Урок по теме «Табличные информационные модели».
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Урок по теме «Табличные информационные модели». (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablichnye_informatsionnye_modeli.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Табличные информационные модели». (7 класс)

Ключевые слова: информатика, 7 класс, Л.Л. Босова, таблицы, оформление таблицы, модель, конспект, презентация, практическая работа.

Оборудование: проектор.

Демонстрационный материал: презентация Microsoft PowerPoint «Табличные информационные модели».

Раздаточный материал: карточки.

  • теоретический материал;
  • самостоятельная работа в парах;
  • компьютерный эксперимент;
  • домашнее задание.

Цели урока:

  1.  Развивающие:
  • развитие мышления учащихся, умений применять знания на практике;
  • развитие познавательных умений (выделять главное);
  • развитие самостоятельности;
  • развитие научно-практических навыков.
  1. Образовательные:
  • усвоение учащимися понятия таблица, заголовок таблицы, наименование стоки и столбца;
  • совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word;
  1. Воспитательные:
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Структура урока:

  1. Организационный момент, постановка целей урока 2 мин.
  2. Актуализация знаний (повторение) 5 мин.
  3. Изложение нового материала 10 мин.
  4. Закрепление: самостоятельная работа в парах 7 мин.
  5. Компьютерный эксперимент 15 мин.
  6. Подведение итогов урока, оценки 1 мин.

План урока:

  1. Повторение.
  2. Новая тема.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Компьютерный эксперимент.

Задачи урока:

  1. Определить, для чего нужны табличные модели.
  2. Рассмотреть структуру таблицы.
  3. Научиться создавать табличные модели.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Слайд №1:

Давайте вспомним, что такое модель?

  • Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Какие бывают модели? Натурные и информационные.

В чем отличие натурных моделей от информационных моделей?

  • Натурные модели – реальные предметы в уменьшенном или увеличенном виде
  • Информационные модели – описания объекта-оригинала.
  • Например: модели объекта Земля – Глобус (натурная), Атлас (информационная).

Слайд №2:

Давайте выполним задание:

Слайд №3:

  • Вспомним схему «Виды моделей».
  • Назовите, какие виды моделей мы с вами уже рассмотрели на предыдущих уроках:

Словесные информационные модели

Математические информационные модели (формулы)

  • Сегодня мы рассмотрим еще один вид информационных моделей – таблицы (табличные информационные модели):

3. Новая тема

Слайд №4: В тетрадь записываем: число, тему урока.

Тема урока: табличные информационные модели

Цель урока: Познакомиться с табличными информационными моделями.

Задачи урока:

  1. Определить, для чего нужны табличные модели.
  2. Рассмотреть структуру таблицы.
  3. Научиться создавать табличные модели.

Задача 1. Определить, для чего нужны табличные модели.

Слайд №5:

Давайте рассмотрим пример словесной модели. 

  • Назовите, пожалуйста, столицу Великобритании. (Лондон). 
  • Найдите Форму правления Италии. (Республика).
  • Эту словесную модель модно представить в виде таблицы:

Слайд №6:

  • Назовите теперь столицу Великобритании. (Ответ: Лондон).
  • Назовите форму правления Италии. (Ответ: республика).
  • В какой из моделей легче найти необходимую информацию (в словесной модели или в табличной модели)? (Ответ: в табличной модели).

Слайд №7:

Вывод:

В табличной информационной модели информация более наглядна, легче воспринимаема и легче запоминаема.

Слайды №8-10:

Давайте рассмотрим, где в повседневной жизни используются таблицы.

Таблицы вокруг нас

  • Расписание уроков
  • Программа телепередач
  • На уроках
  • Хронологические таблицы
  • В медицине таблица проверки зрения

Слайд №11:

Таблица – это универсальное средство для представления информации. Таблица используется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

Слайды №12-13:

Задача 2. Рассмотреть структуру таблицы.

Структура таблицы:

Правила оформления таблиц:

Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

Заголовки граф и строк должны быть краткими.

В таблице должны быть указаны единицы измерения.

Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки:

Слайд №14:

  • Давайте рассмотрим примеры:
  • Назовите заголовки таблиц.
  • Назовите наименование граф (столбцов).
  • Назовите наименование строк.
  • Приведите примеры текста в ячейках.

4. Закрепление нового материала:

  • Давайте теперь закрепим пройденный материал.
  • Использование табличной модели часто облегчает решение информационной задачи.

Самостоятельная работа в парах. Исследовать три табличные модели и выполнить задания на карточках. Пояснения к карточке.

Задача 3. Научиться создавать табличные модели.

5. Компьютерный эксперимент.

Переходим к 3 задаче урока. Надо научиться создавать табличные информационные модели. Пояснения к карточке.

6. Итоги урока.

Домашнее задание:

  1. В тетради построить таблицу по следующим данным:

Средняя глубина Камского водохранилища – 6,5м. Площадь Горьковского водохранилища – 1400 кв.км. Объем Рыбинского водохранилища – 25 куб.км. Напор Цимлянского водохранилища – 26м. Площадь Братского водохранилища – 5300 кв.км. Средняя глубина Куйбышевского водохранилища – 10,4м. Объем Цимлянского водохранилища – 4650 кв.км. Объем Братского водохранилища – 180 куб.км. Площадь Камского водохранилища – 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища – 28м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища – 9,2 м. Напор Камского водохранилища – 21м. Площадь Куйбышевского водохранилища – 5000 кв.км. Напор Рыбинского водохранилища – 25м. Средняя глубина Братского водохранилища – 34м. Объем Куйбышевского водохранилища – 52 куб.км. Напор Горьковского водохранилища – 18м. Средняя глубина Рыбинского водохранилища – 5,5м. Объем Камского водохранилища – 11 куб.км. Напор Братского водохранилища – 104м. Площадь Цимлянского водохранилища – 2600 кв.км.

  1. Под таблицей перечислить наименование граф и наименование строк.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок теме «Табличные информационные модели».

Урок позволяет обобщить полученные по данной теме знания и показать возможность их применения на практике, актуализировать необходимость изучения этой темы в школьном курсе.Групповая работа на у...

Урок в 6 классе по информатике на тему: «Табличные информационные модели»

Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не ...

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы"....

Урок по теме "Табличные информационные модели"

Разработка урока по теме `Табличные информационные модели` включает в себя конспект, презентацию...

Разработка урока на тему: "Табличные информационные модели"

Цель: познакомить учащихся с табличными информационными моделями (Таблицы типа "Объект-объект", "Объект-свойства")....

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 10 классе по теме«Табличные информационные модели»

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 10 классепо теме«Табличные информационные модели»Цели урока:расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях; сформи...

Применение электронных обучающих материалов для развития логического мышления по теме "Табличные информационные модели" в рамках ФГОС

Статья по теме "Применение электронных обучающих материалов для развития логического мышления по теме "Табличные информационные модели" в рамках ФГОС" расчитана на достижение поста...