки:

1

2

3

4

5

6

7

8

(1, 1)

(1, 6)

(5, 6)

(5, 4)

(11, 4)

(11, 1)

(10, 1)

(10, 2)

9

10

11

12

13

14

15

16

(9, 2)

(9, 3)

(5, 3)

(5, 1)

(2, 2)

(2, 5)

(4, 5)

(4, 2)

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.

13 – 14 – 15 – 16 – 13.

Приложение № 4.

Бланки с заданиями для  индивидуальной   работы

Вариант № 1

Соедините последовательно точки

сетка

  1. (20,10)
  2. (20,30)
  3. (170,30)
  4. (170,10)
  5. (150,10)
  6. (150,20)
  7. (40,20)
  8. (40,10)
  9. (50,30)
  10.  (50,80)
  11.  140,80)
  12.  140,30)
  13.  120,30)
  14.  120,70)
  15.  (70,70)
  16.  (70,30)

Вариант № 2

Соедините последовательно точки

сетка

  1. (20,10)
  2. (20,80)
  3. (140,80)
  4. (140,70)
  5. (50,70)
  6. (50,50)
  7. (120,50)
  8. (120,40)
  9. (50,40)
  10.  (50,20)
  11.  (140,20)
  12.  (140,10)
  13.  (20,10)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по информатике и математике 6 класс

Данный конспект урока демонстрирует метапредметную связь по математике и информатике по теме "Коордитнатная плоскость". При изучении данной темы у чащихся вызывает большой интерес рисовать, используя ...

Интегрированный урок по информатике "Кодирование информации" 3 класс

Кодирование информацииКонспект урока по информатике 3 класс по программе Н.В.Матвеевой...

Интегрированный урок русского языка и математики 6 класс

Имя числительное и число.Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения д...

Методическая разработка интегрированного урока по информатике и математике "Квадратичная функция" (ФГОС)

Квадратичная функция, её свойства и графикИнтегрированный урок по математике и информатике (ФГОС) Авторы, разработчики:  учителя ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского района  г. Санкт-Петерб...

Интегрированный урок окружающего мира и математике. 3 класс

Интегрированый урок по окружающему миру и математике 3 класс....

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"...

Интегрированный урок биологии, информатики и математики "Зачем биологам математика"

Интергированное занятие по биологии, информатике и математике, в котором учащиеся смогут средствами MS Exel познакомиться с обработкой биологических данных.Материалы урока доступны для скачивания по с...