рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему

 

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования, приказ  Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря  2010 г. № 1897
  2. Примерной программы   «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_kl_fgos.docx52.05 КБ
Файл 6klass.odt30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

«____»__________ 20___ г.

Протокол №____

Руководитель МО_________

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педсовета

«____»__________ 20___ г.

Протокол №____

«СОГЛАСОВАНО»

          Заместитель директора по УВР

         «____»___________2014г.

_________/О.Б. Мельник

«УТВЕРЖДЕНО»

                 

  «____»___________2014 г.

Приказ №____

Директор_______ О.В.Маслий

 

Рабочая программа

учителя                                            Кычаковой Елены Витальевны                                  

(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)

предмет                                                  информатика_______________              

образовательная область _________математика___________________________

класс  _________________________5______________________________________

                               учебный год  _______________2014-2015__________________________________

1. Пояснительная записка

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования, приказ  Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря  2010 г. № 1897
  2. Примерной программы   «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы»

Общая характеристика учебного предмета

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к  образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий.  Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в основной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в основной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Задачи технологического компонента:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
  • создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Задачи общеобразовательного компонента ориентированы на обучение решению задач с опорой на построение информационных моделей и представление их в виде разного вида схем:

  • обучение решению задач с применением формальной логики – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  • обучение решению задач с применением алгоритмического подхода –планирование последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решение задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • обучение решению задач с применением системного подхода – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • обучение решению задач с применением объектно-ориентированного подхода – описание предметов через указание признаков и их значений, объединение отдельных предметов в группу с общим названием, выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемые над этими предметами; описание предметов по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  • расширение кругозора школьников в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
  • создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с опорой на формализацию и создание моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики  и ИКТ в 5-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:

  • Контрольных работ – 6;
  • Практических работ – 2.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций,  завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • чувства прекрасного и эстетических чувств,
  • способности к организации своей учебной деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Результаты изучения учебного предмета

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • решать задачи на выполнение, изменение и исправление алгоритмов с ветвлениями, циклами, переменными и массивами;
  • объединять группу объектов в один класс;
  • составлять описание класса с указанием его признаков и действий;
  • решать задачи на изменение и исправление схемы наследования классов;
  • решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей, удовлетворяющих некоторым условиям;
  • образовывать сложные высказывания из простых с помощью логических операций;
  • производить логические рассуждения, используя схему логического вывода («и/или» граф).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебное пособие «Информатика в играх и задачах» для 5  класса.
  2. Методические рекомендации для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы

Содержание учебного предмета

Введение. Человек и компьютер. (1 ч)

Информация и информатика. Компьютерные программы. Понятия в информатике. Техника безопасности и организация рабочего места.

Алгоритмы и величины (10 ч)

Исходные условия и результат выполнения алгоритма. Переменная в алгоритме. Имя и значение переменной. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления. Цикл в алгоритме. Циклическая конструкция «повторять». Массив в алгоритме.

Объекты и классы (10 ч)

Объект. Имя, действия, признаки и составные части объекта. Класс. Название класса. Экземпляры класса. Классы-родители и классы-наследники. Родитель-свойство.

Логические рассуждения (10 ч)

Высказывания. Значение высказывания. Логические операции «не», «и», «или». Граф. Вершины, ребра. Путь в графе. Ориентированные графы. Правила «если – то». «И/или» граф. Логический вывод с помощью «и/или» графа.

Содержание рабочей программы в сравнении с авторской.

№ п/п

Тема

Количество часов  по теме

в  авторской программе

Количество часов по теме

в  рабочей программе

Введение. Человек и компьютер.

1

1

Алгоритмы и величины

10

10

Объекты и классы

10

10

Логические рассуждения

8-10

13

Резервные уроки (дополнительные задания по темам)

3-5

-

Всего

34

34

Виды контроля

I

II

III

IV

Год

Контрольных работ

1

2

1

2

6

Практических работ

-

1

1

2

Контроль  знаний

Календарно-тематическое планирование

5 класс: 34 ч в год, 1 час в неделю

№  урока

Тема урока.

Тип урока.

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

План

Факт

Раздел 1. Введение (1 ч )

Введение. Человек и компьютер

(урок систематизации и обобщения знаний)

Иметь представление об информации и информатике. Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта Организация компьютерного рабочего стола.

Положительное  отношение к процессу познания,

применять правила сотрудничества;

развивать творческие способности учащихся

Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера

Беседа

02.09

Раздел 2. Алгоритмы и величины (10 ч )

Алгоритм

(изучение нового материала)

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Составляют план и последовательность действий.

Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели

Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

Текущий

09.09

Величины в алгоритме

(изучение нового материала)

1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. 2.Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.

3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы

Положительное  отношение к процессу познания,

применять правила сотрудничества;

развивать творческие способности учащихся,  воспитывать чувство уверенности у учащихся

16.09

Постоянные и переменные величины

(изучение нового материала)

23.09

Решение задач по теме  «Постоянные и переменные величины»

(закрепление изученного материала)

30.09

К.р. №1 «Алгоритм и его величины»

(урок контроля  и коррекции знаний)

07.10

Параметры алгоритма

(изучение нового материала)

Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы

Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном

Положительное  отношение к процессу познания,

применять правила сотрудничества;

развивать творческие способности учащихся,  воспитывать чувство уверенности у учащихся

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

14.10

Решение задач по теме «Параметры алгоритма»

(закрепление изученного материала)

21.10

Ветвление

(изучение нового материала)

Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

28.10

Цикл

(изучение нового материала)

04.11

К.Р. №2 «Параметры алгоритма. Цикл» (урок контроля  и коррекции знаний)

18.11

Раздел 3. Объекты и классы (10 ч)

Объект. Атрибуты объекта

(изучение нового материала)

Уметь представление о  наглядных формах

представления информации.

Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы.

Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Действия объекта

Поиск  и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

25.11

Действия объекта. Состояния объекта

(изучение нового материала)

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

02.12

К.р. №3 «объекты и действия над ними» (урок контроля  и коррекции знаний)

09.12

Класс объектов

(изучение нового материала)

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

16.12

Метод класса

(изучение нового материала)

23.12

Пр.р. «Метод класса» (применение и совершенствование знаний)

13.01

Сообщения для объектов

(изучение нового материала)

20.01

Решение задач по теме «Сообщения для объектов»

(закрепление изученного материала)

27.01

Массив объектов

(изучение нового материала)

03.02

К.р. №4 «Классы и методы объектов» (урок контроля  и коррекции знаний)

10.02

Раздел 4. Логические рассуждения (10 ч)

Высказывание.

(изучение нового материала)

Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих ус

Отличать заведомо ложные фразы; Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

17.02

Логическая величина

(изучение нового материала)

24.02

Сложное высказывание.

(изучение нового материала)

Оценивать сложные высказывания как истинные или ложные.

03.03

  1. 03

Решение задач на составление сложных высказываний

(закрепление изученного материала)

Изображать ситуации на схеме в виде графов.

10.03

Логическое выражение

(изучение нового материала)

17.03

Правило «если-то»

(изучение нового материала)

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы

07.04

Решение задач с применением правила «если-то»

(закрепление изученного материала)

14.04

К.Р. №5 «Логические высказывания и рассуждения» (урок контроля  и коррекции знаний)

21.04

Схема рассуждений

(изучение нового материала)

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением

28.04

Пр.р. «Схема рассуждений»

(применение и совершенствование знаний)

05.05

К.р.  №6 «Схема рассуждений» (урок контроля  и коррекции знаний)

12.05

Итоговое тестирование  по темам курса «Информатика 5 класса» (урок обобщения  и коррекции знаний)

19.05

Анализ тестирования. Решение трудных задач

(урок систематизации и обобщения знаний)

26.05

Учебно – методическое обеспечение

Аппаратные средства:

  • Компьютер
  • Принтер
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
  • Проектор

Программные средства:

  • Операционная система Windows
  • Файловый менеджер (проводник)
  • Клавиатурный тренажер
  • Интегрированный пакет Open Office и Microsoft Office
  • Графический редактор Paint, Gimp
  • Язык программирования Паскаль

Литература для учителя:

  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя, 5-й класс. - М.: Баласс, 2013
  • Единая  коллекция  цифровых образовательных ресурсов  (http://school-collection.edu.ru/)

Учебные пособия для учащихся:

  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
  • Единая  коллекция  цифровых образовательных ресурсов  (http://school-collection.edu.ru/)

Материально-техническое обеспечение

Технологический компонент

В кабинете имеется доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.

С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет.  Компьютер оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.

На компьютере установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).

В образовательном учреждении  имеется  локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в  информационной среде школы.  Кабинет, в котором проводиться компьютерные уроки, имеет  точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.

Кабинет обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет и школьную информационную среду, оснащёнными шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете установлены один принтер и сканер.

 Логико-алгоритмический компонент

Для реализации принципа наглядности в кабинете имеются изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Протокол №____ от «____»__________ 20___ г.

Руководитель МО_________

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педсовета

Протокол №____от

 «____»__________ 20___ г.

«СОГЛАСОВАНО»

          Заместитель директора по УВР

         «____»___________20__г.

_________/О.Б. Мельник

«УТВЕРЖДЕНО»

   Приказом от «____»___________20__ г.

№____

Директор_______ О.В.Маслий

 

Рабочая программа

учителя___________Кычаковой Елены Витальевны                                

(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)

Предмет_________________________информатика______________________

Образовательная область______информатика и ИКТ_____________________

Класс______________________________6____________________________

Учебный год_____________2014-2015____________________________

Пояснительная записка

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к  образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий.  Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в основной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в основной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Задачи технологического компонента:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
  • создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Задачи общеобразовательного компонента ориентированы на обучение решению задач с опорой на построение информационных моделей и представление их в виде разного вида схем:

  • обучение решению задач с применением формальной логики – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  • обучение решению задач с применением алгоритмического подхода –планирование последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решение задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • обучение решению задач с применением системного подхода – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • обучение решению задач с применением объектно-ориентированного подхода – описание предметов через указание признаков и их значений, объединение отдельных предметов в группу с общим названием, выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемые над этими предметами; описание предметов по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  • расширение кругозора школьников в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
  • создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с опорой на формализацию и создание моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Ожидаемые результаты обучения

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • решать задачи на выполнение, изменение и исправление алгоритмов с ветвлениями, циклами, переменными и массивами;
  • объединять группу объектов в один класс;
  • составлять описание класса с указанием его признаков и действий;
  • решать задачи на изменение и исправление схемы наследования классов;
  • решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей, удовлетворяющих некоторым условиям;
  • образовывать сложные высказывания из простых с помощью логических операций;
  • производить логические рассуждения, используя схему логического вывода («и/или» граф).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. учебное пособие «Информатика в играх и задачах» для 5  класса.
  2. Методические рекомендации для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы

Календарно-тематический план

№ п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Календарные сроки

Формы организации внеурочной деятельности

Виды

внеурочной деятельности

Теоретич

Практич.

По плану

Фактически

Раздел 1. Введение (1 ч )

Введение. Свойства объектов. Класс объектов

1

02.09

Раздел 2. Объекты и отношения.  (10 ч )

Граф. Схема отношений.

1

09.09

Подмножество. Пересечение множеств. Схема разновидностей

0,5

0,5

18.09

Отношения наследования.

0,5

0,5

16.09

Надклассы и подклассы.

1

23.10

Поисковые исследования

Схема наследования.

1

30.09

Отношения «входит в состав».

0,5

0,5

07.10

Схема состава.

1

14.10

Поисковые исследования

Система объектов.

0,5

0,5

21.10

Самостоятельная работа «Схема отношений»

0,5

0,5

28.11

К.Р. №1 «Граф. Система объектов».

1

18.11

Поисковые исследования

Раздел 3. Объекты и события(7ч)

Событие. Схема переходов состояний

1

25.11

Диаграмма состояний.

0,5

0,5

02.12

Самостоятельная работа №2 «Схема переходов состояний»

1

09.12

Поисковые исследования

Внешние и внутренние события

0,5

0,5

16.12

События в системе объектов

0,5

0,5

23.12

Самостоятельная работа №3 «События в системе объектов»

1

13.01

Поисковые исследования

К.Р. №2 «Объекты и события»

0,5

0,5

20.01

Раздел 4. Объекты  и рассуждения (16 ч)

Схема рассуждений.

0,5

0,5

27.01

Список правил.

0,5

0,5

03.02

Таблица выводов

0,5

0,5

10.02

Решение задач на составление схем рассуждений.

1

17.02

Поисковые исследования

Самостоятельная работа №4 «Схема рассуждений»

0,5

0,5

24.02

Вспомогательные списки правил.

0,5

0,5

03.03

Обратная цепочка вывода

1

10.03

Поисковые исследования

Решение задач составление правил и обратную цепочку вывода.

1

17.03

Поисковые исследования

К.Р. №3 «Объекты и рассуждения»

0,5

0,5

07.04

Повторение по теме: «Объекты и отношения»

1

14.04

Поисковые исследования

Повторение по теме: «Объекты и события»

1

21.04

Поисковые исследования

Повторение по теме: «Объекты и рассуждения»

1

28.04

Поисковые исследования

Обобщение  по темам курса «Информатика 6 класса»

0,5

0,5

05.05

Итоговое тестирование за курс «Информатика 6 класс»

1

12.05

Анализ тестирования. Решение трудных задач

1

19.05

Резерв

1

26.05

Содержание курса

Введение. Человек и компьютер. (1 ч)

Информация и информатика. Компьютерные программы. Понятия в информатике. Техника безопасности и организация рабочего места.

Алгоритмы и величины (10 ч)

Исходные условия и результат выполнения алгоритма. Переменная в алгоритме. Имя и значение переменной. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления. Цикл в алгоритме. Циклическая конструкция «повторять». Массив в алгоритме.

Объекты и классы (10 ч)

Объект. Имя, действия, признаки и составные части объекта. Класс. Название класса. Экземпляры класса. Классы-родители и классы-наследники. Родитель-свойство.

Логические рассуждения (10 ч)

Высказывания. Значение высказывания. Логические операции «не», «и», «или». Граф. Вершины, ребра. Путь в графе. Ориентированные графы. Правила «если – то». «И/или» граф. Логический вывод с помощью «и/или» графа.

Литература:

Литература для учителя:

  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя, 5-й класс. - М.: Баласс, 2013
  • Единая  коллекция  цифровых образовательных ресурсов  (http://school-collection.edu.ru/)

Учебные пособия для учащихся:

  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Учебное пособие, контрольные работы и тесты.. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.- 160 с.
  • Единая  коллекция  цифровых образовательных ресурсов  (http://school-collection.edu.ru/)

Материально-техническое обеспечение

Технологический компонент

  • В кабинете имеется доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.
  • С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет.  Компьютер оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.
  • На компьютере установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).
  • В образовательном учреждении  имеется  локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в  информационной среде школы.  Кабинет, в котором проводиться компьютерные уроки, имеет  точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
  • Кабинет обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет и школьную информационную среду, оснащёнными шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете установлены один принтер и сканер.

 Логико-алгоритмический компонент

  • Для реализации принципа наглядности в кабинете имеются изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
  • Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...