ЛОГИКА – ИСКУССТВО МЫСЛИ.
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Варфоломеева Оксана Владимировна

 УРОК:   ЛОГИКА – ИСКУССТВО МЫСЛИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_logika.docx86.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:   ЛОГИКА – ИСКУССТВО МЫСЛИ.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Обобщить  и систематизировать  знания и способы  действий учащихся  при выполнении различных логических заданий;

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательная:

организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененной и новой ситуациях;

Развивающая:

способствовать развитию логического мышления,  познавательного интереса учащихся,   умения выделять главное, существенное.

Воспитательная:

содействовать воспитанию самостоятельности, умения работать в группе, формированию потребности в приобретении знаний, творческой активности.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Ребята, повернитесь назад, улыбнитесь нашим гостя! Встаньте ровно.  А теперь поверните голову вправо, насколько, на сколько можете, и запомните точку на стене, куда дотягивается ваш взгляд. Запомнили? Вернитесь в исходное положение. И сейчас снова поверните голову вправо, но постарайтесь посмотреть еще дальше, как можно дальше. Спасибо, садитесь. Поднимите руку те, у кого   получилось посмотреть второй раз дальше, чем в первый? Но ведь я и  в первый раз просила  вас повернуться гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущие достижения. Так вот, ребята, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться  большего.

А начать урок я хочу словами философа Лейбница:  «Так как логика есть искусство, которое упорядочивает и связывает мысли, то я не вижу оснований бранить ее. Наоборот, люди ошибаются именно потому, что им недостает логики».

Исходя из этой цитаты,  кто сможет сформулировать тему нашего урока.

А тема нашего урока: ЛОГИКА – ИСКУССТВО МЫСЛИ.  

  • Что такое логика?
  • Что такое умозаключение.(Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение).

На экране глаголы:

Повторим

Узнаем

Проверим

Как вы думаете для чего они и что с ними делать? Составьте из них словосочетания, добавив по одному существительному, которое будет характеризовать ваши ожидания от этого урока.

  1. МОЗГОВОЙ  ШТУРМ
  • Задание 1.  Переводчик.

Посмотрите на доску, пред вами 4 строчки, в каждой из которых дано одно слово на языке суахили, снабженное переводом на русский язык.

Akupenda – он любит тебя;

Awapiga  - он бьет их;

Nikupiga – я бью тебя;

Atupenda – он любит нас.

Ваша задача – перевести на язык суахили фразу «Я люблю тебя». (nikupenda). Ты знаком с языком суахили?  Тогда расскажи нам как тебе это удалось?

  • Задание 2. Игра камушки.

Предлагаю сыграть со мной в одну интересную игру. Перед нами 21 предмет, мы будем брать камни по очереди. За один ход можно взять 1,2,3.4 камня. Проигрывает тот игрок, кто забирает последний камень.

  • Задание 3. Устная работа
  • Закончите предложение:
  • конъюнкция это…(логическое умножение, результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба высказывания истины).  Союз в естественном языке? (И)  
  •   Импликация это…   (логическое следование, результат будет ложным тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие).  Союз в естественном языке? (ЕСЛИ, ТО).  Приведите пример аналогии в повседневной жизни, и определите вашего высказывания.
  • Эквивалентность это…   Логическое равенство,  результат будет  истинным тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истины)  Союз в естественном языке? (ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА) МОЖНО ПРИМЕР ПРИВЕДУ Я?   Ученик получит аттестат только тогда, когда сдаст успешно ЕГЭ. Это истинное или ложное высказывание.
  • Что называется высказыванием?
  • Придумайте предложение, которое не является высказыванием.
  • Какие значения может принимать логическое выражение?
  • Определите истинность или ложность высказывания:
  • Сумма углов треугольника равна 180 градусов. (1)
  • Луна спутник Венеры. (0) Луна, единственный естественный спутник Земли и ближайшее к нам небесное тело. 
  • Х – четное число. Истинность или ложность предложения зависит от значения Х.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

К сегодняшнему уроку вы готовили творческое задание. Представление домашнего задания.

1 группа –   у вас Google- презентация (все о ЕГЭ)

2 группа – у вас on-line стенгазета.

3 группа - у вас Google – документ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МИНУТКА.

  • Возможности  Сервисов  Web-2.0.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1.

Для какого символьного выражения будет ложным высказывание (первая буква гласная) - > (четвертая буква гласная)?

  1. ФИОС                  2. АТБИ            3. ОЧИС               4. МКАО

Пояснение. Импликация ложна тогда и только тогда, когда из истины,  следует  ложь.

Из предложенных букв соберите слово. СОЧИ – что вы можете сказать. С 7 по 23 февраля в Сочи пройдут Олимпийские игры.

Задача 2.

При составлении четырехзначных чисел используются цифры 1, 2, 3, 4 и 8. При этом соблюдаются следующие правила:

на первом месте стоит одна из цифр 1, 2 или 3;

после каждой нечетной цифры идет четная;

третьей не может быть цифра 4.

 Какое из перечисленных чисел создано по этим правилам:

1) 4321         2) 2018        3) 1313        4) 3842

Что вы можете сказать про  число 2018?  21-й чемпионат мира по футболу ФИФА, финальный турнир которого пройдёт в России с 8 июня по 8 июля 2018 года. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйкой.

Задача 3.

Для какого имени ложно высказывание:

Первая буква гласная V Четвертая буква гласная?

  1. Соня           2. Алексей            3. Владимир      4. Елена

Пояснение.  Дизъюнкция ложна только в одном случае: когда ложны оба утверждения.

Задача 4.

Для составления цепочек используются разные бусины, которые условно обозначаются цифрами 1, 2, 4, 8, 9.  Каждая такая цепочка состоит из 4 бусин, при этом соблюдаются следующие правила построения цепочек: На втором месте стоит одна из бусин 1, 4 или 9, последняя цифра  кратна 2. Какая из перечисленных цепочек создана по этим правилам?

1.  9342        2. 2193        3. 1218        4. 1948

А вы знаете что-нибудь про эту дату? 4 декабря 1948 года считается днем рождения российской информатики. И хотя в России этот праздник пока не является официальным, но его отмечают все те, кто имеет отношение к информатике. 

РАБОТА В ПАРАХ

1. Пятизначное число формируется из цифр 0, 5, 6, 7, 8, 9. Известно, что число четное и, помимо этого, сформировано по следующим правилам:

а)        число делится без остатка на 4;

б)        цифра самого младшего разряда на 1 больше цифры самого старшего разряда.

Какое из следующих чисел удовлетворяет всем приведенным условиям?

57850              2. 77088                3. 99088          4.  70080

2. Соня забыла пароль для запуска компьютера. Но помнила алгоритм его получения из символов «KBMAM9KBK» в строке подсказке. Если все последовательности символов «МАМ» заменить на «RP», «KBK» - на «1212», а из получившейся стоки удалить 3 последние символа, то полученная последовательность и будет паролем.

  1. 1212 RP91          2. KB91212   3. KBRP91          4. KBRP9

МИНУТКА ОТДЫХА.

При работе за компьютером самым уязвимым органом является зрение. Чтобы снять усталость и зрительное напряжение проведем физкультминутку. Выполним гимнастику для глаз

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 5.

У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

  1. прибавь 2
  2. умножь на 3

Выполняя первую из низ, Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе, которая преобразует число 2 в число 28 и содержит не более 5 команд. Указывайте лишь номера команд.

(например, программ 21221 – это программа

Умножить на 3,

Прибавить 2,

Умножить на 3,

Умножить на 3,

Прибавить 2

Эта программа преобразует число 1 в число 47.

Ответ:

Задача 6.

У исполнителя Множик две команды:

  1. умножь  на 2
  2. умножь на 3.

Первая из них умножает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Сколько различных чисел можно получить из числа 2 с помощью программы, которая содержит 4 команды.

Ответ: 5

Задача 7.

У исполнителя Калькулятор две команды:

  1. прибавь 1
  2. прибавь 2

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая – на 2. Сколько различных чисел можно получить из числа 2 с помощью программы, которая содержит не более 3 команд.

Ответ:  6+1=7  (суммируются все получившиеся числа, т.к. команд не более 4-х, следовательно,  программа могла не выполнить ни одного действия, то есть,  получаем еще и исходное число 2.  

ТЕСТИРОВАНИЕ

  • 2и 3 группы – тест за компьютером в режиме оn-line, на сайте http://inf.reshuege.ru/ вариант  267003
  • 1 группа. РЕШИТЬ ЗАДАЧУ:

Перед Вами пять коробочек: белая, черная, красная, синяя и зелёная. Также есть по два шарика для каждого из цветов. В каждой коробочке лежит по два шарика, причём цвета коробочки и шариков могут и не совпадать. Также известно, что:

1. Ни один шарик не лежит в коробочке того же цвета, что и он сам;

2. В красной коробочке нет синих шариков;

3. В коробочке нейтрального цвета (то есть белого или чёрного) лежит один красный и один зелёный шарик;

4. В чёрной коробочке лежат шарики холодных тонов (зелёный и синий цвета);

5. В одной из коробочек лежат один белый и один синий шарик;

6. В синей коробочки находится один чёрный шарик.

Какого цвета шарики лежат в каждой коробочке?

Белая коpобочка

Кpасный и Зеленый

Чеpная коpобочка

Зеленый и Синий

Зеленая коpобочка

Белый и Синий

Синяя коpобочка

Чеpный и Кpасный

Кpасная коpобочка

Белый и Чеpный

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:   тест за компьютером в режиме оn-line, на сайте  http://inf.reshuege.ru/ вариант  264706

ИТОГ УРОКА.

А теперь давайте вернемся к нашим словосочетаниям,  и посмотрим оправдали ли они  ваши ожидания?  Что повторили?

 Что узнали?

Что проверили?

Ребята, я думаю,  вы со мной согласитесь, что Лейбниц был абсолютно прав в своих мыслях, когда говорил,  что логика – это искусство мысли.

Большое вам спасибо, на самом деле вы молодцы.

РЕФЛЕКСИЯ.    «Рефлексивная мишень»

Ребята,  предлагаю Вам  оценить свою работу на уроке по четырём показателям, оставив дротик в соответствующем секторе мишени. Чем дальше от центра, тем ниже показатель/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки "Искусство передавать мысли". 4 класс

Конспект урока музыки "Искусство передавать мысли". 4 класс. Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.. Цель урока: с  помощью системы проектных заданий  выявить...

Основы логики в 8 классе. Задания по логике

Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....

Методическая разработка "Искусство правильно мыслить"

Методическая разработка позвляет познакомиться с основными законами логического мышления и научиться их применять....

презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"

Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...

«Европейская наука, искусство и общественная мысль в раннее Новое время»

Самостоятельная работа по истории Нового времени при  изучению темы: «Европейская наука, искусство и общественная мысль в раннее Новое время»....

Проектная работа «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud!)

Проектная работа ШМО иностранных языков МБОУ СОШ № 16 «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud) - на основании опыта проведения мероприятий в рамках проекта «МИР ...

Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"

Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...