Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Чибисов Алексей Александрович

Рабочая программа по информатике 8-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Главная цель курса информатики - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у него информационной культуры и обучение компьютерной грамотности.

Изучение информатики и информационных технологий при реализации данной рабочей программы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи рабочей программы:

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс основного образования.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ № 2080 от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 /2015  учебный год».

Рабочая программа составлена на основе:

«Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) – опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.

 Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) - опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.

Авторской программы Н.В. Макаровой (8-9 классы) - опубликована в сборнике «Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция): К комплекту учебников по информатике и ИКТ: 5-11 класс» Издательство: Питер, 2009.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Примерная и авторские программы взаимно дополняют друг друга.  

Изменения, внесенные в примерную и авторские программы, нацелены на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать. Увеличено количество часов на раздел «Основы алгоритмизации и программирования».

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными  стандартами:

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, изучение примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделение общего и особенного, формирование умений устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Программа рассчитана  8 класс – по 34 ч. (1 час в неделю), 9 класс – 68ч. (2 часа в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальные; индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; практикумы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Программные средства, применяемые при изучении курса, направлены на развитие навыков применения информационных технологий в своей деятельности.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова,  теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской. При изучении «Основ алгоритмизации и программирования» применяется модификация интегральной технологии Гузеева В.В.

Формирование  ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:

  • определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и т.д;  
  •  объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  • учет особенностей различного ролевого поведения.

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, наблюдение, беседа), итоговый (итоговое тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы (итогового теста).

Формы контроля:

устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), защита проекта (ЗП) .

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;  

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;  

 -        создавать презентации на основе шаблонов.

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Обучение ведется с использованием учебно-методических комплектов:

 1.Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса БИОНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Основное содержание  8 класс (34 ч.)

Человек и информация (6 ч.)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация. Ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Свойства информации. Представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Кодирование информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Сбор, хранение, передача, обработка, поиск и защита информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • понятие «Информация» и его основные свойства;
  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • виды органолептической информации;
  • основные формы представления информации;
  • назначение языка, кода и кодирования информации;
  • основные единицы измерения объема информации;
  • основные виды информационной деятельности человека;
  • определять роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
  • основные составляющие схемы передачи информации.

Уметь:  

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  • кодировать текст с помощью какого-либо способа.

Первое знакомство с компьютером. (7 ч.)

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции. Микропроцессор. Память. Периферические устройства ЭВМ.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.

Использование различных носителей информации. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), расходные материалы. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Обмен данными по технологии OLE. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение, основные характеристики и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.
  • понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера.

Уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране каталог диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  • осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере.

Текстовая информация и компьютер. (7 ч.)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Редактирование и форматирование. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Графическая информация и компьютер. (7 ч.)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

 Уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Технология мультимедиа. (6 ч.)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
  • .

Уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Повторение (1 ч.)

9 класс (68 ч.)

Создание и обработка информационных объектов (27 ч.)

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Обмен данными по технологии OLE. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Редактирование и форматирование. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Базы данных. Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой базе. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Разработка Web-страницы с использованием шаблонов. Подготовка презентации с использованием шаблонов.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • назначение и особенности прикладных сред;
  • структуру и основные объекты типового интерфейса прикладной среды;
  • технологии обмена данными для создания составных документов;
  • понятие форматирования и его уровней;
  • основные действия по редактированию и форматированию документа и его объектов.

Уметь:

  • работать с текстовыми, графическими, табличными и другими информационными объектами в прикладных средах.

Техническое обеспечение информационных технологий. (3 ч.)

Основные компоненты компьютера и их функции. Микропроцессор. Память. Периферические устройства ЭВМ. Использование различных носителей информации. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), расходные материалы.  

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Основные компоненты компьютера и их функции.  Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
  • основные этапы обработки информации;      
  • назначение и основные характеристики устройств ПК;
  • правила техники безопасности.

Уметь:

  • свободно работать на клавиатуре компьютера;
  • осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере.

Представление информации в компьютере (7 ч.)

Представление информации в цифровом и аналоговом виде. Двоичное кодирование. Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления. История систем счисления. Количество информации.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • типы систем счисления;
  • правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • кодирование любого символа по кодовой таблице ASCII.

Уметь:  

  • осуществлять перевод чисел в другие системы счисления;
  • производить кодирование графических изображений и текста.

Логические основы ЭВМ  (8 ч.)

Логические значения, операции, выражения. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • понятия высказывание, утверждение, умозаключение;
  • правила составления  таблиц истинности;
  • логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание;
  • основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в схемах компьютера.

Уметь:

  • написать таблицу истинности, логическую схему для типовых логических операций;
  • построить таблицу истинности для сложного логического выражения.

Алгоритмизация и программирование  (11 ч.)

Программа. Язык программирования. Массивы. Виды массивов. Организация массивов в программах на Qbasic. Заполнение и распечатка массивов. Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение суммы или произведения элементов массива. Нахождение минимального или максимального элемента массива. Сортировка массивов. Вставка (удаление) столбца (строки) в массиве.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • понятия «Программа» и «Язык программирования» ;
  • принципы организации данных в массивах;
  • способы обработки данных в массивах.

Уметь:

  • использовать ветвление, циклы и массивы для организации работы программы и выполнения ею заданных действий.

Основы компьютерных сетей. (7 ч.)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • классификацию компьютерных сетей и назначение каждого вида;
  • характеристики каналов связи;
  • назначение сетевых адаптеров и модемов;
  • понятие протокола передачи данных;
  • основные тэги языка HTML.

Уметь:

  • работать в браузере;
  • сформировать  адрес в сети;
  • искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
  • пользоваться электронной почтой
  • создавать Web – страницу с помощью программ-конструкторов.

История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники.(2 ч.)

История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • историю развития компьютерной техники;
  • перспективы развития компьютерной техники.

Уметь:

  • рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники;
  • привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа.

Повторение материала, изученного за курс основной школы (1 ч.)

Итоговое тестирование (1ч.).

Подведение итогов год (1ч.).

Учебно-тематический план 8 класс

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Количество часов

Формы контроля

1

Человек и информация

6

Введение. Техника безопасности. Информация и знания.

1

ФО

Формы представление информации. Информационные процессы

1

УО

Измерение информации (алфавитный подход)

1

ПО

Измерение информации (вероятностный подход)

1

ПО

Решение задач

1

СР

Обобщение по теме «Человек и информация»

1

Т

2

Первое знакомство с компьютером

7

Назначение и устройство компьютера.

1

УО

Компьютерная память

1

УО

Устройство ПК  и его основные характеристики.

1

Т

Программное обеспечение ПК

1

УО

Системное ПО и Системы программирования.

1

ПО

Файловая система. Пользовательский интерфейс.

1

УО

Обобщение по теме «Первое знакомство с компьютером»

1

Т

3

Текстовая информация и компьютер

7

Представление текстовой информации в компьютере.

1

УО

Решение задач

1

ПО

Программы для работы с  текстовой информацией (текстовые редакторы, переводчики, распознавания текстов).

1

УО

Набор и редактирование текста

1

ПР

Работа с фрагментами текста. Форматирование текста.

1

ПР

Работа со списками. Таблицы. Вставка графики и формул.

1

ПР

Обобщение по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

Т

4

Графическая информация и компьютер

7

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики.

1

УО

Кодировка графических изображений

1

ПО

Решение задач

1

СР

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

1

УО

Графические редакторы

1

УО

Работа в графическом редакторе растрового типа

1

ПР

Обобщение по теме «Графическая информация и компьютер»

1

Т

5

Технология мультимедиа.

6

Понятие мультимедиа. Технические средства мультимедиа.

1

УО

Кодирование звуковой информации.

1

ПО

Решение задач.

1

СР

Компьютерные презентации.

1

ПР

Создание компьютерной презентации

1

ПР

Обобщение знаний по пройденной теме

1

Т

Повторение материала, изученного за год.

1

ФО

    Учебно-тематический план   9 класс

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Создание и обработка информационных объектов.

27

Виды программного обеспечения.

1

УО

Операционная система. Файловая система.

1

ПО

Графический интерфейс. Приложение и документ.

1

УО

Организация обмена данными. Общая характеристика прикладной среды.

1

ПО

Текст как информационный объект. Текстовые редакторы.

1

УО

Редактирование и форматирование документа.

1

ПР

Работа с таблицами.

1

ПР

Вставка объектов.

2

ПР

Графические информационные объекты.

1

УО

Техника обработки изображений.

1

ПР

Работа в графическом редакторе.

1

ПР

Публикации для печати

1

УО

Работа с настольными издательскими системами.

1

ПР

Мультимедийная презентация.

1

УО

Создание мультимедийной презентации.

1

ПР

Начальные сведения об электронных таблицах.

1

УО

Работа в Excel. Создание таблиц

1

УО,ПР

Формулы, относительные и абсолютные ссылки.

1

СР

Создание диаграмм и графиков.

1

ПР

Системы управления базами данных.

1

ПР

Создание базы данных

1

ПР

Запросы в БД

1

УО

Технология обработки звука и видеоизображения.

1

УО

Архивы.

1

ПР

Компьютерные вирусы.

1

УО

Контрольная работа по теме «Создание и обработка информационных объектов»

1

КР

2

Техническое обеспечение информационных технологий.

3

Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор. Устройства памяти.

1

Т, УО

Устройства ввода  и вывода информации.

1

ПО

Взаимодействие устройств компьютера.

1

УО

3

Представление информации в компьютере.

7

Кодирование информации в компьютере. История систем счисления.

1

УО

Двоичное кодирование.

1

УО

Двоичная арифметика.

2

СР

Кодирование текстовой, числовой и графической информации в ПК

1

УО

Решение задач.

1

СР

Контрольная работа по теме «Системы счисления»

1

КР

4

Логические основы ЭВМ.

8

Логические основы построения компьютера. Логические операции.

1

УО

Сложные высказывания. Построение таблиц истинности.

2

СР

Упрощение логических выражений. Законы логики.

1

УО

Решение логических содержательных задач.

2

СР

Типовые логические устройства ЭВМ.

1

УО

Контрольная работа по теме «Логика»

1

КР

5

Алгоритмизация и программирование  

11

Массивы. Заполнение и распечатка массивов.

1

УО

Нахождение суммы или произведения элементов массива.

2

ПР

Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение минимального или максимального элемента массива.

2

ПР

Сортировка массивов.

2

ПР

Вставка (удаление) столбца (строки) в массиве.

1

УО

Решение задач.

2

ПР

Контрольная работа по теме«Массивы»

1

КР

6

Основы компьютерных сетей.

7

Аппаратное обеспечение компьютерных сетей. История создания Интернет

1

УО

Информационные ресурсы сети Internet. Поиск информации в сети Internet

1

ПР

Web-страница. Язык HTML

2

УО

Основные принципы создания сайта.

2

ПО

Информационная безопасность

1

УО

7

История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники.

2

История развития вычислительной техники

1

УО

Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Перспективы развития компьютерных систем

1

Т

Повторение материала, изученного за курс основной школы.

1

ФО

Итоговое тестирование.

1

Т

Подведение итогов год.

1

ФО

Требования к уровню подготовки обучающихся

8        класс

Знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

9        класс

Знать/понимать

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и принципы работы компьютерных сетей.

Уметь

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности:
  • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
  • представлять числа в различных системах счисления;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов.

 

  Литература и средства обучения

  • Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, 2-е изд., испр. и доп. - М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.
  • Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 5-е, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 192с.: ил.
  • Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. Изд. ,5-е, испр, / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 87с.: ил.
  • Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. Изд. 5-е, испр. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 208с.: ил.
  • Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. Изд. 5-е, испр, / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 117с.: ил.
  • Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса. Изд. 2-е, испр. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 229с.: ил.
  • Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 111с.: ил.
  • Программа по Информатике и ИКТ, Н.В. Макаровой, Питер 2008
  • Информатика и ИКТ учебник. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008
  • Информатика и ИКТ практикум. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008
  • Информатика и ИКТ задачник по моделированию. 9-11 класс под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор        
  • Принтер
  • Телекоммуникационный блок
  • Устройства   для ввода и вывода звуковой информации

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.

Календарно-тематическое планирование по информатике 8 класс.

Тема

Кол-во часов

Дата урока

План

 Факт

Человек и информация- 6 ч.

 

Введение. Техника безопасности. Информация и знания.

1

Формы представление информации. Информационные процессы

1

Измерение информации (алфавитный подход)

1

Измерение информации (вероятностный подход)

1

Решение задач

1

Обобщение по теме «Человек и информация»

1

Первое знакомство с компьютером-7 ч.

 

Назначение и устройство компьютера.

1

Компьютерная память

1

Устройство ПК  и его основные характеристики.

1

Программное обеспечение ПК

1

Системное ПО и Системы программирования.

1

Файловая система. Пользовательский интерфейс.

1

Обобщение по теме «Первое знакомство с компьютером»

1

Текстовая информация и компьютер- 7ч.

 

Представление текстовой информации в компьютере.

1

Решение задач

1

Программы для работы с  текстовой информацией (текстовые редакторы, переводчики, распознавания текстов).

1

Набор и редактирование текста

1

Работа с фрагментами текста. Форматирование текста.

1

Работа со списками. Таблицы. Вставка графики и формул.

1

Обобщение по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

Графическая информация и компьютер- 7ч.

 

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики.

1

Кодировка графических изображений

1

Решение задач

1

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

1

Графические редакторы

1

Работа в графическом редакторе растрового типа

1

Обобщение по теме «Графическая информация и компьютер»

1

Технология мультимедиа-6 ч.

 

Понятие мультимедиа. Технические средства мультимедиа.

1

Кодирование звуковой информации.

1

Решение задач.

1

Компьютерные презентации.

1

Создание компьютерной презентации

1

Обобщение по теме «Технология мультимедиа».

1

  Резервный урок- 1ч.

 


Календарно-тематическое планирование по информатике 9 класс.

 №

Тема

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

Создание и обработка информационных объектов-27ч.

 

Виды программного обеспечения.

1

Операционная система. Файловая система.

1

Графический интерфейс. Приложение и документ.

1

Организация обмена данными. Общая характеристика прикладной среды.

1

Текст как информационный объект. Текстовые редакторы.

1

Редактирование и форматирование документа.

1

Работа с таблицами.

1

Вставка объектов.

1

Вставка объектов.

1

Графические информационные объекты.

1

Техника обработки изображений.

1

Работа в графическом редакторе.

1

Публикации для печати

1

Работа с настольными издательскими системами.

1

Работа с настольными издательскими системами.

1

Мультимедийная презентация.

1

Создание мультимедийной презентации.

1

Начальные сведения об электронных таблицах.

1

Работа в Excel. Создание таблиц

1

Формулы, относительные и абсолютные ссылки.

1

Создание диаграмм и графиков.

1

Системы управления базами данных.

1

Создание базы данных

1

Запросы в БД

1

Технология обработки звука и видеоизображения.

1

Архивы.

1

Компьютерные вирусы.

1

Техническое обеспечение информационных технологий -3ч.

 

Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор. Устройства памяти.

1

Устройства ввода  и вывода информации.

1

Взаимодействие устройств компьютера.

1

Представление информации в компьютере- 7ч.

 

Кодирование информации в компьютере. История систем счисления.

1

Двоичное кодирование.

1

Двоичная арифметика.

1

Двоичная арифметика.

1

Кодирование текстовой, числовой и графической информации в ПК

1

Решение задач.

1

Контрольная работа по теме «Системы счисления»

1

Логические основы ЭВМ-8ч.

 

Логические основы построения компьютера. Логические операции.

1

Сложные высказывания. Построение таблиц истинности.

1

Сложные высказывания. Построение таблиц истинности.

1

Упрощение логических выражений. Законы логики.

1

Решение логических содержательных задач.

1

Решение логических содержательных задач.

1

Типовые логические устройства ЭВМ.

1

Контрольная работа по теме «Логика»

1

Алгоритмизация и программирование -11ч.

 

Массивы. Заполнение и распечатка массивов.

1

Нахождение суммы или произведения элементов массива.

1

Нахождение суммы или произведения элементов массива.

1

Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение минимального или максимального элемента массива.

1

Поиск в массиве элемента по условию. Нахождение минимального или максимального элемента массива.

1

Сортировка массивов.

1

Сортировка массивов.

1

Вставка (удаление) столбца (строки) в массиве.

1

Решение задач.

1

Решение задач.

1

Контрольная работа по теме «Массивы»

1

Основы компьютерных сетей-7ч.

 

Аппаратное обеспечение компьютерных сетей. История создания Интернет

1

Информационные ресурсы сети Internet. Поиск информации в сети Internet

1

Web-страница. Язык HTML

1

Web-страница. Язык HTML

1

Основные принципы создания сайта.

1

Основные принципы создания сайта.

1

Информационная безопасность

1

История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники- 2ч.

 

История развития вычислительной техники

1

 65.

Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Перспективы развития компьютерных систем

66

Повторение изученного в 9 классе.  

1

67

Итоговое тестирование.

1

68

Подведение итогов год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...