Реализация методов и форм обучения информатике
статья по теме
В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:
- по источникам получения знаний;
- от типа взаимодействия учителя и учащихся;
- по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_obucheniya_informatike.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формы и методы обучения информатике.
Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) означает способ достижения цели.
В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов обучения в информатике будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К.Бабанского, определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.
В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:
- по источникам получения знаний;
- от типа взаимодействия учителя и учащихся;
- по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся.
Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация, в которой выделяются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.
Для адаптации данной классификации к задачам и содержанию курса информатики целесообразно ее дополнить программированным, модельным методами и методом проектов
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.
При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.
Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.
Дадим краткую характеристику некоторых методов и возможностей их использования в преподавании информатики в зависимости от задач и содержания курса.
Основными задачами базового школьного курса информатики являются: формирование званий о роли информационных процессов в природе, технике, обществе, о значении информатики и вычислительной техники в научно-техническом прогрессе и развитии общества, основных принципах работы компьютера, способах обработки информации; выработка умений моделирования, умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
В связи с этим становится очевидным, что в преподавании информатики должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.
Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. В частности, учитель может прибегнуть к рассказу, когда необходимо в готовом виде сообщить учащимся определенные факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с любым программным обеспечением (ПС) учитель сообщает необходимые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши, нажатие которых приводит к результату, дает образец упражнения для последующей работы, выполняемой учащимися самостоятельно.
Подобные методы (рассказ, изложение, объяснение) эффективны в случаях, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. Учитывая то, что перечисленные методы не активизируют познавательную деятельность школьников, их необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Так, при объяснении принципов работы с конкретным программным средством учитель проектирует излагаемый материал на экран, предъявляет требования к учащимся, которыми они руководствуются при выполнении тренировочных упражнений по выработке определенных умений в среде этого средства.
Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный кинофильм с последующим обсуждением его содержания, просматривать вместе с учащимися записи телепередач или специально созданный видеофильм. Однако наиболее распространенным видом работ с использованием этих методов является работа с программным средством. Для концентрации внимания желательно отключать ученический компьютер, демонстрацию проводить на головном компьютере или на демонстрационном экране. Можно использовать программы, демонстрирующие возможности конкретного ПС. В этом случае целесообразно использовать компьютеры учащихся. Необходимо четко дозировать время, так как длительная демонстрация ослабляет внимание школьников.
Такие методы, как демонстрация и иллюстрация, желательно сочетать со словесными и практическими методами обучения.
Пример 1. Учитель сообщает учащимся необходимый теоретический материал при рассмотрении вопросов, связанных с текстовым редактором. Анализируя принципы работы текстовых редакторов, показывает схему (работы с буфером обмена). Затем учащимся демонстрируется реализация принципа на практике.
Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.
1) Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.
Пример 2. После объяснения и демонстрации работы графического редактора, учащиеся выполняют вводные упражнения на построение отрезка, ломаной, прямоугольника, окружности и т.п., используя соответствующие пиктограммы.
Пример 3. Работа с текстовым редактором. После загрузки редактора и. текстового файла в ОЗУ компьютеров ученики перемещают курсор в точку экрана, указанную учителем. Нажимают на клавишу или комбинацию клавиш, названную учителем. Наблюдают за состоянием экрана, делают вывод и записывают его в рабочую тетрадь.
2) Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием или копированием текста, перемещением блоков текста.
Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.
3) Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся. Примером такого упражнения может служить следующая группа операций:
а) учитель демонстрирует определенное действие на головном компьютере или демонстрационном экране;
б) учащиеся выполняют упражнение по образцу или по схеме алгоритма, предложенным учителем;
в) учащиеся выполняют тренировочные упражнения только по заданию.
Проблемный метод (проблемные вопросы, ситуации) целесообразно использовать при работе с графической информацией. Если при этом применяется графический редактор GRIN, то следует обратить внимание учащихся на отсутствие в нем пиктограммы "Ластик". Когда возникает необходимость затереть весь экран или часть рисунка, то перед учащимися следует поставить вопрос: "Можно ли затереть часть рисунка, пользуясь имеющимися пиктограммами редактора? Если «да», то как это осуществить на практике?". Ученики могут предложить произвести затирание закрашенным прямоугольником, предварительно установив требуемый цвет фона.
Приведем пример создания проблемной ситуации при работе обучаемых с электронной таблицей.
Учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке школьной ярмарки для продажи самодельных товаров. От продажи планируется получить Х рублей. Требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:
а) какую цену установить на каждый товар;
б) сколько изделий каждого типа нужно продать.
Сначала учащиеся заполняют электронную таблицу: оформляют заголовки, формируют необходимые колонки, вводят предполагаемые данные (количество продаваемых товаров и их цену). Затем приступают к решению проблемы. Для достижения требуемого результата неоднократно изменяют введенные данные, анализируют промежуточные суммы и конечный результат до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или приемлемый результат.
Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ. Этот метод особенно эффективен при изучении тем "Цифровые основы вычислительной техники", "Программное обеспечение". В обучающих программах изучаемый материал подается в строгой последовательности. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание.
Программированное обучение в информатике предполагает:
а) правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;
б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);
в) переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;
г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.
Программированное обучение тесно связано с алгоритмизацией, которая на уроках информатики имеет два аспекта: обучение учеников построению алгоритмов и построение алгоритмов обучения.
Обучение учащихся принципам работы с любым инструментальным программным средством имеет единый алгоритм:
1) рассказ учителя о назначении изучаемого программного обеспечения (ПО), основных принципах его работы и применении в различных отраслях;
2) демонстрация возможностей средства, показ работы с основными функциями и командами;
3) организация и выполнение учащимися тренировочных упражнений и заданий различной сложности;
4) контроль выполнения заданий и теоретических знаний по данной теме.
В свою очередь, изучение каждого конкретного средства имеет свой алгоритм. Например, изучение принципов работы с текстовым редактором можно проводить в такой последовательности:
1. Загрузка текстового файла в ОЗУ ученического компьютера.
2. Перемещение курсора по тексту в различных направлениях.
3. Работа с буквами различных алфавитов и шрифтами.
4. Экранное редактирование:
- замена символа;
• удаление символа, слова, строки, части строки и т.д.;
• вставка одного или нескольких символов, строки или строк и т.д.;
• разрезание/склеивание строки;
• откатка изменений;
• копирование символа, слова, строки, блока и т.д.
5. Форматирование.
Пример алгоритма изучения редактирования электронной таблицы с использованием команды EDIT:
- Если активная ячейка – требуемая, то перейти к п. 3.
- Переместить курсор в ячейку, требующую редактирования информации.
- Ввести первую букву команды EDIT
. - Нажать клавишу ввода.
- Отредактировать содержимое ячейки, используя клавиши редактирования.
- Нажать клавишу ввода.
Модельный метод включает в себя построение математической или компьютерной модели, метод "нисходящего проектирования" и др.
1) К построению моделей учитель информатики базовой школы прибегает при работе с электронными таблицами. В соответствии с полученным заданием ученик строит математическую модель или получает ее в готовом виде. Эти модели в дальнейшем становятся объектами изучения.
Приведем примеры:
1. Нужно совершить полет на воздушном шаре заданным курсом. Требуется рационально использовать горючее и достичь цели.
2. Планируется путешествие. Цель – благополучно достичь конца путешествия, рационально распределив деньги, выделенные для покупки провизии во время передвижения.
Ученик при такой организации познавательной деятельности, кроме навыков использования компьютера и моделирующих программ, изучает некоторые факты из истории, географии, экономики.
2) Метод "нисходящего проектирования — декомпозиция, расчленение сложной задачи на более простые, которые в свою очередь могут быть подвергнуты декомпозиции. В основе метода лежит анализ. Этот метод способствует грамотному использованию программного обеспечения, развитию структурированности мышления учащихся.
Приведем пример использования метода при изучении темы "Задача. Модель. Компьютер". При решении задач с использованием модели работа учащихся организуется поэтапно:
• постановка задачи;
• оценка имеющейся информации и выбор плана создания модели;
• создание модели;
• проверка адекватности модели;
• получение решения задачи с помощью модели.
Метод проектов является новым методом обучения, где деятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место. В роли проекта может выступить компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, тематическое общение по электронной почте и др. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:
- Учащимся следует предоставлять достаточно широкий выбор проектов для реализации возможности реального выбора (причем, как для индивидуальной реализации, так и коллективной).
- Ввиду отсутствия у школьников навыков проектной деятельности, всякий проект должен сопровождаться инструкцией по работе над проектом с учетом индивидуальных особенностей школьников (письменная инструкция, устные пояснения, пример и т.д.).
- Учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность в игровой или имитационной форме, презентацию завершенного проекта и внимание к нему со стороны сверстников и взрослых.
- Необходимо создать условия для обсуждения между школьниками своих проблем. При этом происходит взаимообучение, что важно для обеих сторон.
- Метод проектов ориентирован, прежде всего, на освоение приемов работы с компьютером.
При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).
Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.
Организационные формы
Для обозначения способов внешнего выражения процесса обучения в дидактике введена категория «формы организации обучения». Форма организации обучения – это способ внешнего выражения совместной деятельности учителя и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, определяющий порядок и режим ее протекания.
Одна форма обучения отличается от другой по определенным признакам. Выделяют внешние и внутренние признаки форм обучения.
Все существующие формы обучения выделяются с учетом признаков и в зависимости от какого-либо признака могут быть отнесены к одной из следующих групп форм организации обучения:
1) Формы организации обучения в зависимости от числа участников
2) Формы организации обучения в зависимости от дидактических целей
3) Формы организации обучения в зависимости от комплекса признаков
- Итоги
Учитель подводит итоги занятия и выставляет оценки за домашнюю работу. Домашнее задяние на следующий урок: подготовить небольшие сообщения (Методика подготовки и проведения лаб.работы; Учебные конференции и семинары)
Методика подготовки и проведения лаб.работы.
Существуют различные формы проведения лаб. работы по ОИВТ:
- Самостоятельное решение предлагаемой учителем задачи, включающее все этапы решения задачи на ЭВМ.
- Модификация или усложнение предлагаемой учителем программы.
- Работа с готовой программой.
План работы:
- Постановка задачи (что надо сделать).
- Цель работы с моделью (зачем это делаем).
- Указания по проведению работы.
- Краткое содержание вычислительного эксперимента.
- Указания по оформлению отчёта.
Требования к оформлению:
Заголовок: лабораторная работа №2.
Тема: методы перебора.
Цель работы: выявить самые эффективные методы перебора с точки зрения быстроты.
Оборудование: Pentium-1, 32 Мб ОЗУ, QBasic.
Ход работы:
Задача: (выделить исходные данные).
Модель: (построение алгоритмов для решения данной задачи).
Программирование, обработка результатов.
Результат: (формулирует вывод).
Деятельность учащегося при самостоятельном решении задачи:
- Построить мат. модель задачи
- Разработать алгоритм решения задачи
- Написать программу, реализующую данный алгоритм на ЭВМ
- Провести ВЭ
а) по заранее готовому плану
б) по самостоятельно разработанному плану
Деятельность учащегося при модификации готовой задачи:
- Разобрать мат. модель задачи
- Внести в программу изменения с учетом тех или иных условий
- Провести ВЭ по заданному плану и проанализировать результат.
Таким образом, выделяют три основных этапа в ходе занятий:
- Учащиеся получают задание и описание лаб. работы.
- Проведение ВЭ.
- Формулировка вывода и оформление работы.
Еще одной формой ВЭ является демонстрационный (компьютерный) эксперимент по физике с использованием ЭВМ.
Методические рекомендации в. э. по физике:
- Необх-мо чтобы демонстрация была тесно связана со словами учителя (мало видеть, надо еще и слышать).
- Важное правило при проведении опыта- это определение его цели.
- Уч-ся должны быть подготовлены к восприятию опытов, т. е. владеть необх-ым багажом знаний.
- Используемые объекты должны быть наиболее простыми, а экран не должен быть загроможден ненужными графикаим и индикаторами.
- Необх-мо учитывать возрастные и индивид-ые возможности уч-ся.
Методические преимущества демонстрации физического опыта на ЭВМ перед обычной демонстрацией:
- Нет необходимости собирать заново всю установку перед каждым уроком, тратить время на осмотр приборов, на укладку их на место.
- Техника безопасности на порядок выше, чем в обычных условиях
- Можно за короткое время провести несколько экспериментов на различных ЭВМ при разных начальных условиях, а потом обобщить результаты и сделать выводы.
- Можно замедлить или ускорить время демонстрации.
Однако, никакая, даже самая удачная компьютерная демонстрация не способна заменить живого физического опыта, поэтому необходимо отдавать предпочтение таким опытам, которые сложно и опасно производить в обычных условиях.
Учебные конференции и семинары.
Одной из особенностей курса ОИВТ является постоянное обновление содержания образования. Прежде всего, это связано с быстрым обновлением ВТ и программного обеспечения, а также развитием средств новых информационных технологий. Поэтому усвоение учащимися определенного, четко очерченного круга знаний не может служить долговременным критерием образованности в данной области, а вперед выдвигается задача развития творческой активности школьников, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Решение этой проблемы находит свое выражение в совершенствовании методов обучении и развитии форм организации учебных занятий. В последнее время в школе стали применяться учебные конференции и семинары. Они позволяют, в сочетании с уроками другого типа, эффективно развивать мышление школьников, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, Высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других. Проведение учебных конференций и семинаров требует от учащихся навыка самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой по информатике (при отсутствии такого навыка занятия малоэффективны).
Учебные конференции проводят со всем классом, обычно 1-2 раза в год. Их особенность состоит в том, что знания учащихся получают в основном из литературы, изученной дома самостоятельно, и из докладов одноклассников. Руководящая роль учителя состоит в организации выступлений учеников с докладами и сообщениями, в дополнении и уточнении излагаемого ими материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
При подготовке к конференции учитель: 1)определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения; 2) подбирает литературу для учащихся; 3) распределяет темы докладов между участниками; инструктирует их о главных этапах работы; 4) консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность (важно, чтобы доклады не были простым пересказом). План конференции и список рекомендуемой литературы вывешиваются в КИВТ заранее. Наряду с индивидуальными заданиями всем учащихся класса учитель дает общее задание, знакомит их с темой конференции – это важное условие активного участия учеников в конференции, так как она не должна сводиться лишь к прослушиванию докладов. Задача учителя – вовлечь всех в работу: в обсуждение сообщений, выполнение записей в тетрадях, ответы на контрольные вопросы.
На каждое сообщение отводят 6-7 минут. К уроку-конференции учащихся готовят демонстрационные программы или репродукции.
Семинары содействуют развитию у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, воспитанию их воли, трудолюбия, интереса к предмету. Их организуют в 10-11 классах 2-3 раза в год продолжительностью 1-2 урока с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультаций в связи с подготовкой учащимися рефератов, указанием списка литературы и вопросов, на которые они должны дать ответы. В плане семинаров обычно указывают: 1) основные вопросы, подлежащие рассмотрению; 2) форму работы на занятии (иногда с применением демонстраций). При проведении семинара первостепенное значение имеет дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении – обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.
По способу проведения различают такие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач, работа с ППС, семинары смешанного типа и комплексного характера, цель последних – обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (физике, математике, географии, биологии и т. д.).
Методы обучения, выделяемые в зависимости от источника знаний
Методы обучения, выделяемые в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности школьников
Методы обучения, выделяемые в зависимости от типа взаимодействия учителя и учащихся
Тип взаимодействия | Метод обучения | Варианты метода |
Интеллектуальное взаимодействие учителя и учащихся | МОНОЛОГ | Рассказ, объяснение, лекция, инструктирование |
Интеллектуально-речевое взаимодействие | ДИОЛОГ | Групповая дискуссия, форум, круглый стол, деловая беседа (интервью) |
Поисковое взаимодействие | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | Эвристическая беседа, теоретические задачи, игровые задачи, практические задачи |
Эмоциональное взаимодействие | СОЧУВСТВОВАНИЕ | Художественное чтение, слушание музыки, импровизация, драматизация, просмотр произведений искусств |
Репродуктивное взаимодействие | ТРЕНИНГ | Работа с книгой, игровые упражнения, письменные упражнения, репродуктивная беседа |
Реализация методов и форм обучения информатики.
1. На уроке информатики используются и словесные методы и наглядность, и практические методы. Но своеобразие состоит в том, что практическим методам уделяется большее время, своеобразие наглядных методов в демонстрации.
2. Анализ возможен при постановке задачи (необходимо выделять что дано, что надо найти). Целью анализа может быть выяснение причин ошибки в алгоритме.
3. Синтезом является решение задачи с использованием имеющихся средств, создание мысленной идеальной модели, сборка алгоритма из отдельных блоков.
4. Сравнение используется для ввода и освоение смысла понятия. Целесообразно вначале указывать сходства, а затем различия.
5. Классификация связана с освоением большого объема материала и упорядочением знаний.
6. Индукция используется при умозаключении. О правильности алгоритма на основании конечного числа тестов. При введении нового понятия, основываясь на системе примеров.
7. Дедуктивной является задача поиска ошибки в алгоритме.
8. Аналогия и перенос часто используются на уроках: если в текстовом редакторе имеется возможность редактировать и форматировать символы, то в таблице возможны аналогичные действия над текстом.
9. Абстракция и конкретизация связана с компьютерным моделированием: исходная задача всегда ставится конкретно, а затем переводится на абстрактный язык. Полученные же результаты должны быть интерпретированы «переведены» на язык пользователя)
10. Метод организации учебной деятельности:
• Репродуктивный
• проблемно поисковый,
• исследовательский,
• ролевая игра (ребенок отождествляет себя с компьютером)
11. Методы контроля:
• Устный
• Письменный
• Самоконтроль
• Машинный
Необходима комплексная оценка знаний учащихся.
Помимо урока возможны факультативные занятия, кружки, проведение экскурсий. Факультативные занятия:
1. Цель – углубление знаний в области информатики, изучение которой связано с использованием компьютера, с профессиональной ориентацией.
2. Характерно: большая самостоятельность, самоуправление, меньшее число обучаемых.
3. Факультативы могут быть
• Общего направления (применение компьютеров на уроке математики, компьютер в управлении школой)
• Где компьютер или программное обеспечение выступают в роли объектов изучения (графические редакторы, язык программирования)
Кружок – более гибкая и индивидуальная форма работы, в которой участвуют учащиеся разных возрастов и меньшее по численности группа, использующие задания-проекты.
В настоящее время необходимость реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении вызывает такие педагогические технологии как
- метод проектов (его суть заключается в решении конкретной значимой задачи и предполагает достижение значимого результата)
- обучение в сотрудничестве (обучение проводится в малых группах. Отметку получают, единую на всю группу. Любой ученик из группы должен знать, уметь, выполнять, комментировать. Состав группы не постоянный.)
- разноуровневое обучение (создаются группы разного уровня на потоке А-базовый, Б-продвинутый, С углубленный. На протяжении обучения действует система зачетов и тестирования на основании которого учащихся переводят из одной группы в другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы обучения в коррекционной школе
Методы и формы обучения в коррекционной школеОлигофренопедагогика, как и любая область педагогической науки, включает в себя тесно связанные между собой части: дидактику (теорию обучения), теори...
Методы и формы обучения
Презентация о мщдели обучения с применением ИКТ и видах традиционного обучения....
Методы и организационные формы обучения информатике
Краткая характеристика основных методов обучения информатики...
Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".
Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...
«Развитие творческого потенциала учащихся через реализацию метода проектов на уроках информатики»
Образованные творческие личности востребованы во всех сферах современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс. Тем не менее, в современной с...