Рабочая программа по информатике и ИКТ 3 кл
рабочая программа по информатике и икт на тему
Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 3 кл. Учебник-тетрадь в двух частях (второй год обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_fgos_3_kl_14-15_god.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Улановская основная общеобразовательная школа»
Утверждена приказом № от «___»_________2014г. Директор __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
для учащихся 3 класса
Количество часов -34 часа
Количество часов в неделю- 1час
Составитель: Цыганкова И.А. учитель информатики |
Принята на заседании РМО Протокол № _________ от «___» __________2014г. Руководитель РМО ______ | Принята педагогическим советом Протокол № __________ от «___» ___________2014г |
с. Улановка
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 2 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Улановская основная общеобразовательная школа», утвержденный Приказом Управления образования № 409 от 14.12.2011г.
- Основная общеобразовательная программа МКОУ «Улановская основная общеобразовательная школа»
- Учебный план в рамках ФГОС (1-4 классы) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Улановская основная общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.
- Авторская программа по информатике и информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ) Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Р.Г. Чуракова «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
– подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Общая характеристика учебного предмета.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира.
- Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Информационная картина мира
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для
достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2 классе следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом её содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач.
Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают её (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода: монитор, принтер).
В 3 классе информация рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств — как динамическая информационная модель процесса.
В 3 и 4 классах обсуждаются различные способы организации информации: список, таблица (3 класс); дерево, гипертекст (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2 класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики и ИКТ. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В 3 и 4 классах с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Компьютер — универсальная машина по обработке информации
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа накомпьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:
- представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
- название и назначение основных устройств компьютера;
- представление о двоичном кодировании информации;
- представление о программном управлении компьютером;
- представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2 классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2 классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.
Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2 и 3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3 классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессе изучения раздела «Алгоритмы и исполнители») обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.
В 4 классе (базируясь на опыте работы с различными программами, который обучающиеся приобрели за время учебы) обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстоИспользование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов «Информатика» и «Окружающий мир».
На этом же этапе рассматривается ещё один способ планирования сложных действий: выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При выделении в задаче основного и вспомогательного алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым обучающиеся познакомились в 3 классе.
Объекты и их свойства
Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий (выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения свойств объекта в целях изменения его внешнего вида или поведения) является необходимым условием для успешного освоения современных информационно-коммуникативных технологий.
Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3 классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказывания, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы, табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.
Логическим завершением данной содержательной линии является изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций в 4 классе.
Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся, а именно:
— правила поведения в компьютерном классе (2 класс);
- правила использования коллективных носителей информации (3 и 4 классы);
- правила цитирования литературных источников (4 класс).
К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю (в 4 классе при 5-дневной учебной неделе — 0,5 часа). Дополнительные возможности для изучения предмета представлены в «Технологии» и в «Математике» (тема: «Работа с данными»).
Рекомендуемый объём учебного времени на изучение предмета составляет 102 часа.(34 ч (2 кл) + 34 ч (3 кл) + 34 ч (4 кл)).
По рабочей программе: в 3 классе- 34часа в год (1 час в неделю)
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п | Разделы, темы. | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1 | Информационная картина мира | 30 | 29 | - | 9 | 9 | 11 |
2 | Компьютер – универсальная машина по обработке информации | 20 | 17 | - | 7 | 3 | 7 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 30 | 34 | - | 15 | 11 | 8 |
4 | Объекты и их свойства | 19 | 19 | - | 2 | 10 | 7 |
5 | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | 3 | 3 | - | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 102 | 102 | - | 34 | 34 | 34 |
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и её целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ».
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- сличать результат действий с эталоном (целью),
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные учебные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
- построение логической цепи рассуждений.
Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» представлены в разделе «Содержание курса».
По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
- устанавливать аналогии;
- строить логическую цепь рассуждений;
- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- осознанно владеть общими приемами решения задач;
- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Содержание курса «Информатика и ИКТ»
3 класс – 34 часа
Информационная картина мира (9 ч.)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам.
Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых таблиц. Структура простой таблицы, заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц вручную и с помощью компьютера.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3 ч.)
Фундаментальные знания о компьютере
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа – алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором.
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)
Использование метода drag-and-Drop.
Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.
Набор текста с помощью клавиатуры.
Алгоритмы и исполнители (11 ч.)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.
Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Здание укрупнённых алгоритмов для формальных исполнителей и планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупнённого алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Создание и использование условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (10 ч.)
Объект и его свойства. Имя и значение свойства. Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статистическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более класса.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч.)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жёсткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны иметь представление:
- Об организации информации в виде списка и таблицы;
- О структуре таблиц;
- О программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
- О переменной, её имени и значении, о присваивании переменной значения;
- О выборе продолжения действий в условном алгоритме;
- Об объектах и их свойствах;
- Об имени и значении свойства;
- О классах объектов.
Обучающиеся научатся:
- Осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования;
- Фиксировать собранную информацию в виде списка;
- Упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- Фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
- Находить нужную информацию в таблице;
- Находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- Находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
- Составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- С помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы для их решения;
- Приводить примеры объектов и их свойств;
- Находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- Выделять свойства, общие для различных объектов;
- Определять истинность сложных высказываний;
- На клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- На клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых исполнителей;
- Ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- Находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- Объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
Календарно - тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ урока | № по разделу | Наименование темы и разделов | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Формы контроля | Дата проведения занятия |
1.1 | Информация (что мы о ней знаем) | 1 | Выполнение заданий в раб. тетради (№ 1– 4); работа с электронным пособием: Программа «Кодирование текста» | Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни, информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнения заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения. | |||
2.1 | Компьютер (что мы о нём знаем) | 1 | Выполнение заданий в раб. тетради (задания 5-8); работа с электр. пособием: Программа «Сборка компьютера» | Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация; умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка, поиск и выделение необходимой информации; выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; анализ информации; Повторить модульный принцип построения компьютера; названием и назначением отдельных устройств компьютера. Формирование навыка работы на ПК. Сопоставлять устройства компьютера и описание их действий. | |||
4.1 | Объекты и их свойства. | 1 | Выполнение заданий в раб. тетради (№ 9-40); работа с электр. пособием: Программа «В магазине 1»; «Самый-самый» в режиме «Транспорт»; «Самые быстрые»; «На вокзале» в режиме «Пассажиры»; «Цветочные часы» в режиме «Устройство часов»;«На вокзале» в режиме «Предметы на вокзале». | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Формировать умение анализа объектов выбора оснований и критериев для сравнения, классификации. Умение выбора эффективных способов решения задач. Умение определять свойства объекта. Умение коммуникации во взаимодействии. Умение выбора объектов по их свойствам. Умение выполнять готовые алгоритмы; составлять список объектов по определенному свойству; дописывать многоуровневый список устройств компьютера; давать объектам общее название; определять истинность высказываний; делить объекты на классы. | |||
4.2 | Список объектов. | 1 | |||||
4.3 | Порядок элементов в списке | 1 | |||||
4.4 | Упорядоченные списки | 1 | |||||
4.5 | Многоуровневый список | 1 | |||||
4.6 | Простые и многоуровневые списки | 1 | |||||
4.7 | Простые и многоуровневые списки. Твои успехи. | 1 | |||||
4.8 | Классы объектов | 1 | |||||
1.2 | Таблицы | 1 | Выполнение заданий в раб. тетради (№ 41-60); работа с электр. пособием: Программа «В магазине 2»; «Логика»; «Самый-самый» в режиме «Самые маленькие животные»; «Природные зоны» в режиме «Пустыня»; «Природные зоны» в режиме «Тропические дождевые леса»; задания 11-19 раздела «Твои успехи» | Умение делить объекты на классы. Умение находить информацию в таблицах с упорядоченными записями. Построение логической цепи рассуждения. Оценивание уровня усвоения учебного материала. Умение составлять и заполнять таблицы; использовать информацию в таблице; выбирать способ организации информации. | |||
1.3 | Таблицы | 1 | |||||
1.4 | Порядок записей в таблице | 1 | |||||
1.5 | Поиск информации в таблице | 1 | |||||
1.6 | Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы». | 1 | |||||
1.7 | Твои успехи. Контрольная работа №1. | 1 | Контр. работа | ||||
3.1 | Алгоритмы. Что ты о них знаешь? | 1 | Выполнение заданий в раб. тетради (№ 1– 52); работа с электр. пособием: Программа «Переливайка»; «Считайка» в режиме «Считайка в магазине» и «Исполнение алг с ветвлением»; «Рассказ, в котором можно выбирать продолжение». «В магазине 2» «Чертёжник»; «Пожарный».№1-8 раздела «Твои успехи». | Построение логической цепи рассуждения. Умение работать с переменными, оценки истинности высказываний, содержащих отрицание. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Развитие умения коммуникации во взаимодействии, коммуникативных умений в ходе беседы. Умение проектировать свою деятельность. Умение формулировать аргументированные ответы, работать с разными источниками информации. | |||
3.2 | Исполнитель алгоритмов «Считайка». Имя и значение переменной. | 1 | |||||
3.3 | Имя и значение переменной. | 1 | |||||
3.4 | Блок-схема алгоритма. Ветвление. | 1 | |||||
3.5 | Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление. | 1 | |||||
1.8 | Простые и сложные высказывания | 1 | |||||
3.6 | Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением | 1 | |||||
3.7 | Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением | 1 | |||||
3.8 | Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами. | 1 | |||||
3.9 | Составление и выполнение алгоритма Чертёжник | 1 | |||||
2.2 | Компьютер как исполнитель алгоритмов. | 1 | |||||
3.10 | Исполнитель алгоритмов Пожарный | 1 | |||||
4.9 | Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар». | 1 | |||||
3.11 | Алгоритм с ветвлением для исполнителя «Пожарный» | 1 | Выполнение заданий в раб. тетради (№49-56); работа с электр. пособием: Программа «Пожарный». | ||||
4.10 | Метод исследовательной детализации | 1 | Формулировка точных и правильных ответов на вопросы. Развитие действия нравственно-этического оценивания; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. Оценивание уровня усвоения учебного материала | ||||
1.9 | Простые и сложные условия в алгоритмах | 1 | Выполнение заданий в раб. тетради (№ 57-60); работа с электр. пособием: Программа «В магазине 2» | ||||
5.1 | Правила обращения с различными носителями информации | 1 | Выполнение дополнительных заданий. | ||||
2.3 | Гигиенические нормы работы на компьютере. Контрольная работа №2. | 1 | Выполнение заданий (№9-16) раздела «Твои успехи»; работа с электр. пособием: «Логика». | Контр. работа | |||
итого по разделам Раздел1. Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4. Раздел 5.: | 9 3 11 10 1 | ||||||
итого по курсу: | 34 | Контр. работ.- 2 |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Программу обеспечивают:
1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 4кл. Учебник-тетрадь в двух частях (третий год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2012;
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика: 4 кл.: Методическое пособие (Третий год обучения)/Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2012; . — 231 с
- Паутова А.Г. Информатика: Комплект компьютерных программ к учебнику: 4 кл.: Методическое пособие/ А.Г. Паутова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 100с.:ил.+1CD
Литература для учителя:
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика: 4 кл.: Методическое пособие (Третий год обучения)/Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2012; . — 231 с
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 4 кл. Учебник-тетрадь в двух частях (третий год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Р.Г. Чуракова «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.
- Паутова А.Г. Информатика: Комплект компьютерных программ к учебнику: 4 кл.: Методическое пособие/ А.Г. Паутова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 100с.:ил.+1CD
Литература для ученика:
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 4 кл. Учебник-тетрадь в двух частях (третий год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Комплект компьютерных программ к учебнику 3 кл.
- Программа «Двоичное кодирование».
- Программа «В магазине 1».
- Программа «Самый-самый»
- Программа «На вокзале»
- Программа «Цветочные цветы»
- Программа «В магазине 2»
- Программа «Логика»
- Программа «Природные зоны»
- Программа «Считай-ка»
- Программа «Рассказ, в котором можно выбрать продолжение»
- Программа «Чертежник»
- Программа «Пожарный»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...