Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика» Тема: САПР «КОМПАС-3D»
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_kompas.doc | 918.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова»
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине
«Информатика»
Тема: САПР «КОМПАС»
г.Печора
2014г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией общетехнических дисциплин Печорского речного училища | СОСТАВЛЕНА В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности | |
Председатель комиссии _______________ Стахиряк Е.И. «____»________________ 2014 г. | Зам. начальника по учебной работе ______________________ Пец Э.Э. «______»________________2014 г. |
Составитель: Назаренко М.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Информатика» входит в общеобразовательный цикл и предназначена для приобретения практических навыков работы на персональном компьютере, необходимых для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Учебная дисциплина «Информатика» содержит практические задания по основным разделам учебной дисциплины. Задания снабжены подробными указаниями для исполнения и рисунками для наглядности.
Тема открытого урока «САПР КОМПАС-3D».
В результате изучения темы студент должен
иметь представление:
знать:
- назначение основных рабочих панелей, при помощи которых создаются чертежи;
- способы создания простейших чертежей в САПР «КОМПАС».
уметь:
- создавать простейшие чертежи в «САПР КОМПАС».
Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения средствами создания и редактирования простейших чертежей в САПР «КОМПАС».
На каждом этапе урока используются элементы информационных технологий, что делает обучение наиболее эффективным. Информация представляется учащимся не только на слух, но и визуально. На этапе объяснения нового материала – это использование презентации, на этапе закрепления – выполнение практической работы, а на этапе контроля знаний - это применение дистанционных технологий (электронное тестирование).
Методическая цель открытого урока: показать коллегам методику проведения комбинированного урока с использованием элементов информационных и дистанционных технологий.
Открытый урок по дисциплине
«Информатика»
Группа – 23 Дата – 1.12.2014г.
Преподаватель – Назаренко М.А.
Тема: САПР «КОМПАС»
I. Цели:
Образовательная:
- познакомить учащихся с информационной технологией создания чертежей в САПР «КОМПАС»;
- научить создавать простейшие чертежи в САПР «КОМПАС».
Развивающая:
- формировать умение пользоваться полученными знаниями;
- формировать понимание необходимости владения знаниями, умениями и навыками по дисциплине;
- развивать психические процессы такие как внимание, логическое мышление, зрительная и слуховая память;
- вырабатывать умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять полученные знания в новой ситуации;
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
- воспитывать стремление к познанию дисциплины.
II. Методика обучения: информационные и дистанционные технологии.
Методы обучения: наглядный, практический, самостоятельная работа.
III. Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, применение ИКТ.
IV. Тип урока: комбинированный урок.
V. Межпредметные связи: информатика и ИКТ, инженерная графика.
VI. Оборудование:
- компьютеры;
- проектор;
- методические указания к практической работе;
- тесты в СДО «Фарватер»;
- презентация по теме.
Структура урока:
№ п/п | Название этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время (мин.) |
1. | Организационный момент. | Приветствие учащихся. Напоминание о правилах техника безопасности. Объявление плана урока. | Слушают преподавателя. | 3 |
2. | Объяснение нового материала. Просмотр презентации. | Объявление темы. Постановка цели. Показывает и комментирует презентацию. | Смотрят презентацию, слушают комментарий преподавателя. | 30 |
3. | Закрепление нового материала - практическая работа. | Объясняет задание практической работы. Консультирует учащихся. | Слушают преподавателя. Выполняют практическую работу. | 45 |
4. | Контроль знаний - тестирование. | Контролирует выполнение теста. | Выполняют тест на компьютере. | 10 |
5. | Итоги урока. | Подводит итоги урока. | Анализируют результаты выполнения практической работы. | 2 |
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
Приветствие.
Напоминание о технике безопасности.
Сообщение плана урока.
II. Объяснение нового материала. Просмотр презентации.
(см. Приложение 1)
III. Упражнения для закрепления нового материала - практическая работа.
Объяснение задания практической работы (см. Приложение 2).
Консультация учащихся.
IV. Тестирование.
Вопросы для тестирования (см. Приложение 3).
V. Итоги урока.
Анализ результатов выполнения практической работы.
Выставление оценок за урок.
Приложение 1
Кадры презентации
Приложение 2
Практическое занятие № 8-9
Система автоматизированного проектирования КОМПАС-ЗD
Цель: познакомить с САПР КОМПАС-ЗD; научить создавать простейшие чертежи.
Система Компас-График V8 с модулем трехмерного твердотельного моделирования KOMF1AC-3D предназначена для автоматизации проектно-конструкторских работ в различных отраслях деятельности и создания трехмерных параметрических деталей.
1. Типы документов, создаваемых в системе КОМПАС-ЗD
Трехмерные модели
Деталь- модель изделия, изготавливаемого из однородного материала, без применения сборочных операций. Расширение m3d.
Сборка - модель изделия, состоящего из нескольких деталей с заданным взаимным положением. Расширение a3d.
Графические документы
Чертеж. Чертеж содержит графическое изображение изделия, основную надпись, рамку. Дополнительные объекты оформления - знак неуказанной шероховатости, технические требования и т.д.
Расширение cdw.
Фрагмент - вспомогательный тип графического документа. Фрагмент отличается от чертежа отсутствием рамки, основной надписи и других объектов оформления документа. Расширение frw.
Текстовые документы
Спецификация - документ, содержащий информацию о составе сборки, представленную в виде таблицы. Спецификация оформляется рамкой и основной надписью. Расширение spw.
Текстовый документ - документ, содержащий преимущественно текстовую информацию. Расширение kdw.
2. Интерфейс системы.
Запустить Компас - График можно любым известным Вам способом, например, дважды щелкнув на ярлыке системы, рис. 1. Рис.1
После запуска Компас-График Вы видите Главное окно системы, рис. 2.
Рис.2
Название Описание
Главное меню Служит для вызова команд системы. Содержит названия страниц меню, рис. 2.
Инструментальные Содержат кнопки вызова команд системы, рис. 2, 3.
панели
Компактная панель Содержит несколько инструментальных панелей и кнопки переключения между ними, рис. 2, 3.
Панель свойств Служит для настройки объекта при его создании или редактировании, рис. 2
Строка сообщений Содержит сообщения системы, относящиеся к текущей команде или элементу рабочего окна, на который указывает курсор, рис. 2.
Панель Содержит кнопки, с помощью которых выполняются специальные действия,
специального управ. такие как Создать объект, Выбор базового объекта, Автосоздание объекта и т.д.
Дерево построения Отражает порядок создания модели (чертежа) и связи между ее элементами.
Рис.4 Команды включения и отключения элементов экрана расположены в меню Вид — Панели инструментов.
3. Управление отображением документа в окне
Компас - График предоставляет широкий набор средств для сдвига изображения в окне и изменения масштаба. Но необходимо понимать, что изменение масштаба отображения не влияет на реальные размеры объектов.
Увеличить масштаб (по умолчанию коэффициент изменения масштаба равен 1,2)
Уменьшить масштаб Увеличение масштаба произвольного участка изображения
Увеличить масштаб рамкой Плавное изменение масштаба. Приблизить/отдалить Отображение документа целиком.
Показать все. Сдвиг изображения.
Сдвинуть
Обновить изображение
Задание №1.
Инструментальная панель, панель расширенных команд, команда Ввод отрезка, текущий стиль прямой, изменение текущего стиля прямой, удаление объекта, отмена операции.
Рис. 5
Задание (рис. 5);
- Начертите отрезок прямой АВ по заданным координатам стилем «Основная линия».
- Начертите отрезок прямой CD по заданным координатам стилем «Штриховая линия».
- Из точки D проведите прямую DK перпендикулярную прямой АВ стилем «Тонкая линия».
- Измените стиль прямой АВ с основной на штриховую.
- Измените стиль прямых АВ и CD со штриховой на основную.
- Проставьте линейный размер отрезка АВ и угол 90°
- Удалите, а затем восстановите размеры
Вызовите команду Файл - Создать. В появившемся на экране диалоге на вкладке Новые документы выберите вариант «Фрагмент». 1. На панели Геометрия, рис. 6, активизируйте команду Отрезок, рис. 7. Убедитесь, что кнопка Автосоздание включена на панели специального управления, рис. 4. Параметры отрезка при его создании и редактировании отображаются в отдельных полях Строки параметров (рис. 9): два поля координат X и Y начальной (т1) и конечной (т2) точек, поле длины отрезка, поле его угла наклона, поле стиля отрезка.
Рис. 7
- Выполните построение отрезка АВ, заданного координатами концов отрезка. Для этого подведите курсор к началу координат (координаты точки А (0, 0)) и зафиксируйте положение точки А нажатием левой кнопки мыши. Начальная точка (рис. 9) будет построена. Убедитесь, что стилем прямой является «Основная линия». Выбор стиля прямой показан на рис. 8.
Рис. 8
Для фиксации точки B (30, 50) активизируйте поле X точки 2 (конечная точка, рис. 9) двумя щелчками левой кнопкой мыши (можно с помощью горячих клавиш: [Alt]+[2]), введите значение «30». С помощью клавиши [Tab] активизируйте поле Y, введите значение «50» и завершите ввод данных нажатием клавиши [Enter]. Отрезок АВ построен.
Рис. 9
2. Постройте отрезок CD по координатам начальной и конечной точек, выбрав стиль отрезка «Штриховая», рис. 8. Для фиксации точки С(30, 0) активизируйте поле X точки 1 (начальная точка, рис. 9) двумя щелчками левой кнопкой мыши (можно с помощью горячих клавиш: [Alt]+[1]), введите значение «30». С помощью клавиши [Tab] активизируйте поле Y, введите значение «0» и завершите ввод данных нажатием клавиши [Enter]. Для фиксации точки D(0, 50) активизируйте поле X точки 2 (конечная точка, рис. 9) двумя щелчками левой кнопкой мыши, введите значение «0». С помощью клавиши [Tab] активизируйте поле Y, введите значение «50» и завершите ввод данных нажатием клавиши [Enter]. Отрезок CD построен.
3. Для построения отрезка DK выберите стиль отрезка «Тонкая» (рис. 8) и активизируйте команду Перпендикулярный отрезок на панели расширенных команд, рис. 10.
Рис. 10
Для выбора команды Перпендикулярный отрезок щелкните на кнопке Ввод отрезка и не отпускайте кнопку мыши. При этом раскроется соответствующая Панель расширенных команд. Не отпуская левую кнопку мыши, поместите курсор на кнопку Перпендикулярный отрезок и отпустите кнопку мыши. Щелкните мышью в любой точке отрезка АВ, подведите курсор к точке D, зафиксируйте начальную точку отрезка DK нажатием левой кнопки мыши. Подведите курсор к отрезку АВ и зафиксируйте конечную точку К на прямой АВ. Отрезок DK построен. Нажмите кнопку Прервать команду, рис. 11.
Рис. 11
4. Измените стиль прямой АВ с основной на штриховую. Для этого:
- Выделите щелчком левой кнопки мыши указанную прямую.
- Выберите команду Сервис - Изменить стиль (можно использовать контекстное меню) и укажите стиль «Штриховая», рис. 13).
5. Измените стиль прямых АВ и CD со штриховой на основную. Для этого:
- Активизируйте команду Выделить - По стилю кривой, рис. 12, -выберите стиль «Штриховая», рис. 13
- Выберите команду Сервис - Изменить стиль (можно использовать контекстное меню) и укажите стиль «Основная».
Рис. 12
Рис. 13
6. Проставьте линейный размер отрезка АВ. Для этого на панели Размеры (рис. 6) активизируйте команду Линейный размер, рис. 14.
Рис. 14
Активизируйте на панели специального управления команду Выбор базового объекта , укажите курсором отрезок прямой АВ и расположите размерную линию согласно рис. 5.
Проставьте угловой размер. Выберите команду Угловой размер, рис. 14, последовательно укажите курсором отрезки прямых DK и KB и расположите размерную линию согласно рис. 5.
Удалите размеры. Для этого на панели Выделение, рис. 16, активизируйте команду Выделить по типу, рис. 15. Выберите линейные и угловые размеры, рис. 16, и нажмите [Delete]. Восстановите размеры – нажмите кнопку Отменитьна инструментальной панели.
Рис. 15
Рис. 16
Построение ломаной линии
Построение ломаной линии по длине и углу наклона прямой и по координатам конечной точки отрезка. Команда Непрерывный ввод объектов. Измерение угла между отрезками 1-2 и 2-3, определение массо - центровочных характеристик (МЦХ) плоской фигуры (в данном случае определите площадь фигуры и координаты центра масс).
Задание №2(рис. 17, табл. 1):
1. Постройте стилем «Основная» ломаную линию 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1, если отрезки:
• 1 - 2, 2 - 3 заданы координатами точек 1(0, 0), 2(10, 20), 3(30, -10), табл. 1;
• отрезки 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8 заданы длиной и углом наклона, табл. 1;
• отрезок 8-9 задан длиной и параллелен отрезку 4-5;
• отрезок 9-10 задан длиной и перпендикулярен отрезку 9-10;
• отрезок 10-11 задан длиной и углом наклона;
• отрезок 11-1 замкнуть.
2. Измерьте угол между отрезками 1-2 и 2-3 и МЦХ плоской фигуры.
Таблица 1
Точки | Координаты | Длина | Угол | Свойство | |
X | У | ||||
1 | 0 | 0 | |||
2 | 10 | 20 | |||
3 | 30 | -10 | |||
3-4 | 20 | 0 | |||
4-5 | 15 | 45 | |||
5-6 | 35 | -30 | |||
6-7 | 50 | 90 | |||
7-8 | 60 | 180 | |||
8-9 | 15 | Параллелен 4-5 | |||
9-10 | 60 | Перпендикулярен 8-9 | |||
10-11 | 20 | 180 | |||
11-1 | Замкнуть |
Рис. 17
Щелчком на кнопке Новый фрагментна Панели управления создайте новый документ типа «Фрагмент». Включите Num Lock. Активизируйте команду Непрерывный ввод объектов, рис. 18, на панели Геометрия. Параметры отрезка при его создании и редактировании отображаются в отдельных полях Строки параметров: два поля координат X и Y начальной (т1) и конечной (т2) точек, поле длины отрезка, поле его угла наклона, поле стиля отрезка.
Рис. 19
1. Для построения отрезка 1 -2 установите курсор в начало координат и нажмите левую кнопку мыши, - точка 1 зафиксирована. Точка 2 ожидает ввода параметра. Нажмите [Alt]+[2], введите в поле координаты X значение «10» (можно поле X точки т2 активизировать двумя щелчками мыши). Для ввода в поле значения координаты Y нажмите [Tab], введите «20» и нажмите [Enter], Отрезок 1 - 2 построен. Аналогично постройте отрезок 2-3.
- Для построения отрезка 3-4, заданного длиной и углом наклона, сразу набирайте значение длины отрезка «20» (поле длины активно) и нажмите [Enter]. После ввода длины отрезка становится активным поле угла, поэтому сразу наберите «0» и нажмите [Enter]. Отрезок 3-4 построен. Аналогично постройте отрезки 4-5, 5-6, 6-7, 7-8.
- Для построения отрезка 8-9, заданного длиной «15» и расположенного параллельно отрезку 4-5, не прерывая команды Непрерывный ввод объекта, нажмите кнопку Параллельный отрезок, рис. 20.
Рис. 20
На запрос системы «Укажите отрезок или прямую для построения параллельного отрезка» (см. строку сообщений) поместите курсор на отрезок прямой 4-5 и щелкните левой кнопкой мыши. Отрезок 4-5 окрасится в красный цвет.
Поместите курсор вверх от точки 8 (рис. 21), введите значение длины «15» и нажмите [Enter]. Отрезок 8-9 построен. • Для построения отрезка 9-10, заданного длиной «60» и
перпендикулярного отрезку 8-9, не прерывая команды Непрерывный ввод объекта, нажмите кнопку Перпендикулярный отрезок, рис 20. Курсором отметьте отрезок 8-9, переместите курсор по направлению к точке 10 , установите длину «60» и нажмите [Enter]. Отрезок 9-10 построен.
Рис. 21
- Постройте отрезок 10-11, активизировав команду Отрезок, рис. 20.
- Для построения отрезка 11-1 воспользуйтесь командой Замкнуть кривую, рис. 30. Для завершения построения нажмите Прервать команду
Для измерения угла между отрезками 1-2 и 2-3 воспользуйтесь командой Угол между двумя прямыми (рис. 22) на компактной панели Измерения (2D)рис. 6,
Рис. 22
Укажите последовательно курсором отрезок 1-2 и 2-3. Угол измерен. Для расчета МЦХ активизируйте команду Расчет МЦХ плоских фигур, рис. 22, выберите Обход границы по стрелке, рис. 23, и щелкните левой кнопкой мыши внутри замкнутого контура. В свойствах объекта укажите - «Тело».Рис. 23
В результате будет получена информация, представленная на рис. 24.
Рис. 24
Приложение 3
Вопросы для тестирования
- К какому виду САПР относится «КОМПАС-3D»?
Математические
Архитектурные
Чертежно-конструкторские
САПР для проектирования электрических схем и печатных плат
- Какая из перечисленных САПР предназначена для проектирования электрических схем и печатных плат?
Electronic Workbench
ArchiCad
MatLAB
КОМПАС
- Какие программы, аналогичные «КОМПАС-3D», вы знаете?
AutoCad
T-Flex CAD
MS Excel
MATLAB
- Типы документов, создаваемых в «КОМПАС-3D»?
Чертеж
Спецификация
Модель
Сборка
- Как изменить тип линии в САПР «КОМПАС-3D»?
При помощи параметра «Стиль» на панели свойств
При помощи меню «Вид»
При помощи панели «Стандартная»
При помощи параметра «Длина» на панели свойств
При помощи меню «Файл»
- Какой инструмент на компактной панели выделен?
Размеры
Обозначение
Редактирование
Параметризация
7. Соотнесите фрагменты панелей инструментов с их названиями.
Размеры
Обозначение
Геометрия
8. При начертании отрезка в САПР «КОМПАС» на панели свойств отражаются…
Длина
Угол
Автозаполнение
Перпендикуляр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)» НА ТЕМУ «Учебная речевая деятельность по теме «Страна изучаемого языка»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений, использующих активные методы обучения для решения дидактических задач....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».
ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика»
Методическая разработка по проведению открытого урока является прекрасной помощью преподавателю при подготовке к занятию по теме «Алгоритмы линейной структуры»....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Искусство (МХК). Урок–суд по теме "Классицизм. Композиторы Венской классической школы"
Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме ролевой игры «Урок-суд» по теме «Классицизм. Композиторы венской классической школы». В процессе игры ребят...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»...