Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Глазырин Михаил Анатольевич

Босова

7 класс

(1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172

Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол № __

«____» __________2014 г.

___________________

Принято на

заседании МС

Протокол №__

«____» __________2014 г.

___________________

Утверждаю:

Директор школы

___________________

Рабочая программа по информатике и ИКТ

7 класс

(1 час в неделю)

Составил: Глазырин Михаил Анатольевич

г. Нижний Новгород

2014 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова) Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2010.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Изучение информатики и ИКТ в  V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VII классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Содержание курса информатики и ИКТ для VII классов (34 часов)

Общее число часов – 34 ч.

1. Объекты и их имена (6 ч).

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование (20 ч).

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №11 «Графические модели».

Практическая работа №12 «Итоговая работа».

3. Алгоритмика (7 ч).

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.


Поурочно-тематическое планирование 7 класс

Темы уроков

Коли-чество часов

7 А

7 Б

7 В

план

факт

план

факт

план

факт

I четверть

1.

Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов.
Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Введение, §§1.1,1.2

1

3.09

4.09

4.09

ЦОР
Плакат «Техника безопасности»;
презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»

2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Практическая работа № 2  «Работаем с объектами файловой системы»

§§1.3, 1.4

1

10

11

11

ЦОР
Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc

3.

Состав объектов.
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты»
(задания 1-3)

§1.5

1

17

18

18

ЦОР
Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc

4.

Системы объектов.
Практическая работа № 3«Создаем текстовые объекты»
(задания 4-6)

§1.6

1

24

25

25

ЦОР
Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc

5.

Система и окружающая среда.
Практическая работа № 3«Создаем текстовые объекты»
(задания 7-9)

§1.7

1

1.10

2.10

2.10

ЦОР
Презентация «Системы объектов»;
файлы: Ал-Хорезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc

6.

Персональный компьютер как система.
Контрольная работа.

§1.8

1

8

9

9

ЦОР
Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml;
файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc

7.

Модели объектов и их назначение.
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»
(задания 1-3)

§2.1

1

15

16

16

ЦОР
Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc

8.

Информационные модели.
Практическая работа № 11 «Графические модели»

§2.2

1

22

23

23

ЦОР
Презентация «Информационные модели»

9.

Словесные информационные модели.
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»
(задания 4-5)

§2.3

1

29

30

30

ЦОР
Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc

II четверть

10.

Словесные информационные модели.
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»
(задания 6-7)

§2.3

1

12.11

13.11

13.11

11.

Словесные информационные модели.
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»
(задания 8-9)

§2.3

1

19

20

20

ЦОР
Файлы: Слова.doc, Текст.doc

12.

Многоуровневые списки.
Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»

§2.3

1

26

27

27

ЦОР
Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc

13.

Математические модели.
Контрольная работа

§2.4

1

3.12

4.12

4.12

ЦОР
Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml;
файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc

14.

Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»
(задания 1-2)

§2.5(1)

1

10

11

11

ЦОР
Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc

15.

Простые таблицы.
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»
(задания 3-4)

§2.5(2)

1

17

18

18

ЦОР
Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp

16.

Сложные таблицы.
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»
(задания 5-6)

§2.5(3)

1

24

25

25

III четверть

17.

Табличное решение логических задач.
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»
(задание 7)

§2.6

1

14.01

15.01

15.01

18.

Вычислительные таблицы.
Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»

§2.7

1

21

22

22

19.

Электронные таблицы.

§2.8

1

28

29

29

ЦОР
Файл Температура.xls

20.

Электронные таблицы.
Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6)

§2.8

1

4.02

5.02

5.02

21.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)

§2.9 (1,2)

1

11

12

12

Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls

22.

Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)

§2.9 (3)

1

18

19

19


ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы»

23.

Графики и диаграммы.
Визуализация многорядных данных.
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

§2.9 (4)

1

25

26

26

ЦОР
Презентация «Графики и диаграммы»

24.

Многообразие схем.
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»
(задания 1-2)

§2.10 (1)

1

4.03

5.03

5.03

ЦОР
Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc

25.

Информационные модели на графах.
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»
(задания 3-5)

§2.10 (2)

1

11

12

12

ЦОР
Презентация «Графы»; файл Поездка.doc

26.

Деревья.
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»
(задания 6-7)
Проверочная работа

§2.10 (2,3)

1

18

19

19

ЦОР
Презентация «Графы»
Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc

IV четверть

27.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник.
Управление Чертежником.
Работа в среде Алгоритмика.

§3.1,
§3.2 (1, 2)

1

1.04

2.04

2.04

ЦОР
Презентация «Алгоритм – модель деятельности исполнителя»
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

28.

Исполнитель Чертежник.
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2 (3)

1

8

9

9

ЦОР Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

29.

Исполнитель Чертежник.
Цикл повторить n раз.
Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2 (4)

1

15

16

16

ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

30.

Исполнитель Робот.
Управление Роботом.
Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (1)

1

22

23

23

ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

31.

Исполнитель Робот.
Цикл «пока».
Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (2, 4)

1

29

30

30

ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

32.

Исполнитель Робот.
Ветвление.
Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (5)

1

6.05

7.05

7.05

ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

33.

Проверочная работа

Работа над ошибками

1

13

14

14

ЦОР
Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc

34

Итоговый проект. Практическая работа № 12 «Итоговая работа»

1

20

21

21


Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

VII класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009
  11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  12. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный курс - 2ч в неделю)

Рабочая программа для 10 класса (2ч в неделю) составлена на основании программы профильного курса Н.Д. Угриновича. В программе пропорционально уменьшено количество часов по разделам с учетом тематики ...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (1 час в неделю) И.Г. Семакин

Рабочая программа по информатике составлена на основе·         Федерального Закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;·...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (4 часа в неделю) И.Г. Семакин

Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный  курс «Информатика и ИКТ» на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом  280 часов...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю

Рабочая  программа  включает  четыре  раздела:  пояснительную  записку;  основное  содержание  разделов  курса   с  указанием  тре...

Рабочая программа по информатике для 5 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю

Рабочая программа позволяет углубленно  изучать информатику в 5 классе...