Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол № __
«____» __________2014 г.
___________________
Принято на
заседании МС
Протокол №__
«____» __________2014 г.
___________________
Утверждаю:
Директор школы
___________________
Рабочая программа по информатике и ИКТ
6 класс
(1 час в неделю)
Составил: Глазырин Михаил Анатольевич
г. Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова) Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2010
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Содержание курса информатики и ИКТ для VI классов (34 часов)
Общее число часов – 34 ч.
1. Компьютер и информация (11 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч).
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч).
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
Поурочно-тематическое планирование 6 класс
№ | Темы уроков | Коли-чество часов | 6 А | 6 Б | 6 В | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | ||||
I четверть | |||||||||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | §1.1. | 1 | 6.09 | 4.09 | 6.09 | |||
ЦОР | |||||||||
2. | Файлы и папки. | §1.2 | 1 | 13 | 11 | 13 | |||
ЦОР | |||||||||
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1) | §1.3 (введение) | 1 | 20 | 18 | 20 | |||
ЦОР | |||||||||
4. | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2) | §1.3 (1) | 1 | 27 | 25 | 27 | |||
ЦОРПлакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) | |||||||||
5. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | §1.3 (1) | 1 | 4.10 | 2.10 | 4.10 | |||
ЦОР | |||||||||
6. | Тексты в памяти компьютера. | §1.3 (2) | 1 | 11 | 9 | 11 | |||
ЦОР | |||||||||
7. | Кодирование текстовой информации. | §1.3 (2) | 1 | 18 | 16 | 18 | |||
ЦОР | |||||||||
8. | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | Пр работы №№1-3. | 1 | 25 | 23 | 25 | |||
ЦОР | |||||||||
9. | Растровое кодирование графической информации. | §1.3 (3) | 1 | 1.11 | 30 | 1.11 | |||
ЦОР | |||||||||
II четверть | |||||||||
10. | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» | §1.3 (3) | 1 | 15 | 13 | 15 | |||
ЦОР | |||||||||
11. | Единицы измерения информации. | §1.4 | 1 | 22 | 20 | 22 | |||
ЦОР | |||||||||
12. | Контрольная работа. | §2.1 | 1 | 29 | 27 | 29 | |||
ЦОР | |||||||||
13. | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаем таблицы» | §2.2 | 1 | 6.12 | 4.12 | 6.12 | |||
ЦОР | |||||||||
14. | Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице» | §2.3 (введение) | 1 | 13 | 11 | 13 | |||
ЦОР | |||||||||
15. | Как образуются понятия. | §2.3 (1) | 1 | 20 | 18 | 20 | |||
ЦОР | |||||||||
16. | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | Пр работы №№4-8 | 1 | 27 | 25 | 27 | |||
ЦОР | |||||||||
III четверть | |||||||||
17. | Содержание и объем понятия. | §2.3 (2) | 1 | 17.01 | 15.01 | 17.01 | |||
ЦОР | |||||||||
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3) | §2.3 (3) | 1 | 24 | 22 | 24 | |||
ЦОР | |||||||||
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. | §2.3 (3) | 1 | 31 | 29 | 31 | |||
ЦОР | |||||||||
20. | Определение понятия. | §2.3 (4) | 1 | 7.02 | 5.02 | 7.02 | |||
ЦОР | |||||||||
21. | Классификация. | §2.3 (5) | 1 | 14 | 12 | 14 | |||
22. | Суждение как форма мышления. | §2.4 | 1 | 21 | 19 | 21 | |||
ЦОР | |||||||||
23. | Умозаключение как форма мышления. | §2.5 | 1 | 28 | 26 | 28 | |||
ЦОР Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc | |||||||||
24. | Контрольная работа. Что такое алгоритм. | §3.1 | 1 | 7.03 | 5.03 | 7.03 | |||
ЦОР | |||||||||
25. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки» | §3.2 | 1 | 14 | 12 | 14 | |||
ЦОР | |||||||||
26. | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | §3.3 | 1 | 21 | 19 | 21 | |||
ЦОР Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2); | |||||||||
IV четверть | |||||||||
27-28. | Линейные алгоритмы. | §3.4 (1) | 2 | 4.04 11.04 | 2.04 9.04 | 4.04 11.04 | |||
ЦОР | |||||||||
29-30. | Алгоритмы с ветвлениями. | §3.4 (2) | 2 | 18 25 | 16 23 | 18 25 | |||
ЦОР | |||||||||
31-32. | Циклические алгоритмы. | §3.4 (3) | 2 | 2.05 9.05 | 30.04 7.05 | 2.05 9.05 | |||
ЦОР | |||||||||
33. | Контрольная работа. | §1.2 | 1 | 16 | 14 | 16 | |||
ЦОРИнтерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; | |||||||||
34 | Итоговый мини-проект. | 1 | 23 | 21 | 23 |
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
VI класс
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный курс - 2ч в неделю)
Рабочая программа для 10 класса (2ч в неделю) составлена на основании программы профильного курса Н.Д. Угриновича. В программе пропорционально уменьшено количество часов по разделам с учетом тематики ...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс (1 час в неделю) И.Г. Семакин
Рабочая программа по информатике составлена на основе· Федерального Закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;·...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс (4 часа в неделю) И.Г. Семакин
Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс «Информатика и ИКТ» на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом 280 часов...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание разделов курса с указанием тре...
Рабочая программа по информатике для 5 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю
Рабочая программа позволяет углубленно изучать информатику в 5 классе...
Рабочая программа по информатике для 7 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю
Позволяет расшитенно изучать информатику 7 классе...