Дидактические материалы для проведения контрольных работ по дисциплине "Основы программирования"
методическая разработка по информатике и икт на тему
Дидактические материалы для проведения контрольных работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696, и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы программирования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakt_material.docx | 1009.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Рязанской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рязанский технологический колледж
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе РТК _________________Н.В. Чекурова «__»_________________2014 г. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения контрольных работ по дисциплине
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Квалификация выпускника техник-программист
Форма обучения очная
Рязань 2014
Дидактические материалы для проведения контрольных работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696, и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы программирования».
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский технологический колледж»
Разработчики:
Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель.
Рекомендована цикловой комиссией информационных технологий
Протокол №________________от «____»_______________20_____г.
Председатель Л.Е. Еременко
СОДЕРЖАНИЕ
Контрольная работа №1 Структуры алгоритмов
Контрольная работа №2 Блок-схемы алгоритмов обработки массивов
Контрольная работа №3 Программирование условных алгоритмов
Контрольная работа №4 Программирование циклических алгоритмов
Контрольная работа №5 Программы алгоритмов обработки массивов
Контрольная работа №6 Массивы записей
Контрольная работа №7 Процедуры и функции
Пояснительная записка
Дидактические материалы для проведения контрольных работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах в соответствии с утвержденным учебным планом по специальности и в соответствии с рабочей программой дисциплины «Основы программирования».
Методические указания содержат практические задания по всем разделам и темам дисциплины. По каждой теме дано краткое изложение основных теоретических сведений и приведены примеры решения типовых задач, что способствует самостоятельному изучению материала и выполнению контрольных заданий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования.
Согласно учебному плану на выполнение практических занятий отводится 90 часов.
На практических занятиях студенты приобретают навыки для выполнения с помощью программ на персональном компьютере широкого круга задач.
При подготовке к практическому занятию студент должен повторить теоретический материал по соответствующей теме. Перед началом работы проводится контроль знаний студента в устной или письменной форме. После выполнения каждой работы студент оформляет отчет и отвечает на контрольные вопросы.
Контрольная работа №1
Структуры алгоритмов
Основное задание
Вариант 1
- Дайте определение алгоритма.
- Приведите пример формульного описания алгоритма.
- Опишите алгоритмическую структуру: множественный выбор (схема, назначение, выполнение алгоритма, особенности).
- Дана часть блок-схемы. Определите, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- Каким свойством правильного алгоритма не обладает ниже приведенный алгоритм? Исправьте ошибки, изобразив верный вариант алгоритма.
Начало
Конец
- При выполнении алгоритма, изображенного на блок-схеме, для ввода исходных данных предлагается последовательность чисел: 5, 4, 3, 2, 0, -5, 6, 1. Какое число будет введено последним и какое значение получит переменная S после выполнения алгоритма?
нет
начало
x>0
конец
да
- Дана часть блок-схемы. Чему равно значение Р, если введено х=2?
…
…
- Чему равно Р, если х=5?
да
нет
- Сколько раз выполняется тело цикла в алгоритме? Чему равно значение параметра цикла после его завершения?
Начало
х:=х+0.5
х:= -5; 5
Конец
- Вычислить значение функции y по введенному значению х, где
- Произвольным образом вводятся числа до тех пор, пока не будет ведено положительное число. Найти среднее арифметическое введенных чисел (неположительных) и их количество. Результат вывести на экран
Вариант 2
- Перечислите виды данных в вычислительных алгоритмах.
- В чем заключается свойство результативности алгоритма?
- Опишите алгоритмическую структуру: цикл с параметром (схема, назначение, выполнение алгоритма).
- Дана часть блок-схемы. Определить, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- Сколько раз выполнится тело цикла в алгоритме?
a+b>5
да
нет
- Чему равны значения х и y в результате выполнения алгоритма?
Начало
х:=х+2
х:= -5; 5
Конец
- Дана блок-схема. Обладает ли она свойством массовости? Ответ поясните.
Начало
Конец
- Чему равны Р и Т в результате выполнения алгоритма, если х=2?
- Приведите примеры последовательностей входных данных, так чтобы тело цикла:
- Выполнилось ровно 3 раза.
- Не выполнилось ни разу.
- По введенному значению аргумента вычислить и вывести на экран значение функции Y=5x+4
- Пусть элементами круга являются радиус (первый элемент), диаметр (второй элемент), длина окружности (третий элемент). Разработать алгоритм, который по введенному номера элемента запрашивал бы этот элемент и вычислял площадь круга. Учесть некорректность вводимых данных.
Вариант 3
- Перечислите способы описания алгоритмов.
- В чем заключается свойство понятности алгоритма?
- Опишите алгоритмическую структуру: цикл с постусловием (схема, назначение, выполнение алгоритма, особенности).
- Дана часть блок-схемы. Определить, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- Чему равно Р, если х=1?
- Сколько раз выполняется тело цикла?
Начало
х:=х+0.5
х:= -1; 10
Конец
- Верно ли утверждение о следующем алгоритме - «Это цикл с параметром». Если нет, то изобразите верный вариант алгоритма
х:=х+1
х:=х+1
- Приведите пример последовательности входных данных, так чтобы тело цикла выполнилось:
- ровно 2 раза;
- ни разу.
нет
начало
x>0
конец
да
- Каким свойством правильного алгоритма не обладает ниже приведенный алгоритм? Исправьте ошибки, перечертив верный вариант алгоритма.
Начало
х:=х+0,5
х:=-5; 5
Конец
- Дано натурально число n. Вычислить .
- По введенным значениям скорости V и времени t вычислить и вывести на экран значение ускорения a. Заранее известно, что .
Вариант 4
- Перечислите свойства алгоритмов.
- В чем заключается свойство дискретности алгоритма?
- Опишите алгоритмическую структуру: цикл с предусловием (схема, назначение, выполнение алгоритма, особенности).
- Дана часть блок-схемы. Определить, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- Дана часть блок-схемы. Определить, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- При выполнении алгоритма, изображенного на блок-схеме, для ввода исходных данных предлагается последовательность чисел: 5, 4, 3, 2, 0,
-5, 6, 1. Какое число будет введено последним и какое значение получит переменная S после выполнения алгоритма?
- Чему равно х после выполнения алгоритма, если перед его выполнением х=6?
- Обладает ли приведенный алгоритм свойством дискретности? Поясните ответ.
Начало
Конец
- Чему равны S и x после выполнения алгоритма?
Начало
х:=х-2
х:= 5; -5
Конец
- Разработать алгоритм, который по введенному номеру единицы измерения (1 – дециметр, 2 – километр, 3 – метр, 4 – миллиметр, 5 - сантиметр) и длине отрезка L выдает соответствующее значение длины отрезка в метрах.
- По введенным значениям массы m и ускорения свободного падения g определить вес неподвижного тела и вывести его значение на экран P=m·g.
Вариант 5
- Приведите пример словесного алгоритма.
- В чем заключается свойство определенности алгоритма?
- Опишите алгоритмическую структуру: неполная развилка (схема, назначение, выполнение алгоритма).
- Дана часть блок-схемы. Определить, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- Дана часть блок-схемы. Определить, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- При выполнении алгоритма, изображенного на блок-схеме, для ввода исходных данных предлагается последовательность чисел: 1, 4, 3, 2, 0,
5, -6, 1. Какое число будет введено последним и какое значение получит переменная S после выполнения алгоритма?
нет
начало
x>-2
конец
да
- Дана часть схемы. Чему равно Р, если введено х=112?
…
…
- Каким свойством правильного алгоритма не обладает ниже приведенный алгоритм? Исправьте ошибки, изобразив верный вариант алгоритма.
Начало
Конец
- Приведите пример последовательности х, при вводе которой тело цикла выполнится ровно 4 раза. Чему тогда равно S?
нет
Ост(x/3)=0
да
- Даны числа a, b. Найти min(a,b)
- Дано натурально число n. Вычислить .
Вариант 6
- Какие алгоритмические структуры могут быть использованы при решении любой задачи независимо от уровня ее сложности?
- В чем заключается свойство массовости алгоритма?
- Опишите алгоритмическую структуру: полная развилка (схема, назначение, выполнение алгоритма).
- Дана часть блок-схемы. Определить, какие приемы сочетания базовых структур используются в этой схеме. Перерисуйте схему в свой ответ, обозначив места сочетания структур и названия сочетаемых структур.
- Сколько раз выполнится тело цикла в алгоритме?
x>5
да
нет
- Чему равны значения х и y в результате выполнения алгоритма?
Начало
х:=х+0.5
х:= -10; 10
Конец
- Дана блок-схема. Обладает ли она свойством массовости? Ответ поясните.
- Приведите пример последовательности входных данных, так чтобы тело цикла выполнилось:
- ровно 3 раза;
- ни разу.
нет
начало
x>0
конец
да
- Чему равны Р и Т в результате выполнения алгоритма, если х=2?
- Произвольным образом вводятся числа. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет введено число 100. Найти произведение введенных чисел (не равных 100) и их количество. Результат вывести на экран.
- Вычислить значение функции y по введенному значению х:
Критерии оценки
За каждое выполненное задание выставляются баллы, определяемые таблицей 1-1:
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | |
Максимальный общий балл | 21 |
Оценка за выполнение контрольной работы определяется по таблице 1-2:
Оценка | Общий балл |
5 | 20-21 |
4 | 17-19 |
3 | 13-18 |
2 | меньше 13 |
Дополнительные задания
- Определить, принадлежит ли точка с заданными координатами параболе y=x2 и гиперболе y=1/x. В противном случае вывести на печать сообщение о том, какому объекту принадлежит точка, или не принадлежит совсем. Предусмотреть корректность вводимых данных.
- Вычислить значение z=max(min(a,b),d) Значения a,b,d вводятся с клавиатуры. Максимальное и минимальное значение среди двух чисел вычислять с помощью самостоятельно разработанного алгоритма.
- Вводится сумма покупок, алгоритм выдает сумму к оплате с учетом того, что при покупке товара на сумму от 500 до 1000 руб. предоставляется скидка 5%, на сумму от 1001 до 10000 руб. – 7%, на сумму свыше 10000 руб. – 9%.
- Разработать алгоритм, который по введенным трем числам определяет, есть ли среди них хотя бы одно четное число, и выводит номера соответствующих четных чисел в случае их наличия.
- На первый день эксперимента в лаборатории имелась одна клетка микроорганизма. Каждый день клетка делится на 2 такие же клетки. Сколько клеток будет в лаборатории на N-й день эксперимента? (N – натуральное число, вводимое с клавиатуры)
- Дано действительное число х. Вычислить .
Контрольная работа №2
Блок-схемы алгоритмов обработки массивов
Основное задание
Составить блок-схемы алгоритмов решения задач.
Вариант 1
- Одномерный массив из N (N≤20) элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-20,40], вывести его на экран. Посчитать сумму положительных элементов массива.
- Двумерный массив размерности 10х5 заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-20,60]. Вывести его на экран. Посчитать количество отрицательных элементов:
- в каждом столбце;
- во всем массиве.
Вариант 2
- Одномерный массив из N (N≤15) элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [1,32], вывести его на экран. Определить номер максимального элемента.
- Двумерный массив размерности 10х12 заполнить случайными числами в диапазоне
[-1,25], вывести его на экран. Посчитать произведение положительных элементов:
- в каждой строке;
- во всем массиве.
Вариант 3
- Одномерный массив из N (N≤25) элементов заполнить случайным образом целыми числами в диапазоне [-15,25], вывести его на экран. Посчитать произведение ненулевых элементов.
- Двумерный массив размерности 5х5 заполнить случайными числами в диапазоне
[-10,20], вывести его на экран. Определить сумму четных элементов:
- в каждом столбце;
- во всем массиве.
Вариант 4
- Одномерный массив из N (N≤100) элементов заполнить случайным образом целыми числами в диапазоне [1,15], вывести его на экран. Определить произведение элементов с четными номерами.
- Двумерный массив размерности 10х12 заполнить случайными образом целыми числами в диапазоне [-10,30], вывести его на экран. Определить среднее арифметическое элементов:
- каждой строки;
- всего массива.
Вариант 5
- Одномерный массив из N (N≤20) элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-5, 26], вывести его на экран. Посчитать сумму четных элементов массива.
- Двумерный массив размерности 5х5 заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-10,20]. Вывести его на экран. Посчитать количество элементов, кратных 5:
- в каждом столбце;
- во всем массиве.
Вариант 6
- Одномерный массив из N (N≤15) элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-1,32], вывести его на экран. Определить номера четных элементов.
- Двумерный массив размерности 10х12 заполнить случайными числами в диапазоне
[-10,25], вывести его на экран. Посчитать сумму неотрицательных элементов:
- в каждом столбце;
- во всем массиве.
Критерии оценки
За каждое выполненное задание выставляются баллы, определяемые таблицей 2-1:
Задание | 1 | 2-а | 2-б | |
Максимальный балл за задание | 3 | 3 | 5 | |
Максимальный общий балл | 11 |
Оценка за выполнение контрольной работы определяется по таблице 2-2:
Оценка | Общий балл |
5 | 10-11 |
4 | 8-9 |
3 | 6-7 |
2 | меньше 6 |
Дополнительные задания
- По заданной матрице A размерностью n*m сформировать вектор z размерностью m, состоящий из арифметических средних столбцов матрицы (n, m не более 50). Элементы матрицы генерируются из диапазона [10; 30].
- Задана матрица A. Оформить массив С, в котором -ый элемент равен разности между числом положительных и числом отрицательных элементов -ой строки матрицы А. Размер матрицы не превышает 40х50 (вводится вручную). Элементы матрицы генерируются из диапазона [-20; 20].
- Задана матрица размером не более 10х12. Среди элементов, расположенных в столбцах с нечетными номерами, найти максимальный элемент. Элементы матрицы генерируются из диапазона [10; 30].
- Найти минимальный и максимальный элементы матрицы. Поменять максимальный и минимальный элементы местами и вывести на экран преобразованную матрицу. Размер матрицы задается пользователем (не более 10х10). Элементы матрицы генерируются из диапазона [-2; 30].
- Дан одномерный массив из N элементов. Сжать его, удалив из него каждый второй элемент.
- Дан одномерный массив из N элементов. Если все его элементы положительные, то удвоить каждый элемент.
Контрольная работа №3
Программирование условных алгоритмов
Основное задание
Вариант 1
- Найти значение функции по введенному значению аргумента:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Даны два действительных числа. Меньшее из этих чисел заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением. Если числа равны, то вывести соответствующее сообщение. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- По заданному порядковому номеру дня недели напечатать его название и указать рабочий это день или не рабочий. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
if x>3 then
begin
Y:=2*x;
Writeln(y);
if x<10 then writeln(‘x<10’);
end
else writeln(‘Решений нет’);
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
усл1
усл2
Вариант 2
- Найти значение функции по введенному значению аргумента:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Даны действительные числа х, у. Если х и у отрицательны, то каждое значение заменить его модулем; если отрицательно только одно из них, то оба значения увеличить на 0.5; если оба значения неотрицательны, то оба уменьшить в 10 раз. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- По последней цифре введенного числа определить последнюю цифру его квадрата. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
if x<0 then
begin
Y:=x;
writeln(‘ Y=’,Y);
end
else if x<10 then
begin
Y:=x-10;
writeln(‘ Y=’,Y);
end
else writeln(‘Функция не определена’);
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
усл1
усл2
Вариант 3
- Найти значение функции по введенному значению аргумента:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Значения переменных X, Y, Z поменять местами так, чтобы они оказались упорядоченными по возрастанию. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Получить словесное описание отметок: 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично». Других оценок нет. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
if x<0 then
begin
Y:=x;
writeln(‘ Y=’,Y);
end
else
begin
if x<10 then
begin
Y:=x-10;
writeln(‘ Y=’,Y);
end;
writeln(‘Функция не определена’);
end;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
усл1
усл2
Вариант 4
- Найти значение функции по введенному значению аргумента:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Перераспределить значения переменных X и Y так, чтобы в X оказалось меньшее из этих значений, а в Y — большее. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Для каждой введенной цифры (от 0 до 9) вывести соответствующее ей название на английском языке (zero, one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine). Других цифр не бывает. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
if x>3 then
begin
Y:=2*x;
if Y<10 then
writeln(‘Y-2=’,Y-2)
else writeln(‘Решений нет’);
end
else writeln(‘Решений нет);
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
усл1
усл2
Вариант 5
- Найти значение функции по введенному значению аргумента:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Даны три переменные: X, Y, Z. Если их значения упорядочены по убыванию, то удвоить их; в противном случае заменить значение каждой переменной на противоположное. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- По данному числу (1 – 12) вывести название соответствующего месяца года. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
if x>3 then
begin
Y:=2-x;
if Y<10 then
writeln(‘ Y-2=’,Y-2);
end
else
begin
Y:=3*x;
writeln(‘Y=’,y);
end;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
усл1
усл2
Вариант 6
- Найти значение функции по введенному значению аргумента:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Проверить, не приводит ли суммирование двух целых чисел А и В к получению числа, большего 10000. Если это так, то вывести соответствующее сообщение и каждое число уменьшить на 500. Иначе вывести сумму чисел. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- По введенному номеру времени года (1 – зима, 2 – весна, 3 – лето, 4 – осень) вывести название времени года и соответствующие ему месяцы. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
if x<0 then
begin
Y:=x;
writeln(‘ Y=’,Y);
end
else if x<10 then
begin
Y:=x-10;
writeln(‘ Y=’,Y);
end;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
усл1
усл2
Критерии оценки
За каждое выполненное задание выставляются баллы, определяемые таблицей 3-1:
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Баллы | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | |
Максимальный общий балл | 10 |
Оценка за выполнение контрольной работы определяется по таблице 3-2:
Оценка | Общий балл |
5 | 9-10 |
4 | 7-8 |
3 | 6-7 |
2 | меньше 6 |
Дополнительные задания
- Определить, принадлежит ли точка с заданными координатами параболе y=x2 и гиперболе y=1/x. В противном случае вывести на печать сообщение о том, какому объекту принадлежит точка, или не принадлежит совсем. Предусмотреть корректность вводимых данных.
- Вводится сумма покупок, алгоритм выдает сумму к оплате с учетом того, что при покупке товара на сумму от 500 до 1000 руб. предоставляется скидка 5%, на сумму от 1001 до 10000 руб. – 7%, на сумму свыше 10000 руб. – 9%.
- Разработать алгоритм, который по введенному номеру единицы измерения (1 – дециметр, 2 – километр, 3 – метр, 4 – миллиметр, 5 - сантиметр) и длине отрезка L выдает соответствующее значение длины отрезка в метрах.
- Пусть элементами круга являются радиус (первый элемент), диаметр (второй элемент), длина окружности (третий элемент). Разработать алгоритм, который по введенному номера элемента запрашивал бы этот элемент и вычислял площадь круга. Учесть некорректность вводимых данных.
- Разработать алгоритм, который по введенным трем числам определяет, есть ли среди них хотя бы одно четное число, и выводит номера соответствующих четных чисел в случае их наличия.
- Дано число х. Вывести в порядке возрастания величины: sinx, cosx, lnx. Учесть корректность вводимых данных, предусмотрев вывод соответствующих сообщений.
Контрольная работа №4
Программирование циклических алгоритмов
Основное задание
Вариант 1
- Найти значение функции для х от -10 до 10 с шагом 1:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- (2 способа) Произвольным образом водятся числа до тех пор, пока не будет введено число, больше 100. Определить количество введенных чисел (меньших или равных 100) и выведите его на экран. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
Y:=1;
while x>0 do
begin
if x<>3
then y:=x+3;
z:=x+y;
end;
for i:=10 downto 1 do
S:=S+1;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
Вариант 2
- Найти значение функции для х от 5 до -5 с шагом -1:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- (2 способа) Пользователь вводит произвольные числа до тех пор, пока не будет введено число 20. Найти среднее арифметическое введенных чисел (не равных 20) и их количество. Результат вывести на экран. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
For i:=0 to 20 do
begin
while x<>10 do
y:=y+x;
repeat
begin
writeln(‘y=’, y);
S:=S+y
end;
until S<>1000;
end;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
Вариант 3
- Найти значение функции для х от 0 до 16 с шагом 1:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- (2 способа) Пользователь вводит произвольным образом числа, пока не будет введено число, меньшее 12. Найти произведение и сумму введенных чисел (больших или равных 12). Результат вывести на экран. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
While x<1000 do
begin
for i:=20 downto -10 do
writeln(‘i=’, i);
if x>100
then S:=S+1;
end;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
Вариант 4
- Найти значение функции для х от 15 до 5 с шагом -1:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- (2 способа) Произвольным образом вводятся числа. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет введено число, кратное 3. Найти среднее арифметическое введенных чисел (не кратных 3). Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
repeat
begin
For i:=1 to 10 do
begin
k:=k+1;
p:=p*i;
end;
writeln(‘k=’, k,’p=’, p);
end
until x<>100;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
Вариант 5
- Найти значение функции для х от -12 до 12 с шагом 1:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- (2 способа) Произвольным образом вводятся числа до тех пор, пока не будет ведено положительное число. Найти среднее арифметическое введенных чисел (неположительных) и их количество. Результат вывести на экран. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
For i:=100 downto 10 do
begin
readln(x);
while x<>10 do
begin
k:=k+x;
p:=p*x;
end
end;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
Вариант 6
- Найти значение функции для х от 10 до 1 с шагом -1:
Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- (2 способа) Произвольным образом вводятся числа. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет введено число 100. Найти произведение введенных чисел (не равных 100) и их количество. Результат вывести на экран. Составить блок-схему и программу алгоритма решения задачи.
- Изобразить фрагмент блок-схемы, соответствующий фрагменту программы:
repeat
begin
if x<1
then y:=x+5
else y:=x-5;
for i:=2 to 10 do
s:=s+i;
end;
until k<>0;
- Написать часть программы для реализации части блок-схемы:
Критерии оценки
За каждое выполненное задание выставляются баллы, определяемые таблицей 4-1:
Задание | 1 | 2 | 2 | 3 | 4-а | 4-b | 4-c | |
Максимальный балл за задание | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Максимальный общий балл | 11 |
Оценка за выполнение контрольной работы определяется по таблице 4-2:
Оценка | Общий балл |
5 | 10-11 |
4 | 8-9 |
3 | 7-8 |
2 | меньше 7 |
Дополнительные задания
- Дано натуральное число n. Вычислить .
- Дано действительное число х. Вычислить .
- На первый день эксперимента в лаборатории имелась одна клетка микроорганизма. Каждый день клетка делится на 2 такие же клетки. Сколько клеток будет в лаборатории на N-й день эксперимента? (N – натуральное число, вводимое с клавиатуры)
- Дано действительное число х. Вычислить .
- Дано натуральное число n. Вычислить .
- Дано действительное число х. Вычислить .
Контрольная работа №5
Программы алгоритмов обработки массивов
Основное задание
Вариант 1
Составить программы алгоритмов решения задач.
- Одномерный массив из N (N≤20) элементов заполнить случайным образом целыми числами в диапазоне [-11,15], вывести его на экран. Определить произведение элементов с четными номерами.
- Одномерный массив из N элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-20,40], вывести его на экран. Посчитать сумму положительных элементов массива.
- Двумерный массив размерности 10х5 заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-20,60]. Вывести его на экран. Посчитать количество отрицательных элементов в каждом столбце.
Вариант 2
Составить программы алгоритмов решения задач.
- Одномерный массив из N (N≤15) элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [1,32], вывести его на экран. Определить произведение четных элементов.
- Одномерный массив из N элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-5, 26], вывести его на экран. Посчитать сумму элементов массива, дающих при делении на 4 остаток 2.
- Двумерный массив размерности 10х12 заполнить случайными числами в диапазоне
[-1,25], вывести его на экран. Посчитать произведение положительных элементов в каждой строке.
Вариант 3
Составить программы алгоритмов решения задач.
- Одномерный массив из N (N≤60) элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-1,32], вывести его на экран. Определить номера четных элементов.
- Одномерный массив из N элементов заполнить случайным образом целыми числами в диапазоне [-15,25], вывести его на экран. Посчитать произведение ненулевых элементов.
- Двумерный массив размерности 5х5 заполнить случайными числами в диапазоне
[-10,20], вывести его на экран. Определить сумму четных элементов в каждом столбце.
Вариант 4
Составить программы алгоритмов решения задач.
- Одномерный массив из N (N≤100) элементов заполнить случайным образом целыми числами в диапазоне [1,15], вывести его на экран. Определить произведение элементов с четными номерами.
- Одномерный массив из N элементов заполнить случайным образом целыми числами в диапазоне [-15,25], вывести его на экран. Посчитать количество отрицательных элементов.
- Двумерный массив размерности 10х12 заполнить случайными образом целыми числами в диапазоне [-10,30], вывести его на экран. Определить среднее арифметическое элементов каждой строки.
Вариант 5
Составить программы алгоритмов решения задач.
- Одномерный массив из N (N≤87) элементов заполнить случайным образом целыми числами в диапазоне [-12,15], вывести его на экран. Определить произведение элементов с нечетными номерами.
- Одномерный массив из N элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-5, 26], вывести его на экран. Посчитать сумму четных элементов массива.
- Двумерный массив размерности 5х5 заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-10,20]. Вывести его на экран. Посчитать количество элементов, кратных 5, в каждом столбце.
Вариант 6
Составить программы алгоритмов решения задач.
- Одномерный массив из N (N≤15) элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-1,32], вывести его на экран. Определить номера четных элементов.
- Одномерный массив из N элементов заполнить случайными целыми числами в диапазоне [-20,40], вывести его на экран. Посчитать сумму положительных элементов массива.
- Двумерный массив размерности 10х12 заполнить случайными числами в диапазоне
[-10,25], вывести его на экран. Посчитать сумму неотрицательных элементов в каждом столбце.
Критерии оценки
За каждое выполненное задание выставляются баллы, определяемые таблицей 5-1:
Задание | 1 | 2 | 3 |
Максимальный балл за задание | 3 | 3 | 5 |
Максимальный общий балл | 1 |
Оценка за выполнение контрольной работы определяется по таблице 5-2:
Оценка | Общий балл |
5 | 10-11 |
4 | 8-9 |
3 | 7-8 |
2 | меньше 7 |
Дополнительные задания
- По заданной матрице A размерностью n*m (n, m не более 50) сформировать одномерный массив В размерностью m, состоящий из арифметических средних столбцов матрицы. Элементы матрицы генерируются из диапазона [10; 30].
- Задана матрица A. Оформить массив С, в котором -ый элемент равен разности между числом положительных и числом отрицательных элементов -ой строки матрицы А. Размер матрицы не превышает 40х50 (вводится вручную). Элементы матрицы генерируются из диапазона [-20; 20].
- По заданной матрице A размерностью n*m сформировать одномерный массив Z размерностью n, состоящий из максимальных элементов строк матрицы (n, m не более 50). Элементы матрицы генерируются из диапазона [2; 15].
- По заданной матрице A размерностью n*m сформировать одномерный массив Z размерностью m, состоящий из произведений положительных элементов столбцов матрицы (n, m не более 50). Элементы матрицы генерируются из диапазона [10; 30].
- По заданной матрице A размерностью n*m (n, m не более 50) сформировать одномерный массив В размерностью m, состоящий из количеств положительных элементов строк матрицы. Элементы матрицы генерируются из диапазона [10; 30].
- Вычислить произведение сумм элементов каждой строки матрицы А. Размер матрицы задается пользователем (не более 12х10). Элементы матрицы генерируются из диапазона [0; 30].
Контрольная работа №6
Массивы записей
Основное задание
Разработать программу алгоритма решения задачи.
Вариант 1
- Дана информация об N студентах (N≤20). Запись имеет вид: фамилия, год рождения, факультет. 1) - Вывести год рождения самого старшего по возрасту студента. 2) – Вывести данные о всех самых старших студентах.
Вариант 2
- Дана информация об N школах (N≤20). Запись имеет вид: номер школы, год, количество выпускников, число поступивших в вузы. 1) - Вывести самое большое отношение числа поступивших к числу выпускников. 2) Вывести информацию о школах, упорядочив ее по номерам школ.
Вариант 3
- Дана информация об N рабочих цеха ((N≤20)). Запись имеет вид: фамилия, пол, размер зарплаты, стаж работы. 1) - Найти наименьшую зарплату. 2) – Вывести информацию о рабочих в алфавитном порядке.
Вариант 4
- Записи об N спортсменах (N≤20) имеют вид: фамилия, номер, количество набранных очков в сезоне. 1) - Вывести информацию о трех лучших спортсменах. 2) – Вывести информацию о спортсменах в порядке убывания номеров.
Вариант 5
- Дана информация об N квартирах (N≤20). Запись имеет вид: фамилия владельца, площадь, число комнат, этаж. 1) - Вывести данные о квартирах с площадью меньше 30 кв.м и подсчитать их количество. 2) – Вывести данные о квартирах, упорядочив их по фамилиям владельцев.
Вариант 6
- Дана информация об N студентах (N≤20). Запись имеет вид: фамилия, рост, вес, возраст. 1) - Вывести данные о двух студентах с наименьшим ростом. 2) Определить количество студентов, младших 18 лет.
Критерии оценки
За каждое выполненное задание выставляются баллы, определяемые таблицей 6-1:
Задание | 1-1 | 1-2 |
Максимальный балл за задание | 4 | 6 |
Максимальный общий балл | 10 |
Оценка за выполнение контрольной работы определяется по таблице 6-2:
Оценка | Общий балл |
5 | 9-10 |
4 | 6-8 |
3 | 4-5 |
2 | меньше 4 |
Дополнительные задания
- Записи об N печатных изданиях (N≤20) имеют вид: название издания, вид издания (газета, журнал), тираж, стоимость годовой подписки. Вывести информацию об изданиях, упорядочив их по виду издания.
- Задана информация об N книгах (N≤20). Запись имеет вид: автор, название, год выпуска, издательство. 1Вывести данные о книгах указанного издательства.
- Дана информация об N рабочих цеха ((N≤20)). Запись имеет вид: фамилия, пол, размер зарплаты, стаж работы. Вывести информацию о рабочем с указанной фамилией.
- Дана информация об N студентах (N≤20). Запись имеет вид: фамилия, год рождения, факультет. Вывести данные о всех самых студентах указанного факультета.
Контрольная работа №7
Процедуры и функции
Основное задание
Разработать программы алгоритмов решения задач.
Вариант 1
- Два одномерных массива, содержащие M и N элементов соответственно, заполнены произвольными целыми числами из диапазонов [-10; 10] и [-15; 15] соответственно. Определить массив, в котором меньше отрицательных элементов.
- Вывести все натуральные числа из диапазона [11; 100], произведение цифр которых нечетно.
Вариант 2
- Определить, какое из двух натуральных чисел длиннее.
- Два одномерных массива, содержащие M и N элементов соответственно, заполнены произвольными целыми числами из диапазонов [10; 30] и [15; 60] соответственно. В каждом массиве найти количество четных и нечетных элементов.
Вариант 3
- Найти все натуральные числа от 1 до 100, сумма цифр которых кратна 3.
- Два одномерных массива, содержащие M и N элементов соответственно, заполнены произвольными целыми числами из диапазонов [-5; 10] и [-25; 15] соответственно. Определить количество положительных элементов каждого массива.
Вариант 4
- Вывести все натуральные числа из диапазона [11; 100], сумма цифр которых кратна 5.
- Два одномерных массива, содержащие M и N элементов соответственно, заполнены произвольными целыми числами из диапазонов [-10; 10] и [-15; 15] соответственно. Определить массив, в котором меньше отрицательных элементов.
Вариант 5
- Определить, в каком из двух заданных целых чисел больше цифр.
- Два одномерных массива, содержащие M и N элементов соответственно, заполнены произвольными целыми числами из диапазонов [2; 12] и [5; 45] соответственно. Сравнить количества элементов массивов, кратных 3.
Вариант 6
- Вывести все натуральные числа из диапазона [11; 100], сумма цифр которых четна.
- Два одномерных массива, содержащие M и N элементов соответственно, заполнены произвольными целыми числами из диапазонов [-3; 23] и [-4; 34] соответственно. Определить массив, в котором меньше положительных элементов.
Критерии оценки
За каждое выполненное задание выставляются баллы, определяемые таблицей 7-1:
Задание | 1 | 2 |
Максимальный балл за задание | 5 | 5 |
Максимальный общий балл | 10 |
Оценка за выполнение контрольной работы определяется по таблице 7-2:
Оценка | Общий балл |
5 | 9-10 |
4 | 7-8 |
3 | 5-6 |
2 | меньше 5 |
Дополнительные задания
- Найти все простые числа из диапазона [1; 100].
- Найти все числа из интервала [N; M], имеющие набольшее количество делителей.
- Сформировать и вывести на экран массив Х, элементы которого определяются по формуле (учесть, что стандартной функции возведения в степень нет).
- В одномерном массиве из натуральных чисел определить количество элементов, являющихся простыми числами.
- Найти номера элементов массива из натуральных чисел, сумма цифр которых является четным числом.
- Определить, какое из двух натуральных чисел длиннее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для проведения контрольной работы по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения"
Индивидаульные карточки разного уровня сложности позволяют проверить степень усвоения материала по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения", а также умение распознавать основные ор...
Материалы для проведения контрольной работы "Споровые растения"
Материалы для проведения контрольной работы "Споровые растения", 7 класс, биология...
Контрольно-оценочные материалы для проведения контрольной работы и дифференцированного зачета по учебной дисциплине “Иностранный язык” для студентов 1 курса
Контрольно-оценочные материалы для проведения дифференцированного зачета и контрольной работы по учебной дисциплине "Иностранный язык" для студентов 1 курса:1. Контрольная работа по гр...
Контрольно-оценочные материалы для проведения контрольной работы и дифференцированного зачета по учебной дисциплине “Иностранный язык” для студентов 2 курса
Контрольно-оценочные материалы для проведения дифференцированного зачета и контрольной работы по учебной дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2 курса: 1. Контрольная работа...
Дидактические материалы для проведения контрольной работы по теме "Основные понятия химии"
Данную контрольную работу можно использовать для уровневой дифференциации знаний по данной теме. Она охватывет все теоритические знания и практические умения обучающихся....
Материалы для проведения контрольных работ
Материал для проведения контрольной работы по теме "Логика"...
Материалы для проведения контрольных работ в 10 классе
Данные материалы помогут учителю проанализировать знания учащихся по пройденным темам...