Рабочая программа по информатике 5 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Клюева Ольга Александровна

35 часов, учеюник Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc133 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004
  3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего  

образования;

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.

 /Составитель М. Н. Бородин. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012.

  1. Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;
  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная

распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;

  1. Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл. Босова Л.Л.

(М.: «Бином» 2011)

   

    С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ», так как  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах.

    Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика и ИКТ» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 15;
  • проверочная  работа – 3;
  • контрольная работа – 1.

   

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

   

     Выбор учебников и пособий осуществляется в соответствии с Приказом МО и Н РФ № 253 от 31.03.2014   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

   Реализация Рабочей программы осуществляется по учебнику Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса  – М.: Бином.  Лаборатория  знаний, 2009 г.

   Курс информатики в 5-7 классах является пропедевтическим, этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов.

   Обучение по данному УМК обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики в 8-9 классах по учебникам Н.Д. Угриновича. 

   УМК содержит подробные методические разработки всех уроков со ссылками на ЦОР,  рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы, заготовки для практикума, примеры выполнения заданий.

   Ряд дополнительных материалов можно найти на страницах авторской мастерской Л.Л. Босовой.

Общая характеристика учебного предмета

   Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

   Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно - научного мировоззрения.

   Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

    В основу представляемого вводного курса информатики для 5 классов положены такие принципы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

  1. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений   современной   науки   с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация   набора  понятий   «настоящей  информатики»   для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.
  2. Практико - ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  3. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  4. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

    Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

   Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

   Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Основные содержательные линии:

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

•        вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными  

     основами процессов управления и системах различной природы;

•        вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации,  

     количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

•        способы представления информации (условно «линия представления информации»),

•        методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая  

     линия»);

•        вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

•        возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту  

     линию «линией исполнителя»);

•        вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их  

     исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия

     формализации и моделирования»);

•        этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения  

     задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании  

     компьютера (условно «линия информационных технологий»).

Цели и задачи обучения

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Цели обучения информатики в 5 классе:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи обучения предмету:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ

   

Используемые технологии, методы и формы работы

    При организации занятий школьников 5-6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

   На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,  

     презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

     Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля знаний;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный  учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

       

Основное содержание курса «Информатика и ИКТ» 5 класса.

  1. Раздел  «Компьютер для начинающих» (8 часов).

          Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация  

рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная

позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер. Программы и файлы. Рабочий стол.  

Управление компьютером с помощью мыши.  Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок

правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание). Главное меню. Запуск программ.

Управлением компьютером с помощью меню.

   Цель: познакомить  учащихся  с  устройством  компьютера,  сформировать  представления  о  

   требованиях  безопасности  и  гигиены  при  работе  с  компьютером, познакомить  учащихся  с  

   различными  устройствами  ввода  информации  в  компьютер.

          Компьютерный практикум.

          Практическая работа 1 «Знакомство с клавиатурой».

          Практическая работа 2 «Осваивание мыши».

          Практическая работа 3 «Запуск программ. Основные элементы окна программы».

          Практическая работа 4 «Управление компьютером с помощью меню».

            Проверочная работа 1 «Компьютер для начинающих».

       Требования  к  знаниям  и  умениям  ученика:

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

  1. Раздел «Информация вокруг нас» (15 часов).

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации.

       Передача информации.  Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления  

       информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма

       представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка  

       информации.  Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск

       информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой  

       информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации  

       путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной    

       форме. Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы  

       подготовки документа на компьютере.

Цель: дать  представление  о  предмете  изучения, объяснить,  почему  выбирается  та или  иная  форма  кодирования,  познакомить  учащихся  с  методом  координат,  дать учащимся  представление  об  информационном  процессе  передачи  информации.

       Компьютерный практикум.

       Практическая работа 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор».

       Практическая работа 6 «Ввод текста».

       Практическая работа 7 «Редактирование  текста».

        Практическая работа 8 «Работа с фрагментами текста».

        Практическая работа 9 «Форматирование текста».

       Клавиатурный тренажер.

       Координатный тренажер.

       Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

       Проверочная работа 2  «Информация вокруг нас». 

     Требования  к  знаниям  и  умениям  ученика:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение,
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

  1. Раздел  «Информационные технологии» (12 часов).

Компьютерная графика. Графический редактор. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений в программе PowerPoint. 

Цель:  дать  учащимся  представление  о  процессе  обработки  информации,  как  текстовой,  числовой  и  графической,  акцентировать  внимание  на  поиске  информации  как  разновидности  обработки  информации,  дать  представление  о  программном  средстве  для  создания  движущихся  изображений.

        Компьютерный практикум.

        Практическая работа 10 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора».

        Практическая работа 11 «Начинаем рисовать».

        Практическая работа 12 «Создание комбинированных документов».

        Практическая работа 13 «Работа  с графическими фрагментами».

        Практическая работа 14 «Анимация  на заданную тему».

        Практическая работа 15 «Анимация на свободную тему».

        Проверочная работа 3 «Информационные технологии».

          Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

       

       Требования  к  знаниям  и  умениям  ученика:

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • уметь  создавать  простые  мультимедийные  документы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ пятиклассников.

В результате изучения информатики  ученик должен

Знать:

  • правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию

информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества,

информационная этика;

  • правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при

работе на компьютер;

  • основные устройства компьютера и понимать их назначение;
  • назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • правила работы с клавиатурным тренажёром;
  • основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
  • различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню;
  • элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;
  • действия с информацией, хранение информации; носители информации;
  • основные понятия: метод координат как универсальный способ кодирования графической  

информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;

  • наглядная форма представления информации;
  • понятия: текстовый редактор и текстовый процессор; правила ввода текста;
  • понятие редактирования текста; понятие систематизации информации; понятие и способы форматирования;
  • понятия источник, канал, приемник; типы обработки информации;
  • основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодировании информации.

Уметь:

  • правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при

работе на компьютере;

  • работать с клавиатурным тренажёром;
  • вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв,

переключать режимы ввода русских и латинских букв;

  •  вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных

букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;

  • создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять,

упорядочивать файлы и папки;

  • выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;
  • запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои

документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать

окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и

вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;

  • выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с

помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать

раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать  

переключатель, устанавливать флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и

вызывать их;

  • создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки;
  • приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и

жесткого диска;

  • различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из   окружающего мира;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • кодировать и декодировать простейшую графическую информации;
  • применять свои знания, умения и навыки при логической игре.

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов,  
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и  

            редактирования рисунков.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Критерий оценки устного ответ

              Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

            Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

Учебно-методическое  обеспечение

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: Бином.

            Лаборатория  знаний, 2009 г.

  1. Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,   2009г.
  2. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.)
  3. Рабочая тетрадь. Для учеников 5 класса. // Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. –

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  2. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные:

  • мультимедийные ПК;
  • мультимедиапроектор;
  • локальная сеть;
  • глобальная сеть;
  • принтер;
  • сканер;

Программные:

  • операционная система Windows;
  •  полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • пакет презентационной графики PowerPoint;
  • архиватор Z-zip;



Предварительный просмотр:

Поурочное планирование по информатике и ИКТ   5 класс

(1 час в неделю, всего 35 ч.)

Тематика урока

§ учебника

Дата

по плану

Дата

фактически

Цифровые ресурсы на CD

Раздел 1.  Компьютер для начинающих (8 ч.)

1.

Техника безопасности и организация рабочего места.  Информация – Компьютер – Информатика.

§1.1.

05.09.2014

Плакаты «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности».

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности».

2.

Как устроен компьютер. 

§2.1, §2.2

12.09.2014

Плакат «Компьютер и информация».

Презентация «Компьютер на службе у человека».

3.

Ввод информации в память компьютера.

 Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа 1. «Знакомство с клавиатурой».

§2.3

19.09.2014

Плакат «Знакомство с клавиатурой».

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер.

§2.3

26.09.2014

Плакат «Правила работы на клавиатуре».

5.

Программы и файлы.

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§2.4

03.10.2014

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

6.

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа 2  «Осваивание мыши».

§2.5, §2.6

10.10.2014

Логическая игра «Пары».

7.

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа 3  « Запуск программ. Основные элементы окна программы».

§2.7

17.10.2014

8.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа 4 «Управление компьютером с помощью меню». 

Проверочная работа 1 «Компьютер для начинающих».

§2.8

24.10.2014

Интерактивные тесты:  test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати: тест 1_1.doc, тест1_2.doc.

Раздел 2.  Информация вокруг нас (15 ч.)

         

9.

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра.

§1.2, 1.3

31.10.2014

Плакат «Хранение информации». Презентация «Хранение информации».

10.

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§1.4

Презентация «Носители информации».

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

§1.5

Плакат «Передача информации».

Презентация «Средства передачи информации».

12.

Кодирование информации.

§1.6

Презентация «В мире кодов».

13.

Формы представления информации. Метод координат.

§1.7

Игра «Морской бой»

14.

Текст как форма представления информации. 

§1.9

Презентация «Текст: история и современность» (ч.1)

15.

Табличная форма представления информации.

§1.10

Презентация  «Табличный способ решения логических задач»

16.

Наглядные формы представления информации.

§1.11

Интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml. Файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc

17.

Обработка информации.

Практическая работа 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор».

§1.12

Плакат «Обработка информации»

18.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа 6 «Ввод текста».

§1.12

Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность»  (ч. 2) Файлы Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf

19.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа 7 «Редактирование текста».

§2.9

Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность»  (ч. 2).   Файлы Медвежонок.rtf, 100.rtf

20.

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа 8  «Редактирование текста».

§2.9

Плакат «Подготовка текстовых документов».Презентация «Текст: история и современность» (ч. 2).    Файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf

21.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

§1.13

22.

Форматирование текста.

Практическая работа 9 «Форматирование текста».

§2.9(2),

Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (ч. 2).Файлы Слова.rtf, Анаграммы.rtf

23

Форматирование – изменение формы представления информации.

Проверочная работа 2 «Информация вокруг нас».

§1.13

Плакат «Подготовка текстовых документов».

Презентация «Текст: история и современность» (ч.2) Файлы Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf

Раздел 3.  Информационные технологии  (12 ч.)

24.

Компьютерная графика.

Практическая работа 10 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора».

§2.10(1)

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp

25.

Инструменты графического редактора.

Практическая работа 11 «Начало рисования в графическом редакторе».

§2.10(2)

Образцы выполнения заданий — файлы Змей.bmp, Букашка.bmp

26.

Обработка графической информации.

 

§2.10

Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml. Файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc. Файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp

27.

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа 12  «Создание комбинированных документов».

§2.9, §2.10

Образец выполнения задания — файл Билет.bmp

28.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа 13 «Работа с графическими фрагментами».

§ 1.14 (1)

29.

Преобразование информации путем рассуждений.

Проверочная работа 3 «Информационные технологии»

§ 1.14 (2)

Презентация «Задача о напитках».

Файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp

30.

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик», «Переливашки».

§ 1.14 (3)

  Логическая игра «Переливашки»

31.

 Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».

§ 1.14

  Виртуальная лаборатория 

  Логическая игра  «Переливашки»

32.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

33.

Создание движущихся изображений. 

Практическая работа 14 «Создание анимации на заданную тему».

§ 2.11

Образцы выполнения заданий —  файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt

34.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа 15 «Анимация на свободную тему».

§ 2.11

35.

Практическая работа 15 «Анимация на свободную тему».

§ 2.11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...