Урок № 1 Алгоритм 3 класс программа А.В. Горячев
план-конспект урока по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
Урок 1. АЛГОРИТМ
Окончание табл.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Приветствие, знакомство с учащимися. Инструктаж по ТБ. (Обучающиеся зачитывают инструкцию в стихах (по цепочке), после каждого стихотворения отвечает на вопросы учителя). Бережливым быть умей, и по клавишам не бей, там учтите этот факт, электрический контакт! *** Если где-то заискрит, Или что-нибудь дымит, Время попусту не трать, Нужно взрослого позвать, Ведь из искры, знаем сами, Возгореться может пламя *** В куртках, шубах и пальто Не приходит к нам никто В грязной обуви, друзья, В кабинете быть нельзя! *** Остальное нам известно: Чтоб не вскакивали с места, Не кричали, не толкались, За компьютеры не дрались! *** Начинать работу строго С разрешенья педагога. И учтите: вы в ответе За порядок в кабинете! Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место. Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию. Правильная рабочая поза:
| Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия | Наблюдение |
II. Подготовка учащихся к восприятию нового | Эмоциональная, психологическая | Сегодня мы познакомимся с таким понятием как алгоритм. Человек каждый день встречается с необходимостью следовать тем или иным правилам, выполнять различные действия, указания. Например, переходя через дорогу на перекрестке без светофора надо сначала посмотреть налево. Если машин нет, то перейти полдороги, а если машины есть, ждать, пока они проедут, а только затем перейти полдороги. После этого посмотреть направо и, если машин нет, то перейти дорогу до конца, а если машины есть, ждать, пока они проедут, а затем уже перейти оставшуюся часть дороги. | Познавательная: слушают учителя. Коммуника- тивная: всту- | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека | Уст- ные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ционная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | пают в диалог с учителем и одноклассниками. Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают, и то, что предстоит усвоить | учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | ||||
III. Изучение нового материала. | Знакомство с Алгоритмом | В математике для решения задач мы используем определенную последовательность действий. Для решения задачи надо знать, что дано, что следует получить, то есть ответ задачи и какие действия, и в каком порядке следует для этого выполнить. Ведь мы знаем, что умножение и деление выполняются в первую очередь, а затем уже сложение и вычитание. Девочки, готовя любое новое блюдо, как правило, ориентируются на кулинарные книги, где последовательно расписано, что за чем нужно делать, т. е. они ориентируются на последовательность команд, которые кто-то составил раньше. Эта последовательность команд, которые нужно выполнить, чтобы получить требуемый результат и называется алгоритмом. Каждый из нас ежедневно выполняет один и тот же алгоритм. Это алгоритм «Почистить зубы». Давайте вместе составим этот алгоритм.
Наш алгоритм готов. Если мы его будем выполнять 2 раза в день, кариес нам не страшен! Действия в самом алгоритме выполняются последовательно одно за другим. Мы не можем сначала выдавить немного пасты на зубную щётку, а затем только открыть тюбик с зубной пастой. Чтобы почистить зубы, существует определённый алгоритм, при выполнении которого, мы не задумываемся, какое действие будем выполнять следующим. Отдельное законченное действие - это команда алгоритма. В нашем алгоритме «Почистить зубы», всего 5 команд, то есть 5 отдельных законченных действий. Необходимо также, запомнить, что алгоритм всегда начинается со слова «начало» и заканчивается словом «конец». В алгоритмах, не всегда могут быть использованы слова, могут быть использованы условные знаки, например: . – поставить карандаш в обозначенную точку →1 – нарисовать линию вправо длиной в 1 клетку. ←2 – нарисовать линию влево длиной в 2 клетки ↑3 – нарисовать линию вверх длиной в 3 клетки ↓4 – нарисовать линию вниз длиной в 4 клетки | Познавательные: Просмотр презентации | Фронтальная. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, | Уст- ные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Открытие новых знаний | Давайте выполним алгоритм «Буква», где в командах алгоритма использованы не слова, а уловные знаки. Мы уже знаем, что действия в алгоритме выполняются последовательно одно за другим. Итак, начнём. Начало. 1. . поставить карандаш в обозначенную точку 2. ← 1 нарисовать линию влево длиной в 1 клетку 3. ↑1 нарисовать линию вверх длиной в 1 клетку 4. →3 нарисовать линию вправо длиной в 3 клетки 5. ↓1 нарисовать линию вниз длиной в 1 клетку 6. ←1 нарисовать линию влево длиной в 1 клетку 7. ↓2 нарисовать линию вниз длиной в 2 клетки 8. ←1 нарисовать линию влево длиной в 1 клетку 9. ↑2 нарисовать линию вверх длиной в 2 клетки Конец. После выполнения всех команд у нас получилась буква Т. Посмотрите на алгоритм и скажите: «Сколько мы выполнили команд, чтобы нарисовать букву «Т»? Девять! Алгоритм «Буква» состоит из 9 команд». | ник, находят необходимую информацию, отвечают на вопросы. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания. | понимают значимость предмета «Информатика». Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Физкультминутка | Мы уже не малыши – Дружные ребятки. Мы теперь ученики – Вышли на зарядку. Вот так, вот так – Вышли на зарядку! Вот так, вот так – Вышли на зарядку! Раз, два, три, Раз, два, три – Ноги поднимаем! Раз, два, три, Раз, два, три – Весело шагаем! Вот так, вот так – Весело шагаем! Раз, два, три, Раз, два, три – | Потянулись дружно, Раз, два, три, Раз, два, три – Закаляться нужно! Вот так, вот так – Закаляться нужно! Раз, два, три, Раз, два, три – Сели и привстали! Раз, два, три, Раз, два, три – Ноги крепче стали! Вот так, вот так – Сели и привстали! Мы теперь ученики – Дружные ребятки. Мы ребята-молодцы, Сделали зарядку! | Выполняют элементарные физические упражнения, соответствующие словам стихотворения, повторяя их за учителем | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников | Наблюдение | |
IV. Практическая деятельность. - | Организация рабочего места. Работа с учебником. Самостоятельная работа. | А теперь давайте вместе, используя полученные знания, составим алгоритм «Раскрасить гриб». Итак, чтобы раскрасить наш гриб, необходимо выполнить определённый алгоритм действий. Мы уже знаем, что любой алгоритм начинается со слова «Начало». А далее идут команды алгоритма: Взять карандаши. Раскрасить ножку гриба. Раскрасить шляпку гриба. Сложить карандаши. И конечно, алгоритм заканчивается словом «Конец». В нашем алгоритме «Раскрасить гриб» всего 4 команды. А теперь, после выполнения всего алгоритма, рисунок можно показать учителю и маме. А давайте теперь вместе, попытаемся составить алгоритм «Соберись в школу» из предложенных команд. Посмотрим на команды и подумаем, с чего будет начинаться наш алгоритм? Конечно же, наш алгоритм начинается со слова «Начало». Затем: Встать с кровати. Умыться. Сделать зарядку. Одеться. Позавтракать. И конечно, наш заканчивается алгоритм словом Конец. Алгоритм «Соберись в школу» состоит из 5 команд. Давайте посмотрим на рисунок и допишем алгоритм «Фигура». В командах алгоритма будем использовать условные знаки, а не слова. В алгоритме уже есть Начало и первые 2 команды: поставить карандаш в обозначенную точку и нарисовать линию вверх длиной в 2 клетки. Далее 3 команда: 3 . →2 нарисовать линию вправо длиной в 2 клетки
И конечно, алгоритм заканчивается словом Конец. Для выполнения алгоритма «Фигура» составлено 11 команд. Задания на карточках. Упражнения из учебника (1, 3). | Работают с учебником. ют их, делают выводы. Отвечают | Фронтальная. Индивидуальная, взаимопроверка. | Познавательные: деляют и формулируют цель; осуществляют поиск существен ной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану, действуют Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил. Коммуникативные: задают вопросы уточняющего характера, уважают | Уст- ные ответы Наблюдение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Физкультминутка. | Рыбки плавали, плескались В чистой, свеженькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. | Выполняют упражнения, повторяя их вслед за учителем. | Фронтальная. | Регулятивные: кон- тролируют свои дей- ствия, соотнося их с действиями учите- ля и одноклассников. | Наблюдение. | |
2Обобщение | Знакомство с компьютером | На сегодняшнем уроке мы рассматривали тему алгоритм. С алгоритмами мы встречаемся каждый день. Некоторые алгоритмы мы выполняем, не задумываясь, например, когда открываем дверь либо бежим по лестнице. Некоторые алгоритмы выполняем, ориентируясь на последовательность команд, которые кто-то составил раньше, например приготовление пиццы. Вспомним ещё раз определение алгоритма. Алгоритм – это последовательность команд, которые нужно выполнить, чтобы получить требуемый результат. Если вы внимательно, слушали урок, то запомнили, что алгоритм состоит из команд. Команда – это отдельное законченное действие. И команды не всегда могут быть записаны словами, также могут использоваться и условные знаки. Так же необходимо запомнить, что алгоритм всегда начинается со слова «начало» и заканчивается словом «конец».
| Делают выводы, | Фронтальная. | Познавательные: выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения и опираясь на свой жизненный опыт; в результате анализа делают выводы. Коммуникативные: слушают, слышат, отвечают на поставленные вопросы, выражают свое мнение, при этом прислушиваясь к мнению всех участников диалога. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что известно, Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, владеют начальными навыками адаптации в обществе | Уст- ные ответы, Выполняют задания по уроку. Тестирование |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итог урока. Рефлексия | Обобщение полученных | А теперь мне хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, что было сложным и непонятным | Отвечают делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная | Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: оценивают процесс Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, знают правила речевого общения. Личностные: понимают значение зна- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ний для человека; проявляют стремление к приобретению новых знаний | ||||||
Домашнее задание. | Задание 2, 4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по информатике по теме "Составление алгоритмов и программ с использованием конструкций следование и ветвление" 9 класс
Тип урока - комбинированный, с исследовательской работой "Знал ли Пушкин алгоритмы"...
План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"
Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Образовательные:обеспечить усво...
Программа А.В. Горячев Урок информатики №1 3 класс
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Алгоритм"...
Презентация к уроку в рамках логически завершенного дня "Математика на службе человека" для 11 класса по теме "Структуры алгоритмов и программ"
Презентация к уроку, проведенному в рамках логически завершенного дня "Математика на службе человека" для 11 класса по теме "Структуры алгоритмов и программ". Обучение профильное по программе Семакина...
Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"
Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...
Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)
Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....