Интеграционные процессы на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Камаева Зоя Ивановна

Интеграционные процессы на уроках развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsionnye_protsessy_na_urokakh_informatiki1.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Недостойно человеку одаренному, тратить подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину»          

                                                                                                Готфрид Лейбниц (1646 – 1716)

                    Математик, физик, философ, юрист,  языковед.                                          

 

Интеграционные процессы на уроках информатики – важное средство воспитания умственной активности учащихся

Современный мир – это интеграция  экономической, политической, культурной, информационной сферы познания и деятельности.

Предметная разобщённость или слабая связь учебных предметов является результат узкого видения мира обучающегося школы. Слабая связь учебных предметов друг с другом порождают у учащихся серьёзные трудности в формировании целостной картины мира, ограниченному восприятию культуры.

Образовательная система стремиться к формированию образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с глубиной понимания связей явлений и процессов.

Разнообразные методические и технологические подходы к изучению мира – наука, искусство и философия дают возможность более полного восприятия картины мира, и поэтому основополагающей тенденцией обучающегося  процесса является  интеграция.

Интеграция – взаимопроникновение в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. В итоге использования методов интеграции обучающиеся приходят к более глубокому осмыслению реальности. Интеграция не   уничтожает, и не подчиняет и, не растворяет, а дополняет, объясняет, помогает видеть с разной точки зрения  тот или иной учебный процесс. Развивает причинно-следственные связи ,логику ,мышление.

Интеграционные процессы на уроках информатики имеют целый ряд преимуществ, так как предмет информатика и ИКТ  один из ключевых предметов, объединяющий и примиряющий, способствующий изучению любого учебного предмета и не только посредством ИКТ:

 - повышают мотивацию к учению, формируют целостную научную картину мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- углубляют представление о предмете,  способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление мет предметных связей, которые являются аналогом связей меж научных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию и особо важно, что информатика выступает, как инструмент познания.

Интеграционный процесс на  уроке информатики — это урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы. Он позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Цель интеграционного процесса на   уроке информатики с  разными предметами учебного процесса:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление мет предметных связей.

В интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Они необходимы и уместны для развития учащихся. И при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится двум методам обучения на компьютерных моделях и эвристике. [School4-perm.narod.ru, 2009: http: // www. school4-perm.narod.ru].

Принципы интегрированного обучения направлены на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.

1.  Синтез знаний.

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

2.  Углублённость изучения.

Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

3.  Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.

 Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

4.  Альтернативность решения.

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.

5.  Доказательность решения.

 Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА  - есть МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, начало которой проложил БУЛЬ. Здесь прямая связь

начала возникновения и развития информатики с математикой. Основа возникновения вычислительной техники это математика и физика.

На уроках информатики большое значение уделяется разделу информатики -  понятие модели, построение модели – как основополагающее понятие формализации окружающего мира для изучения, испытания и прочих целей. Построение модели любого объекта окружающего мира. И трудно назвать область в образовании, где не применяется понятие  модели, которое является основополагающим для информатики.

Понятие алгоритм применим к любой сфере образовательной деятельности и понятие алгоритм – есть фундаментальное понятие для информатики и ИКТ.

Таким образом, изучение любого учебного предмета без понимания основ информатики, без интеграционного процесса невозможно!

(Приложение из практических работ учеников 8-9-10-11 классов)

Перспективы развития интегрированного обучения учебных предметов с информатикой.

Практика показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.  На этапе интегрированного обучения главной целью является формирование научного стиля мышления учащихся.

Интеграция  на уроках информатики с каждым предметом образовательного процесса — необходимое условие современного учебного процесса.

Таким образом,  подводя итог сказанного, следует отметить, что интеграция предметов с информатикой в современной школе - реальная потребность времени.

Доклад

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

                                                                  учитель информатики и ИКТ

                                        Камаева З.И.

МБОУ гимназия №7

г. Красногорск  Московская обл.

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".

Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....

Разработка урока "Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке» 9 класс

Основная задача урока: показать основные причины, ступени и итоги интеграции стран Запада и Северной Америки  во второй половине XX в. Вовлекать учащихся в активный творческий п...

Важнейшие направления в интеграционном процессе обучения на уроках ритмики в коррекционной школе- интернате 7 вида.

Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и примен...

Презентация урока по теме: "Интеграционные процессы в странах Западной Европы и Америки". Всеобщая история. 11 класс

Презентация является визуальным рядом урока всеобщей истории к учебнику Загладина Н.В. Можно испольвовать в 9 и 11 классах....

применение икт в образовательном процессе на уроках информатики

в современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. Данный доклад был подготовлен для выступления на педагогическом совете, он делает со...

Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"

Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...