рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта общего образования, приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Примерной программы «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_kl_fgos.docx | 52.05 КБ |
6klass.odt | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО «____»__________ 20___ г. Протокол №____ Руководитель МО_________ | «РАССМОТРЕНО» на заседании педсовета «____»__________ 20___ г. Протокол №____ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР «____»___________2014г. _________/О.Б. Мельник | «УТВЕРЖДЕНО»
«____»___________2014 г. Приказ №____ Директор_______ О.В.Маслий
|
Рабочая программа
учителя Кычаковой Елены Витальевны
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
предмет информатика_______________
образовательная область _________математика___________________________
класс _________________________5______________________________________
учебный год _______________2014-2015__________________________________
1. Пояснительная записка
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта общего образования, приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Примерной программы «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы»
Общая характеристика учебного предмета
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в основной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в основной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Задачи технологического компонента:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Задачи общеобразовательного компонента ориентированы на обучение решению задач с опорой на построение информационных моделей и представление их в виде разного вида схем:
- обучение решению задач с применением формальной логики – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- обучение решению задач с применением алгоритмического подхода –планирование последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решение задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- обучение решению задач с применением системного подхода – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- обучение решению задач с применением объектно-ориентированного подхода – описание предметов через указание признаков и их значений, объединение отдельных предметов в группу с общим названием, выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемые над этими предметами; описание предметов по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора школьников в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с опорой на формализацию и создание моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 5-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:
- Контрольных работ – 6;
- Практических работ – 2.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ценностей семьи и общества и их уважение,
- чувства прекрасного и эстетических чувств,
- способности к организации своей учебной деятельности,
- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
- готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Логико-алгоритмический компонент
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Результаты изучения учебного предмета
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
- решать задачи на выполнение, изменение и исправление алгоритмов с ветвлениями, циклами, переменными и массивами;
- объединять группу объектов в один класс;
- составлять описание класса с указанием его признаков и действий;
- решать задачи на изменение и исправление схемы наследования классов;
- решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей, удовлетворяющих некоторым условиям;
- образовывать сложные высказывания из простых с помощью логических операций;
- производить логические рассуждения, используя схему логического вывода («и/или» граф).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебное пособие «Информатика в играх и задачах» для 5 класса.
- Методические рекомендации для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы
Содержание учебного предмета
Введение. Человек и компьютер. (1 ч)
Информация и информатика. Компьютерные программы. Понятия в информатике. Техника безопасности и организация рабочего места.
Алгоритмы и величины (10 ч)
Исходные условия и результат выполнения алгоритма. Переменная в алгоритме. Имя и значение переменной. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления. Цикл в алгоритме. Циклическая конструкция «повторять». Массив в алгоритме.
Объекты и классы (10 ч)
Объект. Имя, действия, признаки и составные части объекта. Класс. Название класса. Экземпляры класса. Классы-родители и классы-наследники. Родитель-свойство.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания. Значение высказывания. Логические операции «не», «и», «или». Граф. Вершины, ребра. Путь в графе. Ориентированные графы. Правила «если – то». «И/или» граф. Логический вывод с помощью «и/или» графа.
Содержание рабочей программы в сравнении с авторской.
№ п/п | Тема | Количество часов по теме в авторской программе | Количество часов по теме в рабочей программе |
Введение. Человек и компьютер. | 1 | 1 | |
Алгоритмы и величины | 10 | 10 | |
Объекты и классы | 10 | 10 | |
Логические рассуждения | 8-10 | 13 | |
Резервные уроки (дополнительные задания по темам) | 3-5 | - | |
Всего | 34 | 34 |
Виды контроля | I | II | III | IV | Год |
Контрольных работ | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 |
Практических работ | - | 1 | 1 | 2 |
Контроль знаний
Календарно-тематическое планирование
5 класс: 34 ч в год, 1 час в неделю
№ урока | Тема урока. Тип урока. | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Вид контроля | Дата | |||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | План | Факт | ||||||
Раздел 1. Введение (1 ч ) | ||||||||||
Введение. Человек и компьютер (урок систематизации и обобщения знаний) | Иметь представление об информации и информатике. Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ | Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта Организация компьютерного рабочего стола. | Положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества; развивать творческие способности учащихся | Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера | Беседа | 02.09 | ||||
Раздел 2. Алгоритмы и величины (10 ч ) | ||||||||||
Алгоритм (изучение нового материала) | Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели | Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. | Текущий | 09.09 | ||||
Величины в алгоритме (изучение нового материала) | 1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. 2.Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном. 3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы | Положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества; развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся | 16.09 | |||||||
Постоянные и переменные величины (изучение нового материала) | 23.09 | |||||||||
Решение задач по теме «Постоянные и переменные величины» (закрепление изученного материала) | 30.09 | |||||||||
К.р. №1 «Алгоритм и его величины» (урок контроля и коррекции знаний) | 07.10 | |||||||||
Параметры алгоритма (изучение нового материала) | Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном | Положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества; развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся | Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. | 14.10 | |||||
Решение задач по теме «Параметры алгоритма» (закрепление изученного материала) | 21.10 | |||||||||
Ветвление (изучение нового материала) | Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. | 28.10 | ||||||||
Цикл (изучение нового материала) | 04.11 | |||||||||
К.Р. №2 «Параметры алгоритма. Цикл» (урок контроля и коррекции знаний) | 18.11 | |||||||||
Раздел 3. Объекты и классы (10 ч) | ||||||||||
Объект. Атрибуты объекта (изучение нового материала) | Уметь представление о наглядных формах представления информации. Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы. | Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Действия объекта | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 25.11 | ||||||
Действия объекта. Состояния объекта (изучение нового материала) | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | 02.12 | ||||||||
К.р. №3 «объекты и действия над ними» (урок контроля и коррекции знаний) | 09.12 | |||||||||
Класс объектов (изучение нового материала) | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). | 16.12 | ||||||||
Метод класса (изучение нового материала) | 23.12 | |||||||||
Пр.р. «Метод класса» (применение и совершенствование знаний) | 13.01 | |||||||||
Сообщения для объектов (изучение нового материала) | 20.01 | |||||||||
Решение задач по теме «Сообщения для объектов» (закрепление изученного материала) | 27.01 | |||||||||
Массив объектов (изучение нового материала) | 03.02 | |||||||||
К.р. №4 «Классы и методы объектов» (урок контроля и коррекции знаний) | 10.02 | |||||||||
Раздел 4. Логические рассуждения (10 ч) | ||||||||||
Высказывание. (изучение нового материала) | Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих ус | Отличать заведомо ложные фразы; Оценивать простые высказывания как истинные или ложные. | 17.02 | |||||||
Логическая величина (изучение нового материала) | 24.02 | |||||||||
Сложное высказывание. (изучение нового материала) | Оценивать сложные высказывания как истинные или ложные. | 03.03 | ||||||||
| Решение задач на составление сложных высказываний (закрепление изученного материала) | Изображать ситуации на схеме в виде графов. | 10.03 | |||||||
Логическое выражение (изучение нового материала) | 17.03 | |||||||||
Правило «если-то» (изучение нового материала) | Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы | 07.04 | ||||||||
Решение задач с применением правила «если-то» (закрепление изученного материала) | 14.04 | |||||||||
К.Р. №5 «Логические высказывания и рассуждения» (урок контроля и коррекции знаний) | 21.04 | |||||||||
Схема рассуждений (изучение нового материала) | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением | 28.04 | ||||||||
Пр.р. «Схема рассуждений» (применение и совершенствование знаний) | 05.05 | |||||||||
К.р. №6 «Схема рассуждений» (урок контроля и коррекции знаний) | 12.05 | |||||||||
Итоговое тестирование по темам курса «Информатика 5 класса» (урок обобщения и коррекции знаний) | 19.05 | |||||||||
Анализ тестирования. Решение трудных задач (урок систематизации и обобщения знаний) | 26.05 |
Учебно – методическое обеспечение
Аппаратные средства:
- Компьютер
- Принтер
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
- Проектор
Программные средства:
- Операционная система Windows
- Файловый менеджер (проводник)
- Клавиатурный тренажер
- Интегрированный пакет Open Office и Microsoft Office
- Графический редактор Paint, Gimp
- Язык программирования Паскаль
Литература для учителя:
- Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
- Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя, 5-й класс. - М.: Баласс, 2013
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Учебные пособия для учащихся:
- Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материально-техническое обеспечение
Технологический компонент
В кабинете имеется доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.
С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.
На компьютере установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).
В образовательном учреждении имеется локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Кабинет, в котором проводиться компьютерные уроки, имеет точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
Кабинет обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет и школьную информационную среду, оснащёнными шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете установлены один принтер и сканер.
Логико-алгоритмический компонент
Для реализации принципа наглядности в кабинете имеются изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО Протокол №____ от «____»__________ 20___ г. Руководитель МО_________ | «РАССМОТРЕНО» на заседании педсовета Протокол №____от «____»__________ 20___ г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР «____»___________20__г. _________/О.Б. Мельник | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом от «____»___________20__ г. №____ Директор_______ О.В.Маслий
|
Рабочая программа
учителя___________Кычаковой Елены Витальевны
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
Предмет_________________________информатика______________________
Образовательная область______информатика и ИКТ_____________________
Класс______________________________6____________________________
Учебный год_____________2014-2015____________________________
Пояснительная записка
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в основной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в основной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Задачи технологического компонента:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Задачи общеобразовательного компонента ориентированы на обучение решению задач с опорой на построение информационных моделей и представление их в виде разного вида схем:
- обучение решению задач с применением формальной логики – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- обучение решению задач с применением алгоритмического подхода –планирование последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решение задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- обучение решению задач с применением системного подхода – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- обучение решению задач с применением объектно-ориентированного подхода – описание предметов через указание признаков и их значений, объединение отдельных предметов в группу с общим названием, выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемые над этими предметами; описание предметов по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора школьников в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с опорой на формализацию и создание моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Ожидаемые результаты обучения
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- решать задачи на выполнение, изменение и исправление алгоритмов с ветвлениями, циклами, переменными и массивами;
- объединять группу объектов в один класс;
- составлять описание класса с указанием его признаков и действий;
- решать задачи на изменение и исправление схемы наследования классов;
- решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей, удовлетворяющих некоторым условиям;
- образовывать сложные высказывания из простых с помощью логических операций;
- производить логические рассуждения, используя схему логического вывода («и/или» граф).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебное пособие «Информатика в играх и задачах» для 5 класса.
- Методические рекомендации для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел Тема | Количество часов | Календарные сроки | Формы организации внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности | ||||||||||||
Теоретич | Практич. | По плану | Фактически | |||||||||||||
Раздел 1. Введение (1 ч ) | ||||||||||||||||
Введение. Свойства объектов. Класс объектов | 1 | 02.09 | ||||||||||||||
Раздел 2. Объекты и отношения. (10 ч ) | ||||||||||||||||
Граф. Схема отношений. | 1 | 09.09 | ||||||||||||||
Подмножество. Пересечение множеств. Схема разновидностей | 0,5 | 0,5 | 18.09 | |||||||||||||
Отношения наследования. | 0,5 | 0,5 | 16.09 | |||||||||||||
Надклассы и подклассы. | 1 | 23.10 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Схема наследования. | 1 | 30.09 | ||||||||||||||
Отношения «входит в состав». | 0,5 | 0,5 | 07.10 | |||||||||||||
Схема состава. | 1 | 14.10 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Система объектов. | 0,5 | 0,5 | 21.10 | |||||||||||||
Самостоятельная работа «Схема отношений» | 0,5 | 0,5 | 28.11 | |||||||||||||
К.Р. №1 «Граф. Система объектов». | 1 | 18.11 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Раздел 3. Объекты и события(7ч) | ||||||||||||||||
Событие. Схема переходов состояний | 1 | 25.11 | ||||||||||||||
Диаграмма состояний. | 0,5 | 0,5 | 02.12 | |||||||||||||
Самостоятельная работа №2 «Схема переходов состояний» | 1 | 09.12 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Внешние и внутренние события | 0,5 | 0,5 | 16.12 | |||||||||||||
События в системе объектов | 0,5 | 0,5 | 23.12 | |||||||||||||
Самостоятельная работа №3 «События в системе объектов» | 1 | 13.01 | Поисковые исследования | |||||||||||||
К.Р. №2 «Объекты и события» | 0,5 | 0,5 | 20.01 | |||||||||||||
Раздел 4. Объекты и рассуждения (16 ч) | ||||||||||||||||
Схема рассуждений. | 0,5 | 0,5 | 27.01 | |||||||||||||
Список правил. | 0,5 | 0,5 | 03.02 | |||||||||||||
Таблица выводов | 0,5 | 0,5 | 10.02 | |||||||||||||
Решение задач на составление схем рассуждений. | 1 | 17.02 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Самостоятельная работа №4 «Схема рассуждений» | 0,5 | 0,5 | 24.02 | |||||||||||||
Вспомогательные списки правил. | 0,5 | 0,5 | 03.03 | |||||||||||||
Обратная цепочка вывода | 1 | 10.03 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Решение задач составление правил и обратную цепочку вывода. | 1 | 17.03 | Поисковые исследования | |||||||||||||
К.Р. №3 «Объекты и рассуждения» | 0,5 | 0,5 | 07.04 | |||||||||||||
Повторение по теме: «Объекты и отношения» | 1 | 14.04 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Повторение по теме: «Объекты и события» | 1 | 21.04 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Повторение по теме: «Объекты и рассуждения» | 1 | 28.04 | Поисковые исследования | |||||||||||||
Обобщение по темам курса «Информатика 6 класса» | 0,5 | 0,5 | 05.05 | |||||||||||||
Итоговое тестирование за курс «Информатика 6 класс» | 1 | 12.05 | ||||||||||||||
Анализ тестирования. Решение трудных задач | 1 | 19.05 | ||||||||||||||
Резерв | 1 | 26.05 |
Содержание курса
Введение. Человек и компьютер. (1 ч)
Информация и информатика. Компьютерные программы. Понятия в информатике. Техника безопасности и организация рабочего места.
Алгоритмы и величины (10 ч)
Исходные условия и результат выполнения алгоритма. Переменная в алгоритме. Имя и значение переменной. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления. Цикл в алгоритме. Циклическая конструкция «повторять». Массив в алгоритме.
Объекты и классы (10 ч)
Объект. Имя, действия, признаки и составные части объекта. Класс. Название класса. Экземпляры класса. Классы-родители и классы-наследники. Родитель-свойство.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания. Значение высказывания. Логические операции «не», «и», «или». Граф. Вершины, ребра. Путь в графе. Ориентированные графы. Правила «если – то». «И/или» граф. Логический вывод с помощью «и/или» графа.
Литература:
Литература для учителя:
- Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
- Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя, 5-й класс. - М.: Баласс, 2013
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Учебные пособия для учащихся:
- Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материально-техническое обеспечение
Технологический компонент
- В кабинете имеется доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.
- С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.
- На компьютере установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).
- В образовательном учреждении имеется локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Кабинет, в котором проводиться компьютерные уроки, имеет точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
- Кабинет обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет и школьную информационную среду, оснащёнными шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете установлены один принтер и сканер.
Логико-алгоритмический компонент
- Для реализации принципа наглядности в кабинете имеются изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
- Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...