Рабочая программа по информатике средней ступени обучения
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Сасина Мария Владимировна

Рабочая программа  по  информатике для 11 класса разработана на основе:

  • Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 11 классов, составленной автором учебника Семакиным И.Г.
  •  Учебного плана МБОУ  Никольская СОШ на 2014-2015 учебный год;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год;
  • Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования РФ  № 2783 от 18.07.2002г.  

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_programma_informatiki.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:


I. Пояснительная записка.

Рабочая программа  по  информатике для 11 класса разработана на основе:

  • Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 11 классов, составленной автором учебника Семакиным И.Г.
  •  Учебного плана МБОУ  Никольская СОШ на 2014-2015 учебный год;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год;
  • Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования РФ  № 2783 от 18.07.2002г.  

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

Цели:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих

задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Рабочая программа составлена для обучающихся 11 класса общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на  136 часов (из расчета 4 часа в неделю, 34 учебные недели), в том числе: контрольные работы – 8ч.,практические работы -30 ч.; резервное время - 5 ч.

Содержание учебного материала.

Содержание курса информатики 11 класса согласовано с концепцией стандарта и обязательного минимума образования по информатике.

  1. Информационные системы

Понятие системы. Модели систем. Информационные системы. Инфологическая модель предметной области.

Реляционные базы данных и СУБД. Проектирование реляционной модели данных. Создание базы данн^1х. Простые запросы к базе данных. Сложные запросы к базе данных.

Практикум: Модели систем. Информационные системы Контрольная работа. Разработка структуры и создание многотабличной БД Расширение базы данных. Составление сложных запросов Составление сложных запросов. Вычисляемые поля.

  1. Методы программирования 

История развития языков программирования. Парадигмы программирования. Методологии и технологии программирования.

Паскаль - язык структурного программирования. Элементы языка и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания. Ввод и вывод данных. Структуры алгоритмов. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вспомогательные алгоритмы и программы. Массивы. Типовые задачи обработки массивов. Метод последовательной детализации. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных. Рекурсивные подпрограммы.

Практикум: Операции, функции, выражения Структуры алгоритмов и программ

Контрольная работа. Программирование линейных алгоритмов на Паскале

Программирование ветвлений Программирование ветвлений. Отладка программ Программирование циклов

Контрольная работа. Программирование циклов на Паскале

Разработка программ с использованием подпрограмм

Контрольная работа. Вспомогательные алгоритмы и процедуры

Массивы в языке Паскаль

Самостоятельная работа. Массивы

Типовые задачи обработки массивов

Типовые задачи обработки массивов. Решение задач ЕГЭ

Символьный тип данных

Строковый тип данных

Комбинированный тип данных

Рекурсивные подпрограммы

Создание консольного приложения

Создание оконного приложения

Программирование метода статистических испытаний Построение графика функции

3. Компьютерное моделирование

Разновидности моделирования. Математическое моделирование. Математическое моделирование на компьютере.

Математическая модель свободного падения тела. Свободное падение с учетом сопротивления среды. Компьютерное моделирование свободного падения. Математическая модель задачи баллистики. Численный расчет баллистической траектории. Расчет стрельбы по цели в пустоте. Расчет стрельбы по цели в атмосфере.

Задача теплопроводности. Численная модель решения задачи теплопроводности. Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчету распределения температуры. Программирование решения задачи теплопроводности. Программирование построения изолиний. Вычислительные эксперименты с построением изотерм.

Задача об использовании сырья. Транспортная задача. Задачи теории расписаний. Задачи теории игр. Пример математического моделирования для экологической системы.

Методика имитационного моделирования. Математический аппарат имитационного моделирования. Генерация случайных чисел с заданным законом распределения. Постановка и моделирование задачи массового обслуживания.

Практикум:

Компьютерное моделирование свободного падения в ЭТ

Компьютерное моделирование свободного падения с использованием программирования Численный расчет баллистической траектории в ЭТ

Численный расчет баллистической траектории с использованием программирования Расчет стрельбы по цели в пустоте Расчет стрельбы по цели в атмосфере

Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчету распределения температуры

Программирование решения задачи теплопроводности

Программирование расчета сферической поверхности

Программирование построения изолиний на Delphi

Вычислительные эксперименты с построением изотерм

Задача об использовании сырья

Самостоятельная работа. Задача об использовании сырья Транспортная задача

Самостоятельная работа. Транспортная задача Задачи теории расписаний

Самостоятельная работа. Задачи теории расписаний Задачи теории игр

Самостоятельная работа. Задачи теории игр Моделирование экологической системы

Самостоятельная работа. Моделирование экологической системы Моделирование задачи массового обслуживания

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Информационные системы

17

1.1

Основы системного подхода

1.2

Реляционные базы данных

2.

Методы программирования

47

2.1

Эволюция программирования

2.2.

Структурное программирование

3

Компьютерное моделирование

50

3.1.

Методика математического моделирования на компьютере

3.2.

Моделирование движения в поле силы тяжести

3.3.

Моделирование распределения температуры

3.4.

Компьютерное моделирование в экономике.

4.

Информационная деятельность человека

9

4.1

Основы социальной информатики

4.2

Среда информационной деятельности человека

Обобщение

13

ИТОГО

136

.

Контроль знаний обучающихся

        

№/№

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

Другие виды работ

1

Введение

1

-

-

-

-

2

Информационные системы

15

1

-

4

-

3

Методы программирования

46

13

-

2

-

4

Компьютерное моделирование

50

1

-

14

-

5

Информационная деятельность человека

8

1

-

-

-

6

Обобщение

13

-

-

-

-

7

контрольные работы

3

3

-

-

-

Итого

136

19

-

20

-

Требования к уровню подготовки выпускника.

  1. Информационные системы

Учащиеся должны знать/понимать:

  • назначение и области использования основных информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • Учащиеся должны уметь:
  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных  коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; ^ создания собственных баз данных.

Основные термины по разделу:

Инфологическая модель. Информационные системы. Модели систем. Простые запросы. Реляционные базы данных. Система. Сложные запросы. СУБД.

                               2. Методы программирования 

Учащиеся должны знать/понимать: 

  • логическую символику;
  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
  • тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
  • основные конструкции языка программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства языка программирования)

Основные термины по разделу:

Алгоритм. Вспомогательные алгоритмы. Комбинированный тип данных. Массивы. Метод последовательной детализации. Объектно-ориентированное программирование. Парадигмы программирования. Рекурсивные подпрограммы. Символьный тип данных. Система программирования Delphi. Структурное программирование. Типы данных. Этапы программирования. Язык программирования Паскаль.

3. Компьютерное моделирование

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Виды и свойства информационного моделей реальных объектов и процессов,
  • методы и средства компьютерной реализации информационного моделей;
  • общую структуру деятельности по созданию компьютерной моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
  • проводить виртуальные эксперименты;
  • самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов.

Основные термины по разделу:

Вычислительные эксперименты. Имитационное моделирование. Компьютерное моделирование. Математическая модель задачи баллистики. Математический аппарат. Математическое моделирование. Моделирование. Численная модель.

4. Информационная деятельность человека.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • принципы обеспечения информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека;
  • выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Основные термины по разделу:

Информатизация образования. Информатизация управления. Информационная безопасность. Информационная деятельность. Информационное общество. Информационное право. Информационные ресурсы.

Перечень методического обеспечения программы.

- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса (профильный уровень)  – М.: Бином. Лаборатория знаний,2012.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся:

Для учителя:

  • К.Ю.Поляков и др. Информатика, 11 класс (профильный уровень) – электронная версия
  • Информатика: Учеб.пособие для 10-11 кл.общеобразоват.учреждений/ Л.З.Шауцукова,  2009

Для обучающихся:

  • К.Ю.Поляков и др. Информатика, 11 класс (профильный уровень) – электронная версия
  • Информатика: Учеб.пособие для 10-11 кл.общеобразоват.учреждений/ Л.З.Шауцукова,  2009


Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Содержание учебного материала (раздел, тема урока)

Дата проведения

Фактическая дата

1

Введение в курс 11 класса. Обзор тематики. Инструктаж по технике безопасности и охране труда

2.09

2.09

2

Раздел: Информационные системы

Что такое система

3.09.

3.09

3

Модели систем

5.09

5.09

4

Информационная система

6.09

6.09

5

Инфологическая модель предметной области

9.09

9.09

6

Инфологическая модель предметной области

10.09

10.09

7

Практическая работа №1 «Построение инфологической модели предметной области»

12.09

12.09

8

Реляционные базы данных и СУБД

13.09

13.09

9

Проектирование реляционной модели данных

16.09

10

Практическая работа №2 «Создание базы данных»

17.09

11

Работа с записями в базах данных. Поиск данных.

19.09

12

Простые запросы к базе данных. Практическая работа №3 «Формирование простых запросов»

20.09

13

Сложные запросы к базе данных.

23.09

14

Практическая работа №4 «Формирование сложных запросов к базе данных»

24.09

15

Формы. Отчеты.

26.09

16

 Контрольная работа №1 «Информационные системы»

27.09

17

Анализ контрольной работы. Обобщение.

30.09

18

Раздел: Методы программирования

Эволюция программирования

1.10

19

Структурное программирование. Паскаль – язык структурного программирования.

3.10

20

Оператор присваивания. Ввод и вывод.

4.10

21

Практическая работа №5 «Программирование линейных алгоритмов»

7.10

22

Структуры алгоритмов и программ.

8.10

23

Программирование ветвлений

10.10

24

Программирование ветвлений. Отладка.

11.10

25

Практическая работа №6 «Программирование ветвлений»

14.10

26

Программирование циклов

15.10

27

Практическая работа №7 «Программирование циклических алгоритмов»

17.10

28

Контрольная работа №2 «Базовые алгоритмические структуры»

18.10

29

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

21.10

30

Практическая работа №8 «Программирование с использованием подпрограмм»

22.10

31

Массивы

24.10

32

Типовые задачи обработки массивов

25.10

33

Типовые задачи обработки массивов

28.10

34

Практическая работа №9 «Программирование обработки массивов»

29.10

35

Метод последовательной детализации

31.10

36

 Решение задач методом последовательной детализации

11.11

37

Символьный тип данных

12.11

38

Строки символов

14.11

39

Задачи на обработку строк символов

15.11

40

Задачи на обработку строк символов

18.11

41

Практическая работа №10 «Программирование обработки строк символов»

19.11

42

Комбинированный тип данных (записи)

21.11

43

Комбинированный тип данных (записи)

22.11

44

Комбинированный тип данных (записи)

25.11

45

Комбинированный тип данных (записи)

26.11

46

Практическая работа №11 «Программирование обработки записей»

28.11

47

Контрольная работа №3 «Структурное программирование»

29.11

48

Анализ контрольной работы. Рекурсивные методы программирования. Рекурсивные программы.

2.12

49

Задача о Ханойской башне

3.12

50

Алгоритм быстрой сортировки

5.12

51

Практическая работа №12 «Рекурсивные методы программирования»

6.12

52

Объектно-ориентированное программирование. Базовые понятия

9.12

53

Система программирования Delphi

10.12

54

Этапы программирования на Delphi

12.12

55

Практическая работа №13 «Создание консольного приложения»

13.12

56

Практическая работа №14 «Создание оконного приложения»

16.12

57

Программирование метода статистических испытаний

17.12

58

Практическая работа №15 «Программирование метода статистических испытаний»

19.12

59

Построение графика функции

20.12

60

Практическая работа №16 «Построение графика функции»

23.12

61

 Промежуточная контрольная работа

24.12

62

Решение задач

26.12

63

Решение задач

27.12

64

Резерв

30.12

65

Раздел: Компьютерное моделирование

Моделирование и его разновидности

13.01

66

Раздел: Компьютерное моделирование

Тема: Процесс разработки математической модели

14.01

67

Математическое моделирование и компьютеры

16.01

68

Моделирование движения в поле силы тяжести. Математическая модель свободного падения тела.

17.01

69

Свободное падение с учетом сопротивления среды

20.01

70

Компьютерное моделирование свободного падения.

21.01

71

Практическая работа №17 «Компьютерное моделирование свободного падения в Паскаль»

23.01

72

Практическая работа №18 «Компьютерное моделирование свободного падения в электронной таблице»

24.01

73

Математическая модель задачи баллистики

27.01

74

Численный расчет баллистической траектории

28.01

75

Практическая работа №19 «Численный расчет баллистической траектории в системе программирования»

30.01

76

Практическая работа №20 «Численный расчет баллистической траектории в электронной таблице»

31.01

77

Расчет стрельбы по цели в пустоте

3.02

78

Расчет стрельбы по цели в атмосфере

4.02

79

Практическая работа №21 «Расчет стрельбы по цели»

6.02

80

Моделирование распределения температуры. Задача теплопроводности.

7.02

81

Численная модель решения задачи теплопроводности.

10.02

82

Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчету распределения температуры

11.02

83

Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчету распределения температуры

13.02

84

Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчету распределения температуры

14.02

85

Программирование решения задачи теплопроводности

17.02

86

Практическая работа №22 «Программирование решения задачи теплопроводности»

18.02

87

Программирование построения изолиний

20.02

88

Практическая работа №23 «Программирование построения изолиний»

21.02

89

Вычислительные эксперименты с построением изотерм

24.02

90

Практическая работа №24 «Вычислительные эксперименты с построением изотерм»

25.02

91

Компьютерное моделирование в экономике и экологии. Задача об использовании сырья.

27.02

92

Раздел: Компьютерное моделирование

Тема: Задача об использовании сырья.

28.02

93

Раздел: Компьютерное моделирование

Тема: Практическая работа №25 «Задача об использовании сырья»

3.03

94

Транспортная задача

4.03

95

Транспортная задача

6.03

96

Практическая работа №26 «Транспортная задача»

7.03

97

Задачи теории расписаний. Задача о шлюзе.

10.03

98

Задачи теории расписаний. Задача о двух станках.

11.03

99

Практическая работа №27 «Задачи теории расписания»

13.03

100

Задачи теории игр

14.03

101

Задачи теории игр

17.03

102

Задачи теории игр

18.03

103

Практическая работа №28 «Задачи теории игр»

20.03

104

Резерв

31.03

105

Пример математического моделирования для экологической системы

1.04

106

Пример математического моделирования для экологической системы

3.04

107

Практическая работа №29 «Моделирование экологической системы»

4.04

108

Имитационное моделирование

7.04

109

Математический аппарат имитационного моделирования

8.04

110

Генерация случайных чисел с заданным законом распределения

10.04

111

Постановка и моделирование задачи массового обслуживания

11.04

112

Практическая работа №30 «Моделирование задачи массового обслуживания»

14.04

113

Контрольная работа №4 «Компьютерное моделирование»

15.04

114

Анализ контрольной работы

17.04

115

Раздел: Информационная деятельность человека

Информационная деятельность человека в историческом аспекте. Информационное общество.

18.04

116

Информационные ресурсы общества. Информационное право и информационная безопасность.

21.04

117

Компьютер как инструмент информационной деятельности

22.04

118

Обеспечение работоспособности компьютера

24.04

119

Информатизация управления проектной деятельностью.

25.04

120

Информатизация в образовании

28.04

121

Контрольная работа №5 «Информационная деятельность человека»

29.04

122

Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Информация».

5.05

123

Решение задач по теме «Информация»

6.05

124

Решение задач по теме «Системы счисления»

7.05

125-126

Решение задач по теме «Логика»

8.05,11.05

127-128

Решение задач по теме «Использование информационных моделей»

12.05,13.05

129

Решение задач по теме «Файловая система»

14.05

130

Решение задач по теме «Поиск и сортировка информации в базах данных»

16.05

131-132

Решение задач по теме «Электронные таблицы»

18.05,20.05

133

итоговая контрольная работа

21.05

134-136

Резерв

22.05,23.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения - 5- 9 класс ФГОС основного общего образования Количество часов 510 ч (3 урока в неделю) базовый (базовый, профильный)

1. Пояснительная записка.  Рабочая программа по  физической культуре  для 5 - 9 классов разработана на основе:- Примерной программы по физической культуре 5-9 классы. В.И. Ляз, А.А, Зда...

Рабочая программа по географии на ступень обучения 5-9 классы(ФГОС)

В программе реализуются идеи формирования географической культуры, обучения школьников географическому языку и использованию различных источников географической информации-системы спутниковой информац...

Рабочая программа по географии на ступень обучения 7-9 классы

Планирование курса по географии для 7-9 классов составлено на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы ...

Рабочая программа по географии на ступень обучения 10-11 классы

Рабочая программа по географии составлена на курс 10-11 класса с учетом всех общеобразовательных требований. Вид контроля учащихся представлен практическими работами и тестированиями....

Рабочая программа по биологии на ступень обучения (ФГОС, 5-9 классы).

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС по УМК Пасечника (линия "Вертикаль")....

Рабочая программа по Информатике средней школы для 10-11 классов

Программа преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы Л.Л.Босовой, адаптирована к условиям школы, т. е. на объем 10...

Рабочая программа по информатике на ступень 7-9 классы

Основные задачи учебного предмета «Информатика»– сформировать у обучающихся:понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и...