Рабочая программа элективного курса "Электронные таблицы"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Электронные таблицы" для учащихся 9 класса.
Содержание курса построено на межпредметных связях информатики с математикой. Обучающиеся расширят и углубят собственные представления о возможностях табличного процессора Excel, использовании разнообразных средств и приемов при выполнении финансово-экономических расчетах в ходе работы с электронными таблицами, подготовки различных форм документов финансовой отчетности. Знания, полученные при изучении курса «Применение электронных таблиц в расчетах», учащиеся могут использовать введения простых базы данных для учета всего, что угодно: денег, материалов, товаров, времени и т.д. С этих позиций курс бесспорно актуален и способен формированию ключевых компетенций.
По типу курс является предметно - ориентационным.
Курс позволит учащимся 9-х классов определиться с дальнейшим выбором профиля (в старшей школе). Программа курса ориентирована на информационно – технический профиль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_tablicy_2014.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яснинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО __________________________ Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________________ «____»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор школы __________________________ |
Рабочая программа элективного курса
Электронные таблицы
Класс 9
Учитель Пугачева О.В.
высшая категория
Ясная, 2014год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлена на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в расчетах», 2007 г.
Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 16 часов учебного времени. Срок реализации программы – I полугодие 2014-2015 уч.г.
Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных» в базовом курсе информатики за 8 класс и предполагает углубленное изучение материала по данной теме.
Содержание курса построено на межпредметных связях информатики с математикой. Обучающиеся расширят и углубят собственные представления о возможностях табличного процессора Excel, использовании разнообразных средств и приемов при выполнении финансово-экономических расчетах в ходе работы с электронными таблицами, подготовки различных форм документов финансовой отчетности. Знания, полученные при изучении курса «Применение электронных таблиц в расчетах», учащиеся могут использовать введения простых базы данных для учета всего, что угодно: денег, материалов, товаров, времени и т.д. С этих позиций курс бесспорно актуален и способен формированию ключевых компетенций.
По типу курс является предметно - ориентационным.
Курс позволит учащимся 9-х классов определиться с дальнейшим выбором профиля (в старшей школе). Программа курса ориентирована на информационно – технический профиль.
Цели и задачи курса:
- подготовить учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения;
- познакомить с проблематикой и особенностями информационно – технологического профиля обучения в связи с профессиональным самоопределением;
- уточнить готовность учащихся к освоению данного профиля при дальнейшем обучении.
В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций: информационных и коммуникационных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- Назначение и возможности электронной таблицы;
- Функции Excel;
- Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов.
Уметь:
- создавать сложные формулы для выполнения различных расчетов;
- работать с базами данных, с таблицами со связанными рабочими листами и книгами (файлами);
- находить оптимальные решения при бизнес - планировании;
- использовать средства подготовки различных отчетов и сводок;
- графическое изображение данных.
Структурная модель последовательности занятий линейная.
На занятиях данного курса учитель выполняет множество ролей, он является и информатором, и инструктором, и организатором, и экспертом, и советником, и координатором, и консультантом и наблюдателем. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Современные образовательные технологии используемые на занятиях: проектный метод обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа): информационно – коммуникационные технологии.
Формы проведения занятий – лекции, мини-лекции и практикумы: выполнение практических работ. Увеличена доля самостоятельной работы детей. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно.
Методы организации и осуществления деятельности учащихся: словесные (лекция, инструктаж, рассказ), наглядные (иллюстрация, демонстрация опыта, презентация, компьютерная средства) и практические (практические упражнения, работа с книгой).
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский.
Методы контроля уровня достижения учащихся: устный (фронтальный опрос) и письменный (итоги практических работ), защита проектов.
Система оценивания: зачет / незачет
Критерии оценивания:
«Зачтено» ставится в случае, если обучающимся выполнены все практические работы, имеются устные ответы. «Незачет» ставится в случае систематического непосещения занятий, невыполненных практических работ.
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Название темы | Форма проведения | Задания для учащихся | Дата |
1 | 1 | Введение. Назначение программы Excel. | Лекция | - | 3.09 |
2 | 1 | Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами» | Мини-лекция, практикум | Сделать таблицу умножения Пифагора | 10.09 |
3 | 1 | Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов» | Практикум | - | 10.09 |
4 | 1 | Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг(файлов)» | Практикум | Сделать смету своих карманных расходов | 17.09 |
5 | 1 | Функции в Excel. | Лекция | - | 24.09 |
6 | 1 | Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические» | Практикум | Произвести расчет стоимости недвижимости | 1.10 |
7 | 1 | Практическая работа №5 «Категории функций: логические» | Практикум | - | 8.10 |
8 | 1 | Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах» | Практикум | Приготовить шпаргалку для торговца напитками | 15.10 |
9 | 1 | Практическая работа №7 «Основы работы со списками». | Практикум | - | 22.10 |
10 | 1 | Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами» | Практикум | Произвести расчет электорнэнергии и суммы оплаты за нее | 11.11 |
11 | 1 | Средства Excel для подготовки сводок и отчетов. | Практикум | - | 18.11 |
12 | 1 | Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы» | Практикум | Сделать таблицу стоимости услуг стоматологической поликлиники с учетом налога с продаж | 25.11 |
13 | 1 | Оптимизация решений в Excel: «Задача для начальников Отдела кадров» | Практикум | - | 3.12 |
14 | 1 | Оптимизация решений в Excel: «Задача для коммерческого директора» | Практикум | Произвести расчет заработной платы средствами MS Excel | 10.12 |
15 | 1 | Оптимизация решений в Excel: расчет амортизации | Практикум | - | 17.12 |
16 | 1 | Итоговая работа «Нахождения суммы кредита» | Практикум | Защита проектов | 24.12 |
Содержание образования
1. Введение (1 ч.)
Содержание: Назначение программы Excel. Использование программы Excel в финансово-экономических расчетах.
Обучающиеся будут знать/уметь:
- знать Интерфейс программы;
- уметь создавать и редактировать рабочие листы, книги, ячейку.
Текущий контроль: фронтальный опрос
2. Технология обработки числовых данных (электронные таблицы) (3 ч.)
Содержание: Основные приемы работы с рабочими листами и книгами. Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов. Связывание рабочих книг (файлов).
- Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами»
- Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов»
- Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг (файлов)»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- знать консолидацию рабочих листов;
- уметь связывать рабочие листы.
Текущий контроль: итоги практической работы
3. Функции Excel (4 ч.)
Содержание: Категории функций: математические, статистические, логические. Использование функций в финансово-экономических расчетах. Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы.
- Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические»
- Практическая работа №5 «Категории функций: логические»
- Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах
Обучающиеся будут знать/уметь:
- знать математические, статистические, логические функции;
- уметь работать с (математические, статистические, логические) функциями.
Текущий контроль: итоги практической работы
- Основы работы со списками: фильтры (2 ч.)
Содержание: Основные приемы работы со списками, фильтрами, сортировка
- Практическая работа №7 «Основы работы со списками».
- Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- уметь работать с фильтрами;
- уметь форматировать электронные таблицы.
Текущий контроль: итоги практической работы.
- Средства Excel для подготовки сводок и отчетов.
Содержание: Основные приемы работы с отчетами, сводками.
- Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- уметь работать с отчетами
- уметь составлять сводки данных.
Текущий контроль: итоги практической работы.
- Оптимизация решений в Excel. Подбор параметров (3ч.)
Содержание: Основные приемы работы с диаграммами, графиками функций.
- «Задача для начальников Отдела кадров»
- «Задача для коммерческого директора»
- «Расчет амортизации»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- уметь работать с диаграммами;
- уметь строить графики функции.
Текущий контроль: итоги практических работ.
- Итоговое занятие (1ч)
Итоговый контроль: Выполнение итоговой практической работы «Нахождения суммы кредита».
Защита проектов.
Список литературы
Основная литература для обучающихся:
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).
Основная литература для учителей:
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).
- Excel – это очень просто! –СПб.: Питер, 2006 Левин А.Ш.
Дополнительная литература для обучающихся и учителей:
- Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию./под ред. Н.В. Макаровой.-Спб.: Питер, 2001
Электронные издания
- http://tmn.fio.ru/works/134x/307-1/lec.htm
- Полная программная поддержка курса "Информатика и ИКТ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочая программа элективного курса «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ»
Рабочая программа элективного курса«ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» основного общего образованиясрок реализации программы: 1 год Программа составлена на основепрограммы элективного курса по инфор...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...