РП "Численные методы в программировании"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
230115_chislennye_metody_v_programmirovanii_rp_eremenko.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Рязанской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рязанский технологический колледж
(РТК)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе РТК _________________Н.В. Чекурова «__»_________________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОГРАММИРОВАНИИ
Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Квалификация выпускника техник-программист
Форма обучения очная
Рязань 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский технологический колледж»
Разработчики:
Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель.
Рекомендована цикловой комиссией информационных технологий
Протокол №________________от «____»_______________20_____г.
Председатель Л.Е. Еременко
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Численные методы в программировании
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Численные методы в программировании» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные численные методы решения математических задач;
- выбирать оптимальный численный метод для решения поставленной задачи;
- давать математические характеристики точности исходной информации и оценивать точность полученного численного решения;
- разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность полученного результата.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- методы хранения чисел в памяти электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и действия над ними, оценку точности вычислений;
- методы решения основных математических задач – интегрирования, дифференцирования, решения линейных и трансцендентных уравнений и систем уравнений с помощью ЭВМ
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | – |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | Не предусмотрено |
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка реферата и компьютерной презентации к нему по темам, которые выдаются преподавателем. | 10 |
ответы на контрольные вопросы по темам; | 10 |
подготовка к защите практических работ | 10 |
изучение приемов вычислений на микрокалькуляторе, составление и отладка программ реализации практических задач на компьютере | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Численные методы в программировании»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Приближенные числа и действия с ними | 18 | |
Тема 1.1. Математические модели и численные методы | Содержание учебного материала | 2 |
Решение прикладной задачи. Численные методы как способы решения задач. Классификация ошибок. Запись чисел в ЭВМ и ограничения точности вычислений. | ||
Тема 1.2. Точные и приближенные числа. Возникновение погрешности | Содержание учебного материала | 2 |
Точные и приближенные числа. Приближенное значение величины. Источники погрешностей. Абсолютная и относительная погрешности, их границы. | ||
Тема 1.3. Десятичная запись приближенных чисел | Содержание учебного материала | 2 |
Десятичная запись приближенных чисел. Значащая цифра числа. Верная значащая цифра. Связь между количеством верных знаков и погрешностью числа. Округление приближенных чисел. | ||
Тема 1.4. Погрешности арифметических действий | Содержание учебного материала | 2 |
Погрешность суммы и разности. Погрешность произведения и частного. Правила подсчета цифр. | ||
Практические занятия Выполнение приближенных вычислений Вычисление погрешностей | 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Подготовка докладов «Причины появления вычислительной математики»; «Место ЭВМ в развитии вычислительной математики», «Оценка погрешностей значений функций»; «Способы приближенных вычислений по заданной формуле» Разработка программ и отладка компьютерных программ для следующих задач по вариативным заданиям:
| 6 | |
Раздел 2. Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) | 19 | |
Тема 2.1. Решение СЛАУ методом Гаусса | Содержание учебного материала | 2 |
Системы линейных алгебраических уравнений. Метод Гаусса решения систем уравнений. Программная реализация метода Гаусса. | ||
Практические занятия Решение СЛАУ методом Гаусса с использованием инструментальных средств | 2 | |
Тема 2.2. Приближенные методы решения СЛАУ | Содержание учебного материала | 2 |
Метод итераций. Условия сходимости итерационного процесса. Оценка погрешности приближенного процесса метода итерации. | ||
Практические занятия Решение СЛАУ методом итераций | 4 | |
Тема 2.3. Решение СЛАУ методом Зейделя | Содержание учебного материала | 2 |
Метод Зейделя. Условия сходимости метода Зейделя. Оценка погрешности процесса Зейделя. | ||
Практические занятия Решение СЛАУ методом Зейделя | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Решение вариативных задач на решение СЛАУ с помощью инструментальных средств | 5 | |
Раздел 3. Численные методы решения алгебраических и трансцендентных уравнений | 32 | |
Тема 3.1. Графические методы решения алгебраических и трансцендентных уравнений и систем. Отделение и уточнение корней | Содержание учебного материала | 2 |
Способы графического решения уравнений. Графические методы решения систем уравнений. Графический метод отделения корней. Аналитический метод отделения корней. Уточнений корней методом проб | ||
Практические занятия Решение алгебраических и трансцендентных уравнений графическим методом | 2 | |
Тема 3.2. Решение уравнений методами хорд и касательных | Содержание учебного материала | 2 |
Сущность метода хорд. Правило выбора формул. Сущность метода касательных. Выбор начального приближения корня. Оценка погрешности приближений | ||
Практические занятия Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом хорд Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом касательных Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления | 2 2 2 | |
Тема 3.3. Решение уравнений методом итераций | Содержание учебного материала | 2 |
Сущность метода итераций. Условия сходимости итерационного процесса. Геометрическая интерпретация метода итераций. | ||
Практические занятия Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом итераций | 2 | |
Тема 3.4. Приближенное решение систем нелинейных уравнений | Содержание учебного материала | 2 |
Метод Ньютона для системы двух уравнений. Метод итераций для систем нелинейных уравнений. Оценка погрешности | ||
Практические занятия Приближенное решение систем нелинейных уравнений | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Подготовка докладов «Основные теоремы, применяемые при решении уравнений»; «Метод половинного деления» Реализация задачи отделения корней уравнений, метода половинного деления с помощью MS Excel и на языке Turbo Pascal Составление алгоритма решения уравнения методом простой итерации, используя цикл с параметром Составление программ реализации методов Ньютона (секущих и хорд) Составление конспекта по теме «Комбинированный метод хорд и касательных» | 12 | |
Раздел 4. Аппроксимация и интерполяция | 13 | |
Тема 4.1. Интерполяционный полином Ньютона | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие аппроксимации. Математическая постановка задачи интерполяции. Существование и единственность интерполяционного полинома. Интерполяционный полином Ньютона. Оценка погрешности интерполяционного полинома Ньютона | ||
Тема 4.2. Интерполяционный полином Лагранжа | Содержание учебного материала | 2 |
Задача параболического интерполирования. Интерполяционный полином Лагранжа. Оценка погрешности интерполяционного полинома Лагранжа | ||
Практические занятия Построение интерполяционных полиномов для функций | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Составление конспектов по темам «Интерполяция сплайнами», «Экстраполяция», «Метод наименьших квадратов» Составление на языке Turbo Pascal и отладка программы интерполирования по формулам Ньютона | 5 | |
Раздел 5. Численное интегрирование и дифференцирование | 21 | |
Тема 5.1. Численное интегрирование. Простейшие квадратурные формулы | Содержание учебного материала | 4 |
Постановка задачи численного интегрирования. Квадратурные формулы. Метод прямоугольников. Метод трапеций. Погрешности вычислений. Графическое интегрирование. Метод Монте–Карло вычисления определенных интегралов | ||
Практические занятия Решение задач численного интегрирования | 4 | |
Тема 5.2. Численное дифференцирование | Содержание учебного материала | 2 |
Постановка задачи численного дифференцирования. Численное дифференцирование на основе интерполяционных формул Лагранжа и Ньютона. Графическое дифференцирование | ||
Практические занятия Решение задач численного дифференцирования | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Составление конспекта по теме «Метод Симпсона» Составление и отладка компьютерной программы вычисления интеграла по формуле трапеций Численное дифференцирование и интегрирование по вариативным заданиям | 7 | |
Резерв учебного времени | 2 | |
Итоговая аттестация: экзамен | ||
Всего | 118 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин и лаборатории системного и прикладного программирования.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели;
- рабочее место преподавателя;
- доска.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проекционная аппаратура, управляемая компьютером;
- интерактивная доска;
- компьютерные программы тестирования;
- комплект методический указаний для выполнения практических заданий по дисциплине;
- презентационный материал.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству учащихся, причем каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером (компьютеры объединены в локальную сеть);
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- интерактивная доска;
- проектор.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бахвалов Н.С., Лапин А.В., Чижонков Е.В. Численные методы в задачах и упражнениях. М.: Бином, 2010. – 240 с.
- Калиткин Н.Н. Численные методы. – С.-Пб.: БХВ-Петербург, 2010. – 592 с.
- Колдаев В.Д. Численные методы и программирование. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.
- Панюкова Т.А. Численные методы. – М.: Либроком, 2010. – 226 с.
- Пирумов У.Г. Численные методы: теория и практика. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с.
- Самарский А.А., Вабищевич Л.Н., Самарская Е.А. Задачи и упражнения по численным методам. – М.: Либроком, 2009. – 208 с.
Дополнительные источники:
- Бахвалов Н.С., Жидков Н.П. Кобельков Г.М. Численные методы. – М.: Бином, 2011. – 640 с.
- Лапчик М.П., Рагулина М.И., Хеннер Е.Н. Численные методы. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
- Шевцов Г.С., Крюкова О.Г., Мызникова Б.И. Численные методы линейной алгебры. – М.: Лань, 2011. – 496 с.
Интернет-ресурсы:
- Национальный открытый университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/ (дата обращения: 2.08.2013).
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Офиц. сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 2.08.2013).
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| Практическая работа Решение вариативных задач |
| Практическая работа Решение вариативных задач |
| Практическая работа Решение вариативных задач |
| Практическая работа Решение вариативных задач |
Знания: | |
| Практическая работа Решение вариативных задач Устный опрос |
| Практическая работа Решение вариативных задач Письменный опрос |
Итоговый контроль освоения дисциплины | Экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы при обучении программированию
В связи с введением ЕГЭ по информатике в школьный курс снова вернулась алгоритмизация и программирование. Игровые методы позволяют начать обучение программированию с 5 класса с помощью широко распрост...
методическая разработка интегрированного урока по предмету Численные методы и Основы алгоритмизации и программирования
Методическая разработка к уроку будет полезна преподавателям в подготовке к уроку по данной теме. Также к ней предлагаеncz презентация выполненная в офисной программе Power Point, что позволит провест...
Программированный метод обучения английскому языку
Статья на тему использования информационных технологий в обучении...
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине "Численные методы в программировании"
Содержит задания для выполнения на лабораторных работах по дисциплине "Численные методы впрограммировании"...
Контрольная работа по дисциплине ЕН04 Численные методы в программировании в рамках промежуточного контроля
Данный материал разработан для прведения контрольной работы в рамках промежуточного контроля по дисциплине ЕН04 Численные методы в программировании для студентов специальности 230115 Программирование ...
Анализ некоторых методов сортировок массива на различных языках программирования
Научно-исследовательская работа по информатике...
Решение задач линейного программирования графическим методом
Презентация к занятию "Решение задач линейного программирования графическим методом"...