Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол № __
«____» __________2014 г.
___________________
Принято на
заседании МС
Протокол №__
«____» __________2014 г.
___________________
Утверждаю:
Директор школы
___________________
Рабочая программа по информатике и ИКТ
7 класс
(1 час в неделю)
Составил: Глазырин Михаил Анатольевич
г. Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова) Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2010.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Содержание курса информатики и ИКТ для VII классов (34 часов)
Общее число часов – 34 ч.
1. Объекты и их имена (6 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20 ч).
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (7 ч).
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Поурочно-тематическое планирование 7 класс
№ | Темы уроков | Коли-чество часов | 7 А | 7 Б | 7 В | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | ||||
I четверть | |||||||||
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение, §§1.1,1.2 | 1 | 3.09 | 4.09 | 4.09 | |||
ЦОР | |||||||||
2. | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. | §§1.3, 1.4 | 1 | 10 | 11 | 11 | |||
ЦОР | |||||||||
3. | Состав объектов. | §1.5 | 1 | 17 | 18 | 18 | |||
ЦОР | |||||||||
4. | Системы объектов. | §1.6 | 1 | 24 | 25 | 25 | |||
ЦОР | |||||||||
5. | Система и окружающая среда. | §1.7 | 1 | 1.10 | 2.10 | 2.10 | |||
ЦОР | |||||||||
6. | Персональный компьютер как система. | §1.8 | 1 | 8 | 9 | 9 | |||
ЦОР | |||||||||
7. | Модели объектов и их назначение. | §2.1 | 1 | 15 | 16 | 16 | |||
ЦОР | |||||||||
8. | Информационные модели. | §2.2 | 1 | 22 | 23 | 23 | |||
ЦОР | |||||||||
9. | Словесные информационные модели. | §2.3 | 1 | 29 | 30 | 30 | |||
ЦОР | |||||||||
II четверть | |||||||||
10. | Словесные информационные модели. | §2.3 | 1 | 12.11 | 13.11 | 13.11 | |||
11. | Словесные информационные модели. | §2.3 | 1 | 19 | 20 | 20 | |||
ЦОР | |||||||||
12. | Многоуровневые списки. | §2.3 | 1 | 26 | 27 | 27 | |||
ЦОР | |||||||||
13. | Математические модели. | §2.4 | 1 | 3.12 | 4.12 | 4.12 | |||
ЦОР | |||||||||
14. | Табличные информационные модели. | §2.5(1) | 1 | 10 | 11 | 11 | |||
ЦОР | |||||||||
15. | Простые таблицы. | §2.5(2) | 1 | 17 | 18 | 18 | |||
ЦОР | |||||||||
16. | Сложные таблицы. | §2.5(3) | 1 | 24 | 25 | 25 | |||
III четверть | |||||||||
17. | Табличное решение логических задач. | §2.6 | 1 | 14.01 | 15.01 | 15.01 | |||
18. | Вычислительные таблицы. | §2.7 | 1 | 21 | 22 | 22 | |||
19. | Электронные таблицы. | §2.8 | 1 | 28 | 29 | 29 | |||
ЦОР | |||||||||
20. | Электронные таблицы. | §2.8 | 1 | 4.02 | 5.02 | 5.02 | |||
21. | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. | §2.9 (1,2) | 1 | 11 | 12 | 12 | |||
Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls | |||||||||
22. | Графики и диаграммы. | §2.9 (3) | 1 | 18 | 19 | 19 | |||
| |||||||||
23. | Графики и диаграммы. | §2.9 (4) | 1 | 25 | 26 | 26 | |||
ЦОР | |||||||||
24. | Многообразие схем. | §2.10 (1) | 1 | 4.03 | 5.03 | 5.03 | |||
ЦОР | |||||||||
25. | Информационные модели на графах. | §2.10 (2) | 1 | 11 | 12 | 12 | |||
ЦОР | |||||||||
26. | Деревья. | §2.10 (2,3) | 1 | 18 | 19 | 19 | |||
ЦОР | |||||||||
IV четверть | |||||||||
27. | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. | §3.1, | 1 | 1.04 | 2.04 | 2.04 | |||
ЦОР | |||||||||
28. | Исполнитель Чертежник. | §3.2 (3) | 1 | 8 | 9 | 9 | |||
ЦОР Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | |||||||||
29. | Исполнитель Чертежник. | §3.2 (4) | 1 | 15 | 16 | 16 | |||
ЦОР | |||||||||
30. | Исполнитель Робот. | §3.3 (1) | 1 | 22 | 23 | 23 | |||
ЦОР | |||||||||
31. | Исполнитель Робот. | §3.3 (2, 4) | 1 | 29 | 30 | 30 | |||
ЦОР | |||||||||
32. | Исполнитель Робот. | §3.3 (5) | 1 | 6.05 | 7.05 | 7.05 | |||
ЦОР | |||||||||
33. | Проверочная работа | Работа над ошибками | 1 | 13 | 14 | 14 | |||
ЦОР | |||||||||
34 | Итоговый проект. Практическая работа № 12 «Итоговая работа» | 1 | 20 | 21 | 21 |
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
VII класс
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный курс - 2ч в неделю)
Рабочая программа для 10 класса (2ч в неделю) составлена на основании программы профильного курса Н.Д. Угриновича. В программе пропорционально уменьшено количество часов по разделам с учетом тематики ...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс (1 час в неделю) И.Г. Семакин
Рабочая программа по информатике составлена на основе· Федерального Закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;·...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс (4 часа в неделю) И.Г. Семакин
Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс «Информатика и ИКТ» на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом 280 часов...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание разделов курса с указанием тре...
Рабочая программа по информатике для 5 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю
Рабочая программа позволяет углубленно изучать информатику в 5 классе...
Рабочая программа по информатике для 7 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю
Позволяет расшитенно изучать информатику 7 классе...