План урока по информатике Поиск и перестановка элементов массива
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Тема урока: «Поиск и перестановка элементов массива». Эта тема является одной из самых важных при изучении массивов, так как дает представление о работе с элементами и индексами массива.
По перспективно – тематическому плану на тему «Поиск и перестановка элементов массива» -- 2 часа, из них 1 час – изучение темы, 1 час – решение задач.
В ходе занятия прослеживается связь с другими предметами:
v Информатика – работа на ПК.
v Математика – использование формул.
v Логика – построение алгоритма и программы.
v Геометрия – представление массива в пространственной форме.
v Культура речи – умение грамотно говорить и формулировать определения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_informatike_poisk_i_perestanovka_elementov_massiva.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Азиатцева Алёна Вениаминовна
учитель информатики, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮТ Устиновского района города Ижевска
Класс: 9
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема: «Поиск и перестановка элементов массива»
Содержание
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
| 7 |
| 10 |
| 11 |
1. Характеристика темы, планирование изучения темы.
Тема урока: «Поиск и перестановка элементов массива». Эта тема является одной из самых важных при изучении массивов, так как дает представление о работе с элементами и индексами массива.
По перспективно – тематическому плану на тему «Поиск и перестановка элементов массива» -- 2 часа, из них 1 час – изучение темы, 1 час – решение задач.
В ходе занятия прослеживается связь с другими предметами:
- Информатика – работа на ПК.
- Математика – использование формул.
- Логика – построение алгоритма и программы.
- Геометрия – представление массива в пространственной форме.
- Культура речи – умение грамотно говорить и формулировать определения.
2. Рекомендации по организации и методике
- Проверка знаний.
Развитие урока предполагает проверку знаний в ходе урока с помощью вопросов и заданий.
Преподаватель показывает направление деятельности и приемы работы, а учащиеся систематизируют полученные знания и применяют их на практике, т.е. достигают целей, которые были поставлены перед ними в начале урока.
II. Обобщение и систематизация знаний.
- Актуализация и мотивация опорных знаний учащихся:
Показать возможности программной оболочки Turbo Pascal 7.0 (синтаксис, логика, структура и основные элементы языка Turbo Pascal 7.0)
- Систематизация практического применения изучаемой темы:
- Систематизация знаний по теме массивы
- Написание заданной программы на языке программирования
- Создание тестовых примеров для написанной программы на языке Turbo Pascal 7.0
- Тестирование и отладка программы при помощи тестовых примеров
- Проверка усвоения практического применения массивов:
Работа учащихся с выполняемыми программами, комментарии по выполненным программам, их работе и тестовым примерам
- Проверка усвоения новой темы:
Проверка усвоения новой темы в виде решения задач по индивидуальным карточкам, различных уровней сложностей
- Обсуждение результата
3. Наглядные пособия
- Оформление доски
- Плакат на тему «Поиск и перестановка элементов массива»
- Плакат «Окно помощи программной оболочки Турбо Паскаль»
- Плакат «Использование массивов для печати»
4. Дидактическое обеспечение
- Карточки - задания 2 уровней сложности: обычный, повышенный (Приложение 1)
- Карточки с домашним заданием
- Информационные карты по теме «Массивы»
5. План урока.
Тема урока: «Поиск и перестановка элементов массива»
Цели и задачи урока:
Развивающие: Развивать настойчивость, самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, самостоятельные упражнения, поощрение неоднократных усилий в выполнении затрудняющих заданий, оказание минимально необходимых доз помощи и устранение излишней опеки.
Обучающие: Сформировать систему знаний по теме «Поиск и перестановка элементов массива», на примере двухмерного. Обобщить и систематизировать знания, закрепить умения и навыки работы с массивами в программной оболочке Turbo Pascal 7.0. Сформировать навыки логического мышления, используя профессиональную лексику.
Воспитательные: Воспитать положительный интерес к изучаемому материалу, умения критически оценивать материал, умения слушать товарищей, показать важность и значимость знаний данной темы,
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: получение, систематизация и закрепление знаний.
Метод урока: частично – поисковый.
Оснащение урока:
- Класс ПК IBM Celeron 1800
- Карточки для индивидуальной работы
- Материал по теме урока в электронном виде и на бумажном носителе
- Плакат со вспомогательным материалом для решения задач
Программное обеспечение: операционная система Windows, Turbo Pascal 7.0
Продолжительность: 45 минут.
6. Описание методов.
1. Проведение устного опроса учащихся
Учащиеся отвечают устно на вопросы
Учащиеся излагают знания на доске в виде формул и схем с устными пояснениями
Оценить таблицу с заранее запланированным неправильным расположением элементов
2. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся самостоятельно в микрогруппах решают задачи по индивидуальным карточкам. Пишут тестовые примеры на основании которых тестируют и отлаживают программы.
3. Контроль уровня умений и навыков
Организуется в форме применения тестовых примеров к текстам программ
7. Общие рекомендации по проведению занятия и выводы.
Данный урок преследует цель адаптировать учащихся к программной среде Turbo Pascal 7.0, развивать логическое мышление, развивать коммуникативные способности, формировать пространственное воображение и исследовательские навыки, развивать мышление и познавательную активность учащихся путем создания проблемных ситуаций, индивидуальных заданий.
Элемент урока, время | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Используемые методы и приемы | Цель применения метода или приема |
1. Организационная часть – 2 мин | - Проверка наличия учащихся и их готовность к уроку - Оформление журнала - Ознакомление учащихся с планом урока | Слушают | Беседа | Программирование деятельности учащихся, определение целей и задач урока |
2. Повторение – 13 мин | У доски собирает схему, сознательно делая ошибку в схеме. Если учащиеся не нашли ошибку – задает наводящие вопросы. | 1 учащийся собирает схему у доски. Остальные следят за тем, как собирает схему преподаватель и ищут ошибки. Если ошибки не найдены, то отвечают на наводящие вопросы. Если ошибка найдена, исправляют ее. Затем сравнивают правильную схему со схемой собранной учащимся. Если есть ошибки, то они исправляются. | Диалог | Проверить остаточные знания по предыдущей теме |
3. Изучение новой темы – 18 мин | Вся тема делится на небольшие блоки, к которым составляются вопросы, позволяющие придти к правильному решению общей задачи. | Учащиеся ответив на поставленные им вопросы и выслушав правильные ответы за компьютерами решают выбранные ими по уровню сложности задачи (2 уровня сложности) и пишут к ним тестовые примеры. | Проблемные вопросы | Активизация внимания учащихся, развитие мыслительной деятельности. Поисковый метод нацеливает учащихся на правильный ответ. |
4. Закрепление изученной темы – 7 мин | Контроль за правильностью выполнения поставленной задачи. | Учащиеся тестируют выполненные на компьютерах задачи и отлаживают их | Частично – поисковый | Закрепить и повысить умения и навыки работы в подготовке и отладке программы |
5. Подведение итогов и получение домашнего задания – 5 мин | Обобщение выполненной работы. Рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению данной темы более глубоко. Правильная формулировка вывода. | Учащиеся самостоятельно формулируют вывод, отвечая на вопросы преподавателя Учащиеся делают запись в тетрадь | Беседа, рассуждения | Выяснить области использования массивов в жизни |
8. Литература
- А.И. Марченко, Л.А. Марченко Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 Киев: «ВЕК+», 1999 г.
- М. Канту, Т. Гуч Delphi. Руководство разработчика. Киев: «ВЕК+», 2001 г.
- С.А. Немнюгин Turbo Pascal учебник для ВУЗов СПб: Питер, 2003 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "Задачи"
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами заданные элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами минимальный и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами минимальный из положительных и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный из отрицательных и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm
с клавиатуры. Поменять местами минимальный из положительных и максимальный (из всего массива) элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный из отрицательных и минимальный (из всего массива) элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами минимальный из положительных и минимальный из всего массива элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный из отрицательных и максимальный из всего массива элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 5 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 8 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 2 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 4 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 6 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 7 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 3 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 9 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. М...
Нахождение количества заданных элементов массива
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Решение задач на поиск количества заданных элементов массива....
Поиск максимального, минимального элементов массива
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Решение задач на нахождение максимального, минимального элементов массива....
Одномерные массивы. Поиск элемента массива.
Расматриваются алгоритм линейного поиска и бинарного поиска в отсортированном массиве....
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива.
Конспект урока информатики и ИКТ в 9 классе, с использованием УМК Семакина....
Технологическая карта урока информатики в 9 класса по теме: "Вычисление суммы элементов массива".
Технологическая карат урока по информатике для 9 класса по теме "Вычисление суммы элементов массива". Урок открытия новых знаний сделан в форме квеста, подразумевает выполнеие заданий, для ч...
Поиск максимума, минимума в массиве.
Поиск максимума, минимума в массиве....