Роль дополнительного образования в образовательной системе России
статья
О роли дополнительного образования в образовательной системе России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_obrazovatelnoy_sisteme_rossii.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Демянчук О.В.
педагог дополнительного образования ГКОУ «СОШ при УУИС»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Аннотация в статье раскрывается роль дополнительного образования в образовательной системе России
Ключевые слова образовательная система, дополнительное образование
Образовательная система России – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.
А дополнительное образование является одним из элементов, составляющих образовательную систему России.
В статье 1 главы 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дано определение дополнительного образования, в котором оно характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Данное определение, на наш взгляд, дает достаточно точное определение данного понятия.
В России дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование (ОДО) и профессиональное дополнительное образование (ПДО), что расширяет его возможности и круг потребителей.
ОДО – это дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний.
ПДО – это профессиональное дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.
ПДО включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Раскроем суть данных понятий.
Так, обновление знаний, умений и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач, освоение дополнительных квалификаций – это повышение квалификации.
А приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности на основе вновь сформированных компетенций и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования – это профессиональная переподготовка.
Кроме того ПДО включает в себя такие понятия как стажировка и дополнительная переподготовка, суть которых заключается в нижеследующем:
Так, закрепление на практике знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, а также отработка сформированных компетенций, приобретение профессиональных и организаторских качеств, для выполнения профессиональных обязанностей – это стажировка.
А совершенствование навыков и компетенций лиц, получивших профессиональную подготовку – это дополнительная профессиональная переподготовка.
Необходимо помнить о том, что в образовательной деятельности огромное значение играет самообразование как форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников. Развитию данного процесса существенно помогает система дополнительного образования, созданная в России.
Сегодня многие образовательные учреждения государственные и частные оказывают дополнительные образовательные услуги.
Кроме того в Российской Федерации функционирует много образовательных учреждений дополнительного образования, которые, осуществляют деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ.
В соответствии с требованиями, нормативных документов, регулирующих деятельность в области дополнительного образования, такую работу могут выполнять организации, в уставе которых основной целью прописана деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или организации, которые имеют образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы. Как, правило – это - некоммерческие организации (в том числе общественные организации (объединения).
Эти организации осуществляют деятельность, которая направленна на оперативное удовлетворение потребностей человека в получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том числе способствующую повышению его образовательного уровня. Такая деятельность является образовательно-информационной деятельностью.
Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность образовательных организаций, осуществляющих дополнительное образование, являются:
- Конституция Российской Федерации.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области дополнительного образования, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отражены права граждан Российской Федерации на дополнительное образование.
Так граждане Российской Федерации имеют право на получение дополнительного образования в пределах системы образования, а также имеют право выбора дополнительных образовательных программ и форм получения дополнительного образования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, а также иные лица в возрасте до 18 лет имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Что расширяет возможности всех категорий граждан в области повышения их интеллектуальных способностей и делает услуги образовательных организаций дополнительного образования вполне доступными.
Вся работа по дополнительному образованию осуществляется на основе разработанных и утвержденных, соответствующими органами дополнительных образовательных программ.
Освоение дополнительных образовательных программ осуществляется в формах, установленных Законом «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, благодаря организации дополнительного образования в России и дети, и взрослые могут удовлетворять свои интеллектуальные потребности в соответствии с желаниями и интересами. А с внедрением технологии дистанционного обучения и развитием телекоммуникационных систем этот процесс становится доступен всем желающим, не зависимо от состояния здоровья, места проживания и т.п. Повышение качества образования и расширение границ системы образования позволяет повышать интеллектуальный, профессиональный уровень жителей России, а как следствие позволяет укрепляться экономике РФ.
Список использованной литературы:
1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2013. - 512 c.
2. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М.: Просвещение, 2015. - 320 c.
3. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС 15г. - Москва: Высшая школа, 2015. – 259 c.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе....
Рецензия на методическую разработку "Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ"
Материал соответствует требованиям педагогических разработок, будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе педагогов....
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Lополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет обучающимся широкие возможности для полу...
«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении бол...
Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России
Интернет - новое информационное явление, перед которым мы - учителя - оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Г...
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...