Самоанализ урока
материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Бурцева Ирина Вячеславовна

Самоанализ урока по информатике

проведенного в 5а классе МБОУ-СОШ №39 Бурцевой И.В.

Раздел:  «Информационные технологии»

Тема:  «Наглядные формы представления информации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_informatiki_burtsevoy_i.v.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по информатике

проведенного в 5а классе МБОУ-СОШ №39 Бурцевой И.В.

Раздел:  «Информационные технологии»

Тема:  «Наглядные формы представления информации»

Продолжительность урока: 45 минут

Цели урока через планируемые результаты обучения:

- выявляет роль наглядных форм представления информации в жизни человека;

- формирует представление об обработке наглядной информации с использованием прикладных программ;

- применяет знания об одновременной работе в двух приложениях.

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: проведение практической работы, наблюдений, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ученика.

Планируемые результаты:

−  Предметные: уметь применять текстовый редактор для создания, редактирования и форматирования таблиц;

− уметь применять в работе одновременно несколько редакторов для создания и редактирования диаграмм;

− знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: Действовать по алгоритму; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем; осуществлять контроль своей деятельности  в процессе достижения результата. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условиями задачи.

Цели:

 Обучающие: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, дать представление о таблице, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.

Развивающие: развить у школьников логическое мышление,  активизировать  мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать  у учащихся интерес к предмету.

Воспитательные: привить  интерес к предмету,  навыки самостоятельной работы.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование:  ПК, мультимедийный проектор, интерактивное оборудование SMART, презентация (PowerPoint), ватман, фломастеры.

Основные понятия:  наглядная форма представления, рисунок, фотография, карта, схема, условные знаки, диаграмма, таблица.

Количество уроков в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Использую программу и рабочие тетради Л. Босовой. Тематический план составлен с учетом аппаратного и программного обеспечения, которым располагает на данный момент школа.  Соблюдается протяженность времени, которое учащиеся  могут проводить за монитором – до 20 минут урока, а также проведение физкультминутки для снятия усталости.

Характеристика класса:

В 5А классе обучаются 14 человек. Из них 4 юношей и 10 девушек. В основном класс состоит из учащихся, которые посещали внеурочные занятия в рамках ФГОС в начальной школе. Ученики неконфликтные, класс дружный. Четыре человека из числа обучающихся неоднократно принимали участие в школьных, районных научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах с применением ИКТ. Большая часть класса имеют стремление к знаниям, добросовестное отношение к предмету и учатся на «4» и «5». Трое учащихся успевают на «4» и «3» и имеют слабый уровень подготовки, но замотивированы на учебу. В целом по уровню своего развития и подготовленности – этот класс с высоким уровнем обучаемости, в котором я преподаю информатику первый год и второй год работаю в рамках внеурочной деятельности кружка «Компьютерная азбука».

      Тип урока:  комбинированный, урок изучения нового материала с практической работой. Урок  опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал (изучение наглядных форм представления информации, а также применение этих знаний на практике). Новый материал помогает  расширить кругозор учащихся, практическая работа – создание диаграммы, способствует развитию творческого потенциала, внимательности и закреплению умений  на практике.

Данный урок проходит в рамках учебного курса «Информатика» в пятых классах общеобразовательных школ при изучении темы «Наглядные формы представления информации».

Уроку предшествовало первичное усвоение новых знаний из раздела «Информационные технологии», куда входили темы : «Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации».

Полученные на данном уроке знания, учебные действия послужат основой для их дальнейшего использования во время изучения курса «Информатики» в более старших классах, связанных с проектной деятельностью.

В структуре проведенного  урока выделяются следующие этапы:

1 этап. Организационный.

На данном этапе учащиеся готовились к уроку, эмоционально настраивались на урок, слушали учителя, так как урок следует после занятия физической культурой.

2 этап. Актуализация знаний.

На данном этапе урока организована деятельность учащихся по повторению изученных тем и освоению изучаемой темы. Учащиеся активно принимали участие в обсуждении поставленных вопросов. Велся фронтальный опрос. Обучающиеся самостоятельно оценили свои ответы. Закрепление материала позволило в дальнейшем вести диалог со всеми учащимися для перехода к следующему этапу урока.

3 этап. Объяснение нового материала. Постановка проблемы. Групповая работа.

На данном этапе урока ученики обсуждали и высказывали варианты формулировки темы и целей урока. Использовалась фронтальная работа с классом. Во время обсуждения ставилось целью  создание условий и формирование потребности включения в учебную деятельность, формулировка темы урока и постановка целей в рамках изучаемой темы. Выработанное в результате обсуждения решение было мной озвучено. Учащимся было предложено выполнить проверочные (творческие) задания с использованием ранее разработанных дидактических материалов.  Обучающиеся выполняли задания в группах на рабочих местах учеников. Контроль за ходом выполнения заданий и проверка правильности их выполнения производилась обучающимися на основе поставленных в заданиях вопросов.

Изложение нового материала

Изложение нового материала происходило в форме беседы. Учащимся предлагалось ответить на вопрос, выполнив задание  по декодированию кода, что помогло сменить вид деятельности и проявить смекалку. Путем фронтальной работы с классом и разбора примеров высказываний учащимися были сформулированы выводы о необходимости применения наглядных форм представления информации. При изучении нового материала ученикам предлагалось на основе заданий, представленных на слайде, самостоятельно изобразить числовые данные в наглядной форме. Все учащиеся легко справились с этой задачей, что позволило перейти к следующему этапу урока.  

  1. Этап. Практическая часть.

Переход к практической части дает возможность смены деятельности и подъему активности и внимательности учащихся. Так как ученики уже работали на своих местах за ПК, то повторение правил поведения в кабинете информатики прошло фронтально. Во время проведения практической работы учащимся предлагалось самостоятельно выполнить работу по заранее подготовленным инструкциям. После выполнения было предложено сверить правильность выполнения работы и произвести самооценку. Каждый ученик адекватно оценил свою работу.

  1. этап. Закрепление и контроль новых знаний. Рефлективная деятельность.

В ходе закрепления изученного материала все учащиеся справились с заданиями и самопроверкой работы. На данном этапе выполнено соотношение полученного результата с поставленными целями. С этой целью учащимся было предложено напомнить основные моменты, рассмотренные на уроке.

Учащиеся также ответили на поставленные вопросы: Что выяснили? Что вас удивило? Что интересного заметили? С чем предстоит разобраться? 

Учащимися проведен самоанализ и самооценка собственной деятельности в рамках отработанных на уроке вопросов.

В основу самооценки легли следующие критерии: активность, внимательность, правильность ответов, правильность выполненных практических заданий, умение связать изучаемый материал с другими областями знаний и ранее изученным материалом, умение логически мыслить, техническая грамотность.

Результатом стало умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

В конце урока обучающимся было задано домашнее задание: «Выписать из энциклопедии 6 названий деревьев и сколько лет они живут. Построить столбчатую диаграмму,  для любознательных предлагаю прочитать § 3.8.»

Методы и формы обучения на уроке учитывают  специфику предмета информатики. Самостоятельная практическая работа, самооценка, контроль.

  Использование опорных конспектов, раздаточного материала экономит время на уроке, приучает к самостоятельной работе, а также к работе в коллективе.  Считаю удачной выбранную структуру урока. В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуально обозначить проблему и дать возможность самим её решить;  далее проводится изучение нового материала в форме беседы, что позволяет ученикам активно участвовать в образовательном процессе  затем, когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – практическая работа, в которой требуется и внимание и знания, полученные ранее. Но перед ней проводится физкультминутка, чтобы снять общую усталость, а также проводится гимнастика для глаз.  В этом заключается логическая связь между этапами урока. А также поддерживается высокая работоспособность детей на уроке. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.

На уроке частично применяется метод проекта, учащиеся под руководством учителя рассуждали, анализировали, обобщали, создавали диаграммы по индивидуальным заданиям. На уроке преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная работа, опрос, работа с раздаточным материалом, работа в группах.

Содержание и задания для проведения урока были представлены на протяжении всего занятия в форме интерактивной презентации, а также использовались цифровые образовательные ресурсы, что помогает продемонстрировать наглядность, привлечь внимание обучаемых и отвечает современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. В ходе урока осуществлялся контроль за ходом выполнения заданий, оказание помощи отстающим, ответы на возникшие вопросы. Контроль сопровождался корректировкой и направлением деятельности учащихся. Во время урока обучающиеся были мотивированы, активны, проявляли интерес. В классе сохранялась рабочая, дружественная атмосфера сотрудничества.

Дифференцированный подход необходим только в практической работе, так как в классе присутствуют дети, не имеющие практику работы за компьютером в прошлом году и испытывающие трудности.

Контроль усвоения знаний был организован через заполнение учащимися индивидуальных карточек с заданиями, а также решение кроссворда и обсуждение верных ответов. Практические работы были оценены самими учащимися, а также учителем и прокомментированы. 

Для успешного достижения поставленных целей были разработаны и использованы следующие дидактические материалы:

  • презентация хода урока в соответствии с этапами;
  • приложения, созданные для контроля уровня усвоения знаний;
  • приложение, созданное для контроля уровня усвоения пройденного материала. 
  • В качестве технических средств обучения использованы персональные компьютеры учеников, персональный компьютер учителя, видеопроектор.

В структуре урока содержание и использованные методики проведения каждого этапа определялось поставленными целями. Наиболее сложным и насыщенным по качеству и содержанию стал Практическая часть. На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в группах), ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Главная цель на этом уроке: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, дать представление о таблице, развивать у учащихся навыки работы с компьютером были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...