Информатизация образования как средство повышения его качества, г. Камертау
статья по информатике и икт на тему
Образование не может не учитывать современные реалии, поэтому уже сегодня появляются и внедряются в жизнь элементы новой по построению и содержанию образовательной системы, совершается переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической модели.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА
(Россия, с. Прасковея)
ФГОУ СПО «Прасковейский сельскохозяйственный техникум»
Заведующая отделением экономики, бухгалтерского учета и коммерции
Спивак М.В.
Образование не может не учитывать современные реалии, поэтому уже сегодня появляются и внедряются в жизнь элементы новой по построению и содержанию образовательной системы, совершается переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической модели.
Исторический опыт показывает, что появление каждого нового средства хранения, передачи информации и доступа к ней ведет к появлению новой образовательной модели и ее доминирующему положению в обществе, причем, чем совершеннее средство, тем быстрее идет процесс формирования модели. Очевидно, что компьютер в вышеназванной функции во много раз совершеннее предыдущих. Уже на одном этом основании можно с уверенностью прогнозировать, что компьютерные технологии приведут, в конечном счете, к смене доминирующей сегодня модели образования. И эти изменения, скорее всего, будут происходить гораздо быстрее и гораздо радикальнее, чем в предшествующие эпохи: компьютер, имея огромные преимущества перед книгой как хранилищем информации, обладает целым рядом возможностей, ей недоступных. Он и в количественном, и в качественном отношении новый инструмент.
Компьютер – это не только средство, кардинально расширяющее информационное пространство, это универсальный инструмент деятельности человека практически во всех сферах, именно в силу этого он не может не стать главным инструментом в образовательном процессе.
Итак, важнейшим современным средством повышения качества образования является его информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе компьютерных (информационных) технологий, позволяющих значительно расширить область самостоятельной работы обучаемых, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами[11].
Принимая во внимание закономерности в смене и развитии образовательных моделей, современные тенденции в области образования, а также возможности информационных технологий, можно представить новую образовательную модель следующим образом:
компьютер (источник информации, практика, контроль) — учитель (отбор материала для обучения, организация групповой и индивидуальной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учеников с электронными средствами обучения через партнерство, организация объективных форм контроля) — учебные информационные материалы (традиционные, электронные) - ученик (восприятие и усвоение, самостоятельная работа под руководством и при содействии учителя, самоконтроль).
В настоящее время информатизация сферы образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. Современный компьютер отнюдь не предмет фантастического сюжета: вечером надел шлем, а утром стал специалистом. Структура образовательного процесса не меняется: как и тысячи лет назад, обучение включает три основных компонента – получение информации, практические занятия и аттестацию[10].
С точки зрения преподавателя компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом – к более творческой работе.
С точки зрения обучаемого компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом – повышают качество образования.
Отправной точкой, аксиомами при анализе возможностей компьютерных технологий обучения являются два очевидных соображения:
- Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет. Действительно, интеллектуальное техническое средство в известной степени моделирует деятельность преподавателя.
- Электронное издание не должно дублировать книгу, напротив, должно быть нацелено на то, чего полиграфическое издание дать не может. Подчеркнем, что ЭИ не должно именно дублировать. Когда книги попросту нет, крайне полезен и электронный текст.
Необходимо рассматривать два уровня применения компьютерных технологий в системе образования.
На первом уровне компьютерные технологии выступают в качестве вспомогательного педагогического средства (аналогично ТСО) для решения отдельных образовательных задач в рамках традиционного учебного процесса, т.е. они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими учебно-методическими средствами. К этому уровню отнесем такие методические приемы, как электронные наглядные пособия, домашние задания с подготовкой мультимедиа сообщений (докладов, презентаций, рефератов и т.п.), помощь в организации учебного процесса (раздаточные учебные материалы, административные документы и т.п.). В этом случае компьютерные технологии выполняют роль вспомогательного средства и не влияют на изменение методической, дидактической, организационной и других сущностей образовательного процесса.
На втором уровне компьютерные технологии и образовательный процесс приобретают признаки конвергенции, т.е. взаимного влияния друг на друга, что, в конечном счете, приводит к изменению методических и дидактических возможностей образования, а далее его функциональной и организационной структуры, а, следовательно, появлению новых форм образовательного процесса. Влияние компьютерных технологий обусловлено тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами, компьютерные технологии обеспечивают процессу обучения новые возможности, а многие существующие функции реализуются в ином, более качественном виде[2].
Основными преимуществами информационных технологий для образования являются:
- создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;
- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно для адаптивных ЭИ, способных настраиваться на текущий уровень знаний обучаемого и область его интересов);
- возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов;
- возможность взаимодействия с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика);
- возможность представления уникальной информации мультимедиа средствами;
- возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;
- возможность автоматической генерации большого числа неповторяющихся заданий для контроля знаний, умений и навыков;
- возможность автоматизированного поиска информации и более удобного доступа к ней;
- создание условий для эффективной реализации новейших психолого-педагогических методик, базирующихся на игровых и состязательных формах обучения, погружении в виртуальную реальность и др.)[6].
Действительно, на втором уровне информационные технологии выполняют не только функции вспомогательного учебного средства, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют появлению новых форм обучения.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий[10].
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений [4].
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Список использованной литературы
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.
- Гершунский Б. С. Философия образования. - М., 1998.
- Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.
- Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.
- Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.
- Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.:Педагогическое общество России, 2000.
- Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.
- Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.
Обучающиеся коррекционного учреждения VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,...
Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"
Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...
Всероссийский вебинар :" Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников , как необходимого условия повышения качества современного образования"
quot; Альманах педагога"...
Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».
Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Успешный детско-юношеский коллектив представляет собой необходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотиво...
Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и...
Выступление на МО учителей ЕМЦ "Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества"
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенной средство повышения его качества Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции ...