ФГОС. 9 класс. Урок по теме: Алгоритмическая структура «выбор».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Авдеева Татьяна Юрьевна

9 класс по программе Н.Д.Угринович.

В уроке представлена самостоятельная работа учащихся в различных группах с различными источниками. Представлена технология смешанного обучения.

Цели  урока:

  1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
  2. Активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.
  3. Познакомить с понятиями «выбор», «условие», «составное и простое» условия, «логические» блок/схемы.
  4. Познакомить с программой «Конструктор алгоритмов». Научиться работать в данной программе.
  5. Отработка навыков записи команды ветвления.

Планируемые результаты: 

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

Предметные.

Ученик научится: составлять алгоритмы с использованием команды ветвление; работать в программе «Конструктор алгоритмов»;

У учащихся будут сформированы: понятия: разветвляющийся алгоритм, блок/схема, «составное» и «простое» условие и др.

Ученик получит возможность связать изучение темы алгоритмическая структура «выбор» с конкретной практической деятельностью, практически использовать полученные знания для решения ряда жизненных задач;  сформировать  системный подход при освоении учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: Алгоритмическая структура «выбор».

9 класс

Цели  урока:

  1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
  2. Активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.
  3. Познакомить с понятиями «выбор», «условие», «составное и простое» условия, «логические» блок/схемы.
  4. Познакомить с программой «Конструктор алгоритмов». Научиться работать в данной программе.
  5. Отработка навыков записи команды ветвления.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

Предметные.

Ученик научится: составлять алгоритмы с использованием команды ветвление; работать в программе «Конструктор алгоритмов»;

У учащихся будут сформированы: понятия: разветвляющийся алгоритм, блок/схема, «составное» и «простое» условие и др.

Ученик получит возможность связать изучение темы алгоритмическая структура «выбор» с конкретной практической деятельностью, практически использовать полученные знания для решения ряда жизненных задач;  сформировать  системный подход при освоении учебного материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент (1мин)
  2. Определение темы урока (1-2 мин)

Используя наводящие вопросы, подвожу учащихся к формулировке темы урока:

  • Вы сейчас ещё в 9 классе, но скоро вы его закончите и, что дальше?
  • Продолжать учиться в школе?
  • продолжите обучение в другом учебном заведении?
  • Отчего будет зависеть выбор вашей будущей специальности?
  • Из всех возможных и известных вам специальностей вы выберете одну?

Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ветвления (выбора). Это и есть тема нашего урока. Учащиеся записывают тему урока: Алгоритмическая структура «выбор».

3. Объяснение нового материала. 

1 этап: Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. (3 мин)

Давайте попробуем разобраться с этим алгоритмом. Учитель выводит интерактивную доску и ПК учащихся  алгоритм «Полей цветок» . К доске выходит ученик и начинает составлять алгоритм, остальные учащиеся делают тоже самое за своими ПК.

Дополнительное задание: Для учащихся, быстрее всех справившихся и материалом, или для продвинутых учащихся, можно дать не такой же алгоритм а другие на выбор

Алгоритм «Погуляй  с другом» В2-2.

«Сходи в кино». Алгоритм В3-1.

2 этап:  (5 мин) Далее проанализировав полученную информацию, учащиеся заполняют таблицу:

Геометрическая фигура

Обозначение

3 этап: Практикум  (25-30 мин) проходит в форме групповой работы.  Класс разбивается на группы по 4 человека. Для  обеспечения одинакового темпа работы учащихся, лучше, чтобы группы были приблизительно одного уровня подготовленности. Каждая группа обеспечивается 4-мя карточками. Сама карточка разбита на 3 части, в каждой из которых задания разного вида деятельности. Каждый человек группы получает алгоритм работы, маршрутный лист и лист учета.

Пользуясь справочной литературой и учебником, находим и записываем в тетрадь ответы на теоретические вопросы карточек.

Для выполнения задания 3 необходимо самостоятельно изучить программу «Конструктор алгоритмов». Чтобы разобраться с принципом работы программы будем  использовать справочные средствами сети Internet. Рассмотреть основные возможности программы (проблемная ситуация – как работает программа?)

Карта З И У (заполняется учениками после знакомства с программой «Конструктор алгоритмов»

вопрос

Что я узнал

Что для меня является новым

Что хочу узнать

Кто разработал программу?

Для чего предназначена программа?

Как осуществляется построение алгоритма?

Как осуществляется ввод и редактирование данных?

Как осуществляется организация действий?

От чего зависит результат?

Для ответа на задание 1 и задание 2 необходимо воспользоваться учебником по данной теме. Задание 3 выполняется в программе «Конструктор алгоритмов» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fff3a9b4-5a73-445a-a617-624b63d4b8a6/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=pupil&class%5b%5d=50&class%5b%5d=51&class%5b%5d=53&class%5b%5d=54&subject=19

Карточка 1

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Какой алгоритм

называется

разветвленным?

Какой из указанных алгоритмов является

разветвленным:

Заданы числа а и b. Если они положительные, то

найти их произведение, а в остальных случаях найти их сумму.

Карточка 2

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Какой блок

называется

логическим?

Какой из указанных блоков является логическим:

Даны переменные a,b,c. Найти максимальную из них.

Карточка 3

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Какое условие называется простым?

Какое уз условий является простым:

  1. a>b и a>c
  2. a<2
  3. 2>c>6

Вычислить значение функции:

Карточка 4

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Какое условие

называется

составным?

Какое уз условий является составным:

  1. a>b и a>c
  2. a<2
  3. 2>c>6

Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.

Алгоритм работы:

  1. Выполните задания 1, 2, 3 частей карточки. (если возникнут проблемы по 3 части проконсультируйтесь у учителя).
  2. Отчитайтесь перед учителем.
  3. Поменяйтесь карточками с другой группой.
  4. Выполните задания полученной карточки организуйте взаимоконтроль.
  5. Оцените ответы друг друга и заполните листок учета.
  6. Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера.

Инструмент оценивания задания 3 (работы по карточкам)

Тест  для 1 карточки

Входные данные

Выходные данные

2,4

8

-2,5

3

-5,3

-2

-2,-3

-5

Тест  для 2 карточки

Входные данные

Выходные данные

1,2,3

3

3,2,1

3

1,3,2

3

Тест  для 3 карточки

Входные данные

Выходные данные

4

13

5

100

6

144

Тест  для 4 карточки

Входные данные

Выходные данные

2

3

0

10

-4

-6

Проверка полученных результатов. Коррекция.

Лист учета для взаимоконтроля:

1 группа

2 группа

3 группа

Проверял:

Отметка о выполнении КАРТОЧКИ 1:

1)

2)

3)

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Отметка о выполнении КАРТОЧКИ 2:

1)

2)

3)

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Отметка о выполнении КАРТОЧКИ 3:

1)

2)

3)

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Отметка о выполнении КАРТОЧКИ 4:

1)

2)

3)

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Критерии оценивания:

«+»  сделано верно, без замечаний;

«+-» сделано верно, с некоторыми замечаниями;

«-+» сделано неверно, но идея решения правильная;

«-»   сделано неверно.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока. ( 2 мин.)

  1. Учащиеся делают выводы по работе программы и принципам составления разветвляющихся алгоритмов.
  2. Учитель Выставление оценки за урок. Оценка выставляется группе и складывается из оценки учителя и оценки по взаимоконтролю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации на тему "Алгоритмическая структура "цикл" 9 класс

Презентации на тему "Алгоритмическая структура "цикл" для 9 класса.- цикл с предусловием;- цикл с постусловием;- цикл со счетчиком....

Методичекая разработка урока информатики в 9 классе по теме: Алгоритмическая структура "ветвление"

Разработка сделана для УМК "Информатика и ИКТ 9" Угриновича Н.Д. Структура урока построена на мультимедийном сопровождении, содержащем самостоятельную работу, актуализирующую знания, постановку пробле...

Урок информатики и ИКТ в 9 классе по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»»

Урок информатики и ИКТ в 9 классе по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»»...

Урок по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия"

Подробная разработка урока информатики в 10 классе по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия"....

Урок по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление""

Подробная разработка урока информатики в 10 классе по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление""....

урок по теме: "Алгоритмическая конструкция выбор", 8 класс

Тема урока: Алгоритмическая конструкция «Выбор». Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: комбинированный.Решаемые учебные задачи:   сформировать понятие алгоритма с ветвлени...