Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 8-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike.docx | 62.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Главная цель курса информатики - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у него информационной культуры и обучение компьютерной грамотности.
Изучение информатики и информационных технологий при реализации данной рабочей программы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи рабочей программы:
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс основного образования.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ № 2080 от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 /2015 учебный год».
Рабочая программа составлена на основе:
«Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) – опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) - опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
Авторской программы Н.В. Макаровой (8-9 классы) - опубликована в сборнике «Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция): К комплекту учебников по информатике и ИКТ: 5-11 класс» Издательство: Питер, 2009.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).
Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Примерная и авторские программы взаимно дополняют друг друга.
Изменения, внесенные в примерную и авторские программы, нацелены на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать. Увеличено количество часов на раздел «Основы алгоритмизации и программирования».
Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, изучение примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделение общего и особенного, формирование умений устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Программа рассчитана 8 класс – по 34 ч. (1 час в неделю), 9 класс – 68ч. (2 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальные; индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; практикумы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Программные средства, применяемые при изучении курса, направлены на развитие навыков применения информационных технологий в своей деятельности.
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова, теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской. При изучении «Основ алгоритмизации и программирования» применяется модификация интегральной технологии Гузеева В.В.
Формирование ключевых компетенций обучающихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:
- определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и т.д;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- учет особенностей различного ролевого поведения.
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, наблюдение, беседа), итоговый (итоговое тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы (итогового теста).
Формы контроля:
устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), защита проекта (ЗП) .
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
- создавать презентации на основе шаблонов.
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Обучение ведется с использованием учебно-методических комплектов:
1.Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса БИОНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Основное содержание 8 класс (34 ч.)
Человек и информация (6 ч.)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация. Ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Свойства информации. Представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Кодирование информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
Сбор, хранение, передача, обработка, поиск и защита информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- понятие «Информация» и его основные свойства;
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- виды органолептической информации;
- основные формы представления информации;
- назначение языка, кода и кодирования информации;
- основные единицы измерения объема информации;
- основные виды информационной деятельности человека;
- определять роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
- основные составляющие схемы передачи информации.
Уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- кодировать текст с помощью какого-либо способа.
Первое знакомство с компьютером. (7 ч.)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции. Микропроцессор. Память. Периферические устройства ЭВМ.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.
Использование различных носителей информации. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), расходные материалы. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Обмен данными по технологии OLE. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение, основные характеристики и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера.
Уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере.
Текстовая информация и компьютер. (7 ч.)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Редактирование и форматирование. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер. (7 ч.)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа. (6 ч.)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
- .
Уметь:
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Повторение (1 ч.)
9 класс (68 ч.)
Создание и обработка информационных объектов (27 ч.)
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Обмен данными по технологии OLE. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Редактирование и форматирование. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Базы данных. Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой базе. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Разработка Web-страницы с использованием шаблонов. Подготовка презентации с использованием шаблонов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- назначение и особенности прикладных сред;
- структуру и основные объекты типового интерфейса прикладной среды;
- технологии обмена данными для создания составных документов;
- понятие форматирования и его уровней;
- основные действия по редактированию и форматированию документа и его объектов.
Уметь:
- работать с текстовыми, графическими, табличными и другими информационными объектами в прикладных средах.
Техническое обеспечение информационных технологий. (3 ч.)
Основные компоненты компьютера и их функции. Микропроцессор. Память. Периферические устройства ЭВМ. Использование различных носителей информации. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), расходные материалы.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
- основные этапы обработки информации;
- назначение и основные характеристики устройств ПК;
- правила техники безопасности.
Уметь:
- свободно работать на клавиатуре компьютера;
- осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере.
Представление информации в компьютере (7 ч.)
Представление информации в цифровом и аналоговом виде. Двоичное кодирование. Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления. История систем счисления. Количество информации.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- типы систем счисления;
- правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- кодирование любого символа по кодовой таблице ASCII.
Уметь:
- осуществлять перевод чисел в другие системы счисления;
- производить кодирование графических изображений и текста.
Логические основы ЭВМ (8 ч.)
Логические значения, операции, выражения. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- понятия высказывание, утверждение, умозаключение;
- правила составления таблиц истинности;
- логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание;
- основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в схемах компьютера.
Уметь:
- написать таблицу истинности, логическую схему для типовых логических операций;
- построить таблицу истинности для сложного логического выражения.
Алгоритмизация и программирование (11 ч.)
Программа. Язык программирования. Массивы. Виды массивов. Организация массивов в программах на Qbasic. Заполнение и распечатка массивов. Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение суммы или произведения элементов массива. Нахождение минимального или максимального элемента массива. Сортировка массивов. Вставка (удаление) столбца (строки) в массиве.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- понятия «Программа» и «Язык программирования» ;
- принципы организации данных в массивах;
- способы обработки данных в массивах.
Уметь:
- использовать ветвление, циклы и массивы для организации работы программы и выполнения ею заданных действий.
Основы компьютерных сетей. (7 ч.)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- классификацию компьютерных сетей и назначение каждого вида;
- характеристики каналов связи;
- назначение сетевых адаптеров и модемов;
- понятие протокола передачи данных;
- основные тэги языка HTML.
Уметь:
- работать в браузере;
- сформировать адрес в сети;
- искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
- пользоваться электронной почтой
- создавать Web – страницу с помощью программ-конструкторов.
История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники.(2 ч.)
История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- историю развития компьютерной техники;
- перспективы развития компьютерной техники.
Уметь:
- рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники;
- привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа.
Повторение материала, изученного за курс основной школы (1 ч.)
Итоговое тестирование (1ч.).
Подведение итогов год (1ч.).
Учебно-тематический план 8 класс
№ | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Количество часов | Формы контроля |
1 | Человек и информация | 6 | Введение. Техника безопасности. Информация и знания. | 1 | ФО |
Формы представление информации. Информационные процессы | 1 | УО | |||
Измерение информации (алфавитный подход) | 1 | ПО | |||
Измерение информации (вероятностный подход) | 1 | ПО | |||
Решение задач | 1 | СР | |||
Обобщение по теме «Человек и информация» | 1 | Т | |||
2 | Первое знакомство с компьютером | 7 | Назначение и устройство компьютера. | 1 | УО |
Компьютерная память | 1 | УО | |||
Устройство ПК и его основные характеристики. | 1 | Т | |||
Программное обеспечение ПК | 1 | УО | |||
Системное ПО и Системы программирования. | 1 | ПО | |||
Файловая система. Пользовательский интерфейс. | 1 | УО | |||
Обобщение по теме «Первое знакомство с компьютером» | 1 | Т | |||
3 | Текстовая информация и компьютер | 7 | Представление текстовой информации в компьютере. | 1 | УО |
Решение задач | 1 | ПО | |||
Программы для работы с текстовой информацией (текстовые редакторы, переводчики, распознавания текстов). | 1 | УО | |||
Набор и редактирование текста | 1 | ПР | |||
Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. | 1 | ПР | |||
Работа со списками. Таблицы. Вставка графики и формул. | 1 | ПР | |||
Обобщение по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 | Т | |||
4 | Графическая информация и компьютер | 7 | Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. | 1 | УО |
Кодировка графических изображений | 1 | ПО | |||
Решение задач | 1 | СР | |||
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. | 1 | УО | |||
Графические редакторы | 1 | УО | |||
Работа в графическом редакторе растрового типа | 1 | ПР | |||
Обобщение по теме «Графическая информация и компьютер» | 1 | Т | |||
5 | Технология мультимедиа. | 6 | Понятие мультимедиа. Технические средства мультимедиа. | 1 | УО |
Кодирование звуковой информации. | 1 | ПО | |||
Решение задач. | 1 | СР | |||
Компьютерные презентации. | 1 | ПР | |||
Создание компьютерной презентации | 1 | ПР | |||
Обобщение знаний по пройденной теме | 1 | Т | |||
Повторение материала, изученного за год. | 1 | ФО |
Учебно-тематический план 9 класс
№ | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Создание и обработка информационных объектов. | 27 | Виды программного обеспечения. | 1 | УО |
Операционная система. Файловая система. | 1 | ПО | |||
Графический интерфейс. Приложение и документ. | 1 | УО | |||
Организация обмена данными. Общая характеристика прикладной среды. | 1 | ПО | |||
Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. | 1 | УО | |||
Редактирование и форматирование документа. | 1 | ПР | |||
Работа с таблицами. | 1 | ПР | |||
Вставка объектов. | 2 | ПР | |||
Графические информационные объекты. | 1 | УО | |||
Техника обработки изображений. | 1 | ПР | |||
Работа в графическом редакторе. | 1 | ПР | |||
Публикации для печати | 1 | УО | |||
Работа с настольными издательскими системами. | 1 | ПР | |||
Мультимедийная презентация. | 1 | УО | |||
Создание мультимедийной презентации. | 1 | ПР | |||
Начальные сведения об электронных таблицах. | 1 | УО | |||
Работа в Excel. Создание таблиц | 1 | УО,ПР | |||
Формулы, относительные и абсолютные ссылки. | 1 | СР | |||
Создание диаграмм и графиков. | 1 | ПР | |||
Системы управления базами данных. | 1 | ПР | |||
Создание базы данных | 1 | ПР | |||
Запросы в БД | 1 | УО | |||
Технология обработки звука и видеоизображения. | 1 | УО | |||
Архивы. | 1 | ПР | |||
Компьютерные вирусы. | 1 | УО | |||
Контрольная работа по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | КР | |||
2 | Техническое обеспечение информационных технологий. | 3 | Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор. Устройства памяти. | 1 | Т, УО |
Устройства ввода и вывода информации. | 1 | ПО | |||
Взаимодействие устройств компьютера. | 1 | УО | |||
3 | Представление информации в компьютере. | 7 | Кодирование информации в компьютере. История систем счисления. | 1 | УО |
Двоичное кодирование. | 1 | УО | |||
Двоичная арифметика. | 2 | СР | |||
Кодирование текстовой, числовой и графической информации в ПК | 1 | УО | |||
Решение задач. | 1 | СР | |||
Контрольная работа по теме «Системы счисления» | 1 | КР | |||
4 | Логические основы ЭВМ. | 8 | Логические основы построения компьютера. Логические операции. | 1 | УО |
Сложные высказывания. Построение таблиц истинности. | 2 | СР | |||
Упрощение логических выражений. Законы логики. | 1 | УО | |||
Решение логических содержательных задач. | 2 | СР | |||
Типовые логические устройства ЭВМ. | 1 | УО | |||
Контрольная работа по теме «Логика» | 1 | КР | |||
5 | Алгоритмизация и программирование | 11 | Массивы. Заполнение и распечатка массивов. | 1 | УО |
Нахождение суммы или произведения элементов массива. | 2 | ПР | |||
Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение минимального или максимального элемента массива. | 2 | ПР | |||
Сортировка массивов. | 2 | ПР | |||
Вставка (удаление) столбца (строки) в массиве. | 1 | УО | |||
Решение задач. | 2 | ПР | |||
Контрольная работа по теме«Массивы» | 1 | КР | |||
6 | Основы компьютерных сетей. | 7 | Аппаратное обеспечение компьютерных сетей. История создания Интернет | 1 | УО |
Информационные ресурсы сети Internet. Поиск информации в сети Internet | 1 | ПР | |||
Web-страница. Язык HTML | 2 | УО | |||
Основные принципы создания сайта. | 2 | ПО | |||
Информационная безопасность | 1 | УО | |||
7 | История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники. | 2 | История развития вычислительной техники | 1 | УО |
Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Перспективы развития компьютерных систем | 1 | Т | |||
Повторение материала, изученного за курс основной школы. | 1 | ФО | |||
Итоговое тестирование. | 1 | Т | |||
Подведение итогов год. | 1 | ФО |
Требования к уровню подготовки обучающихся
8 класс
Знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
9 класс
Знать/понимать
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей.
Уметь
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности:
- использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
- представлять числа в различных системах счисления;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов.
Литература и средства обучения
- Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, 2-е изд., испр. и доп. - М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.
- Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 5-е, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 192с.: ил.
- Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. Изд. ,5-е, испр, / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 87с.: ил.
- Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. Изд. 5-е, испр. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 208с.: ил.
- Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. Изд. 5-е, испр, / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 117с.: ил.
- Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса. Изд. 2-е, испр. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 229с.: ил.
- Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 111с.: ил.
- Программа по Информатике и ИКТ, Н.В. Макаровой, Питер 2008
- Информатика и ИКТ учебник. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008
- Информатика и ИКТ практикум. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008
- Информатика и ИКТ задачник по моделированию. 9-11 класс под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Телекоммуникационный блок
- Устройства для ввода и вывода звуковой информации
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
Календарно-тематическое планирование по информатике 8 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата урока | |
План | Факт | |||
Человек и информация- 6 ч. |
| |||
Введение. Техника безопасности. Информация и знания. | 1 | |||
Формы представление информации. Информационные процессы | 1 | |||
Измерение информации (алфавитный подход) | 1 | |||
Измерение информации (вероятностный подход) | 1 | |||
Решение задач | 1 | |||
Обобщение по теме «Человек и информация» | 1 | |||
Первое знакомство с компьютером-7 ч. |
| |||
Назначение и устройство компьютера. | 1 | |||
Компьютерная память | 1 | |||
Устройство ПК и его основные характеристики. | 1 | |||
Программное обеспечение ПК | 1 | |||
Системное ПО и Системы программирования. | 1 | |||
Файловая система. Пользовательский интерфейс. | 1 | |||
Обобщение по теме «Первое знакомство с компьютером» | 1 | |||
Текстовая информация и компьютер- 7ч. |
| |||
Представление текстовой информации в компьютере. | 1 | |||
Решение задач | 1 | |||
Программы для работы с текстовой информацией (текстовые редакторы, переводчики, распознавания текстов). | 1 | |||
Набор и редактирование текста | 1 | |||
Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. | 1 | |||
Работа со списками. Таблицы. Вставка графики и формул. | 1 | |||
Обобщение по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 | |||
Графическая информация и компьютер- 7ч. |
| |||
Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. | 1 | |||
Кодировка графических изображений | 1 | |||
Решение задач | 1 | |||
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. | 1 | |||
Графические редакторы | 1 | |||
Работа в графическом редакторе растрового типа | 1 | |||
Обобщение по теме «Графическая информация и компьютер» | 1 | |||
Технология мультимедиа-6 ч. |
| |||
Понятие мультимедиа. Технические средства мультимедиа. | 1 | |||
Кодирование звуковой информации. | 1 | |||
Решение задач. | 1 | |||
Компьютерные презентации. | 1 | |||
Создание компьютерной презентации | 1 | |||
Обобщение по теме «Технология мультимедиа». | 1 | |||
Резервный урок- 1ч. |
|
Календарно-тематическое планирование по информатике 9 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата урока | ||||
План | Факт | ||||||
Создание и обработка информационных объектов-27ч. |
| ||||||
Виды программного обеспечения. | 1 | ||||||
Операционная система. Файловая система. | 1 | ||||||
Графический интерфейс. Приложение и документ. | 1 | ||||||
Организация обмена данными. Общая характеристика прикладной среды. | 1 | ||||||
Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. | 1 | ||||||
Редактирование и форматирование документа. | 1 | ||||||
Работа с таблицами. | 1 | ||||||
Вставка объектов. | 1 | ||||||
Вставка объектов. | 1 | ||||||
Графические информационные объекты. | 1 | ||||||
Техника обработки изображений. | 1 | ||||||
Работа в графическом редакторе. | 1 | ||||||
Публикации для печати | 1 | ||||||
Работа с настольными издательскими системами. | 1 | ||||||
Работа с настольными издательскими системами. | 1 | ||||||
Мультимедийная презентация. | 1 | ||||||
Создание мультимедийной презентации. | 1 | ||||||
Начальные сведения об электронных таблицах. | 1 | ||||||
Работа в Excel. Создание таблиц | 1 | ||||||
Формулы, относительные и абсолютные ссылки. | 1 | ||||||
Создание диаграмм и графиков. | 1 | ||||||
Системы управления базами данных. | 1 | ||||||
Создание базы данных | 1 | ||||||
Запросы в БД | 1 | ||||||
Технология обработки звука и видеоизображения. | 1 | ||||||
Архивы. | 1 | ||||||
Компьютерные вирусы. | 1 | ||||||
Техническое обеспечение информационных технологий -3ч. |
| ||||||
Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор. Устройства памяти. | 1 | ||||||
Устройства ввода и вывода информации. | 1 | ||||||
Взаимодействие устройств компьютера. | 1 | ||||||
Представление информации в компьютере- 7ч. |
| ||||||
Кодирование информации в компьютере. История систем счисления. | 1 | ||||||
Двоичное кодирование. | 1 | ||||||
Двоичная арифметика. | 1 | ||||||
Двоичная арифметика. | 1 | ||||||
Кодирование текстовой, числовой и графической информации в ПК | 1 | ||||||
Решение задач. | 1 | ||||||
Контрольная работа по теме «Системы счисления» | 1 | ||||||
Логические основы ЭВМ-8ч. |
| ||||||
Логические основы построения компьютера. Логические операции. | 1 | ||||||
Сложные высказывания. Построение таблиц истинности. | 1 | ||||||
Сложные высказывания. Построение таблиц истинности. | 1 | ||||||
Упрощение логических выражений. Законы логики. | 1 | ||||||
Решение логических содержательных задач. | 1 | ||||||
Решение логических содержательных задач. | 1 | ||||||
Типовые логические устройства ЭВМ. | 1 | ||||||
Контрольная работа по теме «Логика» | 1 | ||||||
Алгоритмизация и программирование -11ч. |
| ||||||
Массивы. Заполнение и распечатка массивов. | 1 | ||||||
Нахождение суммы или произведения элементов массива. | 1 | ||||||
Нахождение суммы или произведения элементов массива. | 1 | ||||||
Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение минимального или максимального элемента массива. | 1 | ||||||
Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение минимального или максимального элемента массива. | 1 | ||||||
Сортировка массивов. | 1 | ||||||
Сортировка массивов. | 1 | ||||||
Вставка (удаление) столбца (строки) в массиве. | 1 | ||||||
Решение задач. | 1 | ||||||
Решение задач. | 1 | ||||||
Контрольная работа по теме «Массивы» | 1 | ||||||
Основы компьютерных сетей-7ч. |
| ||||||
Аппаратное обеспечение компьютерных сетей. История создания Интернет | 1 | ||||||
Информационные ресурсы сети Internet. Поиск информации в сети Internet | 1 | ||||||
Web-страница. Язык HTML | 1 | ||||||
Web-страница. Язык HTML | 1 | ||||||
Основные принципы создания сайта. | 1 | ||||||
Основные принципы создания сайта. | 1 | ||||||
Информационная безопасность | 1 | ||||||
История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники- 2ч. |
| ||||||
История развития вычислительной техники | 1 | ||||||
65. | Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Перспективы развития компьютерных систем | ||||||
66 | Повторение изученного в 9 классе. | 1 | |||||
67 | Итоговое тестирование. | 1 | |||||
68 | Подведение итогов год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...