Решение логических задач с помощью таблиц
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему

Напрушкина Елена Сергеевна

Данный материал можно использовать в 7 классе при изучении темы "Решение логических задач с помощью таблиц" . Материала позволяет  расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_tablichnye.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие."Табличное решение логических задач. 7 класс"

Напрушкина Е.С. учитель математики и информатики ГБОУ СОШ№136.

Вся наша жизнь  это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем. Без умения логически думать, рассуждать, делать выбор жить трудновато.

Основной смысл в решении логической задачи состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами. В первую очередь, логика отвечает за упорядочивание мыслей. Отсюда можно сказать, что логические задачи – задачи, в первую очередь, на установление порядка

В данном пособие рассматривается прием, который используется при решении текстовых логических задач,  - построение таблиц. Таблицы помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи и позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ.

Но этот прием не обладает универсальностью, т.к. предназначен для решения только одного типа задач. Построение таблицы требует анализа находящейся в ней информации, умения сравнивать и сопоставлять.

Первый шаг решения задачи - это специально составленная таблица.
Далее в таблице отражается условие задачи. Ячейки таблицы заполняются цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно («0») или истинно («1») соответствующее высказывание.

           В данной разработке представлены задачи, решаемые табличным способом.  Учащиеся могут решать задачи как с помощью ПК, так и в тетрадях. Всего представлено 10 задач, учащиеся сами выбирают 3 задачи, которые они могут решить,



Задача 1.

В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофёр старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей.

Вадим

Сергей

Николай

Антон

Шофер

0

0

0

1

Слесарь

0

1

0

0

Токарь

1

0

0

0

Электрик

0

0

1

0

Задача 2.

В семье четверо детей. Им 5,8,13 и 15 лет. Их зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?

Аня

Боря

Вера

Галя

5

0

0

1

0

8

0

1

0

0

13

1

0

0

0

15

0

0

0

1

 

Задача 3.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании, причём никакие два мальчика не делили между собой какие-нибудь места. На вопрос, кто какое место занял, Коля ответил:  «Ни первое, ни четвёртое»; Борис сказал : «Второе», а Вова заметил, что он был не последним. Какое место занял каждый из мальчиков?

Коля

Боря

Вова

Юра

Первый

0

0

1

0

Второй

0

1

0

0

Третий

1

0

0

0

Последний

0

0

0

1

Задача 4.

Клоуны Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках(все в разных). Их туфли были тех же цветов (у каждого клоуна свой). Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка нет. Каких цветов были туфли и рубашка у Бома и Бима?

туфли

Бим

Бам

Бом

Красный

1

0

0

Синий

0

0

1

Зелёный

0

1

0

 

рубашка

Бим

Бам

Бом

Красный

1

0

0

Синий

0

1

0

Зелёный

0

0

1

 

Задача 5.

На школьной дискотеке Валентин, Николай, Владимир и Алексей, все из разных классов, танцевали с девочками, но каждый танцевал не со своей одноклассницей. Лена танцевала с Валентином, Аня – с одноклассником Наташи, Николай – с одноклассницей Владимира, а Владимир – с Олей. Кто с кем танцевал, и кто с кем учится?

 

пары

Валентин

Николай

Владимир

Алексей

Лена

1

0

0

0

Аня

0

1

0

0

Наташа

0

0

0

1

Оля

0

0

1

0

 

одноклассники

Валентин

Николай

Владимир

Алексей

Лена

0

0

0

1

Аня

0

0

1

0

Наташа

0

1

0

0

Оля

1

0

0

0

Задача 6

Три друга - Алёша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чём ездит домой?

транспорт

Алёша

Боря

Витя

автобус

0

0

1

трамвай

1

0

0

тролейбус

0

1

0

Задача 7

В туристический лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов; отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. У кого какая фамилия?

Фамилия

Миша

Володя

Петя

Иванов

1

0

0

Семёнов

0

1

0

Герасимов

0

0

1

Задача 8

На новогодний праздник три друга – Евгений, Николай, Алексей, выбрали себе костюмы трёх богатырей:

Ильи Муромца, Алёши Попович, Добрыни Никитича. Известно, что:

  1. Евгений – самый высокий
  2. Выбравший костюм Добрыни Никитича меньше ростом, чем выбравший костюм Ильи Муромца
  3. Алексею не подошёл костюм Добрыни Никитича
  4. Ни у одного из друзей имена не совпадает с именем богатырей, выбранных костюмов

Какой костюм выбрал каждый из друзей?

Костюмы

Евгений

Николай

Алексей

И.Муромец

0

0

1

А. Попович

1

0

0

Д.Никитич

0

1

0

Задача 9

На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем,  пироги с капустой,  оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня — сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

Лена

Аня

Ваня

Света

Блины с вареньем

1

0

0

0

Пирог с капустой

0

0

1

0

Оладьи со сметаной

0

0

0

1

Пироги с вареньем

0

1

0

Задача 10.

По кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена Андрей, Сергей, Тимофей, Алексей. Известно, что Иванов не Андрей и не Алексей. Сергей сидит между Марковым и Тимофеем. Петров сидит между Карповым и Андреем. Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?

Фамилии

Андрей

Сергей

Тимофей

Алексей

Иванов

0

1

0

0

Петров

0

0

0

1

Марков

1

0

0

0

Карпов

0

0

1

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение логических задач при помощи таблиц

В презентации представлены разноуровневые задания. Слайды удобно использовать для решения задач на интерактивной доске....

Материал к уроку "Решение логических задач с помощью таблиц"

Содержит конспект урока, презентацию к уроку, карточки с заданиями, ребусы. Можно успользовать как в 6 классе по ФГОС, так и в 7 классе УМК Л.Л.Босова...

Решение логических задач с помощью таблиц и кругов Эйлера

В презентации представлен разбор решений логических задач с использованием двух методов - табличного и кругов Эйлера....

Решение логических задач с помощью таблиц

Задание Воронов, Павлов, Левщук, Сахаров – 4 талантливых молодых человека. Один – танцор, другой – художник, третий – певец, четвертый – писатель.  Кто есть кто? .Три товарища – Иван, Дмитрий, Ст...

Решение логических задач с помощью таблиц

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Табличный способ решения логических задач". формирование умения работать с таблицами: создавать таблицу, оформлять решение задачи табличным сп...

Решение логических задач с помощью таблиц.

Решение логических задач с помощью таблиц. Урок для 5 класса...

Решение логических задач с помощью таблиц.

Решение логических задач с помощью таблиц. Урок для 5 класса...