Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Данный документ содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по информатике для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике Л. Л. Босовой.
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4
- практических работ – 15;
Цели обучения информатике в пятом классе:
1) формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
2) формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
3) усиление культурологической составляющей школьного образования;
4) пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
5) развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.
Задачи:
В пятом классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:
развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «информация», «программа», «файл», «рабочий стол», «главное меню», «носители информации», «кодирование информации», др.;
формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Содержание рабочей программы
Компьютер для начинающих (9 часов)
Устройство компьютера. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.
Практическая работа №2. Освоение мыши.
Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.
Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню.
Информация вокруг нас (14 часов)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.
Практическая работа №6 Ввод текста
Практическая работа №7 Редактирование текста
Практическая работа №8 Работа с фрагментами текста
Практическая работа №9 Форматирование текста
Информационные технологии (11 ч)
Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.
Практическая работа №11 Начинаем рисовать.
Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.
Практическая работа №13. Работа с фрагментами.
Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему
Практическая работа №15 . Создаем анимацию на свободную тему
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Интеграция с другими предметами:
- математика, изобразительное искусство, русский язык.
Учебно-методическое обеспечение
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование для 5-7 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2011
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- http://www.metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики.
- http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР.
- http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства Бином.
- http://www.uchportal.ru – учительский портал.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Домашнее задание | |
план | факт | ||||||
Компьютер для начинающих (9 ч). | |||||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация - компьютер-информатика | 1 | Работа с учебником и с рабочими тетрадями | Беседа | §1.1, §2.2 | ||
2 | Как устроен компьютер.. ПР № 1. « Знакомство с клавиатурой». | 1 | Практическая работа. Работа с учебником и с рабочими тетрадями | практическая работа | §2.1, §2.2 | ||
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | Практическая работа. Работа с учебником и с рабочими тетрадями | Наблюдение, практическая работа | §2.3 (1, 2) | ||
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8) | 1 | Практическая работа. Работа с учебником и с рабочими тетрадями | практическая работа, фронтальный опрос | §2.3 (3) | ||
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры | 1 | Практическая работа. Работа с учебником | практическая работа, фронтальный опрос | §2.4 | ||
6 | Рабочий стол. Управление мышью. ПР №2. «Освоение мыши» | 1 | Практическая работа. Работа с учебником | практическая работа, фронтальный опрос | §2.5, §2.6 | ||
7 | Главное меню. Запуск программ. ПР № 3. «Запуск программ. Основные элементы окна программы» | 1 | Практическая работа. Работа с учебником и с рабочими тетрадями | практическая работа, фронтальный опрос | §2.7 | ||
8 | Управление компьютером с помощью меню. ПР № 4. «Знакомимся с компьютерным меню» | 1 | Практическая работа. Работа с учебником | практическая работа, фронтальный опрос | §2.8 | ||
9 | Контрольная работа№1по теме «Компьютер для начинающих» | 1 | Индивидуальная работа | контрольная работа тест | |||
Информация вокруг нас (14 ч). | |||||||
10 | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти) | 1 | Работа с учебником Логическая игра | Беседа | §1.2, 1.3 | ||
11 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | Работа с учебником Практическая работа. | фронтальный опрос практическая работа | §1.4 | ||
12 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений | 1 | Работа с учебником | практическая работа, фронтальный опрос | §1.5 | ||
13 | Кодирование информации | 1 | Работа с учебником и с рабочими тетрадями | Индивидуальный опрос | §1.6 | ||
14 | Формы представления информации. Метод координат | 1 | Работа с учебником и с рабочими тетрадями | Индивидуальный опрос | §1.7,§1.8 | ||
15 | Текст как форма представления информации. | 1 | Практическая работа. Работа с учебником | Информационный диктант | §1.9 | ||
16 | Табличная форма представления информации Игра «Морской бой» | 1 | Работа с учебником Игра | Беседа, практикум | §1.10 | ||
17 | Контрольная работа№2 по теме «Информационные процессы» | 1 | Индивидуальная работа | контрольная работа тест | |||
18 | Наглядные формы представления информации. ПР №5. «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» | 1 | Практическая работа. Работа с учебником | практическая работа, фронтальный опрос | §1.11,§1.12 | ||
19 | Обработка текстовой информации. ПР №6. Ввод текста | 1 | Практическая работа. Работа с учебником и с рабочими тетрадями | практическая работа, фронтальный опрос | §2.9(1) | ||
20 | Редактирование текста. ПР №7. Редактирование текста | 1 | Практическая работа. Работа с учебником | практическая работа, фронтальный опрос | §2.9(2) | ||
21 | Работа с фрагментами. Поиск информации. ПР №8. «Работа с фрагментами текста» | 1 | Практическая работа. Работа с учебником | практическая работа, фронтальный опрос | §1.13(2) | ||
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | 1 | Работа с учебником | Информационный диктант | §1.13(1) | ||
23 | Форматирование - изменение формы представления информации. ПР №9. «Форматирование текста» | 1 | Практическая работа. Работа с учебником и с рабочими тетрадями | практическая работа, фронтальный опрос | §1.13(3) | ||
Информационные технологии (11 ч.) | |||||||
24 | Компьютерная графика. ПР №10. «Знакомство с инструментами рисования графического редактора(1-4)» | 1 | Практическая работа. | практическая работа, фронтальный опрос | §2.10(1) | ||
25 | Инструменты графического редактора. ПР№10. «Знакомство с инструментами рисования графического редактора(5-7)» | 1 | Практическая работа | практическая работа, фронтальный опрос | §2.10(2) | ||
26 | Контрольная работа№3 по теме «Графический редактор» | 1 | Индивидуальная работа | контрольная работа | |||
27 | Обработка графической информации ПР №11. «Начинаем рисовать (задания 2, 3)» | 1 | Практическая работа | практическая работа, фронтальный опрос | §2.10(2) | ||
28 | Обработка текстовой и графической иформации. ПР №12. «Создание комбинированных документов» | 1 | Практическая работа | практическая работа, фронтальный опрос | §2.9, §2.10 | ||
29 | Преобразование информации по заданным правилам. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор(2) | 1 | Практическая работа | практическая работа, фронтальный опрос | §1.14(1) | ||
30 | Преобразование информации путем рассуждений. ПР №13 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 | Практическая работа | практическая работа, фронтальный опрос | §1.14 (2) | ||
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки» | 1 | Работа сучебником | практическая работа, фронтальный опрос | §1.14 (3) | ||
32 | Контрольная работа№4 по теме «Информационные технологии» | 1 | Индивидуальная работа | контрольная работа | |||
33 | Создание движущихся изображений. ПР №14. «Создаем анимацию на заданную тему» | 1 | Практическая работа | практическая работа, фронтальный опрос | §2.11 | ||
34 | Создание движущихся изображений. ПР №15. Создаем анимацию на свободную тему (завершение) | 1 | Практическая работа | практическая работа, фронтальный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...