Рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» и авторской программы Босовой Л. Л. для 5-6 классов, рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.rar | 94.53 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Дата | Тема урока | Решаемые учебные задачи | Основные понятия | Планируемые образовательные результаты | Домашнее задание | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
план | факт | |||||||||||
Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места | 1) информирование учащихся о целях изучения курса информатики в 5 классе; 2) рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе; 3) знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов; 4) обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира; 5) знакомство учащихся с видами информации по форме еѐ представления; 6) расширение представлений учащихся об информационной деятельности человека (действиях человека с информацией). |
| общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах | умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | §1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. Дополнительное задание: №11 в РТ, №7 на стр. 9 учебника. | ||||||
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией | 1) расширение представления школьников о сферах применения компьютеров; 2) формирование представления об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютеров; 3) актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях; 4) закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома; 5) закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику. |
| знание основных устройств компьютера и их функций; | основы ИКТ-компетентности; | представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | §2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр. 16 учебника. | ||||||
Ввод информации в память компьютера. Пр.р.№1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1) расширение представления школьников об устройствах ввода информации; 2) расширение и систематизация представлений школьников о клавиатуре как основном устройстве ввода информации; 3) актуализация представлений об основной позиции пальцев на клавиатуре; 4) актуализаций навыков слепой десятипальцевой печати на клавиатуре . |
| представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера | основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры | понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати | §3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36, №37. | ||||||
Управление компьютером. Пр.р.№2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» | 1) актуализировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера; 2) вспомнить способы взаимодействия пользователя с программами и устройствами компьютера с помощью мыши; 3) вспомнить способы управления компьютером с помощью меню. |
| общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приѐмах управления компьютером | основы ИКТ-компетентности; навыки управления компьютером; | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | §4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34 учебника | ||||||
Хранение информации. Пр.р.№3 «Создаем и сохраняем файлы» | 1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации; 2) углубить и систематизировать представления о носителях информации; 3) рассмотреть понятия файла и папки; 4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке | общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; | понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве | понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | §5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69. | |||||||
Передача информации | 1) раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации; 2) рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приѐмники информации. |
| общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках инф ормации, информационных каналах, приѐмниках информации | понимание единой сущности процесса передачи информации | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | §6; РТ: №70, №72, №74. Дополнительное задание: №75 | ||||||
Электронная почта Пр.р.№4 «Работаем с электронной почтой» | 1) закрепить общие представления о процессе передачи информации; 2) познакомить учащихся с электронной почтой как средством коммуникации; 3) зарегистрировать почтовые ящики для каждого ученика; 4) отработать на практике умения написания, отправки и получения электронных писем. |
| общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме | основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. | §6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78. | ||||||
В мире кодов. Способы кодирования информации | 1) закрепить знания об информационных процессах; 2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; 3) сформировать общие представления о роли кодирования информации; 4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов. |
| общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования | умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | §7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя). | ||||||
Метод координат | 1) систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке; 2) объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования; 3) познакомить учащихся с методом координат. |
| представление о методе координат | понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | §7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100. Дополнительное задание: №101 | ||||||
Текст как форма представления информации | 1) дать представление о тексте как одной из самых распространѐнных форм представления информации; 2) рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания текстовых документов; 3) рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов. |
| общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105. | ||||||
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Пр.р.№5. «Водим текст» | 1) дать учащимся представление об основных объектах текстового документа; 2) закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах. 3) напомнить учащимся основные правила ввода текста; 4) актуализировать имеющиеся навыки создания и сохранения текстовых документов, открытия ранее созданных документов и внесения в них изменений. |
| понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (2, 4); РТ: №111, №103. | ||||||
Редактирование текста. Пр.р. №6 «Редактируем текст» | 1) систематизировать представления учащихся об этапе редактирования текстового документа; 2) актуализировать имеющиеся умения вставки, удаления, замены символа(ов); ввода прописных и строчных букв; разрезания и склеивания строк; быстрого перемещения по документу. |
| представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (5); РТ: №110, №112 | ||||||
Текстовый фрагмент и операции с ним. Пр.р. №7 «Работаем с фрагментами текста» | 1) дать учащимся представление о фрагменте текстового документа 2) ввести понятие буфера обмена; 3) продемонстрировать учащимся эффективные приѐмы редактирования текстовых документов за счет работы с фрагментами ; 4) закрепит на практике умения работы с фрагментами. |
| умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (5); РТ: №113, №114, №115. | ||||||
Форматирование текста. Пр.р. №8 «Форматируем текст» | 1) систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа; 2) актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста |
| представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы | основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119. | ||||||
Представление информации в форме таблиц. Пр.р. №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2) | 1) акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации; 2) дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования однотипной текстовой информации; 3) актуализировать умения создания простых таблиц средствами текстового процессора. |
| представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы | основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §9 (1); РТ: №121, №123, №124. | ||||||
Табличное решение логических задач. Пр.р. №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) | 1) акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации; 2) дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств ; 3) закрепить умения создания простых таблиц средствами текстового процессора. |
| умение представлять информацию в табличной форме | основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129 | ||||||
Разнообразие наглядных форм представления информации | 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации; 2) привести примеры использования схем для решения задач. |
| умение представлять информацию в наглядной форме | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137 | ||||||
Диаграммы. Пр.р. №10 «Строим диаграммы» | 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации; 2) сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм |
| умение строить столбиковые и круговые диаграммы | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §10 (5); РТ: №134, №135, №136 | ||||||
Компьютерная графика. Пр.р. №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1) закрепить умения построения диаграмм; 2) акцентировать внимание на графических возможностях компьютера; 3) актуализировать знания о графическом редакторе и навыки работы в нем; 4) сформировать умение определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений |
| умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией | развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | § 11 (1, 2); РТ: №138, №139 | ||||||
Преобразование графических изображений. Пр.р. № 12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1) закрепить умения работы в графическом редакторе; 2) познакомить учащихся с возможностями работы с фрагментами в графическом редакторе; 3) сформировать умения создавать сложные графические объекты путѐм преобразования графических фрагментов |
| умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации | развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | § 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144 | ||||||
Создание графических изображений. Пр.р. №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1) закрепить умения работы в графическом редакторе; 2) закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе; 3) сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы. |
| умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов | умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | § 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146. | ||||||
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1) дать учащимся представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи; 2) привести примеры информационных задач; 3) дать учащимся представление о двух типах обработки информации; 4) акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей еѐ содержания; 5) дать учащимся общее представление о систематизации информации и рассмотреть примеры систематизации информации |
| представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации | умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | § 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150 | ||||||
Списки – способ упорядочивания информации. Пр.р. №14 «Создаем списки» | 1) акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму еѐ представления; 2) расширить представления учащихся о систематизации информации; 3) дать учащимся представление о списках как инструментах структурирования и систематизации информации; 4) привести примеры целесообразного использования нумерованных и маркированных списков; 5) сформировать у учащихся практические навыки создания нумерованных и маркированных списков. |
| представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки | представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ-компетентность | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | § 12 (2); РТ: №151, №52 | ||||||
Поиск информации. Пр.р. № 15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 1) закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей еѐ содержания; 2) сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации; 3) сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации |
| представление о поиске информации как информационной задаче | умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации | первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования | § 12 (3); РТ: №153, №154, №155 | ||||||
Кодирование как изменение формы представления информации | 1) закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей еѐ содержания; 2) расширить представления учащихся о круге задач, связанных с изменением формы представления информации |
| представление о кодировании как изменении формы представления информации | умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | § 12 (4); РТ: №158, №159, №162 | ||||||
Преобразование информации по заданным правилам. Пр.р. № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации 2) расширить представления учащихся о круге задач, связанных с вычислениями по заданным правилам, ведущих к получению нового содержания, новой информации |
| представление об обработке информации путѐм еѐ преобразования по заданным правилам | умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач | понимание роли информационных процессов в современном мире | § 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173 | ||||||
Преобразование информации путем рассуждений | 1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации; 2) дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации |
| представление об обработке информации путѐм логических рассуждений | умение анализировать и делать выводы | понимание роли информационных процессов в современном мире | § 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ | ||||||
Разработка плана действий. Задачи о переправах | 1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации; 2) дать представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи; 3) показать некоторые формы записи плана действий |
| представление об обработке информации путѐм разработки плана действий | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамк ах предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ. | ||||||
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации; 2) закрепить представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи; 3) показать табличную форму записи плана действий |
| представление об обработке информации путѐм разработки плана действий | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамк ах предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ. | ||||||
Создание движущихся изображений. Пр.р. № 17 «Создаем анимацию» (задание 1) | 1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с составлением плана действий; 2) ввести понятие анимации, как последовательности событий, разворачивающихся по определѐнному плану; 3) дать представление о простейших способах создания движущихся изображений; 4) познакомить с инструментарием для создания анимаций |
| представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определѐнному плану | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | § 2.12, №21 в учебнике | ||||||
Создание анимации по собственному замыслу. Пр.р. № 17 «Создаем анимацию» (задание 2) | 1) закрепить навыки обработки графической информации; 2) закрепить навыки планирования последовательности действий; 3) закрепить умения работы в редакторе презентаций |
| навыки работы с редактором презентаций | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики | ||||||
Выполнение итогового мини-проекта. Пр.р. № 18 «Создаем слайд-шоу» | 1) повторить и систематизировать материал, изученный в 5 классе; 2) закрепить умения работы в редакторе презентаций. |
| представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). | ||||||
Итоговое тестирование | ||||||||||||
34-35. | Резерв учебного времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...