Урок в 5 классе "Метод координат"
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Павличенко Маргарита Алексеевна
Цель урока: Закрепления понятия кодирование, через изучение метода координат  как универсального способа кодирования графической информации с помощью чисел.
Задачи урока:
Познавательные:
Развивать учебно-познавательные и коммуникативные  компетенции учащихся. 
Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.
Отметить роль кодирования информации, научить декодировать зашифрованную информацию, применять свои знания на практике.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_metod_koord.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: информатика

Класс: 5 «А» класс

Автор УМК: Босова Л.Л.

Тип урока: комбинированный урок

Тема урока: Метод координат.

Место и роль урока в изучаемой теме: второй по теме; развитие навыков работы с координатной площадью

Технологии:  Исследовательский, частично - поисковый, с применением игровой технологии, личностно - ориентированный.

Цель урока: Закрепления понятия кодирование, через изучение метода координат  как универсального способа кодирования графической информации с помощью чисел.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Развивать учебно-познавательные и коммуникативные  компетенции учащихся.
  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.
  • Отметить роль кодирования информации, научить декодировать зашифрованную информацию, применять свои знания на практике.

Развивающие:

  • Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на логическое мышление, развивать внимание, память, познавательный интерес;
  • Развивать навыки работы с интерактивным оборудованием.

Воспитательные:

  • Развивать умение работать в команде, развивать чувство взаимопомощи.
  • Воспитывать интерес к предмету, чувства само- и взаимоуважения.
  • Привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

  • Формирование представления о кодах и кодировании информации (предметный результат);
  • Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания, сообразительности (метапредметный результат);
  • Умение работать в группе, выбирать себе роль в группе; развитие уверенности в себе при решении новых, не шаблонных задач (личностные результаты)

Межпредметная связь: математика, география, история.

Оснащение и методическое обеспечение  урока: 

  • рабочее место учителя,
  •  рабочее место ученика,
  • проектор,  
  • интерактивная доска,  
  • папка с файлами на рабочих местах учащихся,
  • флипчарт для интерактивной доски Interwrite,
  • презентация выполненная в PowerPoint.

План урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Интерактивная доска/компьютер

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть.

Рефлексия на начало урока:

Давайте поднимем вверх руки и пожмем, теперь пожмем руки соседу, а  затем попытаемся сделать цепочку. Теперь улыбнемся друг другу, подарим улыбку гостя.

Приветствуют учителя.

Участвуют в игре, приветствуют друг друга

Показывают мимикой свое настроение

На экран выводится информация изображение смайликов, через представление вида опираясь на жизненный опыт учащихся сформулировать, что несут в себе смайлики и что такое кодирование.

Перед уроком детям  раздаются билеты, и они рассаживаются, согласно своим билетам, где указан ряд и место.

-Дети, почему как вам кажется, мы сегодня расселись вот таким способом. Наводить учащихся вопросами, рассуждениями находить ответы на вопросы. Для формулировки темы выполним задание. Найдем листы со словами

  • 1 ряд 2 столбец  - МЕ
  • 2ряд 3столбец -  ТОД
  • 1 ряд 1 столбец - КООР
  • 2 ряд 4 столбец – ДИНАТ

 Основная цель нашего урока: освоить работу по определению координат на плоскости.

Учащиеся анализируют информацию, выдвигают предположение   темы и цели урока.

Находят в партах листы с названиями и прикрепляют их на белую доску.

Называют тему урока.

Интерактивная доска

Открывает страницу интерактивной доски, на которой представлены различные виды кодирования  применяемые в быту (штрих-коды, ноты, знаки арифметических операций, дорожные знаки и т.д.)

Предлагает детям назвать формы представления (способы кодирования) информации, которые им известны.

Проанализировать понятие декодирование.

Учащиеся называют формы представления (способы кодирования) информации:

Фронтально отрабатывают ситуацию, опираясь на предложенные примеры.

Делают выводы

Интерактивная доска

Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.

Показывает примеры применения метода координат. Показывает на экране шахматную доску и предлагает учащимся расставить фигуры на доске.

Объясняет, как формируется точка в системе координат. На основе многоподъездного дома (сначала заходим в подъезд (ось X), затем поднимаемся на этаж (ось Y).

В  диалоге приводят примеры применения метода координат в различных областях жизни.

Вовлеченные в вопросы и проблемы, путем рассуждений и умозаключений ищут ответы на вопросы. С помощью интерактивной доски выполняют практическое задание.

Интерактивная доска

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается выполнить задание согласно маршрутного листа.

  • Задание группе: путь из Россоши в Воронеж. Через  города. Название городов надо расшифровать (согласно шифра), найти его координату. Отметить найденную точку соединить вторую точку второго города провести линию строим дорогу.
  • Задание Группе.  В программе координатная площадь открыть файл и построить созвездия по точкам.
  • Задание. Индивидуальное игра «Отметь точку» дети отмечают точки у себя на координатной плоскости.

Учащиеся делятся на группы, читают задание, выбирают информацию расшифровывают название города отмечают точку координат, соединяют точку получают указанный путь.

Учащиеся составляют модель, с помощью программы «Координатная площадь» выбирая координаты из файла затем сверяют с моделью. Пытаются назвать, что за изображение получено.

В игре «Отметь точку» дети отмечают точки у себя на координатной плоскости.

Компьютеры учащихся,  Интерактивная доска.

В ходе выполнения следит за работой, в случае необходимости указывает на ошибку. В сотрудничестве исправляет ситуацию.

Сильные и активные ребята помогают ребятам, которым трудно справиться с заданием, они не делают за них задания, а только направляют их действия и помогают в трудных ситуациях, особенно, когда точки лежат на оси координат.

Компьютеры учащихся,  Интерактивная доска.

Закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать.

Предлагает оценить себя с помощью программы «Рефлексия», где предлагает ответить: Мне было -  Легко, Интересно, Трудно, Скучно

Закрывают глаза, задумываются и расслабляются.

В программе рефлексия выбирают соответствующую для себя ситуацию

Интерактивная доска

Ход урока:

  1. Организационный момент

Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте поднимем вверх руки и пожмем, теперь пожмем руки соседу, а  затем попытаемся сделать цепочку. Теперь улыбнемся друг другу, подарим улыбку гостя.

Покажите без слов ваши эмоции в данный момент,  и пусть ваш сосед попробует угадать то,   Радость; Грусть; Страх; Интерес.

Выбираем кто вам ближе на сегодняшний урок.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На экран выводится информация изображение смайликов, через представление вида, и  опираясь на жизненный опыт учащихся сформулировать, что несут в себе смайлики и для чего они используются такое кодирование.

Перед уроком детям  раздать билеты, и они рассаживались, согласно своим билетам, где указан ряд и место.

-Дети, почему как вам кажется, мы сегодня расселись вот таким способом.

Для формулировки темы выполним задание. В ходе игры предложить учащимся самим сформулировать то, тему урока и цель того чем они сегодня будут заниматься.

Найдем листы со словами

  • 1 ряд 2 столбец  - МЕ
  • 2ряд 3столбец -  ТОД
  • 1 ряд 1 столбец - КООР
  • 2 ряд 4 столбец – ДИНАТ

 Основная цель нашего урока: освоить работу по определению координат на плоскости.

  1.  Актуализация знаний

Открывает страницу интерактивной доски, на которой представлены различные виды кодов применяемые в быту (штрих-коды, ноты, знаки арифметических операций, дорожные знаки и т.д.) Предлагает детям назвать формы представления (способы кодирования) информации, которые им известны. Проанализировать понятие декодирование.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Открываем флипчарты интерактивной доски. Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел. 

На интерактивной доске кинозал, предлагается  посадить посетителя согласно, его билета. Расставить на шахматной доске фигуры, по предложенной задаче.

Где же еще мы можем услышать о координатах и их применении

Разберем формирование точки на координатной плоскости, на основе многоподъездного дома  сначала заходим в подъезд (ось X), затем поднимаемся на этаж (ось Y ), так и точка А(5; 3) ставится на пересечении 5 отрезков на оси X, 3 отрезка оси Y.

Учащиеся называют формы представления (способы кодирования) информации:

В  диалоге приводят примеры применения метода координат в различных областях жизни.

5.  Первичное усвоение новых знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается выполнить задание, согласно маршрутного листа.

  • Задание1: Группе путь из Россоши в Воронеж. Через  города. Название городов надо расшифровать (согласно шифра), найти его координату. Отметить найденную точку соединить вторую точку второго города провести линию строим дорогу. Учащиеся делятся на группы, читают задание, выбирают информацию расшифровывают название города отмечают точку координат, соединяют точку получают указанный путь.
  • Задание 2: Группе.  В программе координатная площадь открыть файл и построить созвездия по точкам. Программа имеет 3 вкладки: режим 1 (где вы сами придумываете рисунок и далее записываете координаты изображения- творческий), режим 2 (в этом режиме, воспользовавшись заготовками, в которых заложены координаты, вы получаете изображение), 3 вкладка – справка (в ней подробно описано как работать в этих режимах). Сегодня мы будем работать в режиме 2, перейдите в него. Первое с чего нужно начать работу в этом режиме - выбрать файл из заготовок, нажмите на кнопку- Открыть файл, далее выберите по названию, что вы хотите изобразить. После открытия файла, вы нажимаете на кнопку - Координата, появляется координата, которую вы должны изобразить в координатной плоскости (нажатием лев. Кнопкой мыши). Если вы правильно изобразили ее, появляется изображение улыбающегося мальчика, который говорит: «Ага», если неправильно показали, точка не отмечается, появляется грустная девочка со словами: «Не-а». Точки по порядку будут соединяться линиями, цвет линий и точек можно самостоятельно выбирать из палитры. Учащиеся составляют модель, с помощью программы «Координатная площадь» выбирая координаты из файла затем сверяют с моделью. Пытаются назвать, что за изображение получено.
  • Задание 3. Индивидуальное игра «Отметь точку»,  Запускаем игру на доске щелкаем по точке, она перемещается на заданное место, дети отмечают точки у себя на координатной плоскости.

6.  Первичное закрепление, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Помочь учащимся в усвоении нового материала, откорректировать ошибки. Сильные и активные ребята помогают ребятам, которым трудно справиться с заданием, они не делают за них задания, а только направляют их действия и помогают в трудных ситуациях, особенно, когда точки лежат на оси координат.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Способствовать формированию рефлексии, положительных эмоций.

Закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать.

Предлагает оценить себя с помощью программы «Рефлексия», где предлагает ответить: Мне было -  Легко, Интересно, Трудно, Скучно

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. /Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  3. Босова Л.Л, Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Шкалы и координаты"

Отработка понятий "штрихи", "деления", "координатный луч", "единичный отрезок"....

Урок "Прямоугольная система координат".(построение перпендикуляра) 6 класс

Презентация к уроку "Прямоугольная система координат" 6 класс содержит 7 слайда, для устной работы и для проверки домашней работы.....

Урок"Прямоугольная система координат" 6 класс

Презентация содержит 6 слайдов, предназначенных для повторения, устной рабоы и проверки домашнего задания....

урок по теме "Координаты на прямой"

Первый урок по теме "Положительные и торицательные числа" к учебнику Н.Я.Виленкина...

Урок по теме: "Координаты"

Урок-повторение проводится по окончании изучения темы "Координаты", сопровождается презентацией....

Конспект урока "введение декартовых координат в пространстве"

Конспект урока по геометрии в 10 кл "Введение декартовых координат в пространстве". Тип урока: урок изучения нового материала....

урок- практикум "Географические координаты"

География.Землеведение.6класс...