ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
При организации учебно-познавательной деятельности, конечно, в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.). Я хотела бы рассказать о тех специальных формах организации учебно-познавательной деятельности, которые использую на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шуина Е.П.( Саров, учитель информатики МБОУ СОШ №17)
Добрый день, уважаемые коллеги!
При организации учебно-познавательной деятельности, конечно, в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).
Сегодня, я хотела бы рассказать о тех специальных формах организации учебно-познавательной деятельности, которые использую на своих уроках.
Слайд 2 «Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку, и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого из них станет в два раза больше», - сказал Б.Шоу.
Обмен опытом, идеями и находками очень важен на каждом этапе изучения и освоения нового материала.
В отличие от Стандартов первого поколения, ориентированных только на усвоение знаний, умений и навыков, целью Стандартов второго поколения является, в том числе, готовность выпускников к познанию мира, сотрудничеству. Приблизить данную цель можно и через использование различных форм учебно – познавательной деятельности.
Слайд 3 Современные образовательные технологии и методы, дающие максимальный полезный эффект в преподавании информатики
- Дифференцированное обучение
- Коллективное обучение
- Модульное обучение
- Метод трафаретов
- Проблемно-поисковый метод
- Игровое обучение
- Метод проектов
Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Уровень развития одноклассников? Или количество книг в школьной библиотеке? Как бы Вы ответили на этот вопрос?
Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов… Но больше всего - коллектив!
В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым»- помочь классу умело организоваться на своих уроках.
Слайд 4 КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ:
- Дети учатся четко формулировать свои мысли;
- Развиваются навыки мышления и памяти;
- Работа идет в индивидуальном темпе;
- Обеспечивается более прочное усвоение
Существует несколько форм организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Можно выделить несколько схем для организации работы с детьми.
Слайд 5 Схема 1: группы получают одно и то же задание.
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или руководитель одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Слайд 6 Так при изучении темы «Компьютерные презентации», целесообразно разбить детей на группы по 3-4 человека. Каждой группе дается задание «Составить критерии оценки презентации одноклассника».
Дети сначала работают в группах, а затем озвучивают предложения для остальных учащихся. Все ребята принимают участие в обсуждении ответов и обобщают результаты работы групп в единый перечень критериев, по которым в последствие оцениваются выполненные работы.
Слайд 7 Схема 2: группы получают разные задания.
В результате этой деятельности группы или руководители групп отчитываются перед классом.
Данную схему удобно использовать на уроках повторения.
Слайд 8 Например при повторении темы Устройство компьютера в 5 классе предлагаются следующие задания: слайд
Например, одна группа получает задание подготовить опорный конспект – сигнал по теме «Кодирование текстовой информации». Другая делает разбор нескольких задач по этой же теме. Остальные группы заняты подобным же образом, но по темам «Кодирование числовой информации», «Кодирование графической информации». Таким образом, на одном уроке можно повторить несколько тем.
Слайд 9 Схема 3: группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
На уроке обобщения по теме «Текстовый редактор» детям предлагается выпустить классную газету, которая будет содержать несколько рубрик и отражать жизнь классного коллектива. Дети разбиваются на группы. Каждой из них дается задание подготовить одну из рубрик, после чего вся работа групп сводится в единую газету. Ребята остаются довольны тем, что результат их работы оказывается нужен всему классу.
Величина групп в приведенных схемах различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Слайд 10 По такой схеме создавался сайт нашей школы. Учащиеся 10 класса работали над страницами сайта по группам. Затем всё наработанное объединили в одно. Получился школьный сайт.
Слайд 11 Схема 4: учитель группам или отдельным учащимся дает задания с ошибками.
Ребята ищут ошибку, спорят, совещаются и приходят к определенному мнению. Учащиеся выбирают ответственного, который передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее для него определяется время.
Удобно использовать такие задания при подготовке к ЕГЭ по темам: «Логические выражения: таблицы истинности», «Алгоритм построения последовательностей», при разборе задач вида С1(чтении фрагмента программы на языке программирования, исправление допущенных ошибок).
Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применение приема.
Слайд 12 Схема 5: комментирование ответа учащимися по алгоритму.
Ученики комментируют самостоятельно ответы своих товарищей. Цели этой формы: научить детей внимательно слушать ответы товарищей, уметь разбирать, анализировать, находить ошибки, неточности, дополнять ответ, отмечать положительные моменты, делать выводы и ставить объективную оценку.
Слайд 13 Алгоритм анализа:
- Что сказано верно или с чем вы согласны?
- Какие допущены ошибки и неточности в ответе?
- Что не отражено в ответе?
- Верно ли сделан вывод?
Слайд 14 Схема 6: Ребята составляют списки вопросов.
Дети могут работать над одним и тем же текстом или над разными частями параграфа.
Слайд 15 В 6- 7 классах я использую работу над текстом в виде карточной игры. Цель данной игры: хорошо изучить текст параграфа, придумать интересные вопросы и предугадать чужие, найти на них ответы. Данная игра предполагает опережающие задания и подготовку дома: каждый разрабатывает по 3-5 карточек, на которых записывает по одному вопросу на заданную тему и ответы на них. Игра происходит следующим образом: дети разбиваются на пары, один из пары выбирает карту, отвечает на поставленный в ней вопрос. При правильном ответе выигрывает отвечающий. При неправильном – карта остается у противника. Выигрывает набравший большее количество карт.
Конечно, рассмотренные мной приемы и примеры лишь малая частичка того, что можно использовать на уроках.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-познавательной деятельности школьников при изучении информатики в младших классах
Курсовой проект по методике преподавания информатики на примере курса 3 класса...
Формы организации учебно - познавательной деятельности
Формы организации учебно - познавательной деятельности...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описываются различные формы организации учебно - познавательной деятельности...
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики...
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно-образовательной среде
самостоятельная работа...
Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"
Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"...
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ». ...