Рабочая программа по информатике и ИКТ 3 кл
рабочая программа по информатике и икт на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 3 кл. Учебник-тетрадь в двух частях (второй год обучения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_fgos_3_kl_14-15_god.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Улановская основная общеобразовательная школа»

Утверждена

приказом № от «___»_________2014г. Директор __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

для учащихся 3 класса

Количество часов -34 часа

Количество часов в неделю- 1час

Составитель:

Цыганкова И.А.

учитель информатики

 

Принята на

заседании  РМО

Протокол № _________

от «___» __________2014г.

Руководитель РМО ______

Принята

педагогическим советом

Протокол № __________              

от «___» ___________2014г

с. Улановка

2014

        


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 2 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  4. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  8. Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Улановская основная общеобразовательная школа», утвержденный Приказом Управления образования № 409  от 14.12.2011г.
  9. Основная общеобразовательная программа МКОУ «Улановская основная общеобразовательная школа»
  10. Учебный план в рамках ФГОС (1-4 классы) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Улановская основная общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.
  11. Авторская программа по информатике и  информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ) Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Р.Г. Чуракова  «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа», М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные задачи курса:

        – научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

        – сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

        – дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

        – подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

        – дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

Общая характеристика учебного предмета.

        Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:

        - Информационная картина мира.

        - Компьютер – универсальная машина по обработке информации.

        - Алгоритмы и исполнители.

        - Объекты и их свойства.

        - Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

        Информационная картина мира

        В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для 

достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2 классе следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.

Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом её содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач.

Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают её (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода: монитор, принтер).

В 3 классе информация рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств — как динамическая информационная модель процесса.

В 3 и 4 классах обсуждаются различные способы организации информации: список, таблица (3 класс); дерево, гипертекст (4 класс).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2 класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики и ИКТ. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В 3 и 4 классах с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Компьютер — универсальная машина по обработке информации

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа накомпьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:

  • представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
  • название и назначение основных устройств компьютера;
  • представление о двоичном кодировании информации;
  • представление о программном управлении компьютером;
  • представление о профессиях компьютера.

Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2 классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.

Изучению устройства компьютера также отведено время во 2 классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.

Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2 и 3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3 классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессе изучения раздела «Алгоритмы и исполнители») обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.

В 4 классе (базируясь на опыте работы с различными программами, который обучающиеся приобрели за время учебы) обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстоИспользование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов «Информатика» и «Окружающий мир».

На этом же этапе рассматривается ещё один способ планирования сложных действий: выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При выделении в задаче основного и вспомогательного алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым обучающиеся познакомились в 3 классе.

Объекты и их свойства

Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий (выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения свойств объекта в целях изменения его внешнего вида или поведения) является необходимым условием для успешного освоения современных информационно-коммуникативных технологий.

Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3 классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказывания, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы, табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.

Логическим завершением данной содержательной линии является изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций в 4 классе.

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся, а именно:

— правила поведения в компьютерном классе (2 класс);

  • правила использования коллективных носителей информации (3 и 4 классы);
  • правила цитирования литературных источников (4 класс).

К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю (в 4 классе при 5-дневной учебной неделе — 0,5 часа). Дополнительные возможности для изучения предмета представлены в «Технологии» и в «Математике» (тема: «Работа с данными»).

Рекомендуемый объём учебного времени на изучение предмета составляет 102 часа.(34 ч (2 кл) + 34 ч (3 кл) + 34 ч (4 кл)).

По рабочей программе: в 3 классе- 34часа в год (1 час в неделю)

Таблица тематического распределения количества часов.

№ п/п

Разделы, темы.

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Информационная картина мира

30

29

-

9

9

11

2

Компьютер – универсальная машина по обработке информации

20

17

-

7

3

7

3

Алгоритмы и исполнители

30

34

-

15

11

8

4

Объекты и их свойства

19

19

-

2

10

7

5

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

3

3

-

1

1

1

Итого:

102

102

-

34

34

34

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

  • с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
  • с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
  • с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и её целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.

Личностные,  метапредметные  и предметные результаты  освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ».

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на   вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

        - использовать внешний план для решения поставленной задачи;

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

        - сличать результат действий с эталоном (целью),

        - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные учебные действия:

        - анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

        - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);

        - синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

        - построение логической цепи рассуждений.

Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» представлены в разделе «Содержание курса».

По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливать аналогии;

- строить логическую цепь рассуждений;

- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- осознанно владеть общими приемами решения задач;

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Содержание курса «Информатика и ИКТ»

3 класс – 34 часа

Информационная картина мира (9 ч.)

Способы организации информации

Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам.

Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.

Организация информации в виде простых таблиц. Структура простой таблицы, заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц вручную и с помощью компьютера.

Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3 ч.)

Фундаментальные знания о компьютере

Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа – алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.

Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

Использование метода drag-and-Drop.

Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.

Набор текста с помощью клавиатуры.

Алгоритмы и  исполнители (11 ч.)

Линейные алгоритмы с переменными

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.

Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.

Создание алгоритмов методом последовательной детализации

Здание укрупнённых алгоритмов для формальных исполнителей и планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупнённого алгоритма.

Условный алгоритм (ветвление)

Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.

Создание и использование условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.

Объекты и их свойства (10 ч.)

Объект и его свойства. Имя и значение свойства. Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статистическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более класса.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч.)

Носители информации коллективного пользования

Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жёсткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.

Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся должны иметь представление:

  • Об организации информации в виде списка и таблицы;
  • О структуре таблиц;
  • О программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
  • О переменной, её имени и значении, о присваивании переменной значения;
  • О выборе продолжения действий в условном алгоритме;
  • Об объектах и их свойствах;
  • Об имени и значении свойства;
  • О классах объектов.

Обучающиеся научатся:

  • Осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования;
  • Фиксировать собранную информацию в виде списка;
  • Упорядочивать короткие списки по алфавиту;
  • Фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
  • Находить нужную информацию в таблице;
  • Находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
  • Находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
  • Составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
  • С помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы для их решения;
  • Приводить примеры объектов и их свойств;
  • Находить и конструировать объект с заданными свойствами;
  • Выделять свойства, общие для различных объектов;
  • Определять истинность сложных высказываний;
  • На клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
  • На клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых исполнителей;
  • Ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
  • Находить и конструировать объект с заданными свойствами;
  • Объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.


Календарно - тематическое планирование

3 класс (34 часа)

№ урока

№ по разделу

Наименование  темы  и разделов

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Формы контроля

Дата проведения занятия

1.1

Информация (что мы о ней знаем)

1

 Выполнение заданий в раб. тетради (№ 1– 4); работа с электронным пособием: Программа «Кодирование текста»

Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни, информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнения заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения.

2.1

Компьютер (что мы о нём знаем)

1

Выполнение заданий в раб. тетради (задания 5-8); работа с электр. пособием: Программа «Сборка компьютера»

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация; умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка, поиск и выделение необходимой информации; выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; анализ информации; Повторить модульный принцип построения компьютера; названием и назначением отдельных устройств компьютера. Формирование навыка работы на ПК. Сопоставлять устройства компьютера и описание их действий.

4.1

Объекты и их свойства.

1

Выполнение заданий в раб. тетради (№ 9-40); работа с электр. пособием: Программа «В магазине 1»; «Самый-самый» в режиме «Транспорт»; «Самые быстрые»; «На вокзале» в режиме «Пассажиры»; «Цветочные часы» в режиме «Устройство часов»;«На вокзале» в режиме «Предметы  на  вокзале».

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Формировать умение анализа объектов выбора оснований и критериев для сравнения, классификации. Умение выбора эффективных способов решения задач. Умение определять свойства объекта. Умение коммуникации во взаимодействии. Умение выбора объектов по их свойствам. Умение выполнять готовые алгоритмы; составлять список объектов по определенному свойству; дописывать многоуровневый список устройств компьютера; давать объектам общее название; определять истинность высказываний; делить объекты на классы.

4.2

Список объектов.

1

4.3

Порядок элементов в списке

1

4.4

Упорядоченные списки

1

4.5

Многоуровневый список

1

4.6

Простые и многоуровневые списки

1

4.7

Простые и многоуровневые списки. Твои успехи.

1

4.8

Классы объектов

1

1.2

Таблицы

1

Выполнение заданий в раб. тетради (№ 41-60); работа с электр. пособием: Программа «В магазине 2»; «Логика»; «Самый-самый» в режиме «Самые маленькие животные»; «Природные зоны» в режиме «Пустыня»; «Природные зоны» в режиме «Тропические дождевые леса»; задания 11-19 раздела «Твои успехи»

Умение делить объекты на классы. Умение находить информацию в таблицах с упорядоченными записями. Построение логической цепи рассуждения. Оценивание уровня усвоения учебного материала. Умение составлять и заполнять таблицы; использовать информацию  в таблице; выбирать способ организации информации.

1.3

Таблицы

1

1.4

Порядок записей в таблице

1

1.5

Поиск информации в таблице

1

1.6

Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы».

1

1.7

Твои успехи.

Контрольная работа №1.

1

Контр.

работа

3.1

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

1

Выполнение заданий в раб. тетради (№ 1– 52); работа с электр. пособием: Программа «Переливайка»; «Считайка» в режиме «Считайка в магазине» и «Исполнение алг с ветвлением»; «Рассказ, в котором можно выбирать продолжение». «В магазине 2» «Чертёжник»; «Пожарный».№1-8 раздела «Твои успехи».

Построение логической цепи рассуждения. Умение работать с переменными, оценки истинности высказываний, содержащих отрицание. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Развитие умения коммуникации во взаимодействии, коммуникативных умений в ходе беседы. Умение проектировать свою деятельность. Умение формулировать аргументированные ответы, работать с разными источниками информации.

3.2

Исполнитель алгоритмов «Считайка». Имя и значение переменной.

1

3.3

Имя и значение переменной.

1

3.4

Блок-схема алгоритма. Ветвление.

1

3.5

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление.

1

1.8

Простые и сложные высказывания

1

3.6

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

3.7

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

3.8

Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.

1

3.9

Составление и выполнение алгоритма Чертёжник

1

2.2

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

1

3.10

Исполнитель алгоритмов Пожарный

1

4.9

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар».

1

3.11

Алгоритм с ветвлением для исполнителя «Пожарный»

1

Выполнение заданий в раб. тетради (№49-56); работа с электр. пособием: Программа «Пожарный».

4.10

Метод исследовательной детализации

1

Формулировка точных и правильных ответов на вопросы.

Развитие действия нравственно-этического оценивания; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. Оценивание уровня усвоения учебного материала

1.9

Простые и сложные условия в алгоритмах

1

Выполнение заданий в раб. тетради (№ 57-60); работа с электр. пособием: Программа «В магазине 2»

5.1

Правила обращения с различными носителями информации

1

Выполнение дополнительных заданий.

2.3

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Контрольная работа №2.

1

Выполнение заданий (№9-16) раздела «Твои  успехи»; работа с электр. пособием: «Логика».

Контр.

работа

итого по разделам                                Раздел1.

Раздел 2.

Раздел 3.

Раздел 4.

Раздел 5.:

9

3

11

10

1

итого по курсу:

34

Контр. работ.- 2


Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

Программу обеспечивают:

        

1.        Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 4кл. Учебник-тетрадь в двух частях (третий год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2012;

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика: 4 кл.: Методическое пособие (Третий год обучения)/Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2012; . — 231 с
  2. Паутова А.Г. Информатика: Комплект компьютерных программ к учебнику: 4 кл.: Методическое пособие/ А.Г. Паутова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 100с.:ил.+1CD

Литература для учителя:  

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика: 4 кл.: Методическое пособие (Третий год обучения)/Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2012; . — 231 с
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 4 кл. Учебник-тетрадь в двух частях (третий год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова,  Р.Г. Чуракова  «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.
  4. Паутова А.Г. Информатика: Комплект компьютерных программ к учебнику: 4 кл.: Методическое пособие/ А.Г. Паутова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 100с.:ил.+1CD

Литература для ученика:

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 4 кл. Учебник-тетрадь в двух частях (третий год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Перечень цифровых образовательных ресурсов

Комплект компьютерных программ к учебнику 3 кл.

  1. Программа «Двоичное кодирование».
  2. Программа «В магазине 1».
  3. Программа «Самый-самый»
  4. Программа «На вокзале»
  5. Программа «Цветочные цветы»
  6. Программа «В магазине 2»
  7. Программа «Логика»
  8. Программа «Природные зоны»
  9. Программа «Считай-ка»
  10. Программа «Рассказ, в котором можно выбрать продолжение»
  11. Программа «Чертежник»
  12. Программа «Пожарный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...