Бинарные уроки
консультация по информатике и икт на тему
Опыт проведения бинарных уроков в средней общеобразовательной школе как один из способов реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnye_uroki.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
ГМО учителей информатики.
«Использование педагогических технологий
на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся»
Бинарные уроки
Учитель информатики
МБОУ «СОШ №20»
Е.Д. Сергибаева
НОВОМОСКОВСК, 2014
Педагогическое кредо:
«Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них»
Преподавание информатики
У современного члена общества должно быть сформировано системно-информационное видение мира. Построение информационных моделей — современный способ формирования научного мировоззрения учащихся, их представлений о компьютере не только как средстве обработки информации, но и как составляющей новой интеллектуальной реальности, вносящей коррективы во взаимоотношения между людьми.
Важно прививать учащимся не только культуру поведения, но и информационную культуру. Информационный образ жизни людей в настоящее время во многом определяется становлением глобального коммуникационного пространства. Компьютер становится своеобразным приложением человека, помогая ему решать разнообразные задачи в различных сферах жизнедеятельности. Компьютерные сети позволяют получать огромное количество информации, но всегда ли она объективна? Научить школьников осмысливать и фильтровать информацию – задача каждого педагога.
Деятельностным аспектом информационной культуры может быть постановка задачи для исследования, которая мотивирует учащихся на активное решение проблемы, позволяет сделать самостоятельный выбор того программного обеспечения, которое наиболее подходит для решения данной задачи.
Одним из средств формирования системно-информационного видения мира являются бинарные уроки. Это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, когда урок ведут два учителя. Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, что способствует индивидуализации деятельности учащихся и их мыслительных операций.
Методика проведения бинарных уроков
Цель бинарного урока – создать условия практического применения знаний, навыков и умений, формирование универсальных учебных действий. Развитие мотивов обучения – необходимый показатель сформированности внутренней позиции школьника.
Для подготовки бинарного урока необходима своя система.
Формы проведения бинарного урока:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок-зачет;
- урок-пресс-конференция;
- урок-практическая работа;
- урок-путешествие;
- урок-исследование;
- урок-заседание редколлегии;
- урок творческий отчет;
- урок-викторина;
- урок-конкурс;
- урок-проект;
- урок работы с ЭОР, урок на основе моделирования.
Методы проведения бинарных уроков:
- наглядной передачи и зрительного восприятия;
- стимулирования и мотивации;
- проблемно-поисковый;
- исследовательский.
Приёмы обучения:
- беседа;
- дискуссия;
- наблюдение;
- демонстрация;
- фронтальный, групповой или индивидуальный опрос;
- практическая работа.
Первым этапом у учителя должно появиться желание провести свой урок в межпредметной связи с другим предметом, как правило - это информатика и информационные коммуникационные технологии. В классно-урочной системе такие уроки не предусмотрены, и учителя-предметники обращаются ко мне с просьбой провести такие уроки один раз в полугодие. Обоим педагогам необходимо не только определить совместный интерес в объединении своих дисциплин, но и сохранить стандарты по предмету.
На следующем этапе начинается совместное обсуждение имеющегося материала, из которого вытекает цель проведения урока. Это может быть урок изучения новой темы и внедрения информации в большом объеме, повторения материала предыдущих уроков, обобщение и систематизации знаний, закрепления или углубления пройденного материала, выявления причинно-следственных связей, расширение понятий или подача приёмов и способов передачи познаний из одной предметной области в другую, контроля знаний. Затем прорабатывается план, как два учителя могут быть задействованы на уроке, составляется структура урока и конспект.
Например, с учителем биологии Казаниной Валентиной Николаевной мы провели урок по теме «Исследование закономерностей наследования свойств и признаков при моногибридном скрещивании», цель которого развитие естественно-научного мышления через усвоение основных закономерностей наследования признаков с помощью мультимедиа технологий, в частности через алгоритмизацию при составлении компьютерной демонстрации решения генетических задач. По плану урока теоретическую часть вела Валентина Николаевна, а я – практическую часть.
Для данного урока была выбрана форма урока-зачета, в котором использовался фрагмент проектной деятельности; тип – систематизация и углубление ранее полученных знаний, расширение понятий или подача приёмов и способов передачи познаний из одной предметной области в другую; методы урока - наглядной передачи и зрительного восприятия с микроисследованием; приёмы – фронтальный и индивидуальный опрос, практическая деятельность – в результате которой обучающиеся наблюдали с помощью эффекта анимации, как при скрещивании двух белых цветков может получиться розовый или красный, как происходит наследование болезни гемофилии, проявление закона Менделя.
Сложнее было тщательно проработать структуру урока (Таблица 1).
Таблица 1. Структура урока.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителей | Деятельность учащихся | УДД |
Организационный | Постановка цели урока | Озвучивают тему и цель урока | Слушают учителей | Личностные: Оценивают цель урока |
Практическая работа с элементами проектирования | Предоставить возможность стимулировать активную мыслительную деятельность и побуждение к высказыванию своих мыслей | Раздает карточки с индивидуальными заданиями | Моделируют процесс закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании в приложении PowerPoint | Регулятивные: планируют свою деятельность, прогнозируют результат, формализуют и создают проект, оценивают результат |
«Мозговой штурм» | Контроль знаний по теме урока биологии и урока информатики | Задают вопросы | Отвечают на вопросы | Личностные: знают генетическую и алгоритмическую терминологию |
Проверка выполнения заданий по карточкам. | Предоставление возможности продемонстрировать умение моделировать генетические процессы с помощью ПК и умение делать выводы | Предоставляют возможность высказаться. | Демонстрируют мини-проекты, делают выводы по генетическим задачам | Познавательные: используют знако-символические средства, Коммуникативные: владеют вербальными и невербальными средствами общения |
Закрепление | Закрепление знаний законов наследования при моногибридном скрещивании и алгоритмизации действий | Демонстрируют схемы решения задач и генетические формулы | Читают схемы решения задач, называют генетические формулы | Строят логические цепи рассуждений, корректируют ответы |
Наблюдают за процессом выполнения теста | выполняют тест на ПК | Начинают выполнение действий и заканчивают их в требуемый момент времени | ||
Рефлексия и самодиагностика | Предоставление возможности самостоятельно изучить новый материал в ходе исследования источников информации | Контролируют деятельность обучающихся | Заполняют лист самооценивания. | Регулятивные: Выделяют и оценивают область знаний тем по предметам |
Итоговый | Подведение итогов по систематизации и углублению ранее изученного материала, оценивание. | Подводят итоги деятельности обучающихся | Сравнивают и анализируют результат самооценивания с результатом оценивания учителей | Личностные: сравнивают и сопоставляют различные точки зрения |
Опыт проведения бинарных уроков выявляет затруднения учащихся, возникающие при изучении одних и тех же понятий в различных дисциплинах с одной стороны, а с другой стороны возникает необходимость проведения таких уроков. Информатика – это наука, которая тесно связана с физическими процессами и математическими вычислениями.
Использование информационных технологий на бинарных уроках можно представить как:
- демонстрацию природных явлений и процессов, позволяющую выявить основные закономерности и усвоить основные понятия;
- выявление закономерностей природных явлений и процессов, моделируемых и наблюдаемых на экране компьютера (фронтальные или парные практические работы);
- моделирование природных явлений и процессов, представленных в условиях задач, дающее более четкое понимание задачи и позволяющее успешно решать задачи повышенной трудности (фронтальные практические работы);
- проведение микроисследований на базе задач повышенной сложности (индивидуальные практические работы);
- работу в проектном режиме, активизирующую полученные знания и стимулирующую творческую и познавательную активность учащихся, включающую конструкторскую и исследовательскую деятельность (групповые или индивидуальные практические работы).
Бинарные уроки вызывают высокую мотивацию у учащихся, создают благоприятные условия для развития учебных универсальных действий.
В результате проведения бинарных уроков школьники увлекаются, находятся в творческом поиске, повышается их самооценка, ядром которой являются саморегуляция личности, представление о себе, своих качествах и возможностях, решают для себя проблемы на стыке двух наук.
Педагогам данный вид деятельности позволяет развивать компетентности: предметные, организационные, коммуникативные, исследовательские, личностные и наконец, информационно-технологические.
Опыт проведения бинарных уроков
с учителями-предметниками
Я проводила уроки с учителями математики, географии, биологии, химии, физики.
Мне было комфортно и интересно готовиться к этим урокам, потому что компьютер – это, прежде всего, мощный инструмент для моделирования и визуализации процессов, протекающих в природных явлениях и в социальной жизни общества.
Для подготовки к данным урокам необходима своя методика: во-первых, контакт с учителем-предметником; во-вторых, анализ фактического материала и цель проведения урока; в-третьих, найти связи зависимости компонентов каждого предмета между собой, и, наконец, самое сложное, написать интересный сценарий урока, который может повысить мотивацию деятельности учащихся на уроке.
Первым опытом работы с учителем-предметником был урок «Поведение дробно-линейной функции», где на первом уроке, учитель математики Белякова Татьяна Ивановна с 9 классом исследовали поведение дробно-линейной функции с модулем. Интересный факт построения графиков дробно-линейной функции – гиперболы выяснился на уроке: если вращать гиперболу вокруг другой оси симметрии, то получится поверхность, состоящая из двух частей – двуполостный гиперболоид. Именно его имел ввиду А.Толстой в своем романе "Гиперболоид инженера Гарина".
На втором уроке информатики девятиклассники сами писали программы для построения этих же графиков, где наблюдали преобразование функции при изменении фрагмента программ. Работа на компьютере позволила избежать рутинных повторений простейших действий за счет применения алгоритмической структуры «цикл». Урок прошёл в форме индивидуальной практической работы типа урока-исследования и контроля знаний.
С учителем географии Батайкиной Раисой Фаризуновной был проведен урок в 6 классе под названием «Вулканизм». Это природное явление можно наблюдать и изучать на компьютерной модели. В практической части урока учащиеся использовали электронные образовательные ресурсы и программное обеспечение: с помощью физических карт ЦОР выписывали названия вулканов и их местоположение, в графическом редакторе создавали информационную модель и схему вулкана, искали и вводили в электронные таблицы действующие и потухшие вулканы, проходили компьютерное тестирование. Урок показал, что шестиклассники легко владеют навыком поиска информации в электронных источниках.
Учитель химии Цыкурова Нина Ивановна при обобщении урока по теме «Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул» в 11 классе предложила мне провести этот урок вместе. Тогда и возникла идея визуализировать компьютерную модель SP-гибритизации. Одиннадцатиклассники успешно справились и с задачами урока химии, и с созданием компьютерных моделей, которые целесообразны, если позволяют получить результаты обучения.
Бинарные уроки интересны и учащимся и учителям. Они меняют взаимоотношения между педагогами, сплачивают их и расширяют кругозор. Если школьники после бинарного урока спрашивают: «А когда будет еще такой урок?», то он имеет место быть.
При проведении урока информатики и ИКТ «Моделирование и формализации физических и математических моделей» учащимся 11 класса пришлось применить знания из предметной области – физики о равноускоренном движении объектов и выполнить математические преобразования формул для того, чтобы исследовать поведение тела, брошенного под углом к горизонту, и найти диапазон угла попадания объекта в цель. Исследование проводилось в среде объектно-ориентированного программирования. При создании мультимедийной физической модели, одиннадцатиклассники создали красивый графический интерфейс и грамотно написали программный код в данной среде, которая позволила выводить расчеты на экран и наблюдать динамику процесса при различных исходных данных. Самостоятельные уроки информатики также требуют знаний из разных предметных областей.
Под компьютерной моделью физического процесса или явления понимается созданный за счет ресурсов компьютера виртуальный образ, качественно и количественно отражающий свойства и внутренние связи моделируемого объекта, а в лучшем случае передающий и его внешние характеристики (облик, звучание и т. д.). Создание компьютерной модели предполагает предварительное проведение физического и математического моделирования, которые важны и интересны сами по себе. При описании физической модели проводится упрощающая идеализация не существенных для изучаемого явления свойств. Математическое моделирование означает выбор задаваемых и определяемых параметров процесса, составление связывающих их уравнений, условий и ограничений, а также формулирование метода решения полученной математической задачи.
При проектировании информационных моделей я рекомендую учащимся использовать следующий опорный алгоритм (план):
- проанализировать объект моделирования, поставить цель моделирования и выдвинуть гипотезу получения результата;
- дать краткое изложение теории с математическими выкладками и обоснованиями (при необходимости выполнить рисунок, чертеж или график);
- написать план работы, опыта, составить таблицу для записи результатов;
- провести эксперимент с контрольным примером;
- составить алгоритм и программу, моделирующую данную задачу при различных условиях (на языке программирования или в приложениях);
- сделать выводы и заключение.
Очень удобно стало работать с учебниками. В них есть ссылки на ЭОР и много практических работ, которые позволяют использовать знания из предметных областей, например: создать график «розы ветров», выполнить проект «Движение Земли вокруг Солнца», заполнить таблицу из перечня имеющихся слов: связать попарно родовые и видовые понятия, сделать вычисления сложных математических выражений в среде программирования и т.д.
В интернете можно найти виртуальные лаборатории по любой дисциплине, которыми можно управлять интерактивно и в режиме on-line, и в режиме off-line.
Я надеюсь, что работа в паре учителя информатики и учителя-предметника, неизбежна. Использование мультимедиа технологий – это задача каждого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....
Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты
Бинарный урок-путешествие "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...
Бинарный урок "Функциональные зависимости на уроках алгебры и физики". 8 класс"
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием разви...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...