Решение логических задач с помощью таблиц
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему
Данный материал можно использовать в 7 классе при изучении темы "Решение логических задач с помощью таблиц" . Материала позволяет расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_tablichnye.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие."Табличное решение логических задач. 7 класс"
Напрушкина Е.С. учитель математики и информатики ГБОУ СОШ№136.
Вся наша жизнь это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем. Без умения логически думать, рассуждать, делать выбор жить трудновато.
Основной смысл в решении логической задачи состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами. В первую очередь, логика отвечает за упорядочивание мыслей. Отсюда можно сказать, что логические задачи – задачи, в первую очередь, на установление порядка
В данном пособие рассматривается прием, который используется при решении текстовых логических задач, - построение таблиц. Таблицы помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи и позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ.
Но этот прием не обладает универсальностью, т.к. предназначен для решения только одного типа задач. Построение таблицы требует анализа находящейся в ней информации, умения сравнивать и сопоставлять.
Первый шаг решения задачи - это специально составленная таблица.
Далее в таблице отражается условие задачи. Ячейки таблицы заполняются цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно («0») или истинно («1») соответствующее высказывание.
В данной разработке представлены задачи, решаемые табличным способом. Учащиеся могут решать задачи как с помощью ПК, так и в тетрадях. Всего представлено 10 задач, учащиеся сами выбирают 3 задачи, которые они могут решить,
Задача 1.
В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофёр старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей.
Вадим | Сергей | Николай | Антон | |
Шофер | 0 | 0 | 0 | 1 |
Слесарь | 0 | 1 | 0 | 0 |
Токарь | 1 | 0 | 0 | 0 |
Электрик | 0 | 0 | 1 | 0 |
Задача 2.
В семье четверо детей. Им 5,8,13 и 15 лет. Их зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?
Аня | Боря | Вера | Галя | |
5 | 0 | 0 | 1 | 0 |
8 | 0 | 1 | 0 | 0 |
13 | 1 | 0 | 0 | 0 |
15 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Задача 3.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании, причём никакие два мальчика не делили между собой какие-нибудь места. На вопрос, кто какое место занял, Коля ответил: «Ни первое, ни четвёртое»; Борис сказал : «Второе», а Вова заметил, что он был не последним. Какое место занял каждый из мальчиков?
Коля | Боря | Вова | Юра | |
Первый | 0 | 0 | 1 | 0 |
Второй | 0 | 1 | 0 | 0 |
Третий | 1 | 0 | 0 | 0 |
Последний | 0 | 0 | 0 | 1 |
Задача 4.
Клоуны Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках(все в разных). Их туфли были тех же цветов (у каждого клоуна свой). Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка нет. Каких цветов были туфли и рубашка у Бома и Бима?
туфли | Бим | Бам | Бом |
Красный | 1 | 0 | 0 |
Синий | 0 | 0 | 1 |
Зелёный | 0 | 1 | 0 |
рубашка | Бим | Бам | Бом |
Красный | 1 | 0 | 0 |
Синий | 0 | 1 | 0 |
Зелёный | 0 | 0 | 1 |
Задача 5.
На школьной дискотеке Валентин, Николай, Владимир и Алексей, все из разных классов, танцевали с девочками, но каждый танцевал не со своей одноклассницей. Лена танцевала с Валентином, Аня – с одноклассником Наташи, Николай – с одноклассницей Владимира, а Владимир – с Олей. Кто с кем танцевал, и кто с кем учится?
пары | Валентин | Николай | Владимир | Алексей |
Лена | 1 | 0 | 0 | 0 |
Аня | 0 | 1 | 0 | 0 |
Наташа | 0 | 0 | 0 | 1 |
Оля | 0 | 0 | 1 | 0 |
одноклассники | Валентин | Николай | Владимир | Алексей |
Лена | 0 | 0 | 0 | 1 |
Аня | 0 | 0 | 1 | 0 |
Наташа | 0 | 1 | 0 | 0 |
Оля | 1 | 0 | 0 | 0 |
Задача 6
Три друга - Алёша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чём ездит домой?
транспорт | Алёша | Боря | Витя |
автобус | 0 | 0 | 1 |
трамвай | 1 | 0 | 0 |
тролейбус | 0 | 1 | 0 |
Задача 7
В туристический лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов; отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. У кого какая фамилия?
Фамилия | Миша | Володя | Петя |
Иванов | 1 | 0 | 0 |
Семёнов | 0 | 1 | 0 |
Герасимов | 0 | 0 | 1 |
Задача 8
На новогодний праздник три друга – Евгений, Николай, Алексей, выбрали себе костюмы трёх богатырей:
Ильи Муромца, Алёши Попович, Добрыни Никитича. Известно, что:
- Евгений – самый высокий
- Выбравший костюм Добрыни Никитича меньше ростом, чем выбравший костюм Ильи Муромца
- Алексею не подошёл костюм Добрыни Никитича
- Ни у одного из друзей имена не совпадает с именем богатырей, выбранных костюмов
Какой костюм выбрал каждый из друзей?
Костюмы | Евгений | Николай | Алексей |
И.Муромец | 0 | 0 | 1 |
А. Попович | 1 | 0 | 0 |
Д.Никитич | 0 | 1 | 0 |
Задача 9
На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня — сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.
Лена | Аня | Ваня | Света | |
Блины с вареньем | 1 | 0 | 0 | 0 |
Пирог с капустой | 0 | 0 | 1 | 0 |
Оладьи со сметаной | 0 | 0 | 0 | 1 |
Пироги с вареньем | 0 | 1 | 0 |
Задача 10.
По кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена Андрей, Сергей, Тимофей, Алексей. Известно, что Иванов не Андрей и не Алексей. Сергей сидит между Марковым и Тимофеем. Петров сидит между Карповым и Андреем. Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?
Фамилии | Андрей | Сергей | Тимофей | Алексей |
Иванов | 0 | 1 | 0 | 0 |
Петров | 0 | 0 | 0 | 1 |
Марков | 1 | 0 | 0 | 0 |
Карпов | 0 | 0 | 1 | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение логических задач при помощи таблиц
В презентации представлены разноуровневые задания. Слайды удобно использовать для решения задач на интерактивной доске....
Материал к уроку "Решение логических задач с помощью таблиц"
Содержит конспект урока, презентацию к уроку, карточки с заданиями, ребусы. Можно успользовать как в 6 классе по ФГОС, так и в 7 классе УМК Л.Л.Босова...
Решение логических задач с помощью таблиц и кругов Эйлера
В презентации представлен разбор решений логических задач с использованием двух методов - табличного и кругов Эйлера....
Решение логических задач с помощью таблиц
Задание Воронов, Павлов, Левщук, Сахаров – 4 талантливых молодых человека. Один – танцор, другой – художник, третий – певец, четвертый – писатель. Кто есть кто? .Три товарища – Иван, Дмитрий, Ст...
Решение логических задач с помощью таблиц
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Табличный способ решения логических задач". формирование умения работать с таблицами: создавать таблицу, оформлять решение задачи табличным сп...
Решение логических задач с помощью таблиц.
Решение логических задач с помощью таблиц. Урок для 5 класса...
Решение логических задач с помощью таблиц.
Решение логических задач с помощью таблиц. Урок для 5 класса...