Рабочая программа ""Информатика и ИКТ 10-11 класс"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа "Информатика и ИКТ 10-11 класс" разработана на основе авторской программы Семакина. Рассчитана на 70 часов (10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 1 час в недеелю). Соответствует требованиям стандарта 2004 года. Для расширения программы в классах художествнно-эстетической направленности до 2 часов в неделю предлагается программа эллективных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_sistemy_i_modelirovanie.docx | 51.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 70»
Рабочая учебная программа
элективного курса
«Информационные системы и модели»
(10-11 класс, 70 часов)
Разработала:
Шуткова С.А.,
учитель информатики
Рассмотрена и рекомендована
на заседании МО учителей
математики
протокол №___ от ___________
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
_______________________
Новокузнецк, 2014 г.
Пояснительная записка
Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в 10-11 классах. Курс является элективным, ориентированным на учебный план объемом 70 часов (1 час в неделю).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года, Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012).
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы элективного курса «Информационные системы и модели, авторы И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. При планировании и создании курса авторы учитывают, что раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы.
В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируются изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, вышедшим в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская И.Г. Семакина/ http://www/school-collection.ru.
- Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ/ http://webpractice.cm.ru/.
Курс рассчитан на восприятие учащимися как с «естественно-научным» и технологическим, так и с гуманитарным складом мышления, что соответствует направленности образовательного учреждения.
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Цель:
- расширение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- приобретение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Элективный курс «Информационные системы и модели» в 10-11 классах, опираясь на уровень общей грамотности учащихся (прежде всего математический), решает следующие задачи
Задачи:
- Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира.
- Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, информационного моделирования.
- Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относится прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
- Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Все перечисленные позиции в совокупности составляют основы информационно-коммуникационной компетентности, которыми должны овладеть выпускники полной средней школы.
Основной целью изучения курса остается выполнение требований Государственного Образовательного Стандарта.
2. Нормативно-правовая база:
1. «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года;
2. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
3. Учебно-методическое обеспечение:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская И.Г. Семакина/ http://www/school-collection.ru.
- Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ/ http://webpractice.cm.ru/.
- Программа элективного курса «Информационные системы и модели» И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. Сведения о рабочей программе
Рабочая программа элективного курса построена на основе программы элективного курса «Информационные системы и модели» И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, рассчитаной на 70 часов (1 час в неделю).
5. Тематическое планирование к рабочей программе
Элективного курса «Информационные системы и модели»,
часть 1 «Моделирование и разработка информационных систем»
10 класс, 30+5 часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Краткое содержание | Лаб., практ. работы | Формы контроля |
1 | Информационные системы и системология | 9 | Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области. | Реферат по одной из проблем курса | |
2 | Базы данных на электронных таблицах | 14 | Создание БД в среде табличного процессора (MS Excel). Выборка данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы. Визуализация данных и результатов. | Выполнение и защита проекта | |
3 | Моделирование и разработка информационных систем | 7 | Разработка моделей из разных учебных дисциплин в среде электронных таблиц. | ||
4 | Резерв | 5 | |||
Итого: | 35 | 15 | 6 |
5. 5. Тематическое планирование к рабочей программе
Элективного курса «Информационные системы и модели»
часть 2 «Компьютерное математическое моделирование»
11 класс, 31+4 часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Краткое содержание | Лаб., практ. работы | Формы контроля |
1 | Введение в технологию компьютерного математического моделирования | 3 | Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры. Разновидности математических моделей. Компьютерное математическое моделирование, его этапы. | Реферат | |
2 | Инструментарий компьютерного математического моделирования | 4 | Табличный процессор и электронные таблицы. Построение графиков зависимостей между величинами | ||
3 | Математические расчеты в табличном процессоре | 6 | Построение графиков сложных функций. Графическое решение уравнений и систем уравнений. Подбор параметра. | ||
4 | Моделирование зависимостей | 3 | Моделирование статистической и корреляционной зависимостей. Прогнозирование по построенным моделям. | ||
5 | Моделирование процессов оптимального планирования | 10 | Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование – введение. Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования. Симплекс-метод. Алгоритмическая реализация симплекс-метода. Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel. Решение задач оптимизации с помощью электронных таблиц. | ||
6 | Компьютерное имитационное моделирование | 5 | Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределение. Пример моделирования системы массового обслуживания. | ||
7 | Резерв | 4 | |||
Итого: | 35 |
6. Требования к уровню подготовка учащихся
В результате изучения элективного курса «Информационные системы и модели» часть 1 «Моделирование и разработка информационных систем» ученик должен
знать/понимать
- Назначение и состав информационных систем;
- Этапы создания компьютерной информационной моделей систем;
- Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект;
- В чем состоит задача системного анализа;
- Существующие разновидности моделей систем;
- Что такое граф;
- Какие системы называются иерархическими;
- Основные свойства дерева;
- Что такое инфологическая модель предметной области;
- Что такое база данных;
- Структуру реляционной базы данных;
- Какими возможностями для работы с базами данных обладает MS Excel;
- Что такое фильтрация данных; какими способами она производится.
уметь
- Осуществлять анализ систем с целью построения моделей разных типов;
- Строить граф-модели систем с иерархической и сетевой структурой;
- Организовывать однотабличные базы данных в MS Excel;
- Осуществлять выборку и сортировку данных;
- Осуществлять фильтрацию данных;
В результате изучения элективного курса «Информационные системы и модели» часть 2 «Компьютерное математическое моделирование» ученик должен
знать/понимать
- Содержание понятий «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»;
- Виды абстрактных (информационных) моделей;
- Этапы компьютерного математического моделирования;
- Цели математического моделирования;
- Требования, предъявляемые к компьютерным математическим моделям;
- Возможные подходы к классификации математических моделей;
- Отличие натурного (лабораторного) эксперимента от компьютерного (численного);
- Состав инструментария компьютерного математического моделирования;
- Возможности табличного процессора Excel в реализации математического моделирования;
- Графические возможности Excel;
- Специфику компьютерного математического моделирования в экономическом планировании; примеры содержательных задач из областей экономического планирования, решаемых методом компьютерного моделирования;
- Постановку задач, решаемых методом линейного программирования;
- Основные понятия теории вероятности, необходимые для реализации имитационного моделирования;
- Постановку задач, решаемых методом имитационного моделирования в теории массового обслуживания;
уметь
- приводить примеры, иллюстрирующие понятие «модель», «информационная модель», «компьютерная информационная модель»;
- приводить примеры содержательных задач, при решении которых применяют компьютерные математические модели, и при этом преследуются разные цели моделирования;
- применять схему компьютерного эксперимента при решении содержательных задач;
- приводить примеры задач разных классов при классификации моделей;
- отбирать факторы, влияющие на поведение изучаемой системы;
- строить модели изучаемых процессов;
- анализировать полученные результаты и исследовать математическую модель;
- прогнозировать состояние системы по построенной модели;
- использовать простые имитационные модели систем массового обслуживания;
- строить простые оптимизационные экономические модели;
- пользоваться средством «Поиск решения» Excel для решения задач линейного программирования.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
7. Формы контроля по дисциплине
- Основной формой итогового и промежуточного контроля является реферат и защита реферата с использованием презентации;.
- практическая работа для текущего и итогового контроля освоения информационных технологий.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
элективного курса Системы и моделирование
часть 1 Моделирование и разработка информационных систем
10 класс, 35 часов
№ | Дата | Раздел, тема, урок | Кол-во часов | Примечание (§§) |
1.Понятие информационной системы | 9 | |||
1.1Введение. Понятие информационной системы. Этапы разработки информационных систем. | ||||
1.2 Основы системологии: понятия системы, структуры, системный эффект. | ||||
1.3 Модели систем: модель черного ящика; модель состава системы. ПР1 | ||||
1.4 Модели систем: структурная модель. Графы (сети). ПР1. | ||||
1.5 Иерархические структуры и деревья. ПР2 | ||||
1.6 Построение структурной модели. ПР2 | ||||
1.7 Практикум на построение семантической сети. ПР3 | ||||
1.8 Инфологическая модель предметной области. ПР4 | ||||
1.9 Итоговое занятие. (Защита реферата) | ||||
2. Базы данных на электронных таблицах | 14 | |||
2.1 Понятие базы данных | ||||
2.2 База данных на электронных таблицах. | ||||
2.3 Создание базы данных на электронных таблицах | ||||
2.4 Выборка данных. ПР5 | ||||
2.5 Вычисления в электронных таблицах | ||||
2.6 ПР6 | ||||
2.7 Мастер функций | ||||
2.8 ПР7 | ||||
2.9 Визуализация данных и результатов | ||||
2.10 ПР8 | ||||
2.11 Логические выражения | ||||
2.12 Логические операции | ||||
2.13 Использование логических функций в электронных таблицах | ||||
2.14 Итоговое занятие | ||||
3. Моделирование и разработка информационных систем | 7 | |||
3.1 Моделирование и разработка информационных систем | ||||
3.2 Моделирование и разработка информационных систем | ||||
3.3 Моделирование и разработка информационных систем | ||||
3.4 Моделирование и разработка информационных систем | ||||
3.5 Моделирование и разработка информационных систем | ||||
3.6 Моделирование и разработка информационных систем | ||||
3.7 Итоговое занятие | ||||
Резерв | 5 | |||
Резерв | ||||
Резерв | ||||
Резерв | ||||
Резерв | ||||
Резерв |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
элективного курса Системы и моделирование
часть 2 Компьютерное математическое моделирование
11 класс, 35 часов
№ | Дата | Раздел, тема, урок | Кол-во часов | Примечание (§§) |
1. Введение в технологию компьютерного математического моделирования | 3 | |||
1.1 Основные понятия и принципы моделирования | ||||
1.2 Компьютерное математическое моделирование и его этапы. | ||||
1.3 Введение в моделирование (Защита реферата) | ||||
2. Инструментарий компьютерного математического моделирования | 4 | |||
2.1 Инструментарий компьютерного математического моделирования. (Решение задач с помощью Excel) | 26 | |||
2.2 Решение математических задач с помощью Excel. ПР1 | ||||
2.3 Построение графиков зависимостей между величинами в Excel. ПР1 | ||||
2.4 Итоговое занятие (Защита реферата) | ||||
3. Математические расчеты в табличном процессоре | 6 | |||
3.1 Построение графиков сложных функций. ПР2 | ||||
3.2 Графическое решение уравнений и систем. | ||||
3.3 Графическое решение уравнений и систем. ПР3 | ||||
3.4 Графическое решение уравнений и систем. ПР3 | ||||
3.5 Подбор параметра. ПР4 | ||||
3.6 Итоговое занятие (Защита реферата) | ||||
4. Моделирование зависимостей | 3 | |||
4.1 Получение регрессионных моделей. ПР5 | ||||
4.2 Расчет корреляционных зависимостей. ПР6 | ||||
4.2 Итоговое занятие (Защита практических работ 5 и 6) | ||||
5. Моделирование процессов оптимального планирования | 10 | |||
5.1 Постановка задач оптимального планирования | ||||
5.2 Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования. | ||||
5.3 Геометрическое решение задач линейного программирования. ПР7 | ||||
5.4 Симплекс-метод. Алгоритмическая реализация симплекс-метода. | ||||
5.5 Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel. | ||||
5.6 Решение задач линейного программирования ПР7 | ||||
5.7 Решение задач линейного программирования ПР7 | ||||
5.8 Решение задач линейного программирования ПР7 | ||||
5.9 Решение задач линейного программирования ПР7 | ||||
5.10 Итоговое занятие | ||||
6. Компьютерное имитационное моделирование | 5 | |||
6.1 Принципы имитационного моделирования. | ||||
6.2 Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределение. | ||||
6.3 Пример моделирования системы массового обслуживания. ПР8 | ||||
6.4 Пример моделирования системы массового обслуживания. ПР8 | ||||
6.5 Итоговое занятие (Защита реферата) | ||||
7. Резерв | 4 | |||
Резерв | ||||
Резерв | ||||
Резерв | ||||
Резерв |
Литература
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская И.Г. Семакина/ http://www/school-collection.ru.
- Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ/ http://webpractice.cm.ru/.
- Программа элективного курса «Информационные системы и модели» И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ 8-9 класс
Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования.Настоящая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разрабо...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 8-9 класс
По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый курс" /И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова/...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 10-11 класс
По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый уровен" /И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер/...
рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 10- 12 класс"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно- тематического планирования....
Рабочая программа Информатика и ИКТ 10-11 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 - 11 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу М...
Рабочая программа ""Информатика и ИКТ 10-11 класс"
Рабочая программа "Информатика и ИКТ 10-11 класс" разработана на основе авторской программы Семакина. Рассчитана на 70 часов (10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 1 час в недеелю). Соответствуе...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 5-й класс
Рабочая программа реализована в ГБОУ ЦСиО "Самбо-70"...