Рабочая программа по информатике 6 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) на тему

Клюева Ольга Александровна

35 часов , учебник Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc120 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004
  3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего  

образования;

  1. Обязательный минимум содержания основного общего общего курса информатики;
  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная

распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;

  1. Авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

   

    С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ», так как  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах.

    Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика и ИКТ» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часа в год).

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 17;
  • проверочная  работа – 3;
  • контрольная работа – 1;

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

   

     Выбор учебников и пособий осуществляется в соответствии с Приказом МО и Н РФ № 253 от 31.03.2014   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

   Реализация Рабочей программы осуществляется по учебнику Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса  – М.: Бином.  Лаборатория  знаний, 2009 г.

   Курс информатики в 5-7 классах является пропедевтическим, этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов.

   Обучение по данному УМК обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики в 8-9 классах по учебникам Н.Д. Угриновича. 

   УМК содержит подробные методические разработки всех уроков со ссылками на ЦОР,  рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы, заготовки для практикума, примеры выполнения заданий.

   Ряд дополнительных материалов можно найти на страницах авторской мастерской Л.Л. Босовой.

Общая характеристика учебного предмета

   Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

   Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно - научного мировоззрения.

   Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

    В основу представляемого вводного курса информатики для в 6 классов положены такие принципы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

  1. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений   современной   науки   с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация   набора  понятий   «настоящей  информатики»   для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.
  2. Практико - ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  3. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  4. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

    Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

   Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

   Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Основные содержательные линии:

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

•        вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными  

     основами процессов управления и системах различной природы;

•        вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации,  

     количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

•        способы представления информации (условно «линия представления информации»),

•        методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая  

     линия»);

•        вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

•        возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту  

     линию «линией исполнителя»);

•        вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их  

     исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия

     формализации и моделирования»);

•        этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения  

     задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании  

     компьютера (условно «линия информационных технологий»).

Цели и задачи обучения

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Цели обучения информатики в 6 классе:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи обучения предмету:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ

   

Используемые технологии, методы и формы работы

    При организации занятий школьников 5-6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

   На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,  

     презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

     Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля знаний;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный  учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Основное содержание курса «Информатика и ИКТ» 6 класса.

  1. Раздел «Компьютер и информация»  (12 часов).

      Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

      Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование  

      цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых  

      чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера.

      Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения

      информации.

     Цель: систематизировать знания учащихся об информационных процессах, знать

     способы кодирования информации, выполнять перевод чисел из одной системы в другую.

          Компьютерный практикум.

          Практическая работа 1 «Работаем с файлами и папками».

          Практическая работа 2 «Знакомимся с текстовым процессором».

          Практическая работа 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

          Практическая работа 4 «Нумерованные списки».

          Практическая работа 5 «Маркированные списки».

         Практическая работа 6 «Создаем таблицы».

        Проверочная работа 1 «Компьютер и информация».

          Требования  к  знаниям  и  умениям  ученика:

  • понятие информации;
  • виды информации;
  • способы обработки информации;
  • способы хранения информации;
  • понятие памяти, носителя информации, источника и приемника информации;
  • способы кодирования числовой, графической информации.
  • приводить примеры числовой, текстовой, звуковой и видеоинформации;
  • приводить примеры передачи и хранения информации, информационных каналов;
  • перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
  1. Раздел.  Человек и информация (12 часов).

          Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы.  

    Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия.  

    Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение,

   противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как  

   форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

   Цель: подготовить учащихся к умению «видеть» информационную составляющую в

   деятельности человека; обратить внимание учащихся на роль информации в жизни человека.

         Компьютерный практикум.

        Практическая работа 7 «Размещаем текст и графику в таблице».

        Практическая работа 8 «Строим диаграммы».

        Практическая работа 9 «Изучаем графический редактор Paint».

        Практическая работа 10 «Планируем работу в графическом редакторе».

        Практическая работа 11 «Рисуем в текстовом редакторе».

        Проверочная работа 2 «Человек и информация».

       

       Требования  к  знаниям  и  умениям  ученика:

  • технологии обработки текстовой и графической информации;
  • технологию работы с таблицами и диаграммами;
  • понятие высказывания, суждения, умозаключения, понятия;
  • свойства алгоритма;
  • способы представления алгоритмов;
  • основные алгоритмические конструкции: линейная, ветвления, циклическая.
  • форматировать документ;
  •    вставлять и форматировать таблицы в текстовом документе;
  • вставлять диаграммы, изменять внешний вид диаграмм.
  1. Раздел.  Элементы алгоритмизации (11 часов).

     Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм». Исполнители  

     вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с  

     ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

           Цель: сформировать понятия «алгоритм», «исполнитель» и способствовать использованию

           этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а    

           описание последовательности действий.

           Компьютерный практикум.

          Практическая работа 12 «Рисунок на свободную тему».

          Практическая работа 13 «PowerPoint. Часы».

          Практическая работа 14 «PowerPoint. Времена года».

          Практическая работа 15  «PowerPoint. Скакалочка».

          Практическая работа 16 «Работаем с файлами и папками».

          Практическая работа 17 «Создаем слайд-шоу».

          Проверочная работа 3 «Информационные технологии».

          Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

       

      Требования  к  знаниям  и  умениям  ученика: 

  • понятие алгоритма как организованной последовательности действий;
  • свойства алгоритма;
  • способы представления алгоритмов;
  • основные алгоритмические конструкции: линейную, ветвления, циклическую.
  • составлять алгоритмы по заданным условиям;
  • составлять линейные, условные и циклические алгоритмы;
  • определять результат выполнения алгоритма фрагменту алгоритма;
  • создавать программу по заданному условию (линейные, ветвления, циклические) на языке

                  программирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ шестиклассников.

В результате изучения информатики  ученик должен

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ,
  • требования к организации компьютерного рабочего места,
  • виды прикладных программ, основные операции с файлами,
  • виды систем счисления,
  • виды объектов текстовой информации,
  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот,
  • связь между единицами измерения информации,
  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста,
  • способы познания человеком мира через органы чувств,
  • логические приемы оперирования с понятием,
  • отличия текстового редактора и процессора,
  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом,
  • возможности графического редактора Paint,
  • виды определений, требования к построению родовидового определения,
  • требования к классификации, признаки классификации,
  • виды суждений,
  • правила получения умозаключений,
  • пошаговое исполнение алгоритма,
  • способы описания алгоритмов, 
  • понятие  блок-схемы, обозначения блоков,
  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков,
  • правила записи разветвленного алгоритма,
  • понятие цикла, его разновидности.

Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;
  • приводить примеры обработки информации на компьютере;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека,
  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению,
  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, 
  • сохранять документы,
  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; 
  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора,
  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи,
  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу,
  • создавать нумерованные списки,
  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие,
  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках,
  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы,
  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов,
  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации,
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов,
  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы,
  • устанавливать логические отношения,
  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру,
  • классифицировать понятия по определенному признаку,
  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора,
  • встраивать в текст  графические объекты из коллекции,
  • записывать алгоритм известными способами,
  • составлять линейные алгоритмы,
  • записывать алгоритмы различными способами,
  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм,
  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами,
  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы,
  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы,
  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность

     конкретного субъекта к его восприятию;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов,  

     создания списков и таблиц.

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,
  • различать необходимые и достаточные условия,
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и  

     редактирования рисунков.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Критерий оценки устного ответ

              Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

            Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

Учебно-методическое  обеспечение

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: Бином.

            Лаборатория  знаний, 2009 г.

  1. Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,   2009г.
  2. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.)
  3. Рабочая тетрадь. Для учеников 6 класса. // Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. –

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  2. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные:

  • мультимедийные ПК;
  • мультимедиапроектор;
  • локальная сеть;
  • глобальная сеть;
  • принтер;
  • сканер;

Программные:

  • операционная система Windows;
  •  полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • пакет презентационной графики PowerPoint;
  • архиватор Z-zip;



Предварительный просмотр:

Поурочное планирование по информатике и ИКТ   6 класс

(1 час в неделю, всего 35 ч.)

Тематика урока

§ учебника

Дата

по плану

Дата

фактически

Цифровые ресурсы на CD

Раздел 1.  Компьютер и информация (12 ч.)

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

§1.1.

02.09.2014

Презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

2.

Файлы и папки.

Практическая работа 1. «Работаем с файлами и папками».

§1.2

09.09.2014

Презентация «Файлы и папки»

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа 2  «Знакомимся с текстовым процессором».

§1.3 введение

16.09.2014

Презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc

4.

Двоичное кодирование числовой информации.

§1.3 (1)

23.09.2014

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

§1.3 (1)

30.09.2014

Презентация «Цифровые данные»  (часть 1)

6.

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

§1.3 (2)

07.10.2014

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

7.

Кодирование текстовой информации

§1.3 (2)

14.10.2014

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2); файл Заготовка.doc

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word.

§1.3 (2)

21.10.2014

Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

9.

Растровое кодирование графической информации.

Практическая работа 4 «Нумерованные списки».

§1.3 (3)

28.10.2014

Презентация «Растровое кодирование графической информации».

10.

Векторное кодирование графической информации.

§1.3 (3)

Презентация «Векторное кодирование графической информации».

11.

Единицы измерения информации.

Практическая работа 5«Маркированные списки».

§1.4

Презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

12.

Проверочная работа 1 «Компьютер и информация».

Практическая работа 6 «Создаем таблицы».

§1

Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc

Раздел 2.  Человек и информация (12 ч.)

         

13.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.

§2.1,2.2

Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

14.

Понятие как форма мышления.

 Практическая работа 7«Размещаем текст и графику в таблице».

§2.3 введение

Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть).

15.

Как образуются понятия.

Практическая работа 8 «Строим диаграммы».

§2.3 (1)

Презентация «Понятие» (часть 2);

16.

Структурирование и визуализация информации.

§2.3 (1)

17.

Содержание и объем понятия.

§2.3 (2)

Презентация «Содержание и объем понятия»;

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

§2.3 (3)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1);

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа 9 «Изучаем графический редактор Paint».

§2.3 (3)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2);

20.

Определение понятия.

§2.3 (4)

Презентация «Понятие»

21.

Классификация.

§2.3 (5)

22.

Суждение как форма мышления.

Практическая работа10 «Планируем работу в графическом редакторе».

§2.4

Презентация «Суждение»; файл Домик.doc

23.

Умозаключение как форма мышления.

§2.5

Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc

24.

Проверочная  работа 2 «Человек и информация».

Практическая работа 11 «Рисуем в текстовом редакторе».

§2

Раздел 3.  Элементы алгоритмизации  (11 ч.)

25.

Что такое алгоритм.

Практическая работа 12 «Рисунок на свободную тему»

§3.1

26.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки.

§3.2, §3.3

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

27.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

§3.4(1)

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2);

файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

28.

Линейные алгоритмы.

Практическая работа 13 «Power Point. Часы»

§3.4(1)

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

29.

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа 14 «Power Point. Времена года»

§3.4(2)

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

30.

Циклические алгоритмы.

Практическая работа 15 «Power Point. Скакалочка».

§3.4(3)

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

31.

Проверочная работа 3 «Информационные технологии».

Практическая работа 15 «Power Point.Скакалочка».

§3

Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

32.

Систематизация информации.

Практическая работа 16 «Работаем с файлами и папками.

33.

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

34.

Практическая работа 17 «Создаем слайд-шоу».

35

Практическая работа 17 «Создаем слайд-шоу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...