Рабочая программа по информатике, 6 класс, ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 6 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа «Информатика» для основной школы (5-6 класс). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31марта 2014 года № 253.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_informatika_-_uchebnik_bosovoy.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Рассмотрено и принято Согласовано УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО на заседании НМС приказ от _______№ ___
учителей математики, протокол от 29.08.2014 № 1 Директор МБОУ СОШ № 28
физики, информатики зам. директора по НМР ______________ А.А. Фаизов
протокол от 28.08.2014 № 1 _____________ О.А. Пронина
руководитель МО
_____________И.Г.Маслова
Рабочая программа
по информатике, 6 класс, ФГОС,
на 2014-2015 учебный год
Некрасов Д.А., учитель информатики,
город Ульяновск
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 5–6 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа «Информатика» для основной школы (5-6 класс). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31марта 2014 года № 253.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические умения для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Создание мультимедийных объектов (7 часов)
Мультимедийная презентация.
Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Аналитическая деятельность:
- планировать последовательность событий на заданную тему;
- подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
- использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Объекты и системы (8 часов)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.
Аналитическая деятельность:
- анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Практическая деятельность:
- изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
- изменять свойства панели задач;
- узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
упорядочивать
Информационные модели (10 часов)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- создавать словесные модели (описания);
- создавать многоуровневые списки;
- создавать табличные модели;
- создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
- создавать диаграммы и графики;
- создавать схемы, графы, деревья;
- создавать графические модели.
Алгоритмика (9 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями;
- составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
Учебно-тематический план
№ | тема раздела, урока | кол–во часов | тип, форма урока | планируемые результаты | вид и формы контроля | дата урока | ||
образовательный аспект ТДЦ | развивающий аспект ТДЦ | воспитательный аспект ТДЦ | ||||||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 | Урок изучения нового материала, беседа | знание основных устройств компьютера и их функций | основы ИКТ-компетентности | представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) | самоконтроль, внешний контроль, записи в тетрадях | |
2 | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями | Формирование учебно-познавательного интереса к новому предмету | Осознание важности изучения информатики. Формирование познавательных интересов | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 1 | Комбинированный урок, практикум | Овладение умением включать и завершать работу на компьютере | Формирование умений работать с основными объектами операционной системы | Учиться работе с объектами рабочего стола, папками и файлами | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями повторение возможностей графического редактора | Формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию | Овладение начальными навыками работы с графическим редактором | самоконтроль, внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах | |
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями повторение возможностей графического редактора | Формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию | Овладение начальными навыками работы с графическим редактором | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
6 | Разновидности объекта и их классификация. | 1 | Урок изучения нового материала, лекция | Формирование умения вводить и редактировать текст; использовать сочетания клавиш. | Приобретение опыта самостоятельной работы на компьютере | Овладение начальными навыками работы с клавиатурой | самоконтроль, внешний контроль, взаимоконтроль, устный опрос | |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | 1 | Урок применения знаний и умений, практикум | Формирование умения вводить и редактировать текст; использовать сочетания клавиш. | Приобретение опыта самостоятельной работы на компьютере | Овладение начальными навыками работы с клавиатурой | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Формирование умения работы с клавиатурным тренажером | Приобретение опыта самостоятельной работы на компьютере | Овладение начальными навыками работы с клавиатурой | самоконтроль, внешний контроль, записи в тетрадях | |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | 1 | Комбинированный урок | Формирование умения работы с клавиатурным тренажером | Приобретение опыта самостоятельной работы на компьютере | Овладение начальными навыками работы с клавиатурой | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Формирование умения вставлять рисунок из файла, создание декоративной надписи | Приобретение опыта самостоятельной работы на компьютере | Овладение начальными навыками работы с текстовым редактором | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | 1 | Урок применения знаний, практикум | Овладение работой с несколькими окнами, умением создавать составной документ | Формирование умений выделять главное, находить нужную информацию в учебнике | Овладение начальными навыками работы с окнами и элементами окна программы | самоконтроль, внешний контроль, самостоятельная работа | |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение работой с конструированием графических объектов | Развивать навыки самостоятельной работы, логическое мышление | Формирование навыков работы на результат | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
13 | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение работой с конструированием графических объектов | Приобретение опыта работы с информацией, формировать навыки обработки информации, учиться находить примеры, связанные с действиями с информацией в жизни | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | самоконтроль, внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах | |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | 1 | Урок изучения нового материала, лекция, практикум | Формирование умений работы по составлению плана кабинета Творческое задание | Приобретение знаний о моделях, формирование навыков самостоятельной работы | Овладение начальными навыками работы с графическим редактором, формирование навыков бережного обращения с компьютером и | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | 1 | Комбинированный урок | Овладение знаниями разнообразие моделей Формирование умений составлять словесные модели | Формирование навыков в составлении словесных моделей | Овладение начальными навыками в работе с моделями | самоконтроль, внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах | |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями разнообразия составления математических моделей Формирование умений в составлении математических моделей. | Изучение метода составления математической модели | Учиться адекватно воспринимать информацию, ее формы представления, анализировать мнение окружающих | самоконтроль, внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах | |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями форм представления информации (в частности таблица), развитие логического мышления | Формирование навыков работы с текстом учебника, худ. книги, справочника, развитие логического мышления в ходе логической игры в парах, в группах | Учиться адекватно воспринимать информацию, ее формы представления, анализировать мнение окружающих, развивать логическое мышление на уроке и при выполнении домашних заданий | самоконтроль, внешний контроль | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями табличной формы представления информации, развитие логического мышления | Научиться работе с таблицей. Создавать таблицу, знать название элементов таблицы, умение заполнять таблицу, используя компьютер | Овладение начальными навыками представления информации в табличной форме, учиться самостоятельно придумывать логические игры | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | 1 | Урок применения знаний, практикум | Овладение знаниями о процессе обработки информации. Формирование умений использования компьютера для обработки информации. | Учиться обрабатывать информации, формировать культуру обмена информацией | Формирование компьютер-ной грамотности. | самоконтроль, внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах | |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | 1 | Урок изучения нового материала, лекция | Овладение знаниями наглядной формы представления информации, формирование навыков самостоятельной работы | Научиться сравнивать различные способы представления информации, уметь приводить примеры различных наглядных форм представления информации | Учиться самостоятельно выполнять задания и корректировать свои знания | самоконтроль, внешний контроль, записи в тетрадях | |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | 1 | Урок применения знаний, практикум | Овладение знаниями назначения текстовых редакторов и понятием документа. Использование графов при решении задач. | Формирование навыков обработки текстовой информации (построение диаграмм и графиков) | Формирование компьютер-ной грамотности. | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями возможности редактирования текста и применение их на практике. | Формирование навыков обработки текстовой информации (построение диаграмм и графиков) | Формирование компьютер-ной грамотности. | самоконтроль, внешний контроль | |
23 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 | Урок изучения нового материала, лекция | Овладение знаниями | Учиться грамотности | Формирование навыков работы с алгоритмами | самоконтроль, внешний контроль | |
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 | Урок изучения нового материала, лекция | Овладение знаниями в определении исполнителей Формирование умений приводить примеры исполнителей | Учиться поиску информации в дополнительных источниках (газеты, журналы, справочники), | Формирование обще-учебных навыков | самоконтроль, внешний контроль, устный опрос | |
25 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | 1 | Урок изучения нового материала, лекция | Формирование умений систематизировать информацию. | Формирование навыков систематизировать информацию | Формирование навыков культуры по работе с информацией | самоконтроль, внешний контроль, записи в тетрадях | |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Формирование навыков использования инструментов рисования в программе создания презентаций | Учиться копировать и редактировать слайды, создавать презентацию на нескольких слайдах | Формирование навыков культуры по работе с информацией | самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах | |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Формирование навыков использования инструментов рисования в программе создания презентаций | Учиться копировать и редактировать слайды, создавать презентацию на нескольких слайдах | Учиться самостоятельно выполнять задания и корректировать свои знания | самоконтроль, внешний контроль | |
28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Овладение знаниями основных возможностей PowerPoint | Учиться копировать и редактировать слайды, создавать презентацию на нескольких слайдах | Развивать чувство прекрасного при изучении темы | самоконтроль, внешний контроль, взаимоконтроль | |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | Комбинированный урок | Овладение знаниями основных возможностей исполнителя Чертежник. Формирование умений работы с исполнителем. | Формирование навыков сравнительного анализа при изучении темы | воспитывать в себе чувство прекрасного | самоконтроль, внешний контроль, записи в тетрадях | |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | Урок усвоения навыков и умений, лекция | Формирование умений работы в исполнителем Чертежник. | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | Учиться самостоятельно выполнять задания и корректировать свои знания | самоконтроль, внешний контроль | |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | Урок применения знаний, лекция | Овладение знаниями и умениями работы с исполнителем. Формирование умений преобразовывать информацию путем рассуждений. | Формирование навыков работы с исполнителем. Целеполагание, планирование пути достижения цели | Учиться грамотно составлять алгоритмы. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей. | самоконтроль, внешний контроль | |
32 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | 1 | Урок применения знаний | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | самоконтроль, внешний контроль, записи в тетрадях | |
33 - 34 | Итоговое повторение | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Формирование логических навыков | Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение | Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | самоконтроль, внешний контроль |
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 6 класса должен:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам ее восприятия человекам, по формам представления и материальных носителях;
- приводить простые примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- знать правила работы за компьютером;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- понимать понятие графического интерфейса системной среды Windows;
- знать программный принцип работы компьютера;
- знать технологию работы с текстом;
- знать технологию работы с графическим редактором;
- иметь представление об алгоритмах.
уметь:
- кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- запустить компьютер;
- работать мышью;
- работать клавиатурой;
- запускать программы из меню Пуск;
- изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших составные документы, рисунки, программ;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методические пособия для учителя
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Дополнительная литература
- -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министер-ства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),
- - Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа «Информатика» для основной школы (5-6 класс). М.: БИНОМ. Лаборато-рия знаний, 2013, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учеб-ников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учрежде-ниях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31марта 2014 года № 253.
- М.Н. Бородин, Информатика. УМК для основной школы: 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронные учебные пособия:
- http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
- http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
- http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
- http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
- http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....
рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 1 класс фгос.
Пояснительная записка. Тематическое планирование....
Рабочая программа 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 2 класс ФГОС
Программа.составленная в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа_8 класс_ФГОС
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для 8 класса составлена в соответствии с ФГОС...